Поставщикам "последней надежды" от гарантированных ее получателей: где гарантии?

Авторы : Алла Еременко, Ганна Люта
13 февраля 00:00

От наших законодателей сегодня зависит не только помощь МВФ. Зависит также то, будут ли (и в какой мере) УЧТЕНЫ энергетические интересы Украины, появится ли Украина со своей газотранспортной системой на современной энергокарте Европы? Война, включая ее энергоаспект, катализирует процесс.

 

"…если они не хотят продавать нам газ, мы не можем их заставить".

А.Коболев, глава правления НАК "Нафтогаз Украины".

Die Welt, 7 февраля 2015 г.

Законопроект о жестких правилах игры - "О рынке природного газа" может узаконить стремление Украины стать и быть цивилизованным и равноправным партнером и участником европейского рынка газа. (Начнем с себя.) Или засвидетельствует обратное. Суть в содержании, но не только. Европа в скором времени сможет обойтись без газотранспортной системы Украины. Увы. А мы? От наших законодателей сегодня зависит не только помощь МВФ. Зависит также то, будут ли (и в какой мере) УЧТЕНЫ энергетические интересы Украины, появится ли Украина со своей газотранспортной системой на современной энергокарте Европы? Война, включая ее энергоаспект, катализирует процесс.

Если внимательно посмотреть на финансово обеспеченные энерготранспортные проекты Евросоюза, призванные гарантировать его энергонезависимость, и не только от российского "Газпрома", то там нет Украины. Несмотря на обещанную международными финансовыми институтами финансовую поддержку - открыть кредитные линии для модернизации украинской газотранспортной системы. Деньги нам дадут, и не только для модернизации ГТС.

Глава МВФ Кристин Лагард 12 февраля в официальном сообщении назвала сумму в 17,5 млрд долл., которую, вероятнее всего, утвердит МВФ для Украины на четыре года под жесткие условия реформирования, прежде всего, "Нафтогаза Украины". Правительство обязалось поднять цены на энергоносители для домохозяйств, в первую очередь, на газ, до уровня рыночных. Тарифы вырастут стремительно и в разы. Гарантированная обязанность возвращать кредиты достанется не только нам, но и нашим детям и внукам. Не нынешнему правительству.

Не только из-за требований МВФ в обмен на кредиты мы можем и обязаны реформировать энергосектор, в частности рынок газа, модернизировать ГТС.

Но зачем, какую ее часть, с какой целью? Может ли только модернизация ГТС гарантировать включение Украины и ее газотранспортных мощностей в энергопланы и орбиту ЕС?

Справка ZN.UA

Новая программа Extended Fund Facility - расширенного финансирования МВФ для Украины в размере 17,5 млрд долл. - предусматривает ряд важных экономических и политических реформ.

Так, Украина значительно повысит тарифы на энергоносители: к апрелю 2017 г. тарифы на газ и отопление поэтапно будут приведены "до уровня полного возмещения стоимости".

Это в итоге должно привести к бездефицитности НАК "Нафтогаз Украины". "С целью оздоровления "Нафтогаза", положив конец вымыванию "Нафтогазом" бюджетных средств, было решено внедрить немедленное корректирование цен на газ и отопление с целью доведения их до уровня полного возмещения стоимости до апреля 2017 г.", - говорится в релизе миссии МВФ в четверг, 12 февраля, по итогам ее работы в Киеве.

Первый этап повышения тарифов должен начаться немедленно. Вместе с тем программа предусматривает выделение из госбюджета 12,5 млрд грн помощи в 2015 г. в качестве компенсации малообеспеченным слоям населения от повышения цен и тарифов (в первую очередь, на энергоносители).

Предыдущая программа сотрудничества с МВФ stand by предусматривала, что дефицит сектора общегосударственного управления в 2015 г., согласно методологии фонда, включающей в него дефицит НАК "Нафтогаз Украины", не должен превысить 3,9% ВВП (67,1 млрд грн). Госбюджет-2015 был принят с предельным дефицитом 63,67 млрд грн.

