Власть села на шпагат

Автор : Сергей Следзь
24 марта 23:00

Украина не покупает российский газ? Вы в этом уверены? А за что украинские аграрии заплатили только в прошлом году около полумиллиарда долларов США? За тот же российский газ, но уже с добавленной стоимостью, оплатив переработку государству-оккупанту. То есть за азотные удобрения (АУ), которые пока еще производятся в Украине в достаточном количестве, и которые, как известно, используются в сельском хозяйстве для производства продуктов питания.

 

Несложно понять, что приостановление до июля действия антидемпинговых мер (которые должны были начаться в марте 2017 г.) в момент, когда в Украине полным ходом идет подготовка к посевной, - это прецедент, за которым вполне может последовать фактически отмена уже принятых санкций против недобросовестных российских импортеров удобрений. Ведь осенью и следующей весной аграриям снова захочется включить отсрочку.

Если так, то имеем дело с виртуальными (если хотите, гибридными) антидемпинговыми мерами, в процессе "действия" которых украинская химическая отрасль потеряет остатки своей конкурентоспособности. Главное, выглядит все это, мягко говоря, совершенно непатриотично. Особенно на фоне того, что совсем недавно государство Украина наконец решилось на блокаду торговли через территорию ОРДЛО. В том случае тоже так хотелось еще хоть немного поторговать, хотя такая "выгодная" торговля, в том числе и контрабандными удобрениями, ассоциировалась у народа с экономической поддержкой оккупанта…

Высокая цена "дешевизны"

Украина не покупает российский газ? Вы в этом уверены? А за что украинские аграрии заплатили только в прошлом году около полумиллиарда долларов США? За тот же российский газ, но уже с добавленной стоимостью, оплатив переработку государству-оккупанту. То есть за азотные удобрения (АУ), которые пока еще производятся в Украине в достаточном количестве, и которые, как известно, используются в сельском хозяйстве для производства продуктов питания. И в этой связи нелишне напомнить, что с 2016 г. Россия ввела продуктовое эмбарго против Украины, а также закрыла свои рынки для доступа отечественной химической продукции. Мы же, по примеру жителей Крыма и Востока Украины, впечатленных размером российских пенсий, все еще зазываем к себе химическую продукцию государства-агрессора. Объемы ее присутствия на нашем рынке растут ускоренными темпами, потому что ДЕШЕВЛЕ…

Во всяком случае, пока что дешевле. Пока предприятия российского химпрома не получили окончательную монополию над украинским рынком, что, судя по тенденциям, не такой уж и фантастический вариант развития событий.

Украина, наряду с Россией, Китаем, Индией, США, входила в число крупнейших мировых поставщиков АУ (см. табл. 1).

И трудно даже себе представить, чтобы кто-то позволил себе в значительных количествах импортировать АУ в США или, например, в Китай. Такие действия обычно резко пресекаются ввозными пошлинами. Тем не менее, Россия продает в Украине в больших масштабах, Украина в РФ - нет. В 2015 г. дошло до того, что экспорт из Украины удобрений (535 млн долл. США) стал меньше, чем российский импорт (708,5). А в первом полугодии 2016-го импорт уже более чем в три раза превышал экспорт. 90% всего импорта АУ в Украину - из РФ. По итогам прошлого года уже практически половина украинского рынка захвачена импортерами РФ. Притом что годом ранее они занимали менее трети рынка.

Пример из обычной практики мировой торговли. Когда в начале 2000-х гг. продажи украинской аммиачной селитры в США приблизились к 10-процентному рубежу объема рынка, США тут же ввели антидемпинговую пошлину на украинскую продукцию в размере 156%...

Да что там США! Заградительные пошлины против российских удобрений ввели уже более 20 европейских стран. При этом РФ проиграла соответствующие апелляции в европейских судах.

Зато на украинском рынке у РФ все в порядке, чего не скажешь о большинстве украинских химзаводов. Они либо останавливаются, либо резко снижают объемы производства. Так, с 2012-го по 2015-й российский импорт АУ увеличился на 70% - в весе и на 30% - в стоимости (см. табл. 2). При этом его цена снизилась на 23,4%. А разница между объемом импортных закупок за шесть месяцев 2015 г. и, соответственно, 2016-го уже превысила 1,5 раза при снижении цены только за один год на 21,8%.

Если рассматривать импорт всех видов удобрений (азотных, калийных и фосфорных), то он увеличился почти на треть (29%) - с 593,2 млн долл. США в 2014 г. до 507,7 млн долл. за 5 месяцев 2016 г. При этом общий экспорт удобрений за два года упал почти в 4,5 раза.

Перекос ценообразования

Тот самый российский газ, который мы так давно "не покупаем", нарастающим потоком заходит в Украину в виде азотных удобрений, так полюбившихся аграриям из-за своей привлекательной цены. Соблазнительные цены имеют неоспоримое обоснование - конкурентное преимущество российских удобрений зиждется на нерыночном ценообразовании газа. До сих пор правительство РФ имеет полный контроль над рынком газа в стране. Так что цены там диктует в первую очередь политика. Внутри страны они искусственно низкие, на экспорт - договорные.

