"Давальческая" промышленность. Пока в Украине не начнут выращивать лен, не восстановят ткачество и льноперерабатывающие заводы — о легкой промышленности можно и не вспоминать

Автор : Василий Худицкий
21 апреля 17:43

Ситуация патовая. Украина уверенно превращается в сырьевой придаток развитых западных стран. А, судя по новым миллиардным внешним заимствованиям, дела у нас идут прескверно. Экономика продолжает падать, долги растут. Одной из отраслей, которая могла бы принести государству быстрые прибыли, а людям - рабочие места, является легкая промышленность.

 

Ситуация патовая. Украина уверенно превращается в сырьевой придаток развитых западных стран. А, судя по новым миллиардным внешним заимствованиям, дела у нас идут прескверно. Экономика продолжает падать, долги растут.

Одной из отраслей, которая могла бы принести государству быстрые прибыли, а людям - рабочие места, является легкая промышленность. В свою очередь, качественная продукция могла бы заменить позорный секонд-хенд. Для этого в Украине необходимо восстановить полный цикл производства. Что не так?

Все проникаются собственными проблемами

- Целостный потенциал легкой промышленности Украины разрушен, его нет. Кроме того, отрасль потеряла свой потребительский рынок, - говорит председатель ОО "Конфедерация деловых кругов Львовщины" Ростислав Сорока. - Если сейчас какое-то предприятие захочет экспортировать свою продукцию на внешние рынки, его туда никто не пустит. Там все рынки поделены, а конкуренция очень жесткая. Вклиниться невозможно. Можно все восстановить, но кто будет покупать нашу продукцию?

В мире сейчас все глобализировано. На Западе очень важно иметь раскрученные товарные бренды. Вот если бы нам удалось разработать какой-то глобальный украинский бренд, объединить под него несколько десятков предприятий… Но в современных условиях это неосуществимые мечты. Сегодня каждое предприятие проникается собственными проблемами выживания. К тому же в Украине нет собственной сырьевой базы, уничтожены перерабатывающие предприятия, не производится швейное оборудование и т.п. Можно назвать десятки причин, однако главная причина в том, что не созданы условия для развития бизнеса, не говоря уже о дешевых ресурсах.

Десятитысячные комбинаты - это уже история!

По словам председателя правления ЧАО "ОАО Калина" (г. Червоноград) Михаила Чемериса, восстановить целостный производственный цикл для легкой промышленности Украины - крайне сложная задача. Большинство промышленных предприятий, которые были задействованы в выпуске товаров, в частности хлопчатобумажные комбинаты, льнокомбинаты, комбинаты по выпуску трикотажных тканей, сегодня практически уничтожены. Выжить удалось лишь отдельным. Сейчас они выпускают крайне необходимую Украине продукцию, которую многие фирмы закупают за рубежом.

В советские времена в Украине таких предприятий было сотни. Например, текстильные изделия выпускали в Киеве, Донецке, Луганске, других городах. Но бездумно проведенная приватизация, разрыв кооперативных связей на территории бывшего СССР полностью разрушили отрасль. Сейчас украинские швейники закупают ткани в Польше, Турции, Испании, Китае. Еще два десятка лет назад в Украине были свои текстильные фабрики, которые работали на украинском льне. Например, ровенский "Льнокомбинат". В общем, легкую промышленность сегодня сдерживает то, что очень мало выращивают льна.

Еще один замечательный комбинат - Тернопольское объединение "Текстерно". Раньше там трудилось более 7 тыс. работников. Своими тканями славился Черкасский комбинат шерстяных тканей для верхней одежды и крупнейший в Европе производитель хлопчатобумажных тканей - Херсонский хлопчатобумажный комбинат. В частности, предприятие в Херсоне изготовляло почти 400 тыс. тонн пряжи и 200 млн погонных метров ткани в год, которые экспортировались за границу. Чтобы восстановить эти предприятия, нужны немалые средства и наличие сырья. Без государственной поддержки отрасли не обойтись.

Еще один свидетель давней славной истории легкой промышленности - председатель Львовской областной организации профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Леся Дереш. В легкой промышленности она трудится всю свою жизнь. Сначала работала на фабрике "Світанок", затем ее пригласили работать в обком профсоюза, где она и осталась. Вспоминает, как предприятия легкой промышленности работали в три смены. "Это были огромные комбинаты, - говорит Л.Дереш. - Мы выезжали ночью, проверяли, обеспечены ли работники горячим питанием, действуют ли комнаты отдыха. Теперь таких предприятий нет, ткацкие фабрики вообще уничтожены. Во Львове это ткацкая и хлопкопрядильная фабрики, Стрыйская суконная фабрика, выпускавшая прекрасные натуральные изделия. Практически в каждом районе были льноперерабатывающие заводы или заготовительные конторы. Крупнейший из них - Каменко-Бугский льноперерабатывающий завод. Славилась продукция Бориславской фабрики нетканых материалов. Если бы покойный директор фабрики Елена Старун увидела, что осталось от ее предприятия, она бы не хотела жить".

Как считает Леся Дереш, пока в Украине не начнут выращивать лен, не восстановят ткачество и льноперерабатывающие заводы - о легкой промышленности можно не вспоминать. "Если сегодня в Украину будут завозить сырье для отрасли, фурнитуру, оборудование, конечные изделия будут выходить по цене золота. Почему наша легкая промышленность не должна работать на внутренний рынок? Мы выпускали великолепные детские изделия! Были замечательные чулочные фабрики, а хлопкопрядильная фабрика изготовляла для них натуральные волокна. Сколько лет просим запретить секонд-хенд, ничего не получается. С одной стороны, это людям выгодно, потому что дешево, а с другой - если дать людям работу, они будут иметь возможность покупать качественную продукцию.