Независимы

Украина независима. До 31 декабря 2019 г. - от обязательств поставщиков и транзитеров энергоресурсов, прежде всего, газа. Это зафиксировано в контракте на поставку газа в Украину и в "транзитном" контракте "Нафтогаза" и "Газпрома" от 19 января 2009 г. Такая независимость газотранспортной системы Украины зафиксирована и в контрактах европейских покупателей российского газа - лет на 20–25. Перезаключены они уже после третьей "газовой войны" 2009-го, когда европейцы в третий раз и как никогда прежде ощутили на себе действенность российского газового оружия. Европейцам было очень неуютно.

В 2014-м они постарались избежать таких неудобств. Промежуточным компромиссным решением стал брюссельский "зимний пакет" от 31 октября 2014 г., гарантировавший незамерзание Европы с ноября 2014-го по 31 марта 2015-го. Благодаря обязательному транзиту российского газа по газотранспортной системе Украины.

ЕС сделал выводы и воспользовался передышкой - кардинально пересмотрел свою энергетическую политику и разработал новую стратегию. Сегодня он ее реализует, в частности, создает Энергетический союз. Единым покупателем российского газа на украинско-российской границе ни ЕС, ни Энергосоюз пока (и в принципе) быть не намерены.

Украина остается независимой - от планов как ЕС, так и РФ. И никому нет дела, что европейский меридиан действительно проходит по территории Украины (так утверждают картографы). В каждой уважающей себя евростолице есть свой ритуальный центр Европы. Изменить такую "энергонезависимость" нашей страны - задача парламента, правительства и всей Украины.

Осознанная необходимость

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк 2 февраля призвал парламент в срочном порядке рассмотреть и принять законопроект "О рынке природного газа". 6 февраля глава Минэнергоугольпрома Владимир Демчишин, эмоционально отбиваясь от электроэнергетических вопросов депутатов в Верховной Раде, успел призвать законодателей принять революционный "газовый закон", основанный на требованиях Третьего энергопакета ЕС. Правительство, по его словам, утвердило такой документ.

На момент написания этой статьи, 12 февраля, обещанный правительством "газовый" законопроект в ВР не зарегистрирован. В повестке дня пленарных заседаний ВР на этой неделе он тоже не значился.

Но законопроект "О рынке природного газа" существует, причем в нескольких вариантах. Более того, правительству Яценюка сложно было договариваться с МВФ, пока он не принят парламентом как закон. По информации источников ZN.UA, после обсуждения законопроекта с руководством МВФ в конце прошлой недели документ был кардинально изменен, без чего переговоры правительства Украины с МВФ не могли быть продолжены.

Но Боже упаси народных избранников принимать такой закон "с голоса" и спонтанно! За каждой запятой, не то что точкой в таком документе не только чьи-то корпоративные интересы - интересы Украины, каждого гражданина. Оправдана ли пафосность сказанного - решать вам. ZN.UA изучает законопроект, основательно переверстанный после переговоров представителей Минэнергоугольпрома и "Нафтогаза" с МВФ. Очень надеемся, что к моменту дебатов в Верховной Раде его белые пятна не превратятся в черные дыры.

Рынок и кодекс

Законопроект "О рынке природного газа" в принципе подразумевает реальные возможности упорядочить работу всех его участников в соответствии с доселе неизвестными им рыночными и конкурентными условиями и правилами. Словом, это уже не будет базар. По крайней мере, такова задумка. Законопроект четко определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа Украины на принципах свободной конкуренции, надежной защиты потребителя и безопасности поставок газа, а также интеграции с рынками газа стран Энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков природного газа. Заодно в документе учтены все европейские энерготенденции и правила, так что адаптировать газовое законодательство к европейскому уже не понадобится - на нем будет основан новый газовый порядок. И Третий энергопакет органично станет составляющей национального законодательства.

В настоящее время в проекте 8 разделов, объединяющих 60 статей. Новых понятий и определений - десятки. Законопроект определяет и регулирует даже те аспекты рынка, которые еще только могут быть созданы и касаются, например, сжиженного и сланцевого газа.

