БОГИНЯ РОДИЛАСЬ В ДОНЕЦКЕ, А МОЖЕТ СЕСТЬ В КИЕВЕ ПРЕДТЕЧИ, ВИДИМО, ОСТАНУТСЯ НА СВОБОДЕ

Автор : Владимир Скачко
10 марта 00:00

Итак, чисто уголовные обвинения предъявлены лидерам так называемого Великого Белого братства. На ...

 

Итак, чисто уголовные обвинения предъявлены лидерам так называемого Великого Белого братства. На скамье подсудимых они оказались, имея, как, видимо, и положено вождям новых подпольных учений, не только имена, но и клички: Марина Кривоногова (в девичестве Цвигун) — Мария Дэви Христос, Юрий Кривоногов — Юоанн Свами и Виталий Ковальчук — архиепископ Иоанн Пёт II. Им инкримированы захват общественных зданий, умышленное нанесение тяжелых телесных повреждений работникам милиции, посягательство на здоровье граждан под видом осуществления религиозных обрядов. Это — всем троим. Мужчинам есть еще и «добавка» — организация массовых беспорядков.

Уже первые судебные заседания, которые, по оценкам экспертов, могут затянуться на полгода, показали несколько вряд ли утешительных тенденций. Первая. Обвиняемые отказались от предложенных и положенных услуг адвокатов, однако избрали очень выгодную для себя линию самостоятельной защиты, а именно — рассматривать процесс как нарушение прав человека на свободу совести, на свободу вероисповеданий. Обвиняемые откровенно дали понять, что киевские судьи уподобляются Понтию Пилату, а сам суд напоминает судилище двухтысячелетней давности, когда тоже судили Божьего сына, сошедшего с небес для спасения рода людского.

Предыстория киевского варианта «сошествия» общеизвестна и ее схема такова. В 1990 году уроженец Воронежской области кандидат технических наук Юрий Кривоногов создает и регистрирует в Киеве центр самопознания и йоги «Атма» и в том же году вступает в законный брак с одной из последовательниц из Донецка Мариной Цвигун. Журналисткой и комсомолкой, которой, видимо, ни то ни другое не помогло раскрыть предначертание земное.

По мере возрастания активные самопознающиеся вожди усилили и аппетиты, центр «Атма» стал всесоюзным и начал проповедовать учение о «живом Боге», которым под именем Марии Дэви Христос и была провозглашена (или, по ее словам, она самопознала себя таковой) Марина Цвигун-Кривоногова. Муж — направляющая и руководящая сила — естественно стал апостолом, которому, как оказалось, не чужды и стремление к самовозвеличиванию, и жестокость в достижении этой цели, и получение «божественного кайфа» от достигнутого.

Еще бы. Активность центра стала бурной, тысячи поклонников в белых балахонах наводнили улицы городов и обклеили их изображением Дэви Марии, духовное служение которой с успехом заменило жизнь в неустойчивом мире, только втягивавшемся в реформы по-постсоветски.

В 1991 году вместо центра было зарегистрировано «Великое Белое братство» как новая религиозная община. Масштаб и характер деятельности братства, участившиеся обращения в органы власти родителей, от которых ушли несовершеннолетние дети, привели к тому, что в 1992 году Братство не было перерегистрировано, а следовательно, стало незаконным, хотя наращивало деятельность. В частности, огромными тиражами издавалась газета «Юсмалос», а братчики, назвавшись «юсмалианами», активно проповедовали гипнотически-фанатический уход от мирской суеты, неповиновение властям, отрицание общественных устоев в любом их виде. Под их белыми балахонами откровенно и отчетливо застучали бесовские копытца, которые не заметило подавляющее большинство обманутых и одурманенных братчиков. Трагедия реформирующегося общества сначала приобретала фарсовые разновидности, а затем оборачивалась еще большей трагедией отдельных личностей, в основном молодых парней и девушек.

Когда власти наконец выдали распоряжение об аресте семьи Кривоноговых, те ушли в подполье, а затем Юрий Кривоногов и сотоварищи спланировали захват музея-заповедника «Собор Святой Софии», где решили отслужить молебен и провозгласить конец света по-киевски. Следствие установило, что план захвата отвечал всем канонам революционно-детективного жанра: с изучением карт-схем расположения входов-выходов, с тайной покупкой замков для блокирования помещений, с целой системой условных знаков и условных объявлений «в нужном месте», в которых, в зависимости от возможности условной покупки квартиры в Москве, говорилось о месте и начале «операции» и т.д. В результате 10 ноября 1993 года чета Кривоноговых в заранее купленных на «черном» рынке париках неопознанной проникла в собор, и на глазах немало изумленных посетителей молебен состоялся. В это время братчики блокировали помещения, вырывали телефонные провода. Конец света был назначен на 24 ноября, но для некоторых он мог наступить в тот же день. От пущенного в ход огнетушителя пострадало несколько милиционеров, а храму-музею был нанесен ущерб в размере почти 60 миллионов карбованцев в ценах того года.

После ареста конец света не наступил, однако врачам-психиатрам и психологам пришлось несколько месяцев выводить из состояния гипнотического транса несколько десятков несовершеннолетних братчиков, которые объявили сухую бессрочную голодовку и отказались от любой медпомощи, чтобы «смертью очиститься и доказать свою верность» вождям.

