Пиррова победа России в Крыму

Авторы : Александр Бабанин, Иван Сикора
21 марта 19:41

Какова реальная стоимость "приобретения" Крыма для России, что может потерять и сколько может заработать Украина от перехода на мировые цены в отношениях с "островом Крым", который поплывет в кильватере РФ?

 

Какова реальная стоимость "приобретения" Крыма для России, что может потерять и сколько может заработать Украина от перехода на мировые цены в отношениях с "островом Крым", который поплывет в кильватере РФ?

Переход на мировые цены в отношениях с Крымом может позволить Украине получить дополнительные поступления в государственный бюджет в размере от 2,6 до 4,7 млрд долл. США (26–47 млрд грн по курсу 9,95 грн/долл.).

Для цивилизованных стран соблюдение норм международного права, в частности, права на собственную территорию, должно быть императивом. Но Россия вновь превращается в "кровожадного медведя". Попробуем оценить стоимость аннексии Крыма со стороны РФ. Циничный подсчет выгод и потерь часто действует на политиков, как холодный душ.

В начале 2011 г. оценки отечественных экспертов о конкурентоспособности полуострова были достаточно реалистичными и не слишком утешительными. Приведем их заключения по пяти отраслям крымского хозяйства (туристическому бизнесу, энергетике, промышленности, транспорту и сельскому хозяйству).

Конкурентоспособность основного достояния полуострова - санаторно-курортного и туристического комплекса - по сравнению с западноевропейскими регионами отдыха ежегодно снижается. Почти 70% туристов в Крыму украинцы, остальные - граждане РФ и других стран.

Неудовлетворительное качество туристических и сопутствующих услуг вызвано такими факторами, как:

- неорганизованность и тенизация гостинично-туристического бизнеса (если в 2010 г. на учете в налоговой находилось более 10 тыс. человек, сдающих жилье, то в 2012-м их осталось только 3 тыс.);

- низкий уровень развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания;

- неудовлетворительное эколого-санитарное состояние курортов.

Агрессивная ценовая политика, направленная в сторону чрезмерного завышения цены услуг, только ухудшает нерациональное соотношение "цена/качество".

Высокий уровень энергетической зависимости экономики полуострова обусловлен:

- значительными потерями в сетях при передаче электроэнергии;

- недостаточным использованием возобновляемых источников энергии.

Уровень конкурентоспособности крымской промышленности ухудшается вследствие:

- устаревшей материально-технической базы и технологий, изношенности основных производственных фондов (до 70%);

- доминирования производства сырья и продукции промежуточного потребления.

Ресурсоемкие технологии промышленности усиливают антропогенное влияние на окружающую среду, препятствуя развитию как курортной отрасли, так и сельского хозяйства.

На пути реализации транзитного и транспортного потенциала полуострова стоят:

- невысокая пропускная способность портов и железнодорожных сетей;

- несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик дорог современным требованиям;

- изношенность основных производственных фондов, прежде всего подвижного состава.

Среди основных проблем сельскохозяйственного комплекса следует выделить следующие:

- увеличение импорта сельскохозяйственной продукции;

- отсутствие модернизированной инфраструктуры аграрного рынка;

- злоупотребления в сфере земельных отношений.

Низкий уровень реализации экономического потенциала полуострова ограничивает экспортную ориентированность его экономики. Неразвитость промышленно-кооперационных связей с другими областями Украины служит причиной концентрации ограниченных местных ресурсов в локальных центрах экономического роста, что не способствует увеличению доходов бюджета.

Дотационный бюджет: только 20% бюджета АРК - собственные поступления

Свыше 4 млрд грн из 5,4 млрд бюджета Крыма-2014 составляют поступления из государственного бюджета Украины. Крымский бюджет хронически дотационный, несмотря на то, что АРК является единственным регионом Украины, в бюджет которого зачисляется акцизный налог на товары, производимые в Украине (табл. 1).

Фактически акцизный налог - это еще один официальный трансферт из госбюджета Украины. В 2012 г. доля собственных доходов бюджета АРК (без акцизного налога) составляла 20,9%, а на 2014-й запланирована в размере 20,1%. И когда речь идет о расширении прав полуострова, то не следует забывать об этой статье доходов.

Доходы от акцизного налога составляют 54% собственных поступлений бюджета полуострова, т.е. вдвое выше, чем поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Акциз является доходом, который направляется на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы.

