Почему уходят "звезды"?

Автор : Татьяна Валь
25 ноября 23:01

Многим руководителям компаний, очевидно, известна ситуация, когда из коллектива уходят лучшие сотрудники. В чем же дело? Есть две основные причины потери работников, на которых возлагались большие надежды: или же им перестала нравиться работа, или не складываются отношения с руководством. Попытаемся разобраться со вторым случаем.

 

Многим руководителям компаний, очевидно, известна ситуация, когда из коллектива уходят лучшие сотрудники. Это тем более обидно, если на обучение новичка особенностям работы в компании было потрачено много времени.

В чем же дело? Есть две основные причины потери работников, на которых возлагались большие надежды: или же им перестала нравиться работа, или не складываются отношения с руководством.

Попытаемся разобраться со вторым случаем. Что может заставить специалиста подать заявление об увольнении? Ведь он, казалось бы, долго искал эту должность, с энтузиазмом взялся за работу...

Большой объем работы

Напряженная, часто без перерывов, перекуров, кофе-брейков, передышки работа, - основная причина эмоционального выгорания человека. Многие руководители подразделений пытаются выжать из талантливых сотрудников максимум возможного. Но ведь человек - не машина. Перегрузка только уменьшает производительность труда, вызывает раздражение, утомляемость, а потому и заболеваемость. Уже научно доказано, что, например, простудные заболевания являются следствием прежде всего усталости. Не случайно терапевты советуют пациенту просто взять хотя бы один выходной. Ведь ОРЗ относятся к группе психосоматических.

Отсутствие морального и материального поощрения

Так как же удержать в компании нужного вам сотрудника? Например, если хотите увеличить для него объем работы, вы должны компенсировать это премией, денежной надбавкой, повышением в должности. Уместными будут и популярные ныне бонусы в виде билета в театр, СПА-центр и т.п. Они не требуют больших финансовых затрат, особенно если компания к этому не готова. Но человеку приятно. Его работу заметили, оценили.

Поможет удержать хорошего специалиста и проведение между подразделениями компании конкурса, например, на определение лучшего исполнителя служебных обязанностей. Это сплачивает и улучшает климат в коллективе. Приз победителям - торт на весь отдел или освобождение от дежурства по выходным дням и т.п. - и вдохновит, и поощрит к труду.

А банальная нагрузка работой лишь угнетает ценного сотрудника, отбивает желание работать лучше, и в конце концов он может швырнуть вам заявление на стол.

Скупость руководителя на слова благодарности

"Доброе слово и кошке приятно", - гласит пословица. Хорошему сотруднику - тоже. Даже если у него большая внутренняя мотивация, и он полностью отдается любимому делу.

Очень жаль, когда руководители недооценивают значение морального поощрения. Чаще хвалите сотрудников не только в своем кабинете, но и в присутствии всего коллектива. И тогда им не придет в голову искать новую работу.

Даже обычное "спасибо" в конце рабочего дня не останется без ответа. Работник поймет, что его уважают, ценят, что ему благодарны. А слова: "Молодец, только ты мог это сделать!", "Мы без тебя не можем обойтись", "Ты наша гордость", - вдохновляют особенно.

Надо воспитывать патриотизм и любовь к своей компании. Но многие из руководителей об этом забывают. Мало того, допускают ошибки, бросая через плечо: "У нас незаменимых нет, и без тебя обойдемся". Такое случается, к сожалению, почти в 90% компаний и организаций. Люди хорошо чувствуют отношение к ним, и при первой же возможности увольняются.

Нехватка элементарного внимания

Более половины тех, кто осмелился оставить свою вроде бы неплохую работу, говорят, что их заставило это сделать отношение начальника. Ведь оно очень важно. Не случайно умные директора умеют поддерживать баланс в общении на официальном и человеческом уровнях.

Собственно, это очень просто. Например, тот или иной успех лучше отметить вместе с работником. Вместе с тем не помешает и посочувствовать коллеге, если у него какие-то неприятности. Обычные слова "Как дела?", "Как настроение?" растопят любой лед.

Невыполнение обещаний

Каждый раз, когда на работу берут нового сотрудника, начальник обещает ему выгодные условия труда, всяческую поддержку и помощь. Если это не пустые слова, его авторитет возрастает не только в глазах новичка, но и всего коллектива.

Забывая об обещанном, руководитель теряет доверие, чем вызывает обиду, неуважение к себе. Можно не сомневаться - увольнение сотрудника, которого он недавно взял на работу, не заставит себя ждать: он сам его на это и спровоцировал.

Продвижение малоэффективных сотрудников

Хотя советские времена давно позади, у нас, как и когда-то, часто закрывают вакансии своими людьми. Если руководитель берет кого-то на должность или "по звонку", или родственников, это плохо влияет на весь коллектив. Исчезает мотивация бороться за успех в работе. А зачем? Ведь лавры все равно достанутся "своему человеку"! Лучшие командировки, выгодные задания, продвижение по карьерным ступеням того, кто этого не заслуживает, - все это только увеличивает напряжение в коллективе и уменьшает отдачу в труде. Надо определиться, что для вас как руководителя важнее: успех компании, прибыли, настоящий специалист на соответствующей должности - или пристроенные собственный сын, жена, невестка или друг? Если второе, то это едва ли не самый первый повод для "звездочек" вашей компании убедиться в том, что их здесь не ценят. Последствия - очевидны.

Непривлечение сотрудников к обсуждению проблем

В любой компании бывают тяжелые времена. Обсуждать их, искать советы лучше не в кругу приближенных, а в формате круглого стола, пригласив работников всех подразделений, а способных, талантливых специалистов (даже если они и не занимают руководящих должностей) - прежде всего. И попытаться вместе разобраться, почему так получилось, что надо сделать для исправления ситуации. Пусть каждый выскажет свою точку зрения.

Таким образом вы продемонстрируете доверие к сотрудникам, оцените их идеи, опыт. Это хороший повод морально поощрить всех и воспитать любовь к своей компании. Ведь ответственность за ее успехи и судьбу возлагаются на каждого, кто в ней работает, а не только на директора. Такое доверие сотрудники будут ценить и дорожить своим местом работы.

Как психолог и рекрутер по опыту знаю, что все строится на хороших отношениях. Благодаря им реально решить любые проблемы.

Хотите удержать специалистов, способных обеспечить развитие вашей компании и большие прибыли? Помните - все зависит от отношения к ним. И тогда возглавляемая вами компания никогда не будет страдать от текучести кадров.