Относительная запущенность

Автор : Олег Покальчук
03 февраля 23:00

Никаких системных, последовательных и линейных изменений в нашей стране уже не сможет происходить - время для этого ушло четверть века назад, и денег на это уже не дадут. Прекращение состояния запущенности может произойти лишь радикальным путем. Какие страницы унесет ветер, какие козы уплывут по новому течению, предвидеть нельзя.

 

Поезд движется по ночному лесу под звездным небом. В купе на столе лежит книга. (Ладно, пусть это будет электронная книга).

Движение поезда относительно леса очевидно. Ну, в том смысле, что оно заметно невооруженным глазом. А вот относительно звезд - это еще как посмотреть.

Но все это, кстати, никоим образом не влияет на содержание самой книги.

Когда мы говорим об относительности тех или иных процессов, то, имея в виду физические маркеры, прежде всего все же подразумеваем личное восприятие. Наверное, это правильно. Потому что для прогнозирования нашего поведения его аттитюдов "кажется" во сто крат важнее, чем "есть". И паттерн "казаться" гораздо существеннее, чем "быть". В конце концов, на этом же и построены целые отрасли промышленности, индустрия моды и мейкапа. Приносящие огромные доходы, кстати.

Посему субъект, вне зависимости от того, в какой части мира он живет, может говорить о развитии только тогда, когда субъект: а) лично в этом заинтересован, и в его собственной картине мира развитие вообще существует; б) существуют показатели системного роста, подтвержденные теми группами людей, их личными историями развития, к которым данный субъект не принадлежит.

Но хотел бы. И потому завидует и сравнивает.

У нас в сознании присутствуют одновременно две оценочные шкалы. Местная и как бы внешняя. "Как бы", потому что реально внешняя, на самом деле, не может отчетливо нас рассмотреть - деления слишком крупные. Мы для внешней шкалы - вроде как вирусы. По масштабам проблематики - мелкие, но температуру всем поднимаем прилично.

Местная шкала предпочитает консервацию исторической традиции в ее самом бюджетном исполнении. Но это, с одной стороны, похоже на то, как в советское время (кто помнит) все экономические и культурные показатели СССР сравнивали не с предыдущими годами, а с 1913-м еще царской России. С другой - по какой-то нелепой предопределенности мы все время отмечаем годовщины наших поражений, делая это более сакральным и, следовательно, значимым, чем реальные победы, которые были и есть. Война, к слову сказать, эту глупую предпочтительность наконец-то начала менять в лучшую сторону, но, увы, это дорогая цена прогресса. Возможно, другой и не существует?

В местной точке зрения содержание популистских речей вообще не меняется. Это значит, что умственно ограниченный контингент, которому они адресованы, не в состоянии заметить ни реальных успехов страны, ни ее еще более реальных поражений. Он пребывает в состоянии мухи, застывшей (извините за двусмысленное выражение) в житомирском или ровненском янтаре.

То есть, фигурально выражаясь, содержание книжки в купе поезда остается прежним, и никакого прогресса здесь не наблюдается. Но насколько применим термин "застой" в отношении архетипов - не знаю, не уверен. Помимо традиционных мух в янтаре, существуют вполне динамичные и национально ориентированные слои населения, которым уже тесно в рамках своих развивающихся кластеров, и они нервно осциллируют между эмиграцией и новой революцией.

Внешняя точка зрения, из понаехавших, выглядит примерно так: вот построили люди дом лет сто назад на непонятном фундаменте из черт знает чего. Он себе стоит, люди в нем живут, как умеют. Приходят прогрессоры и, морща нос, говорят: "Фи, как вы можете на этом и в этом жить, так уже 100 лет, как не строят! И, кстати, что это за странная металлическая скоба у вас перед порогом? Очищать обувь - от налипшей грязи?!".

Наверное, технически прогрессоры правы. Но физически - местные домохозяйки при таких словах их бойко попрут швабрами и вениками подальше от своего бидонвиля. И тоже будут правы. Ведь это их дом, они не знают другого.

Итак, с какой бы отраслью жизни или быта у нас ни столкнулся "человек извне", будь он турист, бизнесмен или командировочный, он непременно на каком-то этапе скажет или подумает буквально по поводу любой сферы жизнедеятельности Украины: "Ого, как же тут все запущено!".

Ну а наши поддакивают, и небезосновательно.

Эта фраза повторяется разными людьми и с разными интонациями уже четверть века.

Говорят, во всем виновата коррупция. Да, при 131 месте в рейтинге коррупции, когда, по подсчетам аналитиков, в коррупционных схемах задействованы около 40% украинцев, а наиболее коррумпированные - органы власти, суды, правоохранительные органы и бизнес-менеджмент, это уже и не коррупция вовсе, а способ хозяйствования.

Сравнивать эти показатели с показателями тех, кто их сам придумал и внедрил, вроде и бессмысленно. Кто создает правила, тот и игру выигрывает. И как со звездами не сравнивай, движения не заметишь.