Но для получения этих объемов поступлений была разработана региональная программа поддержки производителей алкогольной продукции. Согласно этой программе крымским винно-водочным компаниям, которые ежемесячно платят более 1,5 млн грн акцизного налога, компенсируется часть затрат на приобретение сырья, материалов и внедрение ресурсосберегающих технологий. В программе принимают участие ООО "Крымская водочная компания" (говорят, что за компанией Eastern Beverage Company S.A., формальным владельцем которой является британский бизнесмен Нил Смит, стоят экс-владельцы обанкротившейся в 2009 г. компании "Союз-Виктан"; так, кредиторы "Союз-Виктана" не предъявили претензий новым владельцам предприятия, которые владеют торговыми марками, ранее принадлежавшими "Союз-Виктану"), ЗАО "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (62% акций владеет корпорация "Олимп" и контролируется экс-нардепом П.Климцом, регионалом из Донецка), ЗАО "Октябрьский винно-коньячный завод", ПАО "Пивобезалкогольный комбинат "Крым", ООО "Алеф-виналь-Крым", ГП "Завод шампанских вин "Новый Свет". Приблизительно по 40% общих объемов акцизного налога приходится на доли "Крымской водочной компании" и Бахчисарайского винзавода. Остальные компании платят еще 10% объемов акцизного налога. В октябре 2013 г. финансовая помощь шести винно-водочным крымским компаниям была увеличена почти на 200 млн грн - с 133 до 330 млн грн. В целом на одну гривню бюджетной поддержки шесть компаний вместе генерируют 3,8 грн акцизного налога.

Теневые зарплаты являются одной из причин недопоступлений от НДФЛ.В частности, численность лиц, с зарплаты которых перечисляется налог на доходы физических лиц в местные бюджеты полуострова, вдвое меньше, чем количество трудоспособных граждан. Объемы поступлений от уплаты туристического сбора на порядок меньше потенциальных, ведь его платит треть от неорганизованных туристов и незначительное количество мини-отелей. Даже пользуясь недорогими ресурсами с материка (водой и электроэнергией), и сейчас экономика полуострова имеет значительные проблемы, а в случае перехода к оплате по мировым ценам крымчан ждут нелегкие времена. По оценкам вице-премьера АРК Р.Темиргалиева, полуострову потребуется 1 млрд долл. для поддержки бюджетной системы и еще 3 млрд долл. - на инвестиции в экономику.

Золотая вода для Крыма стоимостью
от 2,4 до 4,2 млрд долл.

Отсутствие пресной воды с давних пор было огромной проблемой для Крыма. Затопив значительную часть плодородных земель, тогдашняя УССР создала надежный источник пресной воды для полуострова. Через Северо-Крымский канал, построенный в 1961–1971 гг., Крым обеспечивает 85% потребности в водных ресурсах, получая
1,2 млрд кубометров воды ежегодно. По состоянию на 1 января 2014 г. за кубометр воды жители Симферополя платят 3,22 грн. Уровень возмещения утвержденными тарифами фактической себестоимости (5,07 грн/м3) для населения составляет 63,4%.

Еще ниже уровень возмещения фактической себестоимости водоснабжения севастопольцами - 57,3%, которые платят 3,40 грн/м3, в то время как фактическая себестоимость равна 5,94 грн/м3. Вместе с тем для населения городов на морском побережье цена кубометра воды уже составляет 8 грн, а за пределами городов - 14 грн.

Но цена одного кубометра воды в странах Европы находится в диапазоне от 1 до 3,5 долл., в Австралии - 2,1 долл. США. Поэтому в случае перехода на европейские цены крымчанам придется приспосабливаться к тарифам на уровне 18–32 грн/м3. Понятно, что такое подорожание водоснабжения неизбежно скажется на стоимости как санаторно-туристического бизнеса, который и так неоправданно дорогой по сравнению с предоставляемым сервисом, а оплата реальной стоимости воды сделает сельское хозяйство полуострова просто нерентабельным.

Надежды на наличие собственных водных ресурсов (снег, дождь, подземные воды) обманчивы. Внутренних запасов воды из 23 крымских водохранилищ может хватить только на несколько месяцев.

С другой стороны, во внешней торговле товарами Украины может появиться еще одна статья: "Экспорт водных ресурсов". От продажи 1,2 млрд м3 воды государственный бюджет Украины может получить доход в размере от 2,4 до 4,2 млрд долл.

Электроэнергия, на которую Крыму следует найти
еще 0,2–0,5 млрд долл.

Относительно электроэнергии, то 80% ее поступает в Крым с Запорожской и Каховской ГЭС. В 2013 г. полуостров использовал 4692,6 млн кВт∙ч, что составляет 3,2% всего энергопотребления Украины. Следовательно, с материка поступило 3750 млн кВт∙ч электроэнергии.

