Украина: эскизы образа будущего

Автор : Валентин Ткач
24 марта 23:00

Можно сколько угодно упорно бороться с символами прошлого, но если при этом не имеешь образа будущего, ты обречен все повторить снова. Если мы хотим ответственно сформировать образ будущей Украины, то должны определить принципиальные вопросы, прийти к согласию относительно ответов на них и строить образ принципов, а не дискурсов.

 

Наш сегодняшний день уже вчерашний.

Так говорил вуйко Дезьо

Можно сколько угодно упорно бороться с символами прошлого, но если при этом не имеешь образа будущего, ты обречен все повторить снова.

Если мы хотим ответственно сформировать образ будущей Украины, то должны определить принципиальные вопросы, прийти к согласию относительно ответов на них и строить образ принципов, а не дискурсов. Стремительное время не позволяет сосредотачиваться на деталях и образе действий, их подскажет жизнь. Наш сегодняшний день уже вчерашний.

Для иллюстрации такого подхода можно использовать модель сквера, через который нужно проложить дорожки для пешеходов. Если рассматривать это как краевые задачи, то тут возможны два варианта: либо мы формируем дорожки как навязанные порядки - прокладываем и асфальтируем их на основе некоторой целесообразности (бюджетной, эстетичной, субъективной и т.п.), либо же доверим эту работу людям, т.е. спонтанным порядкам, и когда люди протопчут тропки, заасфальтируем их.

Построение образа будущего - это угадывание узора будущих троп.

Первое, относительно чего мы должны прийти к согласию, - какой из двух вариантов будем применять для планирования: Украина будущего - это порядки навязанные или спонтанные? В формализме краевых задач это означает выбор: либо сильное государство, которое диктует обществу, либо сильное общество, к которому государство прислушивается.

Можно, опираясь на ожидания Революции достоинства, утверждать, что образ будущего нужно формировать по второй версии - сильное общество, приоритет спонтанных порядков перед навязанными.

Вернемся к модели сквера.

Для ответственной работы нам необходимо исследовать побудительную логику, которая определяет тропы. Как и в жизни, это многофакторная задача с невероятным количеством интерпретаций и импровизаций. Но в модели всегда можно выделить доминирующие факторы. В нашем случае направления троп будут формироваться внешней инфраструктурой: расположением вокруг сквера магазинов, школ, садиков, аптек, остановок транспорта, профилем поверхности и т.п. Но такая картина всегда является лишь доктриной момента. Чтобы сформировать образ будущего сквера, мы должны предусмотреть, где именно будут будущие магазины, школы, садики и т.п.

Задача построения образа будущего станет еще сложнее, если осознать, что мы не только не знаем наверняка будущей инфраструктуры вокруг сквера - мы с трудом представляем себе, какими же будут "магазины", "школы", "садики", "аптеки" будущего. А каким будет "транспорт"? Какими станут понятия "работа" и "досуг"?

Все это означает, что построить образ будущего сквера невозможно в стереотипах предыдущего планирования. Новое планирование - это планирование концепций.

Из нашего примера следует, что образ будущего сквера определяет инициатива пешеходов, которая поощряется, а смыслы инфраструктуры вокруг него формируются импровизациями людей их приветствующих и поддерживающих. Мы получаем динамический образ, где обеспечивается переход от планирования дискурсов к планированию развития концепций.

Если перенести указанные положения на формирование образа будущей Украины, как вариант можем получить такую фантазию.

Украина, как и другие страны, переживает времена, когда постдемократия и постправда, как один из ее проявлений, деформировали представление о мире. Определение эпохи, в которой мы живем, теряет смысл из-за дегенерации меры бытия человечества. (Представьте себе рынок, где исчезли меры длины, веса, качества и т.п. Он уже не рынок).

Размываются соотношения между суверенитетами элит и общества. Природа власти уже не определена в системе четких взаимных прав. Отношение к базисным понятиям (правам человека, свободе слова, свободе вероисповедания и т.п.) теряет смысл императива как безоговорочного морального закона.

