Шляхта гонорова, или Родовая память украинцев

Автор : Галина Пагутяк
16 декабря 23:01

Кому-то это кажется смешным, но именно украинская шляхта сохранила национальную идентичность и никогда не воспринимала оккупантов. Она пожертвовала карьерой, достатком, чтобы не предать материнский язык и веру. Потому что основой шляхетства считалась обязанность воспитывать детей достойными людьми.

 

В 70-х годах прошлого века одного жителя Дрогобыча назначили на руководящую должность в Турку (Львовщина).

Местная элита (не партийная номенклатура) прежде всего спросила, как его фамилия. Он сказал. Ага, ответили они, свой. Для него было несколько удивительно узнать, что здесь, в Турке, важны родовые корни, и с простой фамилией его никогда не приняли бы в шляхетский круг. А впоследствии он даже стал мэром города. Собственно, и теперь в некоторых селах Галичины потомки шляхтичей в церкви стоят на одной стороне, а крестьяне - на другой. И уже совершенно странная история произошла с моим знакомым. Подростком он как-то попал в село, откуда родом была его бабушка. И вот к нему подошла немолодая женщина с маленьким мальчиком и приказала внуку: "Поцелуй его в руку, это твой пан".

Но самое интересное то, что большинство носителей шляхетских фамилий сегодня не знают своих корней. У них нет ни гербов, ни соответствующих бумаг, и их высокий общественный статус не зафиксирован в метрических книгах конца XVIII в. Войтом жителей предместья обязательно избирали шляхтича. В 1753 г. войтом предместья Завежоне в Дрогобыче был его светлость пан Губицкий, но в метрических книгах нет упоминания о шляхетстве этого рода. Дело в том, что в Австро-Венгерской империи, которая оккупировала Галичину, нужно было подтвердить шляхетские привилегии, представив документы на комиссию, либо заручиться свидетельством двух шляхтичей. Такие комиссии создавали дважды. В последний раз - в 1850 году. Стоила эта процедура дорого - 150 рынских, да и, собственно, шляхтичам это не очень было важно: они никогда не были крепостными, хотя многих остановила именно невозможность заплатить такую большую сумму. В XIX в. босой, бедно одетый шляхтич мог пахать свою нивку, но обязательно имел на себе камизельку (жилетку) и саблю, которую втыкал в землю, когда пахал. Таков был обычай…

Речь здесь прежде всего об украинской шляхте, соли нашей земли, которая не полонизировалась и не предала веру своих предков. А таких было достаточно, и жили они не так убого. Комарницкие, например, владели моим родным селом Урож, а бывшие владельцы, потомки знаменитого духовенством рода Винницких, работали на земле. Они не были подданными, но не могли соревноваться с помещиком, предки которого были полонизированными украинцами. Если пройтись по Урожу ранней весной, еще можно заметить земляные валы вокруг шляхетских имений - Страшевских, Добрянских, Винницких, Татомиров. Украинской шляхты больше всего было среди бойков, целые села. Кто-то из них получил свое шляхетство после участия в Грюнвальдской битве, а кто-то происходил даже из галицких бояр. Все они получили этот статус на поле битвы, а с ним - землю, с условием, что по первому зову выставят несколько воинов в полной амуниции и при оружии, т.е. исполнят свой долг.

Весной 2014 г. Урож снарядил двоих парней, которые получили повестки, купив им все наивысшего качества, вплоть до тепловизоров, и каждый месяц отсылал машину с продуктами на фронт. Как перед тем на Майдан. Остальные откупились от повесток. "Село больше не потянет", - заявили в Уроже с типичной шляхетской прагматичностью. Откуда-то они знали, что война нуждается в средствах громады, тогда как во время Второй мировой войны никто и не думал о таких вещах. Хотя сечевых стрельцов так же экипировали всем селом.

Быть шляхтичем у украинцев означает быть общественно активным, отсюда - пассионарность многих галичан. Быть шляхтичем означает не опускаться до торговли. В Нагуевичах еще в советские времена все ездили на базар с молоком и овощами, а в шляхетском Уроже это считалось позором. Быть шляхтичем - это не прощать несправедливости и унижения. У нас есть люди, которые еще в детстве поссорились и до сих пор не разговаривают, поскольку никто из них не хотел уступить первым. Кому-то это кажется смешным, но именно украинская шляхта сохранила национальную идентичность и никогда не воспринимала оккупантов. Она пожертвовала карьерой, достатком, чтобы не предать материнский язык и веру. Потому что основой шляхетства считалась обязанность воспитывать детей достойными людьми.

Cлово "гоноровый" не имело такого иронического оттенка, как теперь. Гонор - это честь. Власть предержащие, новые украинцы, роют землю носами, дабы найти у себя в роду хоть какой-то намек на шляхетское происхождение, тогда как каждый третий галичанин это сделает элементарно, расспросив свою бабушку. Чувство достоинства, стройная осанка, почтенность - таких женщин и мужчин до сих пор много в наших селах и городах. Они понимают важность для молодежи образования, достойного поведения, образцов для подражания и бескомпромиссны в вопросах языка и веры. Часть рода Винницких до сих пор защищает православие, как их предок в XVII в. митрополит киевский Антоний Винницкий, другая же ветвь рода - активные греко-католики, поскольку происходят от тех, кто принял унию в XVIII веке. Они не ссорятся между собой, но, если кто-то чужой посягнет на их собственность или честь, неистовствуют так же, как их предки. Они даже внешне являются их копией, потому что сохранились портреты Винницких XVII–XVIII в. (сейчас - в экспозиции Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове, украинского шляхтича, который приходился родственником Винницким).

Настоящие шляхтичи не спесивы, бояться их ничего. Недавно в Трускавце я встретилась с главой Украинского шляхетского общества Романом Федьковичем-Гординским (герба Сас). У него ресторан "Сас" и ювелирный салон. Только истинный шляхтич, который знает свой род до четвертого колена, может сидеть днями в ювелирном салоне и чинить украшения, хотя мог бы обвешаться золотыми цепями и заседать в Верховной Раде. По крайней мере его ум и харизма там бы не помешали. Как и патриотизм. На рабочем месте он держит буклеты общества и жестяную трубу, в которой хранится ценный документ - подтверждение шляхетства за 1850 г. Поскольку я знаю правила "хорошего тона" наших шляхтичей, то сразу отрекомендовала себя и сестру как потомков шляхетских родов Страшевских, Марковичей, Добромольских, а также Терлецких и Навроцких, и мы разговаривали, наверное, часа полтора на генеалогические темы. Потому что шляхтичей от нешляхтичей можно легко отличить. Вторые принимают по одежде или рекомендации, а первые хотят знать, какого ты рода.

Несмотря на все попытки оккупационных властей и режимов стереть родовую память, украинская шляхта осознает свою ответственность за судьбу Украины, а потому и является настоящей элитой, которая снова возрождается, вместе с той, что рождается сейчас на фронте, на Востоке Украины.