Не отбирайте у детей компьютер, или Правила безопасности в Сети

Автор : Екатерина Гольцберг
03 марта 23:00

В эпоху, когда даже связь с ребенком осуществляется через гаджеты, нам необходимо знать, как, давая детям в руки смартфон и компьютер, не вручить вместе с ними дополнительные риски. Да, Интернет помогает нам легко общаться с друзьями и родственниками, знакомиться с новыми людьми, узнавать новое и проверять информацию, учиться и развлекаться. Но это все может иметь и свою теневую сторону.

 

Мы, родители, всегда хотим оградить детей от опасностей, но при этом используем методы весьма противоречивые.

Мы хотим предупредить - в итоге запугиваем, пробуем не пустить, а получается насилие, хотим отвлечь и выглядим глупо, пытаемся запретить, а выходит тирания, в отчаянии мы решаем наказать, и лишаемся доверия навсегда. Как же нам обезопасить наших детей от внешнего насилия, не используя это самое насилие? Сложная и неразрешимая задача в мире, где опасность исходит отовсюду, даже дома, благодаря высоким технологиям и вездесущему Интернету.

В эпоху, когда даже связь с ребенком осуществляется через гаджеты, нам необходимо знать, как, давая детям в руки смартфон и компьютер, не вручить вместе с ними дополнительные риски. Да, Интернет помогает нам легко общаться с друзьями и родственниками, знакомиться с новыми людьми, узнавать новое и проверять информацию, учиться и развлекаться. Но это все может иметь и свою теневую сторону. Многие опасности часто выглядят как привлекательное предложение, заманчивый квест или развлечение, выгодная сделка или выигрыш, интересное и увлекательное общение. И в то время как экономическая киберпреступность выросла за последние годы в разы, нельзя забывать, что именно мы обязаны научить своих детей не только, как уберечься от финансовых потерь, но и как избежать психологического насилия.

Вредоносные программы, фишинг-атаки, нежелательную почту и вирусный контент еще можно как-то отследить, а вот общение ребенка в Сети достаточно сложно контролируется, особенно если ваш "малыш" намного лучше разбирается в том, что и как устроено в компьютере. Да, большой технический разрыв между поколениями сыграл с нами злую шутку - дети технически более продвинуты, но абсолютно беспечны в вопросах психологических воздействий, которые взрослые легко отслеживают в силу опыта. Однако слушать наши "нравоучения" дети не хотят, ибо чувствуют себя более "продвинутыми" в общении с техникой.

Безусловно, детям младшего возраста программы на смартфоны, планшеты и компьютеры устанавливают родители, что позволяет им хоть как-то отрегулировать, что и как будет устроено в компьютере у ребенка. Конечно, всегда не лишним будет установить антивирусы и "родительский контроль", но дети постарше с таким контролем легко справляются сами, умеют удалять историю посещений, прятать контент, создавать непростые пароли и бдительно выходят из всех социальных сетей, когда оставляют свои смартфоны без присмотра.

Добавлю, что они могут иметь несколько аккаунтов, на одном из них вести себя "прилично" и подобающе, а на другом играть роль, которая в данный промежуток времени будет привлекательнее для данного конкретного подростка: от депрессивного "эмо" до горячего "мачо", обожаемого девочками.

Сразу оговорюсь, что, с точки зрения психологии, для подростка "пробовать на вкус" различные роли и примерять маски - абсолютная норма. Это легальный способ понять и ощутить свои чувства, разобраться, кто я и каков, каковы мои планы и смогу ли справиться с тем, что мне предлагает действительность. Среди этих ролей подросток плавает как рыба в воде, но именно такое "расщепление" очень пугает родителей.

В поисках смысла жизни и своего места в мире подросток способен принимать и пробовать разные роли, и это важно знать и понимать родителям, особенно когда они пытаются тотально контролировать своего подросшего ребенка, нарушая все нормы уважения к личному пространству другого человека. В результате родители только теряют доверие, а значит, делают подростка подозрительным и излишне бдительным, но эти качества направлены не на внешний опасный мир, а на собственных родителей, которые "лезут в мою личную жизнь". И дальнейший сценарий развития отношений в семье больше напоминает детектив с названием "а ну-ка догони, докажи, слови", вместо так необходимой ребенку поддержки и сотрудничества.

Это должно нас лишний раз убедить в том, что привычные меры безопасности - запрет и тотальный контроль - уже не работают, ведь ребенок нового века реально может дать нам фору в технических вопросах.