Экспорт электроэнергии с Украины в 2013 г. составлял 9861,5 млн кВт∙ч, на котором страна заработала 582 млн долл. При применении среднего экспортного тарифа за поставки электроэнергии полуостров должен был бы заплатить 221,5 млн долл. Кроме того, полумонопольное положение поставщика позволяет диктовать цены и выше. Вероятно, после перехода на оплату электроэнергии по мировым ценам крымчанам придется платить от
0,56 грн (0,059 долл.) за 1 кВт∙ч, или даже вдвое больше.

Конечная цена "независимости" Крыма - 5–9 млрд долл.

Для сохранения текущего уровня тарифов за водоснабжение и электроэнергию полуострову придется найти от 2,6 до 4,7 млрд долл.Следовательно, переход на мировые цены при поставках воды и электроэнергии в Крым в случае его вхождения в состав РФ позволит Украине покрыть от четверти до половины отрицательного сальдо в торговле товарами с Российской Федерацией, которое в 2013 г. составляло 8 млрд долл.

Также следует отметить, что сумма в 90 млрд руб. (2,5 млрд долл.), в которую оценивают депутаты от КПРФ затраты на
"обустройство" полуострова, не включает вероятность повышения коммунальных тарифов до фактического уровня возмещения себестоимости ресурсов. Таким образом, совокупные объемы вероятных ежегодных трансфертов бюджету Крыма из бюджета РФ могут достичь в среднем 7 млрд долл. (5–9 млрд долл.) только для покрытия разницы цен при переходе на мировые цены по воде и электроэнергии, а также инвестиции в развитие инфраструктуры полуострова, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

По оценкам министра экономического развития РФ А.Улюкаева, Россия не готова помочь Крыму покрыть дефицит бюджета и обеспечить переход на мировые цены на воду и электроэнергию, а только готова ежемесячно консультироваться относительно пополнения крымского бюджета на 80–90 млн долл. Остальные средства (до 5 млрд долл.) - это инвестиционные проекты российских компаний.

Доходы от турсезона упадут на 500 млн долл.

В Крыму ежегодно отдыхает до 6 млн человек. Средняя стоимость отдыха в Крыму в пакете (проживание-питание-развлечения) выходит дороже аналогичного отдыха такого же уровня за границей. При этом уровень сервиса и качество питания будут значительно ниже, чем в Египте или Турции.

В условиях неприязненного отношения к отдыхающим с материковой Украины их поток может уменьшиться в десять раз, с 4 млн до 0,4 млн человек. Сократится и количество курортников из РФ, не являющихся приверженцами экстремального туризма под прицелом военных и мародеров.

Кроме того, Киев может ввести транзитные визы за проезд по территории Украины стоимостью в 20–30 долл., что принесет от 10 до 30 млн долл. дополнительных поступлений в бюджет Украины (при условии проезда от 500 тыс. до 1 млн пассажиров в год). Вырастет и стоимость железнодорожных, автобусных, авиационных и морских перевозок для пассажиров и коммерческих предприятий, поскольку перевозки уже становятся международными.

Крымские чиновники заявляют, что в 2013 г. на полуострове осталось только 0,5 из 6 млрд грн от курортного сезона, и мечтают удвоить доходы по этой статье поступлений в 1 млрд грн (100 млн долл.), забывая о "руке Москвы", с которой тоже, скорее всего, придется делиться.

Сегодня крымчане пользуются скоростным Интернетом и мобильной связью от украинских компаний. Конечно, можно проложить оптоволоконный кабель из РФ, но стоимость работ будет учтена при установлении новых повышенных тарифов. К тому же повысится и стоимость междугородных (международных) переговоров. Крымчанам, которые учатся и работают в других областях Украины, придется ощутить значительный рост затрат.

Инвестиции в Крым?

Потери, которые понесет РФ от изоляции, заставят ее отказаться от обещанной помощи Крыму и не только

Сначала россияне были щедрыми на обещания, но потенциальная международная изоляция заставит их стать более трезвыми в обещаниях, которые еще даже не начали выполнять.

До начала российской оккупации ведущие западные компании Exxon и Royal Dutch Shell планировали израсходовать 735 млн долл. на бурение двух скважин приблизительно в 80 км от юго-западного побережья полуострова, а крупнейший производитель нефти и газа в Италии компания ENI заключила договор о разведке шельфа площадью 1400 км2 на восток от Крыма. Теперь эти компании прекращают работу из-за неопределенности условий.

В июне 2013 г. Украинское кредитно-рейтинговое агентство присвоило, а 9 декабря подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг "uaА" Автономной республике Крым и выпуск облигаций АРК серии "А" на сумму 133 млн грн. Прогноз рейтинга был "стабильный". АРК получила и наивысший уровень инвестиционной привлекательности IА1. В конце прошлого года международное рейтинговое агентство Standard&Poor's пересмотрело прогноз по рейтингам АРК с "негативного" на "стабильный".

