Филя Жебровская: "Наша деятельность направлена на улучшение качества жизни, реализацию права людей на эффективные качественные лекарства"

Автор : Евгения Соколова
25 января 19:55

Уже третий год подряд лидером отечественного фармацевтического рынка остается компания "Фармак".

 

Фармацевтическая отрасль Украины продолжает стремительно развиваться. Как считают эксперты, в 2013 г. фармрынок вырастет более чем на четверть, а его объем даже по самому пессимистическому сценарию достигнет 3,5 млрд. долл. Это делает отрасль крайне привлекательной для инвесторов как со стороны производства, так и дистрибуции, что, в свою очередь, дает основания для оптимистических прогнозов относительно дальнейшего развития индустрии. Уже третий год подряд лидером отечественного фармацевтического рынка остается компания "Фармак".

- Последние три года с точки зрения экономики можно назвать кризисно-стабильными. Доллар удерживали на одном уровне (небольшие колебания можно не учитывать), и наши доходы относительно доллара практически не изменились. За этот период наша компания почти удвоила продажи продукции. В прошлом году продажи возросли на 15% по сравнению с 2011-м.

Я считаю, что все эти достижения стали возможными благодаря правильно избранному пути развития предприятия. Так, за эти три года мы внедрили в производство 40 новых препаратов, что позволило получить большой процент продаж. Создали свыше 300 рабочих мест, более 500 млн. грн. собственных средств инвестировали в техническое переоснащение, почти 11,8% от заработанного уплатили в бюджет в виде разного рода налогов. Хочу отметить, что никаких преференций со стороны государства для украинских производителей нет, то есть мы находимся в равных условиях со всеми участниками рынка, конкурируя не только с отечественными, но и крупными транснациональными корпорациями.

- Какая доля рынка вам принадлежит?

- Всего 5% от розничного рынка страны в целом. Но для нас это большая победа. Согласно оценочным результатам компании в 2012 г. прибыль составляла 279 млн. грн., оборот -
1 696 млн. грн., прирост продаж - 15%, экспорт - около 20%. В 2013 г. компания планирует вывести на рынок 18 новых препаратов, увеличить оборот на 16%.

- Планируете ли увеличение объемов продаж на экспорт?

- Компания много работает над экспортной политикой. Конечно, мы не планируем все свои лекарства продавать за рубеж. В планах на этот год - 19% экспорта. Сегодня мы поставляем свою продукцию почти в 20 стран мира. В первую очередь, это страны СНГ, Балтии, некоторые страны Восточной и Западной Европы, нам удалось сохранить рынки Прибалтики, Болгарии и Польши. Неплохие объемы продаж в Казахстане, Узбекистане и, конечно, в России, рынок которой является для нас одним из приоритетных, и на котором мы планируем усиливать свои позиции.

На предприятии разработаны две программы - "Восточной Европы" и "Западной Европы". Первая начнет работать уже с 2014 г. в Польше. Наша продукция - это преимущественно генерические препараты, поэтому необходимо подготовить соответствующие досье, а это довольно большая работа. До конца года планируем подать на регистрацию 7 препаратов, и до 2016 г. подготовим еще около 20 препаратов для Восточной Европы.

Но уже сегодня мы активно работаем на европейском рынке. Один наш рентгеноконтрастный препарат (ХФЗ им. Ломоносова единственный в Советском Союзе занимался выпуском таких препаратов) мы экспортируем в 28 стран Европы, сейчас работаем еще над двумя препаратами и расширяем это направление.

В прошлом году мы разработали и начали воплощать бизнес-стратегию "Фармак 2020". Она предусматривает прежде всего изменение продаж: с 80% на внутреннем рынке и 20% экспорта до 60% на внутреннем рынке и 40% экспорта (то есть удвоение экспорта), воплощение стратегии по корпоративной социальной ответственности и выход на IPO.

- Почему именно IPO?

- Это самые дешевые деньги, существующие для привлечения и расширения предприятия. Мы создаем новые рабочие места, расширяем номенклатуру и т. д. Но учитывая то, что мы генерическая компания, возникает потребность в приобретении некоторых видов бизнеса, которых нет на наших производственных мощностях.

- Куда планируете инвестировать?

- Почти 200 млн. евро планируем инвестировать в наши технологические линии до 2020-го года. Это большие деньги - как кредитные, так и собственные. Большая нагрузка придется на 2013–2015 г., мы должны привлечь и кредитные ресурсы. В следующем году завершаем погашение кредита ЕБРР, который взяли в 2006 г., и постепенно перейдем к привлечению нового кредита.