Справка

Государство РФ контролирует более 50% акций "Газпрома", который в свою очередь контролирует 70% газового сектора страны. 30% рынка - у условно независимых поставщиков природного газа (наиболее крупные среди них ОАО "Новатек" и "Роснефть"), также находящихся под контролем правительства РФ.

Ценовая политика ведется через установление регулированных государством цен (тарифов). При этом поставки природного газа на внутренний рынок осуществляются по ценам на грани рентабельности или даже ниже себестоимости добычи. Экспортные же цены в разы отличаются от внутренних, они устанавливаются в результате переговоров "Газпрома" с потребителями.

Существенная разница между ценами на внутреннем рынке РФ и экспортом создает систему двойного ценообразования, которая используется (в Украине с большим успехом) производителями азотных удобрений для демпинга на внешних рынках.

Достаточно просто взглянуть на "прайс" в РФ и Украине, чтобы заметить, что там цена в рублях в несколько раз ниже, чем у нас цена в гривнях. Правда, свой заметный вклад в этот непомерный перекос вносят и украинские чиновники. Его хорошо иллюстрирует цитата из письма Союза химиков Украины премьер-министру Гройсману (его-то обманывать не будут):

"В соответствии с заявлением НАК "Нафтогаз Украины", газ закупается по цене 180 долл. США за 1 тыс. кубометров, средняя цена на газ в декабре на задвижке того же ПАО "ОПЗ" составляла 7880,7 грн (или 305 долл. США) без ПДВ. Выходит, что за доставку и обслуживание НАК "Нафтогаз Украины" требует 125 долл. При "злочинній владі" эта цифра не превышала 30 долл. США".

Осталось только констатировать, что 1 тыс. кубометров газа в России оценивается в 70-80 долл. А 80% себестоимости азотных удобрений - это газ.

Работу химической отрасли в условиях кривых цен иначе как нонсенсом трудно назвать. Так, лучшее предприятие отрасли - государственное предприятие ПАО "Одесский припортовый завод" - с модернизированными установками, аналогов которым нет не только в постсоветских странах, но и в Восточной Европе, сегодня при работе на полную нагрузку продуцирует убытки (!) в 130 млн грн в месяц…

Реиндустриализация навыворот

Кто же противостоит российской экспансии? Прежде всего - остатки химической империи Дмитрия Фирташа, принадлежащие холдингу OstChem. Из четырех заводов на плаву осталось только два: Черкасский "Азот" и "Ривнеазот". Северодонецкое объединение "Азот" (Луганская обл.) и Концерн "Стирол" (Горловка, Донецкая обл.) фактически остановлены с 2014 г. из-за боевых действий.

Кроме того, есть еще два профильных предприятия: "Днепроазот" Игоря Коломойского и упоминаемый ранее государственный "ОПЗ".

Таким образом, на примере состояния химической отрасли хорошо видно, чего стоят разговоры о необходимости срочной реиндустриализации Украины. Мол, только промышленность может сделать Украину развитым государством, не допустив ее превращения в сырьевой придаток.

На деле же все происходит с точности до наоборот. Вместо того чтобы разобраться с проблемами на ладан дышащей индустрии (которая еще вчера обеспечивала 8% ВВП страны и занимала передовые рубежи на мировом рынке), предпочитают отсрочить действие санкций, оставляя ее один на один с российским демпингом (факт, который своим антидемпинговым расследованием и решением уже признала Межведомственная комиссия по международной торговле), имеющим несравнимые конкурентные преимущества.

И это происходит фактически во время войны (не только торговой) с государством-импортером, которое уже физически контролирует значительную часть суверенной территории Украины, в том числе и ее химические предприятия, оружие которого буквально каждый день убивает и калечит наших воинов. Казалось бы, в такой ситуации нет и не может быть аргументов в пользу импорта на крови. Тем более что азотные удобрения (собственного производства калийных и фосфорных мы себя уже лишили) - это даже не антрацит из ОРДЛО. Украина все еще в состоянии полностью и самостоятельно обеспечить себя этим продуктом и осуществлять экспортные поставки.

Совокупно все украинские предприятия способны в год производить около 10 млн тонн АУ, хотя в сложившейся ситуации реальная загрузка даже двух еще работающих предприятий опустилась ниже 30%. Ведь под давлением демпингового импорта из РФ украинские предприятия вынуждены снижать обороты. К такому выводу пришла Межведомственная комиссия по международной торговле и в результате приняла решение ввести антидемпинговые пошлины в отношении импорта АУ из России. Вот конкретные цифры:

Новомосковская акционерная компания "Азот" - 18,78%;

Невинномысский "Азот" - 18,78%;

"Куйбышевазот" - 4,19%;

прочие производители - 31,84%.

