ГДЕ ИЩУТ ТАЛАНТЫ

Автор : Елена Мащенко
27 сентября 00:00

Сергей Грушецкий, Михаил Рыбак, Дмитрий Волин, Павел Ходаковский, Алексей Михайловский, Тарас Иваненко, Александр Бойко — думаю, нам стоит запомнить эти имена...

 

Сергей Грушецкий, Михаил Рыбак, Дмитрий Волин, Павел Ходаковский, Алексей Михайловский, Тарас Иваненко, Александр Бойко — думаю, нам стоит запомнить эти имена. Я не случайно называю их сейчас, к сожалению, не могу упомянуть все, поскольку газетная полоса не безразмерна. Количество украинских учеников, победивших или занявших призовые места на международных олимпиадах или соревнованиях за последние десять лет по информатике, химии, физике и являющихся выпускниками всего лишь одной столичной школы, внушает оптимизм. А может, среди них находится будущий Жорес Алферов, нобелевский лауреат? Только наш, украинский… Наш рассказ о киевском естественнонаучном лицее № 145.

…Эта школа — бывшая специализированная физико-математическая № 45 — в столице всегда считалась элитной. Таких школ в Киеве было достаточно мало и учиться в них было престижно. Отрадным остается факт, что многочисленные преобразования и реформирования, сотрясающие нашу педагогическую систему в последнее десятилетие, не изменили подобного состояния вещей. А ведь сохранить подобный высокий уровень, доказательством которого являются неоспоримые успехи выпускников школы, оказалось делом далеко не простым.

Небольшая историческая справка: в 1962 году решением Киевского государственного университета им. Т. Шевченко и Киевского городского совета народных депутатов была открыта специализированная физико-математическая школа для киевлян, дабы удовлетворить потребность в учебе одаренных ребят и направить их учиться дальше, в первую очередь в университет, затем в КПИ и даже знаменитый МФТИ.

— За это время больше 3000 выпускников окончили наше учебное заведение, — рассказывает директор лицея Николай Левтик. — 80 процентов из них стали кандидатами, докторами наук, многие имеют свое дело. Когда началось преобразование школы, мы одними из первых получили статус «лицея», поскольку были готовы к этому изначально. У нас заранее была достаточно серьезная подготовка старшеклассников, профильное обучение, договорные связи с вузами, то есть база была полностью обеспечена. Более того, Академия наук выступала нашим заказчиком, могла влиять на ход учебно-воспитательного процесса. Нам предоставили финансовую самостоятельность, возможность формировать бюджет, вести бухгалтерию, составлять сметы доходов и расходов, иметь собственные источники финансирования, приглашать на работу иностранцев — преподавателей иностранных языков.

— Николай Николаевич, сегодня многие родители и педагоги сталкиваются с тем, что детей очень тяжело заставить учиться. У них нет интереса, мотивации, и даже при наличии мозгов они спрашивают: «А зачем нам это нужно?» Как вы с этим справляетесь?

— Спасибо вам за этот вопрос. Во-первых, как мне кажется, социальный заказ родителей, которые приводят своих детей в наш лицей, — это и есть отражение нужд общества. Далее — нашими учениками интересуются такие солидные научные организации, как Институт химии поверхности, Институт теоретической физики, Институт психологии, а это уже немаловажно.

— Сейчас большая проблема для всех столичных, да и вообще украинских, школ — текучка кадров, их быстрая сменяемость. Как у вас обстоят дела с этим?

— Самая большая проблема у нас была в начале 90-х годов, когда практически весь наш педагогический состав, воспользовавшись предоставившейся свободой, уехал за рубеж. Но после этого, начиная с 1991 года, новых учителей у нас совсем немного. Наш принцип таков — приходит новый человек, мы даем ему один год осмотреться, почувствовать, подходит он нам и наоборот, а дальше разбираемся.

Однако несмотря на то что до сих пор за нами идет «физико-математическая» слава, я не устаю повторять каждому нашему педагогу и ученику: главное — это найти то, что интересует молодую формирующуюся личность, и, пусть это будет не математика с физикой, а рисование, или пение, или еще что-нибудь. Главное, чтобы ребенок не постеснялся об этом сказать и был твердо уверен в том, что ему в этом помогут. Для того чтобы наши воспитанники развивались гармонично, в школе ведется огромная внеклассная работа. Это мастер-класс «Основы театрального мастерства», кружок «Игры ГО!», вокальная студия «Струни душі», туристический клуб, кружок бальных танцев, клуб-гостиная «История искусств», кружок радиоэлектроники и множество других.

И еще к одному важнейшему выводу мы пришли в результате многолетних трудов и исканий: наша задача — это не механическая передача знаний от педагога к ученику, вдалбливание и зубрежка способны лишь отбить охоту к учебе. А вот научить ребенка самому выстраивать алгоритм решения любой поставленной перед ним задачи — это я бы назвал высшим пилотажем педагогической деятельности.

* * *

В течение всего разговора с Николаем Николаевичем меня не покидала одна мысль, не отличающаяся, впрочем, особой оригинальностью. Когда наступят да и наступят ли вообще такие времена, когда рассчитывать придется не на энтузиазм, подвижничество и высокую преданность профессии отдельных личностей? Хотя за это им огромное спасибо. А еще хотелось бы поздравить коллектив лицея с сорокалетним юбилеем, который отмечается в этом году, и обратиться ко всем его выпускникам — приходите, вас ждут!