Работать придется по правилам, которые для каждой отдельной категории участников будут четко записаны в соответствующие кодексы: Кодекс газотранспортной системы, Кодекс газораспределительных сетей, Кодекс газовых хранилищ. К слову, все эти кодексы сейчас активно обсуждаются. И надо отметить, что даже в кругу узких специалистов по многим вопросам нет единого мнения. Как и по поводу некоторых определений в законопроекте. Обо всех в одной статье не рассказать, поэтому упомянем только некоторые из них.

Поставщик "последней надежды" и защищенный потребитель

По большому счету, поставщик "последней надежды" (гарантированный поставщик) есть и сейчас. Это определенный Кабмином поставщик, у которого нет права отказаться от заключения договора на поставку газа в определенный период времени. Не может, например, НАК отказаться поставлять газ населению в зимний период. Не могут отключать газ даже из-за долгов в больницах и детских учреждениях. Хотя в последнее время режим жесткой экономии заставил многие местные общины добровольно урезать газопотребление и принудительно отключать газ, даже если есть лимит и даже "защищенным потребителям", то есть в основном бытовым газопотребителям. Хотя защищенными являются также предприятия и организации с особым общественным значением. Однако в документе указано, что претендовать защищенные потребители могут только на 20% от общего объема газопотребления в стране. Стоит заметить, что в последние годы потребление резко сократилось, что автоматически сужает и число защищенных потребителей.

Но когда НАК на практике станет холдингом (или в перспективе ее не будет), кто будет поставлять нам "последнюю надежду"? Логично предположить, что это должна быть компания, гарантированно имеющая ресурс газа. Кто у нас его имеет? Тот, кто добывает, - ПАО "Укргаздобыча", 100% акций которой находится в корпоративном управлении НАКа. Но если это предприятие будет приватизировано, захотят ли его акционеры быть поставщиками "последней надежды"? Пример "Укрнафты", отказывающейся продавать газ населению по фиксированным ценам, несмотря на любые правительственные постановления, свидетельствует, что правительству подумать об этом стоит уже сегодня.

К слову, в одном из вариантов проекта значилось:

"2. Постачання природного газу постачальником "останньої надії" (гарантованим постачальником) має тривати до 45 діб. Після закінчення цього строку постачальник "останньої надії" (гарантований постачальник) зобов'язаний припинити постачання природного газу відповідному споживачу.

3. Ціна природного газу, який постачається постачальником "останньої надії" (гарантованим постачальником), має дорівнювати ціні природного газу для балансування постачальника, зазначеного у частині 1 цієї статті, збільшеній на 30%".

Но в последующих версиях законопроекта об этом нет ни слова…

Законопроект названий компаний да и конкретных цен не содержит, в нем определено, кто может быть поставщиком "последней надежды" и поставщиком газа вообще, оператором ГТС, газораспределительных сетей, хранилищ газа или LNG-терминала. То есть, как говорится, все и всех называет своими именами.

Например, субъектов рынка: операторы ГТС, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор LNG-терминала, оптовый продавец, оптовый покупатель, поставщик, потребитель. Выбирай, кто ты будешь такой! Всего же в документе дано 37 определений, большая часть которых раньше не практиковалась в газовой действительности и юридической практике.

Правовая основа и принципы

Новшеством правовой основы является полная привязка к "правозащитной практике Энергетического сообщества, в частности к решениям Суда ЕС, практики Еврокомиссии и секретариата Энергетического сообщества". А также акцент на недискриминации участников рынка. Провозглашается также принцип свободной добросовестной конкуренции (с монополиями - отдельный разговор, через жесткий контроль регулятора).

Госрегулирование осуществляет регулятор. К слову, в законе предусмотрительно не сказано, что это обязательно НКРЭКУ, значит, можно ожидать создания нового регулятора.

Национальный план действий

Правительству с принятием нового газового закона не придется в буквальном смысле выбивать в парламенте право на чрезвычайные меры и полномочия в критических ситуациях. Для этого в законопроекте предусмотрен Национальный план действий, который будет вступать в действие в таких ситуациях автоматически в зависимости от уровня кризисности ситуации. Правда, центральный орган власти (Минэнерго?) должен его сначала согласовать со всеми, но если ему это удастся, то в следующий раз частных владельцев газа уже не спросят, можно ли воспользоваться их ресурсом в случае надобности для интересов державы.

