МРТ для недр

Автор : Ганна Люта
27 мая 00:00

"На глубине 3 тыс. м под нами - море нефти, запас которой больше, чем в Техасе до 1929 г.", - утверждают украинские ученые. С такими запасами углеводородов Техас был нефтяной столицей США более 70 лет.

 

"На глубине 3 тыс. м под нами - море нефти, запас которой больше, чем в Техасе до 1929 г.", - утверждают украинские ученые. С такими запасами углеводородов Техас был нефтяной столицей США более 70 лет.

Но украинская власть не слышит отечественных ученых. Или не хочет слышать? Почему?

Украинские ученые разработали и запатентовали принципиально новую технологию поиска полезных ископаемых, получившую название Deep Vision ("глубоко вижу"). Ценность и преимущество ее в том, что она позволяет за короткий промежуток времени, при относительно небольших финансовых инвестициях, без затратного бурения находить те месторождения углеводородов и других полезных ископаемых, которые традиционная геофизика с 3D сейсмографией найти не может.

Первые результаты экспериментального применения нового метода в нескольких регионах и странах мира подтвердили перспективность поиска полезных ископаемых. Deep Vision может пригодиться прежде всего Украине. Почему этого не произошло до настоящего времени, в чем состоит метод поиска полезных ископаемых "глубоко вижу" и что необходимо для его внедрения - об этом рассказал директор Института ядерной геофизики Владимир НАУМЕНКО, депутат Киеврады V и VI созывов.

- Владимир Михайлович, вы категорически опровергаете утверждение многих отечественных и зарубежных ученых о том, что в недрах Украины нет достаточного количества нефти и газа, поэтому наша страна обречена, по крайней мере в ближайшие годы, на импорт энергоносителей, в частности из России (если не учитывать принудительно-добровольного энергосбережения). Вы уверены, что у Украины большой энергопотенциал. На чем базируется ваше убеждение?

- Мнение о "бедности" недр Украины, укоренившееся в головах ученых, политиков, а со временем и руководства государства, не только ошибочное, но и вредное, потому что оно замедляет развитие страны, вследствие чего страдает народ.

Да, у Украины чрезвычайно большой энергетический потенциал. Но об этом почти никто не знает. Чтобы найти месторождение нефти или газа, надо задействовать научные учреждения, предприятия, осуществляющие геологическую разведку. Это чрезвычайно длительный, дорогой и почти недоступный для честных людей процесс. Точнее, доступный, но при определенных условиях. В мире почти все геологоразведочные компании применяют один метод поиска - метод 3D сейсмографии. Найти месторождение с помощью этого метода сложно, его эффективность не превышает 30%. Не оправдывает себя этот метод и в Украине, вследствие чего в мире сложилось впечатление, что наша страна бедна углеводородами, поэтому к нам никто из инвесторов не идет.

- И здесь появляются украинские ученые, которые…

- Я понимаю вашу скептическую иронию, но не разделяю. Да, действительно, украинские ученые различных научных институтов, разных специальностей разработали метод поиска полезных ископаемых, базируясь на изучении физического явления - магнитно-ядерного резонанса, теории распространения радиоволн, радиотехники, информатики.

Считаю эти исследования открытием, и открытием гениальным. Как в медицине с помощью МРТ (магнитно-резонансная томография) находят в теле человека раковые клетки, так и, применяя магнитно-ядерный резонанс, находят "инородные тела" (месторождения), вкрапленные в тело планеты Земля. Более того, нами было разработано соответствующее оборудование, аналогов которого в мире нет.

- Как практически применяются новый метод поиска и ваше оборудование, если это не секрет, конечно?

- Не секрет, но элементы конфиденциальности есть. Метод запатентован в Украине. Его идея заключается в том, что из космоса через спутник исследуются большие площади поверхности Земли (60х60 км, 240х240 км), фотографируются вибрации залежей, а потом эти фотовибрации обрабатываются в "ядерном реакторе", что позволяет видеть их большие бассейны. В дальнейшем на "засвеченных" территориях проводится зондирование недр специальными сигналами, которые присущи поисковым полезным ископаемым, где и происходит явление резонанса.

Метод получил название Deep Vision ("глубоко вижу") и дал положительные результаты поиска полезных ископаемых по всему миру. Ценность этой технологии заключается в том, что она дает возможность за короткий промежуток времени, при сравнительно небольших финансовых затратах, без дорогого бурения находить те месторождения углеводородов, которые традиционная геофизика с ее 3D сейсмографией обнаружить не способна.

- С этого момента, пожалуйста, подробнее. То есть вы находите то, чего другие "не видят"?

- Да. Мы можем конкурировать с любой известной в мире нефтегазоразведывательной компанией. Такие компании, как правило, находят контуры, объем инородного тела, а мы - сам продукт, который находится внутри инородного тела.

Относительно Украины. Большинство ее территорий расположены на так называемом гранитном щите. Когда применяют метод 3D сейсмографии, звуковые вибрации, доходя до гранитного щита, отражаются от него и возвращаются назад, сигнализируя о том, что на пути их прохождения месторождения нет. Но основные месторождения углеводородов размещаются под (за) гранитным щитом, и применять 3D сейсмографию нет смысла. Поэтому большинство геофизиков и утверждают - месторождений нет.

Для ядерно-магнитного резонанса гранитный щит не является препятствием. Да, нами были найдены несколько месторождений там, где традиционная геофизика "утверждала" об их отсутствии.

- Какие еще преимущества у вашего метода?