Соотношение глобального и локального становится деструктивным, а иногда и конфликтогенным. Дегенерация смыслов понятий, размывание взаимных прав приводят к потере координации между конституцией, законом и общественным договором. Это ведет к послаблению доверия в международных отношениях и в обществе, возрастают экономические и социальные транзакционные затраты, что немедленно сказывается на общественном диалоге: он становится вялым или агрессивным, т.е. непродуктивным.

Что это означает для Украины?

Если вернуться к модели, то в нашем сквере появились лужи, болото, овраги и мусор. Но это не означает, что мы должны от всего отказаться. Просто в нашем планировании появились новые факторы, часть из которых являются навязанными, но они исчезнут сразу, как только исчезнет ресурс деструктивной силы. Лужи высохнут, болото можно превратить в пруды, овраги засадить деревьями, а мусор убрать.

Но чтобы сделать эту работу быстро, нужно все же иметь перед собой образ будущей Украины - систему координат, базу сравнения, с которыми мы будем согласовывать свои действия.

Если образ будущего воспринимать как совокупность принципиальных концепций, то для Украины с ее ресурсами в условиях современного мира, по моему мнению, лучше всего подходит концепция одного из гарантов продовольственной безопасности мира. Если согласиться с этим фундаментальным концептом ее будущего образа, то понятной становится последовательность действий.

В Украине необходимо сформировать систему прав землевладения, не ограничивающуюся вульгарной формулой покупки-продажи земли. Не право продажи, а именно система взаимных прав (обязательно учитывающая введение новых энергетических технологий, делающих фермера, кооператив и т.п. энергетически независимыми) должна стать основой для создания нового аграрного сектора страны.

К примеру: энергетическая независимость даст в расчетах совсем другие размеры площади земли, обеспечивающие безубыточность хозяйства.

Мы уже переживаем энергетическую революцию, которая может совершенно иначе сложить пазлы латифундий, кооперативов, мелких производителей в картине будущей аграрной Украины. Да и исключительно аграрной ее можно будет называть лишь условно.

Энергетическая самодостаточность домохозяйства в формализме нашей модели сквера будет означать изменение смыслов понятий "работа", "досуг", "школа", "транспорт", "аптека" и т.п., что изменит логистику жизни в целом - направления тропинок. Образ будущего обязан учитывать именно это. Иначе мы получим повторение всех негативных последствий ваучерной приватизации, только теперь уже на селе.

Следующей гранью образа Украины должна быть система производства продовольствия. Ей надлежит сформировать задачу для науки, селекционеров, машиностроения, химической промышленности. И самые главные ее задачи должны касаться системы образования, которому предстоит подготовить нового специалиста.

Все указанное должно найти свое продолжение в системе закупок продовольствия, формирования его запасов и хранения. Это - новая логистика страны: ее элеваторы, склады, дороги, транспорт, порты, границы и т.п.

Переработка урожая, обеспечивающего глубину и накопление добавленной стоимости, сформирует новые задачи для машиностроения, образования, торговли на внутреннем и внешнем рынках.

Этот образ должен включать в себя и систему продовольственной помощи населению страны и вне ее границ, мониторинговых и социальных учреждений.

Если нам удастся сформировать такой образ будущей страны, то, воплотив его, мы превратим образ Украины на величественную миссию. И тогда сделанное автором предположение относительно "фантазии" мы сможем заключить в кавычки. Главное, чтобы мы опирались при этом на начальный вывод: инициатива людей поощряется, а их импровизации приветствуются и поддерживаются, если людей объединяет общий образ будущего.

В формализме нашей модели это будет означать, что сквер превратится в уютный парк, где играют с детьми молодые мамочки, ученики идут в школу, взрослые - на работу, молодежь гуляет по тенистым аллеям, а на лавочке на солнышке сидят пожилые люди и кормят белых лебедей, которые плавают в озерах на месте, где когда-то было болото, и куда давно однажды весной эти лебеди прилетели, и среди них был один черный.