Регулятор

В случае принятия парламентом законопроекта "О рынке природного газа" в значительной мере утратят актуальность или будут отменены многие законы, имеющие отношение к рынку энергоресурсов в целом и рынку газа, в частности. Даже непростое принятие 10 февраля Верховной Радой Закона №0919 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления цен (тарифов)" может утратить смысл намного раньше 1 июня, как изначально предусмотрено переходными положениями законопроекта "О рынке природного газа". Тем более что предпринятая попытка (через принятие закона №0919) узаконить тарифные полномочия НКРЭКУ, по мнению юридического управления ВР, противоречит некоторым статьям Конституции. Однако именно НКРЭКУ сыграет важную роль при скором пересмотре цен на энергоносители в Украине.

Роль НКРЭКУ как национального регулятора особо оговорена в законопроекте "О рынке природного газа". Он будет не только устанавливать цены и тарифы на газ, услуги по его транспортировке и хранению, доставке потребителям, но и получит большие права в части контроля за выполнением условий прозрачности и равноконкурентности всех участников рынка газа страны. НКРЭКУ, по большому счету, будет третейским судьей на рынке газа. Разумеется, в рамках своих полномочий, которые постепенно расширяются. Да так, что глава Минэнергоугольпрома В.Демчишин уже, наверное, сто раз пожалел, что променял должность главы НКРЭКУ на министерский портфель. Ведь у главы нацкомиссии реальных рычагов влияния и власти несравнимо больше, чем у любого министра.

Регулятор будет принимать решения и о санкциях, в том числе о серьезных штрафах к нарушителям нового газового порядка. Законопроект в разделе VI "Ответственность субъектов рынка природного газа" достаточно подробно описывает, за что и как будут наказаны субъекты рынка газа, вплоть до аннулирования лицензий. Несмотря на то, что это предпоследний раздел законопроекта, мы бы советовали участникам рынка газа если не начинать читать документ с него, то изучить его очень внимательно.

Например, регулятор может оштрафовать вертикально интегрированную компанию (наверное, прежде всего, НАК "Нафтогаз Украины") на 10% ее годового дохода за нарушение требований об отделении и независимости оператора ГТС. Сегодня "Нафтогаз" на пороге кардинальной реформы, начало и механизм которой оговорен в Законе "О реформировании системы управления Единой газотранспортной системы Украины", принятом парламентом с боями 4 сентября 2014 г. Первому главе "Нафтогаза" Игорю Бакаю, затем Олегу Дубине и Юрию Бойко так и не довелось завершить реорганизацию НАКа. Эта миссия выпала на долю нынешнего председателя правления НАК "Нафтогаз" Андрея Коболева. Но в парламенте насмерть стоял за закон, позволяющий провести разгосударствление и раздел НАКа, премьер Яценюк, который чуть ли не отставкой угрожал, если закон не примут…

Напомним, что согласно этому закону ГТС Украины, вся транспортная инфраструктура и подземные хранилища газа, сейчас обслуживаемые ПАО "Укртрансгаз", корпоративными правами которого управляет НАК, должна быть разделена на два самостоятельных предприятия: ПАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ) и ПАО "Подземные газовые хранилища Украины" (ПГХУ). Причем 51% акций каждого из этих предприятий должно оставаться в госсобственности, а потенциальные инвесторы этих компаний (только из числа профильных претендентов из ЕС и США) будут предварительно подвергнуты небывалой доселе проверке на чистоту намерений (подробнее см. ZN.UA №25 от 11 июля 2014 г., "Unbundling. Попытка вторая").

До 10% годового оборота может лишиться и лицо, владеющее правами собственника ГТС, в случае нарушения требования о разделении и независимости оператора ГТС. Сегодня роль оператора ГТС выполняет по сути ПАО "Укртрансгаз". Но практически каждый раздел законопроекта "О рынке природного газа" говорит о регулировании уже другой структуры как НАКа, так и входящих в ее орбиту предприятий, прежде всего "Укртрансгаза" и "Укргаздобычи". Так что с принятием этого законопроекта обратной дороги у НАКа не будет.