Что касается инвестирования. В этом году мы планируем завершить, а в первом квартале 2014 г. - запустить производство в Шостке. Там будет работать новый производственный корпус по выпуску субстанций для изготовления лекарственных средств. Это совершенно новое производство, соответствующее всем мировым нормам и правилам экологического и технологического уровня. Осенью завершим проект мягких желатиновых капсул. Прежде такого производства у нас не было вообще, но уже сегодня мы заключили контракт, подготовили проект и в октябре планируем стартовать. На нашем предприятии нет препаратов, выпущенных с использованием технологии леофильной сушки - это стерильные препараты, в основном биотехнологические. В прошлом году закупили лабораторное оборудование, начнем опытно-промышленную разработку и в последующие годы приступим к промышленному выпуску. А все остальное - расширение действующих производств: таблетированные, инъекционные препараты.

Сегодня на разных этапах исследования в наших двух лабораториях находится почти
200 препаратов, из них 30 мы планируем внедрить в производство в следующем году.

- Знаю, что вы много средств тратите на разработку собственных оригинальных препаратов.

- В портфеле "Фармака" есть и успешно продаются оригинальные препараты, разработанные украинскими учеными. Это амизон, антраль и прочие. Работаем над оригинальным кардиологическим препаратом NAE, который разработали ученые Института биохимии им. Палладина НАНУ. На сегодняшний день мы завершили все доклинические испытания этого препарата, и в этом году начнутся первые стадии клинических испытаний. Процесс длительный, необходимо пройти все стадии испытаний. Приблизительно через два года получим готовый препарат. Надеемся, что это будет прорыв в кардиологии.

- Для многих фармпроизводителей одним из "скользких" вопросов до сих пор остается качество выпускаемых ими лекарств.

- Еще с 2006 г. в нашей компании были приняты решения о том, что все существующие на предприятии бизнес-процессы должны внедряться согласно лучшим стандартам европейского качества. Это дало большой толчок развитию предприятия. В 2012 г. мы завершили переоснащение всех наших 17 технологических линий по стандартам европейского GMP, причем переоснащение затронуло не только новые препараты, но и те, которые мы выпускаем очень давно. Например, всем известное антигистаминное средство диазолин в драже: мы инвестировали средства в переоснащение линии, и теперь имеем производство, отвечающее нормам и правилам GMP. Также небольшой удельный вес в нашем портфеле занимают мази. В Украине их производят три завода, и у каждого это 1–2%, а у нас - 3% от общего объема продаж. Но несмотря на небольшие объемы, мы тоже решили инвестировать в техническое переоснащение. И конечно же, всем мировым стандартам отвечают запущенные нами за последние три года четыре новые технологические линии - на них выпускаются редкие лекарственные средства асептического производства. Первые две линии мы сдали в эксплуатацию в 2010 г. и две - в прошлом. Буквально на днях на новой линии выпущена первая серия глазного лекарственного средства ланотан. А в феврале уже и на шприцевой линии будут изготовлены первые промышленные серии.

По стандартам GMP выпускаются и инсулины. В мире только три крупные компании, выпускающие инсулин, одна из них - Eli Lilly - сотрудничает с нашей компанией, и она не просто продает нам субстанцию или передает технологию. С 2006 г. мы ввели полный цикл производства инсулинов. Компания Eli Lilly передала свои лучшие практики выпуска этого препарата, но несмотря на это до сих пор строго контролирует нашу работу. Поскольку если бы поступили жалобы на нашу продукцию, то пострадала бы не только наша репутация, но и репутация компании Eli Lilly.

- Вы используете собственные лекарства?

- Да, конечно! Если какая-нибудь простуда, то сразу принимаю амизон, также мне очень помогают пектолван фито и пектолван плющ, а при изменениях погоды при повышенном давлении - эналозид или рамизес (новый препарат на основе действующего вещества рамиприл). Имея финансовую возможность купить дорогое лекарство, я отдаю предпочтение нашим препаратам, потому что, если ты сам не будешь уверен в том, что твои лекарства помогают, незачем ходить на работу. Я и всем своим сотрудникам говорю: все то, что мы выпускаем, должны потреблять. Чтобы если, не дай Бог, что-то случится с нашими детьми, с нашими мамами, мы не боялись применять наши препараты.

В миссии компании мы говорим, что каждый человек имеет право на высококачественные эффективные лекарства. Задача производителей - разработать и изготовить, а задача государства - обеспечить это право.