- Судите сами. Для того чтобы найти месторождения нефти или газа с помощью традиционной геофизики (3D сейсмографии), понадобится три-четыре года, а по нашей технологии - один-четыре месяца. По данным Института нефти и газа (РФ), для открытия одной продуктивной скважины надо пробурить шесть непродуктивных. У нас месторождение открывается с первого бурения. Результативность выполнения работ в 3D сейсмографии - до 30%, у нас - 98%. Правительство Азарова подписало контракт с компанией Chevron (США) на ведение геологоразведочных работ по поиску сланцевого газа во Львовской и Ивано-Франковской областях на так называемой Олесской площади. Стоимость этих работ составила 350 млн долл. Мы такую работу выполнили бы за 2–4 млн долл.

Таких работ, кроме нас, никто в мире не выполняет. Покажите, кто сможет найти месторождение нефти и газа за месяц? И за минимальные средства. Не хочу хвастаться, но факт остается фактом. Во время работы за границей мы указывали на ошибки мировой, подчеркиваю, мировой нефтегазовой компании: они начали бурение, а мы им указали на его бесперспективность. Нас не послушали и напрасно потратили на бурение 5 млн долл. От лица государства мы могли бы осуществлять работы по всему миру, принося государству не только славу, но и деньги.

- Мы - это кто?

- Мы - это украинские ученые, которые изобрели метод Deep Vision. И мы утверждаем, что за два-три года, при условии надежного финансирования поисковых геологических и буровых работ, Украина станет энергонезависимым государством. За год мы сможем открывать шесть-семь новых месторождений нефти и газа. Но при одном условии - политической поддержке президента, правительства, всего руководства государства. Поскольку, если ее не будет, то мы застрянем в разрешениях, лицензиях, инспекциях, поборах чиновников...

- Почему ваше открытие еще не на вооружении отечественной георазведки?! Вы рассказывали о нем заинтересованным государственным лицам?

- Мне до сих пор непонятно, почему руководство государства так отнеслось к украинским ученым - никак...

Еще в декабре 2014 г. я обратился к президенту Украины с просьбой принять меня, хотел предоставить конфиденциальную информацию об открытии украинскими учеными явления магнитно-ядерного резонанса, с помощью которого были открыты в Украине и мире новые месторождения нефти и газа, которые традиционная геофизика на сегодняшний день найти не в состоянии. Предложил создать предприятие "Зарубежнефть" на принципах государственно-частного партнерства. Д.Шимкив обещал, но к президенту так и не допустил. Не допустили меня и к премьеру, в частности депутаты Л.Гриневич, А.Парубий, Кириленко, к которым я обращался через их помощников, и к А.Абромавичусу просился на встречу через его личную электронную почту...

С того времени я часто спрашиваю себя, с кем строить новую страну? Кому нужны наши открытия? Кому нужна большая и богатая Украина?

- Это не досадное недоразумение?

- Я так не думаю. Это поведение несмелых людей, которые не решаются брать на себя ответственность (а вдруг там что-то не так?).

Приведу еще один пример. В период с 13 по 19 апреля 2015 г. мировые агентства новостей сообщили о том, что около Лондона английские ученые нашли крупное месторождение нефти. Предварительная оценочная стоимость добывающей части этого месторождения составила более 500 млрд долл.

Нюанс в том, что мы это месторождение увидели на своих снимках еще в 2007 г., а это означает, что мы его открыли на восемь лет раньше, чем англичане. Подобные месторождения нефти есть и во Франции. Об этом я сообщил Д.Шимкиву. Но ответа снова не получил.

- Что вы скажете о неоткрытых перспективах Украины?

- Они впечатляющие. Не буду говорить, где, в каком регионе, но исследования показывают, что на глубине 3 тыс. м под нами - море нефти, запас которой больше, чем в Техасе до 1929 г. Кроме того, на пути к нефти лежит прослойка антрацита, а под ним - двухкилометровая прослойка газогидрата метана, разведанные запасы которого составляют приблизительно 27 трлн т. Если учесть, что одна тонна газогидрата дает 200 кубометров газа, то этого количества хватило бы для Украины на 250 лет.

Не могу понять, почему в такое трудное для нашей страны время, когда решаются вопросы, быть Украине государством или нет, и быть ли ей энергонезависимой, украинское руководство не поднимает экономику страны, ее энергетический потенциал?

У нас есть свои огромные месторождения нефти и газа, но мы их почему-то не разрабатываем, а за последние средства, в том числе и за кредитные, по фантастическим ценам закупаем газ за границей.

Нонсенс! Не знаю, как это назвать. Тупостью? Непрофессионализмом? Враждебностью? Наверное, кому-то это выгодно! Кому? Кто ответит на эти вопросы?

Обращаюсь к тем, кто отвечает за энергоотрасль и, в частности, георазведку в Украине. Если не хотите создать совместную добычу по нашим технологиям, то предложите что-то другое! Но ведь предложений нет! Работы нет и результатов нет. Не в состоянии найти новые месторождения? Обратитесь к нам, мы их покажем. Но ведь таких обращений нет. Ну тогда дайте разрешение (лицензию) на проведение геологоразведочных работ, мы сами за свои средства проведем научно-исследовательские геологические работы и покажем новые месторождения. Но и здесь преграды (очевидно, догадываетесь, какие). Так и хочется процитировать знаменитое азаровское: "Да пошли вы все!".

Но это не выход. Сейчас, как никогда, надо привлекать все интеллектуальные, научные, инновационные силы для сохранения и развития новой Украины, "иначе быть нам младшим братом под Ордой многие лета".