Но опасности все-таки есть, и они в большинстве таковы:

1. Контакты с нежелательными людьми, начиная от интернет-хулиганов и заканчивая финансовыми мошенниками, которые охотятся как раз на финансы родителей.

2. Получение информации о ребенке и его семье с целью шантажа, грабежа и других незаконных и опасных форм воздействия, где владение личной информацией является ключевым фактором влияния.

3. Внедрение в компьютер с целью извлечения личных файлов, паролей, документов, особенно если ребенок заходит с общего со взрослыми компьютера.

4. Посещение "взрослых сайтов", а проще говоря, приобщение ребенка к просмотру или изготовлению порнографии.

5. Приобщение к курению, употреблению наркотических средств.

6. Пропаганда насилия, суицидов, аддикций - пагубных зависимостей, таких как игромания, шопоголизм, анорексия, фанатизм.

Большинства опасностей можно избежать, выполняя простые правила, размещенные на тех же сайтах, где есть антивирусные программы. Тем не менее, многие психологические влияния будет сложно отследить, ведь мошенники, поверьте, отрабатывают свое "мастерство" и умение владеть ситуацией не так, как вы - от случая к случаю, а целенаправленно и взвешенно.

Поэтому самым важным для родителей все-таки будет одно правило: не терять контакт с собственным ребенком, что позволит обеспечить ему безопасность не только в Интернете, а практически везде. Ребенок должен знать, куда и к кому бежать в случае, если он растерян, не знает, как поступить, не понимает, что происходит, волнуется, или чувствует, что делает "что-то не то".

Для начала в доступной данному конкретному возрасту форме нужно рассказать ребенку о возможных рисках и способах воздействия на человека в Интернете. При этом важно не переборщить с информацией, давая ее по возрасту, не превращаясь в информационный источник и "гида по опасностям". Я часто встречаю детей, чьи родители или педагоги, движимые, конечно, благими намерениями, сумели возбудить интерес у детей к вещам, о которых те даже не слышали. Именно такая ситуация сейчас произошла с т.н. "группами смерти", когда в школах начали вести "просветительскую деятельность", даже не уведомив о такой работе родителей. И даже дети, не подозревавшие о существовании подобных групп, поинтересовались и нашли их.

Поэтому важно без паники и лишней ажитации рассказывать ребенку не про то, что "все пропало", и быстрее отнять планшет, а для начала задать вопрос: "А что ты вообще знаешь об этом?". Иногда ребенок сам и вполне добровольно поделиться с родителем своим знаниями, и окажется, что (с точки зрения его возраста) он вполне неплохо информирован, держит все под контролем и может даже вас успокоить. Дальше вы уже сможете с ним обсудить, что лично вас волнует, какие основные правила он должен соблюдать, и как их несоблюдение может повлиять на его и вашу жизнь. Без запугивания, без обесценивания, без оскорблений.

Далее важно научить ребенка:

1. Критичности мышления, ведь умение сомневаться давно перестало быть добродетелью. Но необходимо четко понимать, что сила внушающего манипулятивного воздействия в современном мире велика: на нас влияет перманентная реклама, которой сложно противостоять, которая нас, взрослых и ушлых, заставляет покупать, голосовать, промолчать, делать невыгодные для нас выборы и покупки. Реклама есть и в Интернете, и там она гораздо более навязчива и значительно меньше контролируется. Она может быть скрытой и практически всегда настраивается под запрос.

Следует понимать, что в составе группы со схожими интересами критичность мышления снижается, а сила внушаемого воздействия усиливается. Например, подростку трудно отказаться от сигареты в группе ровесников, с которыми он имеет сходные интересы. Значит особо необходимо научить его критичности мышления, что может выглядеть в виде неудобных вопросов: "А что вы тут делаете?", "А зачем мне это нужно делать?", "А что будет дальше?", "Кто вы такие?". Такие вопросы, заданные в Интернете, сразу делают человека "неудобным", и его исключают из воздействующего сообщества как неподходящего для воздействия. Ведь зачем тратить время на одного неудобного, если есть сотни покорных и исполнительных?

Нужно не забывать, что трудно воспитать критичность мышления в условиях доминирования и авторитарности родителей, а часто и всех взрослых, которые принимают участие в воспитании ребенка. Если ребенку трудно спорить с собственными мамой и папой, то сможет ли он противостоять мощному психологическому воздействию других "авторитетов"? Подумайте, а часто ли вы сами говорите ребенку: "Не спорь, я лучше в этом разбираюсь!", "Яйца курицу не учат!", "Я лучше знаю, что тебе лучше!". Если эти фразы из вашего лексикона, то, уверена, что критичность мышления в вашей семье скорее зло, чем благо.