Другими словами, если кому-то нужны были мученики-жертвы преследований и их мучители-преследователи, то все было сделано в лучшем виде. И с расчетом на то, что, мол, кто там будет разбираться в правоте или неправоте сторон, если «пострадали дети», а власть нарушала права человека.

Вторая тенденция — это стремление сохранить «Великое Белое братство» через сохранение если не всех его вождей, то хотя бы отдельных людей-символов. Когда стало очевидно, что проявление религиозного фанатизма в таких диких формах устрашило общественное мнение, а не вызвало нужное сочувствие и праведный демократический гнев, то кто-то из закулисных режиссеров (или сценаристов) запустил новую версию: Дэви Мария — настоящий ни в чем не повинный «Бог», которого «попутал бес». Обманул и заморочил не только «Божество», но и его верных детей. Найден был и «сатана» — Юрий Кривоногов.

Из показаний даже самих обвиняемых, особенно «архиепископа» Ковальчука, стало ясно, что такой раскол (подлинный или выдаваемый за действительное, неизвестно) в верхушке Братства произошел. Марина Кривоногова активно призывала судей признать свой брак с Кривоноговым расторгнутым, а Виталий Ковальчук в своих показаниях все «валил» на экс-мужа «Бога» и даже заявил, что «Кривоногов установил в Братстве режим хуже сталинского» требуя от братчиков возвеличивания своей персоны и беспрекословного подчинения, грозя всех строптивых «отлучить»!

Сам же Юрий Кривоногов ничего не отрицал и только повторял, что служит Богу, что «Дэви Мария — это знамя», а он — «древко».

На подобные размышления наталкивает и тот факт, что даже в зал суда в первый день проникли братчики и хотели вручить «богине» цветы. А в перерыве один из братчиков, некто27-летний Андрей (фамилию он не назвал), в журналистские диктофоны заявил, что братчиков 144 тысячи и что суд они воспринимают так, как того и хотят подсудимые вожди, как судилище. Андрей заявил также, что вера в Дэви как в единого «живого Бога», ниспосланного небесами, от суда только укрепляется. Сказал он и о том, что Кривоногов «не внял Богу и всячески ему вредил», другими словами, на фоне белого балахона Марии оттенились темные силы ада. Мы попытались узнать, мол, чем Киев заслужил такую честь — стать обиталищем нового Бога. Нам ответили: так сложилось, Бог теперь решил материализоваться в славянском мире. Ни больше ни меньше.

Что бы это значило — то ли Кривоногов действительно теряет свои позиции «демона» в Братстве, то ли хочет сесть сам и надеется, что «богиня» сумеет сохранить братчиков самостоятельно, — пока неизвестно. Не исключено, что подлинные инициаторы и творцы Братства решили пожертвовать Кривоноговым то ли как с несправившимся с миссией, то ли как с зарвавшимся.

Исходя из вышеизложенного, наконец третья тенденция: придание деятельности Братства, повторяю, только уголовной окраски и стремление осудить за чисто хулиганские действия. Проигнорированными или невыясненными до конца остаются, например, такие проблемы: кто и из каких источников, а главное — зачем в таких объемах финансировал деятельность Братства? На каких печатных мощностях и на чьей бумаге печатались братские плакаты и газета «Юсмалос»? Ведь в последние месяцы деятельности Братства и особенно после ареста «богов» пошли разговоры о том, что это, возможно, антигосударственная антиукраинская деятельность чьих-то спецслужб. Если так, то чьих?

Поговаривали о чудотворной, но злой силе воздействия гипнотических свойств Юрия Кривоногова на неокрепшую неустоявшуюся психику молодых людей, о возможном психотропном воздействии на людей. Если это так, то как можно судить «дьявола» как простого уголовника, не выяснив его способности, не обезопасив простых зеков и тюрьму от превращения в полновесный филиал членов Братства, не изучив механизмы оболванивания и не найдя им противоядия?

Хотя, конечно, я могу забегать вперед, и суд за полгода разберется во всем, что касается этого дела. Но, к сожалению, только этого дела, ибо даже суд не в силах исправить ту нынешнюю ситуацию в стране, которая создает оптимальнейшие условия для ухода молодых людей от ужасов мирской жизни в гипнотический дурман или религиозный фанатизм. Если о конкретных «предтечах» Братства и его «богов» можно спорить, пытаясь найти те кабинеты, где не любят Украину и украинцев, то главный «домашний» предтеча известен. Это украинская власть, которая так и не смогла в пылу набивания собственных карманов предложить обществу что-нибудь другое, кроме новейших «трех Д»: доживаем, доедаем, донашиваем. Действительно, в пору выдвигать лозунг «Ударим разумными действиями властей по всяким Белым Братствам!». И попытаемся дождаться его осуществления. «Религия» по своей осуществимости в реальной жизни может получиться покруче сектантской или, к примеру, марксисткой.

А суд над Белым Братством продолжается. И так и подмывает спросить: «А судьи кто?». Не в конкретном, конечно, а в общефилософском смысле...