Однако вследствие военной агрессии произошел резкий рост рисков ведения предпринимательской деятельности, что неизбежно приведет к пересмотру рейтингов полуострова в сторону уменьшения. В начале марта 2014 г. международное рейтинговое агентство Moody's заявило, что негативные настроения инвесторов могут привести к увеличению утечки капитала из частного сектора РФ, а введение политических и экономических санкций со стороны ЕС, США и Канады может существенно повлиять на кредитоспособность как российских, так и крымских заемщиков.

Хотя санкции еще не введены, но иностранные инвесторы уже избавляются от акций российских предприятий. В течение месяца, с 14 февраля по 14 марта 2014 г., индекс Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) упал на 18,9% (с 1507 до 1220 пунктов - см. рис. 1).

За 20 последних лет только по официальным данным центробанка РФ общие объемы вывоза капитала из России за рубеж превысили 436,3 млрд долл., а независимые аналитики называют вдвое большую сумму. По крайней мере, четверть этих средств (110 млрд долл.) была вложена гражданами РФ (по оценкам экспертов, это несколько миллионов человек) в объекты недвижимости. В условиях введения санкций возрастает риск отказа в предоставлении виз или их отмены как для граждан страны-агрессора, а также вероятность национализации имущества граждан РФ и компаний, причастных к развязыванию войны в Европе.

По экспертным оценкам, российские предприятия имеют задолженность перед западными банками в размере 732 млрд долл. (38,4% ВВП РФ). В случае наложения санкций на российские компании западные партнеры имеют право требовать досрочного возврата предоставленных кредитов. В случае отказа возвращать кредиты не исключено, что российские активы будут заморожены, в частности и те из них, которые размещаются в офшорных гаванях.

Список замороженных активов РФ может быть довольно длинным - от активов чиновников и депутатов Госдумы РФ, благословивших оккупацию украинской территории, до активов таких компаний, как "Газпром", и банков ("Сбербанк России", ВТБ, "Банк Москвы" и т.п.), финансирующих правительство страны-агрессора.

В этом случае российские инвесторы, рискующие потерять от 100 до 200 млрд долл., сосредоточатся на спасении своих активов и недвижимости и забудут о щедрых обещаниях населению полуострова.

Кроме кредитной зависимости, экономика РФ зависит также от мирового спроса на нефть. Если в 2004 г. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ составляла 30,2%, то в 2013-м она выросла до 46,1%. На 2014 г. в бюджете РФ заложена средняя цена нефти в 93 долл. за баррель при дефиците бюджета в 0,5% ВВП. При сценарии международной изоляции России можно ожидать, что мировые цены на нефть упадут до 80 долл. за баррель.

Даже в случае отсутствия обвала мировых цен на нефть только снижение объемов экспорта российских товаров в Украину и Беларусь (на которые вместе приходится 10% зарубежных поставок РФ) приблизительно на 10% является одной из причин, которая в 2013 г. привела к уменьшению показателя роста ВВП РФ на 1,2 процентного пункта (рост составлял 1,3% при запланированных 2,5%, в 2012 году ВВП РФ увеличился на 3,4%.).

На Украину и страны демократической коалиции, осудившие агрессию РФ, приходится свыше 71% российского товарного экспорта в 2013 г. (табл. 2).

Поскольку есть четкая корреляция между уровнем изменения экспорта товаров и уровнем роста ВВП РФ, то при общем уменьшении объемов российских поставок в вышеупомянутые страны на 10%, или на 37 млрд долл., валовой внутренний продукт России упадет почти на 5%.

Таким образом, в 2014 г. вместо ожидаемого роста на 2,5% ВВП РФ будет на 2,5% меньше, чем в предыдущем 2013-м. В номинальном выражении это будет означать потерю приблизительно 50 млрд долл.

Потери, которые может понести Украина

Вероятно, что главным дирижером оккупации является "Газпром". Оценочные запасы углеводородных ресурсов крымского шельфа составляют 1500 млрд кубометров в газовом эквиваленте, или треть от всех запасов в Украине. Из шельфа Черного моря уже каждый год поступает 8% общей добычи природного газа в Украине (1,65 млрд кубометров). До 2020 г. прогнозная добыча природного газа может возрасти до 5–6 млрд кубометров. Расширение пространства и объемов добычи шельфового газа при участии ведущих западных компаний создало бы мощный, альтернативный "газпромовскому" газовый поток и приблизило бы Украину к энергетической независимости.

