Энергоучет без… энергоэкономии

Автор : Роман Якель
07 апреля 18:20

Можно понять попытки членов правительства наладить контроль в потреблении энергоресурсов и заставить население их рационально использовать. И более чем 20-летняя общеукраинская кампания по установлению приборов учета, сопровождаемая перерывами и неубедительной рекламой, доказала: установление приборов учета - не панацея от всех бед, связанных с неэффективным использованием энергоресурсов.

 

Рано или поздно ВР все же примет законопроект "О коммерческом учете коммунальных услуг", который обязует до 1 октября 2018 г. во всех жилых домах установить узлы учета тепловой энергии, горячей воды и холодного водоснабжения. Тренировками желаний правительства стали "усовершенствованные" условия предоставления безвозвратной финансовой помощи на термомодернизацию многоквартирных домов. С 2017 г. компенсацию должны получать только те, кто установил счетчики тепловой энергии.

Можно понять попытки членов правительства наладить контроль в потреблении энергоресурсов и заставить население их рационально использовать. И более чем 20-летняя общеукраинская кампания по установлению приборов учета, сопровождаемая перерывами и неубедительной рекламой, доказала: установление приборов учета - не панацея от всех бед, связанных с неэффективным использованием энергоресурсов.

Проблему следует решать шире и комплексно. Потому и неудивительно, что многообещающая государственная программа поэтапного оснащения жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии, утвержденная постановлением Кабмина №947 еще в ноябре 1995 г., была успешно провалена: местным бюджетам постоянно не хватало средств для приобретения и установления счетчиков, а население - при относительной дешевизне газа, тепла, горячей воды - не спешило их экономить.

Во многом поучительной оказалась ситуация в Тернополе. В 2007–2010 гг. владельцы квартир в многоквартирных домах массово получали разрешения на отсоединение от централизованного теплоснабжения и установление индивидуального, т.е. газового, отопления. Система теплоснабжения в дому становилась разбалансированной. И, наконец, бремя платы за тепло легло на плечи владельцев квартир, которые оставались подсоединенными к теплосетям. Случались неединичные случаи, когда жители самовольно делали достройку балкона, переносили туда прибор отопления, что запрещено правилами пожарной безопасности. А еще - оборудовали теплый пол или делали какие-то другие "улучшения". С другой стороны, стоимость тепла в доме, отдаленном от котельной, обоснованно получается выше, чем у того, который рядом. И после установления в некоторых домах счетчиков тепловой энергии, в первых платежках за тепло люди начали получали суммы больше, чем те, которые получали без него: жители платили за себя и за соседа. И они обращались в городскую раду: снимайте счетчик, потому что мы хотим платить меньше, - хотя приобретение и установление одного счетчика стоило городскому бюджету 50–60 тыс. грн. Поэтому неудивительно, что процесс установления домовых счетчиков тепловой энергии и горячего водоснабжения в Тернополе проходит медленно. Из 758 многоквартирных домов города сейчас только в 12 установлены такие счетчики.

Противоположной является практика малых городов Тернопольщины. По информации управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации, во всех 69 многоквартирных домах, размещенных в райцентрах, городках и поселках Тернопольской области, уже установлены счетчики тепловой энергии. Довольно много квартир в домах этих небольших городов отключены от централизованного теплоснабжения. А потребители, которые к нему еще подключены, платят за себя и за соседа, но при этом молчат, не протестуют против нынешних заоблачных тарифов. И это при том, что тариф на тепловую энергию в системе областного коммунального предприятия "Тернопольтеплокоммунэнерго" выше, чем в Тернополе: 38 грн за кв м, по сравнению с 30 грн, при базовой температуре внешнего воздуха –0,5 градуса, которую записали в постановлении Кабмина №1037 от 30 октября 2015 г. Причину нетрудно угадать: люди получают субсидии - государственные деньги, которые не особенно заставляют экономить энергоресурсы.

Положительный выход в государстве найден давно - его просто не следует игнорировать. Если жители многоквартирного дома хотят отключиться от централизованного теплоснабжения, то они должны были бы утвердить коллективное решение и при этом помочь установить индивидуальное отопление тем жителям, которые финансово не в состоянии это сделать. В Тернополе с 2008-го по 2016-й таким путем пошли жители 37 многоквартирных домов. Еще лучший опыт такой самоорганизации населения накоплен в малых городах области.