С одной стороны, такая реформа давно назрела и предусмотрена Третьим энергопакетом ЕС. С другой - подобная спешка с разделением и последующим в разгосударствлением "Нафтогаза" и его структурных компаний в условиях финансового кризиса Украины - вещь весьма деликатная. Как бы не продешевило правительство в угоду скорейшему выполнению обещаний, щедро выданных МВФ и тщательно охраняемых от непосвященных. Ведь даже парламентарии пока не имели возможности доподлинно ознакомиться с условиями, на которые согласилось правительство Яценюка в обмен на расширенную кредитную программу. Объясняют, что, мол, с МВФ договаривается правительство, потому и договоренности эти - дело только правительства. Аргумент несостоятельный, но правительство пока им успешно пользуется.

Облгазам: либо торговля, либо транспортировка

От 3 тыс. до 50 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан может составить штраф за нарушение лицензионной деятельности или за ведение деятельности без лицензии. И вот здесь возникает масса нюансов на рынке услуг по распределению и торговле газом. Это имеет непосредственное отношение к бывшим обл- и горгазам, преобразованным в газопоставляющие предприятия. Значительная часть из них контролируется "венским узником" Фирташем. Эти предприятия НКРЭКУ еще в январе обязала разделить виды деятельности - доставку газа потребителям по распределительным сетям и непосредственно торговлю газом. Но что-то не слышно, чтобы облгазы торопились это сделать.

А если не сделают, то с принятием законопроекта о новых правилах для рынка газа они автоматически и поголовно подпадают под штрафные санкции, а там и лицензий могут лишиться. А еще регулятор может тарифом их наказать.

Подробно права и обязанности оператора газораспределительной системы оговорены во втором разделе законопроекта, в ст.40–45. Законопроект предусматривает также обязательства операторов распределительных систем не на словах, а на практике развивать инфраструктуру, а не просто зарабатывать на ней. План развития сетей оператор должен представить регулятору на ближайшие десять лет. А не захотят вкладывать прибыль в сети - с рынка вон.

Вообще же вольница для облгазов может закончиться. Новые правила предусматривают, что не только оператор ГТС и подземных хранилищ газа, но и операторы распределительных сетей должны будут строго соблюдать Кодекс газораспределительной системы - разрабатываемый свод четких и жестких правил. И если нынешние облгазы не отвоюют себе послабление еще при разработке такого кодекса, то рискуют стать бывшими, т.е. вынуждены будут уйти с рынка. Так что реальным бенифициарам обл- и горгазов есть над чем задуматься.

Надо полагать, эти обстоятельства станут мощным побудительным мотивом активировать усилия лоббистов интересов Фирташа и иже с ним в парламенте, чтобы заблокировать принятие нового закона. Или как минимум попытаться отвоевать себе отсрочку.

Терять облгазам есть что. По данным Минэнергоугольпрома, в 2014 г. обл- и горгазы в общей сложности доставили по распределительным сетям 36,27 млрд кубометров газа. И не только населению. И не только доставили. Значительную часть этого объема они же и продали.

Десятилетиями эти предприятия, арендующие у государства распределительные сети на весьма странных условиях, неплохо зарабатывали на таком совмещении видов бизнеса. И разобраться в их балансах мало кому удавалось, точнее, никому еще не удавалось. Зато облгазы мертвой хваткой держат за горло потребителей, особенно тех, кто не захотел считать их гарантированными поставщиками газа. В прошлом году скандал поднялся неимоверный. Но проблема так и осталась нерешенной. Поможет ли размотать этот клубок перекрестных интересов новый порядок на рынке газа?