Вы представьте, сколько новых рабочих мест было бы открыто, если бы в Украине начала работать легкая промышленность. Люди на селе имели бы работу на льноперерабатывающих, ткацких предприятиях, и, соответственно, швейники были бы с работой. Не приходилось бы никуда ехать. Да, сегодня люди едут на работу за границу. Но там они должны заплатить за жилье, питание… от детей далеко. А так у женщин была бы работа дома, они могли бы воспитывать детей, чтобы те не росли на улице…

Не могу с этим смириться, ну не могу. Потому что я видела, какие это были предприятия, и вижу, что от них осталось…".

У нас забрали рынок

Анна Приймак, директор украинско-бельгийского СП "УКОН":

-У нас забрали рынок. Пошла тенизация. Поэтому мы вынуждены были перейти на выпуск продукции из давальческого сырья. При этой схеме работы нам не нужны ни овцы, ни лен - все привезут готовое. Если сегодня говорить о сырьевой базе, то, возможно, Украине она и нужна.

Если кто-то решит, что легкая промышленность перспективна для Украины, пусть государство ее развивает. Для текстильщиков эта проблема была актуальной еще более 20 лет назад. Сегодня вся легкая промышленность Украины работает на давальческом
сырье. Восстановить отрасль очень сложно. Ведь для этого должны заработать производство сырья для легкой промышленности, производство тканей, швейные фабрики, должна быть налажена официальная продажа товаров через магазины. Чтобы это стало возможным, в Украине нужно коренным образом изменить систему экономики. Пока что - сплошные спекуляции.

Ярослав Рущишин, генеральный директор ПАО "Троттола":

-Чтобы восстановить замкнутый производственный цикл, необходимо сырье. Сырье - это прежде всего сельское хозяйство. Наработок сельского хозяйства в этом направлении нет, и потому быть оптимистом сложно. Дела скверные. Так что я скептически отношусь к построению легкой промышленности. Хотя это отрасль, которая дает быструю отдачу, выгодно трудоустраивает людей.

Кроме того, есть и другие проблемы, не дающие отрасли развиваться. Это, в частности, контрабандный завоз в Украину сырья и нелегальное трудоустройство. Предприятия, работающие официально, никогда не смогут конкурировать на равных с предпринимателями, которые шьют одежду в подвалах и не платят налогов. Это наша главная проблема.

Когда-то бытовало такое понятие как управление рабочими ресурсами. Посмотрите, какой сегодня парадокс. Читаю отчет Львовской ОГА. Департамент экономической политики хвалится тем, что за 2016 г. в области открыли более 50 предприятий и создали свыше 12 тыс. новых рабочих мест. Преимущественно это предприятия, на которых используют низкоквалифицированную рабочую силу. Спрашивается: а зачем, когда у нас есть 60 тыс. свободных вакансий? И на них претендует лишь 18 тыс. работников. Баланс минус 40 тыс. А мы и дальше создаем рабочие места. Посмотрим на вопрос иначе и обратим внимание не на количество, а на качество этих рабочих мест. Возможно, нужно создавать высокооплачиваемые рабочие места, а не продавать дешевую рабочую силу за рубеж.

Это пример весьма неразумной политики, - нужно инвестировать в предприятия, которые будут выпускать товары с высокой добавленной стоимостью, а не плодить дешевую рабочую силу. Для этого есть такое понятие как стратегия развития страны в том направлении, в котором она может быть первой. В легкой промышленности, после Турции и Китая, Украина вряд ли может быть среди лидеров отрасли.

С чего начать?

-С восстановления выращивания льна, - говорит депутат Житомирской областной рады Ирина Костюшко. - Если бы государство поддерживало дотациями льноводов, они бы до сих пор выращивали лен. В отличие от других культур, таких как рапс или подсолнечник, он не истощает почвы. Но у государства нет дальновидной политики и стратегии в этой отрасли, и мы вынуждены возрождать льноводство из руин. Лен - товар, который высоко ценится на европейских и мировых рынках. В 90-х XX в. почти 80% всей продукции льноводства шло на экспорт, при нынешних ценах - это десятки миллионов долларов валютной выручки ежегодно.

В прошлом году в Украине посеяли всего 1360 га льна-долгунца, зато под льномасличные культуры, если не ошибаюсь, отвели почти 60 тыс. га. Однако, чтобы запустить возделывание льна, нужны производства, которые бы его перерабатывали. В советские времена в Украине было 56 заводов, перерабатывавших лен. Сейчас нет ни одного предприятия, которое бы на промышленном уровне перерабатывало эту культуру.

Но, кроме сырья, в Украине остро не хватает оборудования. Отмена НДС на импорт оборудования для переработки льна, швейного и текстильного производства, которое не выпускается в Украине, будет способствовать тому, что сырье будут перерабатывать в Украине, а не вывозить за границу. Еще один стимул для инвестирования в легкую промышленность - включение в валовые затраты на приобретение оборудования для собственного производства. Сегодня предприятия должны покупать его из прибыли, которая остается после уплаты всех налогов. Когда заработает перерабатывающая отрасль, средства, потраченные из государственного бюджета на ее восстановление, очень быстро вернутся в виде налогов и новых рабочих мест. Один льнокомбинат даст работу нескольким тысячам работников.

Для решения проблем отрасли, убеждена Ирина Костюшко, необходима консолидация льноводов. По ее мнению, не объединившись, льноводы не могут доносить до первых лиц государства информацию о проблемах и состоянии отрасли, а также предлагать возможные пути развития. Поэтому она считает не только целесообразным, но крайне необходимым создать ассоциацию льноводов, которая сможет доносить информацию об эффекте для экономики страны, позволяющем возродить льноводство.