Кстати, если вернуться к вопросу инвестирования, то хочу сказать, что мы вкладываем деньги не только в производство, но и в людей.

- Имеете в виду обучение, повышение квалификации?

- Не только это. Мы создали собственный благотворительный фонд и за последние три года потратили на благотворительность 50 млн грн. Это и образовательная программа, и помощь школам-интернатам, и поддержка учреждений культуры, и помощь медицинским заведениям, многодетным семьям и инвалидам. В 2011–2012 гг., например, действовала программа "Чужих детей не бывает". У нас есть два поддерживающих препарата (не лечебных) - так вот, с каждой проданной упаковки одна гривна была направлена в детские дома. К этому проекту присоединились все области, и в каждой из них детский дом получил в среднем по 15 тыс. грн. помощи. Недавно провели в одном из детских домов конкурс "Лучший рисунок" (купили детям и краски, и бумагу), его победители получили компьютеры, а участники - музыкальные
плееры. Сейчас эти рисунки вывешены на нашей проходной - их видят и работники, и наши гости. Аналогичную акцию провели для деток, родители которых работают на нашем предприятии.

Необходимо менять мышление людей. В связи с этим мы внедряем на предприятии принятую до 2015 г. Стратегию по корпоративной социальной ответственности (КСО). Продолжая предыдущие проекты, мы начали работу над новыми проектами для достижения устойчивого развития компании. Стратегическими целями в этом направлении для нас являются: снижение экологического влияния, повышение эффективности социальных затрат, повышение прозрачности компании и внедрение лучших практик по управлению персоналом.

- Однако прошлый год запомнился еще и громкими обвинениями компании "Фармак" в выпуске препарата, который используют наркозависимые.

- Мы понимаем, что наши достижения, наше развитие и позиция лидера на рынке не всем по душе. Мы сильны благодаря нашим сильным конкурентным преимуществам - в первую очередь это высокое качество и эффективность наших лекарственных средств.

К сожалению, в прошлом году мы наблюдали попытки умышленно неправдивого освещения деятельности компании относительно одного из наших диагностических препаратов. Я не удивлюсь, если завтра снова возникнут такие провокационные вопросы, как вопрос производства корвалола, фленокса или вопрос качества фармасулинов, которое контролируют, между прочим, представители американской компании Eli Lilly.

- Корвалол? Почему?

- Из-за небольшого содержания фенобарбитала. Но без него препарат не работает! Вещества, которое могло бы полностью его заменить, нет. Да и нет необходимости его искать: фенобарбитал находится в списке ВОЗ как жизненно необходимый препарат. Прекратить выпуск корвалола нельзя - люди привыкли лечиться этим успокоительным средством.

К сожалению, из-за недостаточного понимания правительством отечественного производителя, незащищенности его (производителя) интересов наносится вред всей фармацевтической отрасли страны! По причине низкой осведомленности потребителя о качестве украинских лекарств, существования в обществе еще с советских времен стереотипов (например, отечественное - значит некачественное), а также нередко и открытого распространения неправдивой информации относительно качества отечественных препаратов ведется нечестная борьба с локальными производителями. Мы хотим, чтобы правительство не боялось говорить правду о том, что наши лекарства качественные, производятся в надлежащих, в соответствии с европейскими стандартами, условиях (мы вошли в PIC/S, работаем по европейским правилам надлежащей производственной практики GMP).

Низкая культура потребления лекарств в Украине бьет по кошельку наших граждан. Возможно, целесообразно при поддержке правительства спланировать и провести образовательные программы по осведомленности граждан Украины относительно высокого качества украинских лекарственных средств и правильного их применения? Мы поддержим такую программу.

Наша деятельность направлена прежде всего на улучшение качества жизни, реализацию права людей на эффективные качественные лекарства. Это наша миссия, которой мы придерживаемся.

Справка

Компания "Фармак" создана на базе Киевского химико-фармацевтического завода имени М. Ломоносова, который начал свою деятельность в 1925 году. В 2012 году компания в третий раз закрепила позицию лидера среди всех фармацевтических компаний, обеспечивающих население лекарственными средствами и представленных на украинском рынке.

Объем продаж в 2012 году составил около 1,7 млрд. грн., рост продаж по сравнению с 2012 годом в гривне составляет 15%. Компания "Фармак" занимает почти 5% фармацевтического рынка Украины. Около 20% изготовленной продукции отправляется в страны СНГ, Балтии и Европы. Количество работников компании превышает 1700 человек. В портфеле компании "Фармак" - свыше 200 наименований лекарственных препаратов.