Оператор ГТС

Оператор газотранспортной системы будет создан в форме юридически независимого предприятия. Его независимость (как самостоятельного субъекта) от других субъектов рынка - основное условие. Проект предусматривает несколько принятых в разных странах моделей отделения оператора, как то модель отделения ISO и модель отделения ITO. Но согласно законопроекту, как исключение, регулятор может по предложению владельца ГТС назначить оператора ГТС, если последний до 6 октября 2011 г. входил в вертикально интегрированную организацию. Надо понимать, что такая оговорка сделана для того, чтобы до появления (или переформатирования) достойного независимого оператора можно было назначить "Укртрансгаз" оператором системы, которую именно он и обслуживает, хотя юридически при этом не является собственником ГТС. И чтобы оператор этот уже имел опыт сотрудничества с операторами ГТС соседних стран. Пока, кроме "Укртрансгаза", никто таким опытом и знаниями нюансов не располагает.

Разбалансировка и рынок балансирующих услуг

Особое внимание вызывает ст. 38 законопроекта - "Основные принципы балансирования". Причем неожиданной краткостью и слишком общими формулировками. Если учесть, что для баланса газа необходимо наличие ресурса, а Украина его пока импортирует даже больше, чем добывает, то все субъекты рынка газа должны быть очень ответственными. Иначе - разбалансировка. Это главная проблема.

Специалисты газовой отрасли, участвующие в обсуждении и подготовке законопроекта, отмечают, что в законе недостаточно оговорена ответственность некоторых субъектов. По их мнению, равную ответственность за разбалансировку рынка и систем должны нести все участники рынка, а не так, как сегодня, когда все "разбалансы" вынуждены покрывать транспортники. Но надеются, что в Кодексе ГТС ответственность за разбалансировку будет четко предусмотрена, а нарушители - жестко караемы. В противном случае навести порядок будет невозможно.

Помочь в этом призвано новшество - рынок балансирующих услуг. Но все эти технические и коммерческие детали еще предстоит согласовать, в частности в Кодексе ГТС.

Вот так в общих чертах выглядит законопроект "О рынке природного газа". Каким он поступит в парламент, пока неизвестно. И хотя в него заложены действительно рыночные принципы и европейские правила, сам по себе он не станет панацеей. Эти правила еще надо понимать и соблюдать. Да и не всем они придутся по душе, ведь привыкли в мутной воде рыбу ловить.

Законопроект однозначно нацелен на сотрудничество с операторами ГТС соседних европейских стран, откуда Украина тоже получает газ. И которым активно предлагает задействовать украинские ПХГ и включить украинскую ГТС в систему евроконнекторов. Европейцы не отказываются, но сначала думают о своих экономических и коммерческих интересах. И в сотрудничестве с "Газпромом" тоже. Так что даже если все правила в Украине зеркально совпадут с европейскими, это не гарантирует, что европейцы расторгнут долгосрочные договоры с "Газпромом", в которых украинская сторона - в стороне от процесса. Договор НАКа с "Газпромом", в частности транзитный, закончится в 2019 г. НАК уже сейчас требует его пересмотреть. Но четкого ответа и понимания того, каким будет сотрудничество с этим поставщиком газа через пять лет, пока нет.

Впрочем, председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей КОБОЛЕВ, к которому ZN.UA обратилось за комментариями по поводу законопроекта "О рынке природного газа", не разделяет нашего пессимизма.

Андрей КОБОЛЕВ, председатель правления НАК "Нафтогаз Украины": "Каждый потребитель сможет выбирать, у кого покупать газ"

- Андрей Владимирович, убеждены ли вы в необходимости принятия законопроекта "О рынке природного газа"? Почему? Ваши аргументы.

- Этот законопроект приводит наше энергетическое законодательство в соответствие с законодательством Европейского Союза. Он был разработан в тесном сотрудничестве с секретариатом Европейского Энергетического сообщества. Представлять этот документ на заседании Кабмина приехал заместитель директора Энергосообщества Дирк Бушле. В официальном пресс-релизе организации он прокомментировал качество подготовленного документа следующим образом: "Если этот закон будет принят, он создаст отличную юридическую основу для дальнейших реформ, а Украина получит самое прогрессивное газовое законодательство среди стран - членов сообщества, не являющихся членами Евросоюза".

Принятие этого законопроекта является международным обязательством Украины в рамках Договора о присоединении к Энергетическому сообществу. Очевидно, что мы должны выполнять наши международные обязательства, но это не главная цель этого документа. Он, как и аналогичное европейское законодательство, написан в интересах конечных потребителей газа, поэтому является критически важным для украинцев.