Наряду с необходимостью владения знаниями об опасностях, которые таит в себе информационная среда, и основных приемах защиты, умениями работать с информацией, важным аспектом всегда будет необходимость иметь установку на критичность по отношению ко всем потокам информации. Ведь находить, собирать и воспринимать информацию мы все научились, а обрабатывать, проводить тщательный анализ и на основе этого принимать решения, - пока что нет! Это касается не только опасных групп, но и фейковых новостей, подтасованных исторических и научных данных, аспектов здоровья и воздействия на наш организм различных факторов. Это реально может спасти жизнь и здоровье, в том числе и психологическое.

2. Никогда и никому не предоставлять личную информацию, к которой относится информация о себе, своих близких, месте проживания, учебы, месте работы родителей, увлечениях, а также не давать никому номер телефона и не отсылать личные фотографии. Да, большинство соцсетей запрашивает такую информацию изначально, но в аккаунте она должна быть скрыта от посторонних, что предусмотрено настройками.

Важно учить детей использовать приватные настройки, и объяснять, что информация, которой он поделился в Интернете, может стать доступна всем и даже спустя многие годы. Кстати, я знаю детей, которые в большей мере контролируют родителей по поводу размещения информации о них, чем даже сами родители. Важно научиться и взрослым учитывать интересы ребенка, и прежде чем размещать его милые детские фото на горшке, следует спросить на это разрешения у самого ребенка. Такое уважение к его личному пространству часто помогает ребенку осознать, что он на него имеет право.

На запрос же любых иных лиц, даже если они представляются администраторами, владельцами групп, и обещают ограничить доступ в случае невыполнения "условий группы", сообщать свои данные нельзя. Это должно быть важным и обязательным правилом для ребенка.

"Маркером недоверия" для детей должна быть фраза: "Только никому об этом не говори", после которой ребенок должен сразу сообщить о таком контакте родителю. Вообще научить ребенка делиться с родителем тем, что ему кажется "странным", важно буквально с садикового возраста. Это дает возможность отцу и матери помочь ребенку отслеживать и блокировать нежелательные контакты. Поэтому важно поддерживать разговоры о том, что ребенку интересно, помогать ему, не отвергая в момент сомнений, где он решит разобраться сам. Важно поощрять в ребенке и обмен информацией, ведь в чем-то он, действительно, может разбираться лучше.

3. Умению сказать "нет". Это самый сложный пункт, и он часто касается не только Интернета. Это тоже часть того самого критического мышления, о котором я упоминала выше, но ребенку действительно сложно сказать "нет" именно взрослому. Поэтому есть более мягкие способы, которым можно научить ребенка. Например, задать встречный вопрос: "А почему именно я?", "А где живете вы?". Да, ребенка и тут могут обмануть, но у него будет время подумать или посоветоваться с вами, а это уже немало.

4. Научите ребенка устанавливать и самостоятельно контролировать время пребывания в Сети, создавая рамки, при которых будет исключаться интернет-зависимость, уже давно признанная болезнью. Забрать гаджет или отключить Интернет - не выход. Надо понимать, что нельзя отобрать что-то интересное, если мы не можем предоставить возможность заполнить это время чем-то более интересным, чем то, что мы отобрали. Мы не должны оставить пустоту - именно она заставляет искать "единомышленников", которыми могут оказаться другие мошенники. Будьте рядом, но помните, что расстояние определяет ребенок.

Пересматривайте правила безопасности, ведь взрослеющий ребенок проникает в другие глубины общения и потенциальных опасностей, да и технический прогресс не стоит на месте.

Давайте, наконец, признаем, что Интернет в целом - это благо, но как и любое благо, созданное в результате технической революции, он может таить опасности. Так были и остаются опасными автомобили. Но зная и соблюдая правила дорожного движения, которые, к слову, создавались постепенно и все время менялись, исходя из технических характеристик автомобилей, мы обеспечиваем себе относительную безопасность на дорогах. Мы же учим детей переходить дорогу и относиться к автомобилям, как к зоне риска. Вот так же и с Интернетом - создаем правила и начинаем их соблюдать. Ну а риски на совести тех, кто их не соблюдает.