Кошмар с улицы Владимирской

Автор : Артем Куюн
09 декабря 23:02

Во второй половине ноября трейдеры сжиженного газа заговорили о трудностях с таможенным оформлением импорта. Ближе к концу месяца слухи приобрели конкретные очертания: Энергетическая таможня по поручению СБУ начала тормозить ряд трейдеров, что в итоге и вовсе привело к аресту отдельных партий газа. Формальная причина задержек - расследование дела о финансировании терроризма, однако анализ доступных на сегодняшний день деталей ситуации заставляет усомниться в ее истинности.

 

Во второй половине ноября трейдеры сжиженного газа заговорили о трудностях с таможенным оформлением импорта. Ближе к концу месяца слухи приобрели конкретные очертания: Энергетическая таможня по поручению СБУ начала тормозить ряд трейдеров, что в итоге и вовсе привело к аресту отдельных партий газа. Формальная причина задержек - расследование дела о финансировании терроризма, однако анализ доступных на сегодняшний день деталей ситуации заставляет усомниться в ее истинности.

Всемирная борьба с терроризмом докатилась и до украинского рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ). Энергетическая таможня по требованию СБУ начала выборочно тормозить вагоны с импортным сжиженным газом для тщательного досмотра. В принципе эпизодически отборы проб проводятся, это нормальная практика, но память пока не хранит случаев, чтобы анализы показали несоответствие добровольно заявленным параметрам груза.

Как выяснилось позже, проблемы импортеров связаны с делом о финансировании терроризма в отношении одного поставщика. Совсем плохо запахло, когда вагоны ряда импортеров были арестованы как вещественное доказательство. Впоследствии СБУ обратилась в суд с ходатайством об аресте этого имущества.

На сегодняшний день известно, что на стадии отбора проб или конфискации находятся два с половиной десятка вагонов не связанных между собой компаний "Лео-Петрол", "Автотранс" и "Укргазпетролеум", поставлявших газ в хранилище компании, против которой возбуждено упомянутое дело, - "Укрпетролпостач".

Всего же, по данным Центральной энергетической таможни, в оформлении задерживается более 5,5 тыс. т газа.

Рынок отреагировал мгновенно: трейдеры говорят, что остановили поставки или держат груз на границе, опасаясь претензий СБУ.

Террористы под микроскопом

Первый вопрос: зачем СБУ проводить отборы проб импортного газа? Как пояснил руководитель Центральной энергетической таможни Александр Пиковский, анализы необходимы, поскольку в возбужденных делах фигурируют статьи Таможенного кодекса, предполагающие несоответствие бумаг и наличие в грузе опасных веществ. Что ж, понятно. Непонятно другое: зачем проводить анализы, если они показывают только фракционный состав продукта (соотношение пропана и бутана), не более того.

Еще раз: проводимые по требованию спецслужбы анализы не могут показать наличие отравляющих или взрывоопасных веществ.

Трейдеры уверены: анализы нужны для другого. Процедура отбора проб хлопотная, требует специальных пробников, а лаборатория так и вовсе одна. Длительный процесс заставляет держать груз на путях, постепенно увеличивая себестоимость товара и, соответственно, снижая конкурентоспособность поставщика. А тут еще следователь СБУ неделю не может попасть на таможню для отбора проб. Вопрос об убытках закономерен. Отличный фон для разговора по душам о злых и добрых следователях…

Не менее интересен и практически риторический вопрос - принцип определения компаний для проведения "досмотра с пристрастием". Рынок уже облетела легендарная "памятка" со списком "неблагонадежных" компаний, которая лежит на постах энергетической таможни.

Помимо самих фигурантов, этот "документ" может сказать о многом. Например, в нем встречаются компании, которые, оперируя в разных секторах рынка газа, импортерами не являются уже несколько лет. Есть несколько названий групп компаний, которые сами по себе не являются импортерами, для этого в их составе существуют специализированные операторы с абсолютно не похожими названиями.

"Судя по перечню имен, похоже, кто-то устно надиктовал желаемые цели. А вот на них приходится не менее трети всего импорта в страну", - предположил крупный трейдер сжиженного газа в Украине, компании которого, к слову, в "черном" списке не оказалось.

Единственное, что по факту объединяет "репрессированные" компании, - это адресация импортируемого ресурса на газонаполнительные станции (ГНС) в Макарове (Киевская обл.) и Мелитополе (Запорожская обл.). Обе ГНС находятся в управлении компании "Укрпетролпостач", которая входит в пул "УПК-Европлюс" и значится в качестве технического получателя импортного ресурса. Кроме того, отмечают "пострадавшие" компании, список был расширен за счет операторов, попытавшихся изменить получателя уже после того, как над "Укрпетролпостачем" начали сгущаться тучи.

Макаров и Мелитополь - крупнейшие хабы по хранению сжиженного газа в Киевской, Житомирской и Запорожской областях, которыми пользуется не один десяток трейдеров. Блокировка поставок на эти станции - серьезный фактор дестабилизации крупнейшего в стране столичного рынка и не менее важного узла на Востоке Украины. Еще одна хорошая тема для разговора с людьми, способными решить проблемы.

Впрочем, даже если предположить, что у СБУ есть реальные претензии к "Укрпетролпостачу", обосновать внимание к владельцам арестованного ресурса не удается. Пока оно равносильно, скажем, претензиям банка ко всем посетителям кафе, владелец которого не возвращает кредит.

В разборе попавших в опалу операторов интересны два момента. Во-первых, другие структуры, входящие в "УПК-Европлюс", по сей день беспрепятственно импортируют газ. А во-вторых, в материалах дела №22016220000000238 от 16 ноября 2016 г., на которое ссылаются следователи СБУ при аресте цистерн, не упоминается компания "Укрпетролпостач". Более того, в деле вообще нет даже намека на сжиженный газ, расследование касается вагонов с дизельным топливом на станции Купянск-Сортировочный.

В поисках бенефициара

Участники рынка и наблюдатели теряются в догадках относительно причин происходящего. Рассмотренные выше нестыковки наталкивают на мысль, что если речь и идет о терроризме, то исключительно со стороны силовиков. Ведь нет ни смысла в отборе проб, ни логики в списке "закошмаренных" компаний.

Задержки сжиженного газа на таможне у большинства наблюдателей естественным образом ассоциируются со схемами Сергея Курченко и его группы ВЕТЭК, когда поголовные отборы проб импортного газа были внедрены с целью повышения себестоимости газа у конкурентов на 150–200 долл./т, что автоматически позволяло продавать дороже полностью контролируемый ресурс внутренних производителей.

Является ли сегодняшний рецидив "отборов" попыткой реанимации сценария 2012–2013 гг.? Не исключено. Но пока эта версия выглядит слабой, так как на данный момент явного выгодополучателя от проблем импортеров нет, поскольку нет доминирующего игрока.

Более популярна среди трейдеров версия о желании спецслужбы взаимовыгодно поработать с импортерами. В целом налицо растущая интенсивность общения СБУ с бизнесом: экспорт орехов, расшатывание импортеров текстиля, высадка десанта из десятков СБУшников на терминале ТИС в Южном…

Едва ли не каждый день в СМИ появляются новые и новые эпизоды героической борьбы СБУ с "казначеями терроризма". Есть мнение, что кто-то на улице Владимирской обладает хорошей институциональной памятью, только использует ее не по назначению, убивая остатки веры инвесторов в украинский бизнес. Если посмотреть на приоритеты СБУ, то возникает ощущение, что в стране уже нет войны.