За последний год мы на собственном опыте убедились в преимуществах европейского энергетического законодательства. "Газпром" оказывал сильнейшее давление на европейских поставщиков газа и операторов сетей, но мы все равно смогли купить достаточно газа по более низкой, чем у "Газпрома", цене.

Европа с помощью этого законодательства смогла создать у себя эффективный рынок газа: практически ликвидировать возможность монополистов диктовать свои цены потребителям, найти оптимальный баланс между ценой и качеством (в том числе надежностью поставок).

Реальные цены газа в странах, где это законодательство работает, гораздо ниже, чем в странах, которые до сих пор не решаются создать у себя свободный рынок газа. Конкретный пример. За счет того, что мы сейчас покупаем газ на европейских рынках, удалось сэкономить для страны около 100 млн долл. только в феврале (если сравнивать с альтернативой закупать весь объем у "Газпрома" даже с учетом 100-долларовой скидки).

Кроме этого, у европейского законодательства есть еще целый ряд других стратегических преимуществ.

Принятие этого закона значительно облегчит задачу последующей интеграции в европейский газовый рынок. Если говорить прямо, то наши планы по использованию украинской ГТС и хранилищ европейскими компаниями, привлечению масштабных инвестиций в отрасль без принятия этого документа останутся на бумаге.

К слову, сейчас Европейский Союз очень серьезно рассматривает возможность того, что Энергетический союз, который они собираются создавать, будет включать не только страны - члены ЕС, но и страны, присоединившиеся к Энергосообществу. Если мы хотим быть частью Энергетического союза, а, на наш взгляд, Украине это будет очень выгодно, то принятие данного законопроекта - лучший способ на деле показать серьезность и искренность наших намерений.

Но, опять-таки, речь идет не об абстрактных материях.

Эффективный рынок газа, созданный по европейской модели, будет в том числе и катализатором увеличения добычи газа в Украине, внедрения энергосберегающих технологий. Он лучше любых правоохранительных органов будет бороться с коррупцией - для нее будет просто гораздо меньше места и т.д.

- Законопроект "О рынке природного газа" зафиксирует современный расклад на рынке Украины? Изменит? Как, на ваш взгляд?

- Данный законопроект приведет к фундаментальным изменениям. Будет разделен "Нафтогаз" - функция магистрального транспорта газа и его хранения будет отделена. Будут также разделены облгазы - будет выделена функция распределительного транспорта газа, т.е. его доставки конечным потребителям.

Эти и другие меры, предусмотренные в законе, приведут к реальной конкуренции в сегменте поставок газа, в том числе населению. Каждый потребитель сможет выбирать, у кого покупать газ.

- Считаете ли вы, что законопроект "О рынке природного газа", разработанный при непосредственном участии "Нафтогаза", способен (призван) помочь интеграции украинской ГТС в европейский рынок газа? Почему и каким образом?

- В первую очередь, мы бы отметили не нашу роль в разработке этого законопроекта, а роль Энергетического сообщества и Евросоюза.

Это правильно - не выдумывать колесо, а использовать проверенные на практике подходы. У Европы получилось создать эффективный рынок газа, так давайте использовать их успешный опыт. В основном этот законопроект соответствует нашему видению оптимальной работы рынка, хотя некоторые из наших предложений европейцы отклонили. И мы с этим согласились.

Надо понимать, что европейское энергетическое законодательство - это очень продуманная система регулирования рынка. Знаете, почему оно называется Третьим энергопакетом? Потому что этот пакет законодательства является уже третьей итерацией. С каждым разом это законодательство ужесточается и становится более эффективным.

У нас не было задачи как-то схитрить с европейцами и протащить в законопроекте какие-то лоббистские нормы. Те, кто знаком с работой нашей команды в "Нафтогазе", знают, что мы сами всеми силами пытаемся построить в Украине нормальный конкурентный рынок.

Но даже если бы мы и попытались что-то пролоббировать, это было бы сразу пресечено европейской стороной. Поверьте, они умеют справляться с лоббистами монополистов, которых в Европе предостаточно.