А если прибавить сюда еще и полную нечувствительность к компромату? Ну кого ты удивишь сегодня и чем в обществе двойных и тройных стандартов морали? Редактора колонки новостей? СБУ? Да ладно.

Но это же можно представить и как высокую толерантность, и терпимость, украинскую версию либертарианства: да, вот мы такие, а что?

А давайте каминг-аут: ведь у нас же тоже есть свой набор скреп? Только они дешевле и ломаются при первой попытке их применить. Поэтому функционально их как бы и нет, и создается ощущение, что мы изначально очень подающая надежды страна. Благодаря этим ломающимся социально-политическим и партийным степлерам у нас есть естественное развитие.

То есть относительно леса - мы едем, выезжаем из него все же, и довольно стремительно.

В уже классическом учебнике по стратегической разведке Вашингтона Плэтта говорится о том, что аналитик может считаться аналитиком тогда, когда он проработал/прослужил в должности минимум семь, а лучше 19 лет. Не гуглил, не читал в книжках, не слушал рассказы старших. А видел достаточно собственными глазами. И как очевидец способен квалифицированно судить о том, есть прогресс или нет, и какого рода вообще изменения происходят и грядут.

Коллективные оценки происходящего в социальных сетях, за редкими исключениями, происходят в периоде максимум трех лет, и могут считаться объективными лишь для того, кто существует в Интернете около года. Учитывая стремительную динамику роста, например украинского сегмента Фейсбука, таких людей все больше, и они считаются общественным мнением. Благодаря ленивым СМИ, которые их копипастят.

"Возможно ли будет когда-либо разгрести украинские авгиевы конюшни? И сколько лет для этого нужно?" - восклицает прогрессивная украинская общественность, желающая прогресса.

Давайте поговорим о книжке, лежащей на столе в купе поезда. То есть символически - о нашей с вами субъектности. И как она влияет на аттитюд, т.е. на поведенческие стереотипы.

Ну говорят все - авгиевы конюшни, а это что? Что-то типа грязное и нечищеное. А потом пришел крепкий рум-клинер Геракл и все убрал.

На самом деле царь Авгий был успешным бизнесменом с хорошими родственными связями в высшем руководстве. Сын бога солнца Гелиоса все-таки. Обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе огромные конюшни, где на самом деле содержались, прежде всего, быки и козы. Бизнес доминировал над экологией. (Каждый, кому приходилось проходить хотя бы в отдалении от коммерчески выгодного современного животноводческого предприятия типа свинарника, поймет, о чем я).

И, что важно, авгиевых быков и коз такое положение, с их скотской точки зрения, вполне устраивало.

Уточню, что Геракл лично ничего там совковой лопатой не греб - сломал стену конюшен и направил туда воду двух рек. Может, какую козу, особо громко блеявшую о статус-кво, и смыло. То есть положительные изменения произошли вследствие частичного разрушения старого жизненного уклада. Наверное, коз и быков такой поворот дела тоже устроил.

Хотя Геракл на самом деле боролся за десятую часть царского стада, и для этой части животных уже почти открывались перспективы античного безвиза. Но царь Авгий традиционно обманул. Ну, вы поняли.

Есть такой способ улучшить редактуру художественного текста - пишешь рассказ и затем просто выбрасываешь три первых страницы. Если сюжет не меняется - они точно лишние. Зачастую так и бывает.

В символической книге бытия украинского народа, едущего в купе поезда, который ему на самом деле не по карману, туда, где его не особо и ждут, слишком много ненужных страниц, которым, тем не менее, придается сакральное значение. Развитие нации состоит в понимании ее величия. А, значит, она должна не семенить по истории, а шагать и перешагивать.

Исторический мусор - бесценный кладезь информации для археологов, но не для строителей будущего. Его все равно рано или поздно сметет вода какой-нибудь реки по замыслу нового Геракла. Да, он свой, родной, освященный и т.д.

Если с этим жалко расставаться, но не понятно, почему, то причина не в сентиментальности. А в жадности и желании иметь все при себе на всякий случай. Но в результате, под видом бесценной сокровищницы чего-то там, лишь накапливается информационный хлам, создающий в итоге народу карму старьевщика и тряпичника. Наличие информационного хлама порождает иллюзию душевного богатства.

Если из этой книги выдрать никому, даже нам самим непонятные страницы, и пустить их по ветру, можно будет говорить о развитии. Так в свое время сделали турки, финны, да те же американцы - оставив британское британцам.

Никаких системных, последовательных и линейных изменений в нашей стране уже не сможет происходить - время для этого ушло четверть века назад, и денег на это уже не дадут. Прекращение состояния запущенности может произойти лишь радикальным путем. Какие страницы унесет ветер, какие козы уплывут по новому течению, предвидеть нельзя. Можно лишь с уверенностью утверждать, что этот перелом произойдет вне существующих политических сценариев, и поводом для него станет не внутренний, а внешний фактор, как уже не раз бывало. В нем больше не будет традиционного народного эстетизма, и будут новые жертвы.

Иначе мы - просто забытая в купе книга, которую вышвырнут в окно истории.