Однако попытка "Газпрома" отстранить конкурентов натолкнется на противодействие флагманов мирового бизнеса, ведь Украина с помощью проведения конкурсов предоставила международным компаниям право на разработку месторождений на шельфе Черного моря. В погоне за шельфом "Газпром" рискует потерять значительную часть своих активов в Европе, но может провести "Южный поток" по мелководной части шельфа и сэкономить дополнительно 10 млрд долл.

С другой стороны, если аффилированные с "Газпромом" структуры захватывают "Черноморнефтегаз", то Украина теряет 12 млрд грн инвестиций, вложенных в эту компанию, а также
0,5 млрд кубометров природного газа в год по цене внутренней добычи, что составляет минимум 150 млн долл. Но наибольшие потери, конечно же, связаны с потенциальными запасами углеводородов, которые в целом на протяжении нескольких десятилетий могут достичь 450 млрд долл.

Большой потерей для Украины может быть и лишение трети национального туристско-рекреационного потенциала, а именно - уникальных климатических ресурсов, 517 км пляжей, 14 месторождений лечебных грязей, запасы которых превышают 25 млн кубометров, свыше 100 источников минеральных вод. Санаторно-курортный комплекс Крыма насчитывает 553 санаторно-курортных учреждения, рассчитанных на долгосрочное пребывание
120 тыс. чел.

На территории полуострова остаются 154 объекта природно-заповедного фонда общей площадью 146,2 тыс. га (это 1000 площадей Межигорья), в частности шесть государственных заповедников,
29 заказников, 100 атрактивных природных объектов, 69 памятников природы, 160 пещер и т.п.

Кроме того, на территории Крыма находятся 11500 памятников истории, культуры и архитектуры, из которых почти 150 историко-архитектурных объектов занесены в каталоги ЮНЕСКО. Следует отметить, что каждая вторая экскурсия в Украине происходит собственно на полуострове.

На полуострове остаются четыре морских порта (Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта). Почти все зарубежные морские пассажирские перевозки (98,2%) в Украине в 2013 г. выполнялись крымскими предприятиями. Однако Украина теряет такую статью доходов, как "плата за прохождение через Керченский пролив", и теперь отечественным предприятиям придется выделять средства за сообщение между Керчью и Мариуполем и т.п.

Что касается доли Крыма в промышленном потенциале Украины, то она равна 2% (в 2013 г. промышленность полуострова реализовала продукции на 22,6 млрд грн, без учета НДС и акцизного налога). Несколько выше удельный вес Крыма в химической отрасли Украины - объемы реализованной химической продукции и химических веществ составили 3,5 млрд грн, или 7% от общего объема этой продукции, произведенной в Украине.

В области сельскохозяйственной продукции на Крым приходится 4,8% овощей (473 тыс. т) и 5,0% плодов и ягод (114 тыс. т), собранных в Украине в 2013 г.

Можно ожидать, что присутствие украинских компаний на крымском рынке товаров будет сокращаться, но продуктовые потоки будут перенаправлены на Одесчину, Николаевщину, Херсонщину и Запорожье, где, скорее всего, будут отдыхать 3–4 млн украинских курортников, которые раньше отправлялись в Крым.

***

Граждане Украины, проживающие на Крымском полуострове, стали объектами геополитического бреда о восстановлении Российской империи или СССР в границах 1991 г. Однако кремлевские стратеги в крымском вопросе в который раз допустили ошибки в расчетах. Обещания повысить зарплаты и пенсии крымчанам не имеют под собой качественного обоснования, а международная изоляция России заставит ее отказаться от щедрых обещаний.

Переход на мировые цены за поставки воды и электроэнергии негативно скажется на темпах экономического развития Крыма. Кроме того, статус непризнанной мировым сообществом территории нанесет значительный ущерб туристическому бизнесу полуострова и вряд ли будет способствовать росту инвестиций в инфраструктуру полуострова. Ориентировочная стоимость необходимых инвестиций для Крыма как субъекта РФ составляет в среднем 7 млрд долл., и это без подсчета потерь доходов крымчан от значительного уменьшения количества туристов и роста стоимости и так недешевого отдыха в Крыму. А Украине, как ни парадоксально, остров Крым, уплывающий в фарватере России, в случае перехода на мировые цены позволит получить дополнительные поступления в государственный бюджет в размере от 2,6 до 4,7 млрд долл. (26–47 млрд грн по курсу 9,95 грн/долл.).

Правда, если не будет войны.

Публикация подготовлена на базе исследования, проведенного
экспертным коллективом Фонда "Відкрите суспільство" (
www.osf.org.ua).