Важно также отметить, что процесс работы над законопроектом был достаточно открытым. Принимали участие и общественные организации, и международные компании, все релевантные министерства, регулятор и т.д.

- Как это скажется на "Нафтогазе Украины"?

- Как мы уже говорили, "Нафтогаз" будет разделен. В сегменте торговли газом и его поставок будет конкуренция. А дальше уже успешность компании во многом будет зависеть от того, насколько конкурентоспособным и эффективным окажется "Нафтогаз".

- Как европейские правила работы украинского рынка газа, в случае их одобрения парламентом, повлияют на конкурентоспособность отечественной ГТС?

- Европейские компании по привычным для них правилам смогут заказывать транспортные мощности и пользоваться нашими хранилищами.

Значительно облегчится задача создания совместного предприятия для управления украинской ГТС - ведь оператору из Европейского Союза будет гораздо комфортней работать в привычном, европейском законодательном поле.

Ну и, безусловно, принятие этого законодательства позволит привести наши отношения с "Газпромом" тоже в соответствие с европейскими стандартами. В свою очередь, это создаст необходимые условия для реализации очень важной для нас задачи - чтобы европейские компании покупали газ у "Газпрома" на границе Украины и РФ, а потом уже сами заказывали у нас транспортные мощности.

- Можно ли в результате ожидать включения украинской ГТС и интересов Украины (ее транспортной компании) в европейские энергопланы? Почему? В чем это будет выражаться?

- Да, существует высокая вероятность, что Украине будет предложено участие в Энергетическом союзе со всеми вытекающими последствиями.

- Обеспечат ли основные положения законопроекта "О рынке природного газа" прозрачность и равность, пропорциональность и недискриминацию участников рынка газа, включая потребителей природного газа? Каким образом?

- Основные положения законопроекта призваны обеспечить прозрачность рынка, равный доступ к инфраструктуре, пропорциональность и недискриминационность государственного регулирования. Для этого предусмотрены различные механизмы. Но важно, что подзаконные акты должны соответствовать принципам, заложенным в законе.

- Можно ли ожидать, что поставщик "последней надежды" не похоронит эту надежду? Почему? Кто, как и чем это гарантирует?

- Поставщик "последней надежды" никаким образом не ограничивает конкуренцию на рынке. Наоборот, он гарантирует так называемую целостность рынка. То есть любой потребитель газа будет уверен, что в случае дефолта его поставщика он сможет всегда купить газ у поставщика "последней надежды". Таким образом, для потребителя выбор поставщика газа не будет таким рискованным, как если бы поставщика "последней надежды" не было. Поэтому данное положение законопроекта будет облегчать вход на рынок новых участников, что будет усиливать конкуренцию.

Ну и, что немаловажно, поставщики "последней надежды" будут выбираться Кабмином на открытом конкурсе.

- Кто и чем должен отвечать за газовый дисбаланс?

- Транспортный оператор в конечном счете отвечает за балансировку системы. Это сложный технический процесс, в котором участвуют операторы ГТС соседних стран, газовых хранилищ, операторы распределительных сетей и т.д. Но если у потребителя образовался дисбаланс, потому что его поставщик не поставил газ, то этот потребитель сможет автоматически купить этот газ у поставщика "последней надежды".

- Как новые правила работы рынка газа Украины скажутся на решении главной проблемы - проблемы ресурсов природного газа?

- Не будем спорить, насколько это главная проблема. Данный законопроект призван регулировать баланс между спросом и предложением газа с помощью рыночных механизмов. Задача государства - обеспечить эффективность рынка. Это означает, что рынок должен быть прозрачным, целостным (должен быть обеспечен доступ к необходимой инфраструктуре и т.д.), и права участников рынка должны быть защищены.

Наш анализ показывает, что проведение рыночной реформы газового сектора Украины по европейскому образцу приведет к тому, что добыча у нас в стране существенно вырастет, а энергоемкость экономики упадет. Это даст нам возможность через четыре-пять лет после проведения реформы вообще не импортировать газ.