- В райцентрах, поселках и городках невыгодно устанавливать в доме индивидуальный тепловой пункт, стоимость которого, с монтажными работами, составляет 230–250 тыс. грн, - говорит исполняющий обязанности начальника управления ЖКХ облгосадминистрации София Близнюк. - Целесообразнее отключить весь дом от централизованного теплоснабжения и перевести его жителей на автономное отопление.

Некоторые города, например Бучач, Лановцы, Борщев, Залещики, намного продвинулись в этом деле. Их жители уже около десятка лет назад полностью отказались от централизованного снабжения. Тамошняя власть задействовала программы поддержки малообеспеченных жителей многоквартирных домов, а в некоторых городах - еще и бюджетных организаций, чтобы они могли приобрести и установить котлы и оборудование и перейти на автономное отопление.

В качестве компромиссного варианта могло бы быть установление домового счетчика тепла в составе индивидуального теплового пункта (ИТП), ведь он позволяет регулировать подачу тепла в дом в зависимости от температуры внешнего воздуха. И чем теплее зимний месяц, тем больше средств на оплату отопления могут сэкономить жители. Вот убедительный пример. В доме на ул. Д.Лукияновича в Тернополе проведена незначительная термомодернизация, но установлен индивидуальный тепловой счетчик в ИТП. И в январе, когда среднемесячная температура воздуха составляла –
6,3 градуса, его жители заплатили 21 грн из расчета за кв м, в то время как в других (без ИТП) - почти вдвое больше - 40 грн.

- Мы убеждены, что устанавливать домовые счетчики тепловой энергии однозначно необходимо, - говорит заведующий сектором по вопросам энергообеспечения управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии Тернопольской городской рады Павел Савечко. - И поэтому планируем до 1 октября 2018 г. полностью оборудовать ими жилищный фонд города, т.е. обеспечить выполнение будущего закона "О коммерческом учете коммунальных услуг". Но их надо устанавливать в составе ИТП. Коммунальное предприятие "Тернопольгортеплокоммунэнерго" участвует в трех инвестиционных проектах. В этом году, согласно соглашению с ЕБРР, за грантовые средства в размере 5 млн евро планируем установить 280 индивидуальных тепловых пунктов. За кредитные средства МБРР (Всемирного банка) - в объеме 24,6 млн грн город должен установить их втрое больше. Соглашение с Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО) даст возможность оборудовать ИТП еще в 10 жилых домах. То есть до 2020 г. (именно на этот период рассчитана программа модернизации систем теплоснабжения Тернополя) планируем установить 1 тыс. ИТП в многоквартирных домах и блоках этих домов.

Остается только надеяться, что эти проекты будут полностью реализованы. А установление индивидуального теплового пункта в доме дает его жителям еще и другие преимущества - ИТП оборудован теплообменником. Это означает, что в течение отопительного сезона жители смогут получать горячую воду не по графику, а круглые сутки. Кроме того, одновременно с установлением ИТП в домах будет проходить реконструкция системы теплоснабжения - переход с четырехтрубной системы на двухтрубную. Две трубы, по которым раньше подавали горячую воду, будут отрезаны, а останутся только две. И подогрев воды будет проходить уже на месте. Да еще и можно будет подогревать собственно холодную воду, и дополнительных труб при этом не придется подводить.

Провал давнопрошедшей узкой государственной программы оснащения жилищного фонда счетчиками тепла и воды должен был бы напомнить государственным мужам: сами по себе учет и контроль желаемого эффекта не дадут. Необходимы комплексные меры по модернизации систем тепло- и водоснабжения и снабжения других энергоресурсов в жилищном секторе. Кредитные, грантовые средства международных финансовых организаций - это хорошо, но они всех проблем не решат. И здесь весомое слово должно было сказать государство, обеспечив постоянную поддержку этих программ госбюджетным финансированием. Иначе вновь будем наступать на те же грабли, которые уже набили множество синяков.