Вред от российского демпинга подтверждает и статистика. Если в 2012 г. объем производства достиг 7,5 млн тонн, то в 2014-м составил 4,7, а в 2015 г. - 4 млн тонн. По данным Госстата, за 6 месяцев 2016 г. было произведено только 1,2 млн тонн удобрений. Конечно, на объемах сказываются последствия потери части внешних рынков, но отдавать емкий внутренний рынок житницы Европы непозволительно.

Переплата или демпинг?

Нетрудно заметить, что на отечественном рынке отечественные предприятия вынуждены играть по правилам РФ. Если, наконец, свое слово не скажет государство, то эту торговую (и не только) войну проиграем мы все, а не только украинские олигархи российским, как это пытаются представить.

Есть опасение, что и аграрии дорого заплатят за дешевый сыр в мышеловке. Да, весной они сэкономят, продолжив торговать со страной-агрессором. Ведь их лоббисты добились отсрочки введения антидемпинговых мер до июля, тем самым защитив российский импорт за счет украинской химической отрасли. Пока они уверены, что низкие цены от страны-оккупанта - это хорошо.

Но не следует забывать, что эти низкие цены им обеспечивает как раз отечественный производитель уже одним своим присутствием на рынке. Как только его окончательно раздавит демпинг, мышеловка захлопнется. Возможно, это и есть стратегия РФ по уничтожению очередной экспортоориентированной отрасли Украины. После чего и цены можно диктовать, и поставки пропускать…

Сейчас же лоббисты российского химпрома из числа аграрных ассоциаций, опираясь на исследования консалтингового агентства ААА, настаивают на том, что они существенно переплачивают украинским поставщикам АУ. Более того, эти "аграрии" утверждают, что "украинский внутренний рынок АУ имеет все признаки монопольного сговора с целью завышения цен". Так как "после увеличения антидемпинговых пошлин на аммиачную селитру из РФ в июле 2014 г. на внутреннем рынке Украины цены на селитру, карбамид и КАС к началу 2015 г. синхронно выросли, достигнув к середине марта 2015 г. отметки 400 долл.". А еще потому что украинские производители удобрений реализуют свою продукцию отечественным аграриям значительно дороже, чем на экспорт. При этом внутренние цены сравниваются с ценами на условиях FOB Черное море.

Президент Союза химиков Украины Алексей Голубов не исключает, что подобная лоббистская позиция имеет и коррупционную составляющую. В материале "50 млн долл. оседают в карманах чиновников на закупке удобрений из России" Оксаны Григорьевой программы "Подробности" от 21.03.2017 г. он утверждает, что "каждый вагон российских удобрений сопровождается какой-то подачкой". По данным О.Григорьевой, речь якобы идет о 20 долл. за тонну удобрений, что в годовом измерении составляет порядка 50 млн долл., осевших в карманах украинских чиновников.

Редакция ZN.UA располагает исследованием ГП "Укрпромвнешэкспертиза" "Анализ ценовой конъюнктуры на азотные удобрения в 2010-2016 гг. и разработка рекомендаций по определению рыночного уровня цен в Украине". Они помогли дать ответ на актуальные вопросы во взаимоотношениях химиков и аграриев.

Во-первых, анализ российских экспортных цен на АУ засвидетельствовал, что "цена российского экспорта карбамида и аммиачной селитры в Украину, как правило, ниже, чем цены экспорта в другие страны".

Во-вторых, цены на азотные удобрения на внутреннем рынке стран Европы (на условиях EXW) обычно выше, чем экспортные на условиях FOB. Цена на карбамид на внутреннем рынке Украины должна быть ниже цены на условиях CIF-Украина. И в 2012-2016 гг. в Украине она была ниже цен на основных экспортных рынках, приведенных на условиях CIF-Украина. Напомним, аграрии предпочитали сравнивать внутренние цены с экспортными ценами на условиях FOB Черное море.

В-третьих, что касается ценового сговора, то до 2015 г. цены на карбамид и аммиачную селитру на отечественном рынке были ниже, чем в странах ЕС. Лишь начиная с середины 2015 г. украинские цены приблизились к ценам в странах Восточной Европы, оставаясь ниже, чем в странах Западной Европы. Интересно, что данная тенденция хорошо коррелирует с ценами на продовольственную пшеницу в Украине, которые до 2015 г. тоже были ниже европейских, а затем стали соответствовать европейским. И об этом аграрии не могут не знать, и уж тем более не называют это ценовым сговором против каждого украинского потребителя. Да еще в условиях покупки минеральных удобрений по демпинговым ценам.

***

Почему органы государственной власти сели на шпагат? Им не хочется терять химическую отрасль (точнее поступления, включая валютные, от ее деятельности), тем более они не согласны рисковать аграрной отраслью, едва ли не последней из живых. Но если им кажется, что, сделав вынужденный выбор в пользу оккупанта, они сберегут последнюю курицу, несущую "золотые яйца", то ошибаются. В этом случае они потеряют обе отрасли. Такая логика как раз сродни голосованию на выборах за килограмм гречки: сегодня соблазнимся дешевыми удобрениями - завтра потеряем все…