The Economist: Москва погружается во мрак противостояния лагерей после мятежа «Вагнера»

Поделиться
The Economist: Москва погружается во мрак противостояния лагерей после мятежа «Вагнера» © The Moscow Times
Бунт наемников показал, что Кремль потерял монополию на информацию, равно как и контроль над фракциями инсайдеров, которые он сам создал.

Два десятилетия тому назад жестокий бывший узник и ресторатор Евгений Пригожин, возглавляющий российскую группу наемников «Вагнер», опубликовал иллюстрированную сказку, которую он написал вместе со своими двумя детьми. История рассказывает о группе друзей, которые спасают короля, который неконтролируемо уменьшается, дуя на волшебную флейту. Сначала он растет слишком быстро, пробивая дыру в потолке дворца, но затем герои уменьшают его до нужного размера.

«Это очень опасная игрушка», – говорит король и забирает флейту.

«Пригожин, друживший с Владимиром Путиным, долгое время помогал раздувать имидж российского президента, например, управляя фермами прокремлевских троллей. Теперь он уменьшил его до минимума», - пишет The Economist, напоминая о том, как наемники «Вагнера» в прошлом месяце захватили военный штаб в Ростове-на-Дону и начали двигаться в сторону Москвы, сбив по дороге несколько вертолетов и самолет.

Пригожин заявил, что его «марш справедливости» преследовал цель устранить с должностей министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба РФ Валерия Герасимова или добиться отмены их решения о включении «Вагнера» в регулярные войска России. Но при этом «повар Путина» добавил популистские антикоррупционные лозунги, взятые у главного российского оппозиционера Алексея Навального, пообещав очистить Россию от ее вороватой элиты.

«Неспособность спецслужб атаковать силы «Вагнера» и растерянное выступление Путина в эфире телевидения серьезно подорвали авторитет Кремля», - пишет издание.

Согласно российскому законодательству, Пригожину грозит тюремный срок от 12 лет до пожизненного заключения за мятеж, вербовку наемников, незаконную торговлю оружием и убийства в составе организованной группы. Согласно неписаным правилам мафиозного государства Путина, он, вероятно, должен быть мертвым. 29 июня, спустя пять дней после того, как Путин пообещал подавить восстание, он встретился в Кремле с Пригожиным и его командирами. Российский автократ выразил сожаление, что они ввязались в бунт, и предложил им продолжить службу под руководством нового командира. Целью было показать, что он все еще полностью контролирует ситуацию.

Никто не был обвинен в гибели около 13 пилотов. Путин еще недавно отрицал существование «Вагнера» (хотя две недели назад он признал, что организация финансировалась государством). Местонахождение Пригожина неизвестно. Государственное телевидение травит его, но в то время как некоторые связанные с ним веб-сайты были подвергнуты цензуре, многие из его Telegram-каналов продолжают работать. Сообщается, что высокопоставленные военные, близкие к Пригожину, включая генерала Сергея Суровикина, были задержаны и допрошены. Российское телевидение показывает, как оружие «Вагнера» переходит под контроль армии, а его бойцы переезжают в Беларусь. Но, как пишет российская «Новая газета», «шефа» наемников еще рано списывать со счетов.

« Что бы ни случилось с Пригожиным, его мятеж обнаружил эрозию государства и шаткость базы поддержки Путина. Его диктатура все еще опиралась не столько на массовые чистки, сколько на консенсус между властными группами. Его политические оппоненты оказались в тюрьме (как Навальный) или в изгнании. Тем временем он посеял соперничество между своими поклонниками, сделав себя их арбитром. Чтобы предотвратить дворцовый переворот, он не допустил консолидацию в армии и службах безопасности и создал параллельные структуры, такие как «Вагнер». Это работало в мирное время, но дало сбой во время войны», – говорится в статье.

Мятеж Пригожина был не подковерной фракционной борьбой, а публичным расколом в «провоенном» электорате Путина. С одной стороны стоит конформистская элита, пытающаяся поддерживать видимость нормальной жизни. С другой – группа разозленных националистов, самым известным из которых стал Пригожин. Наиболее тревожным для Путина является то, что сама армия, похоже, расколота.

Российская социологическая компания "Левада-центр" обнаружила, что 92% россиян в той или иной степени следили за переворотом. Почти половина симпатизировала критике Пригожина по поводу коррупции, военной некомпетентности и лжи о войне, хотя только 22% доверяли самому боссу «Вагнера». При отсутствии других критических голосов Пригожин привлек внимание не только своей целевой аудитории провоенных националистов. Многие из симпатиков не поддерживали ни одну из сторон, говорит социолог «Левады» Денис Волков. Однако эти люди «запасались попкорном», наблюдая за борьбой между «жабой и гадюкой».

«Бунт также показал, что Telegram, а также сеть троллей и блоггеров Пригожина в нем взорвали монополию Кремля на информацию, особенно среди молодежи. Пока телевизионные пропагандисты ожидали указаний из Кремля, информационный бунт разворачивался в Интернете. Меньше четверти молодых россиян доверяют телевидению», – пишет The Economist.

Путин устроил парад военных в Кремле, восхваляя их только за то, что они не присоединились к мятежу, и улетел в Дагестан. Восьмилетнюю девочку, якобы плакавшую из-за того, что она не увидела президента, привезли в Кремль и вручили 55 миллионов долларов на нужды Дагестана.

«Хотя может показаться, что Путин успешно справился с последствиями восстания... нагрузка на систему остается», - пишет Александра Прокопенко из "Центра Карнеги" в Берлине.

Отсутствие публичного наказания высокопоставленных офицеров, вставших на сторону Пригожина, и похвала в адрес служб безопасности, которые не смогли предотвратить мятеж, свидетельствует о том, что Путин слишком озабочен тем, что чистки могут привести к расколу в армии, чтобы защитить свой имидж сильного лидера.

Новые трещины появились 13 июля. Командующий 58-й общевойсковой армией генерал-майор Иван Попов выступил с публичным заявлением после увольнения за то, что он рассказал своему руководству о реальной ситуации на фронте. В частности, он пожаловался на огромные потери, недостаточную ротацию и слабые контрартиллерийские возможности.

«Силы Украины не смогли прорвать нашу армию с фронта, но наш старший командир ударил по нам с тыла», - сказал Попов в аудиообращении, которое было размещено в Интернете.

Непокорность Попова произвела большое впечатление на блоггеров, поддерживающих войну против Украины. Военный преступник и бывший офицер российской разведки Игорь Гиркин написал, что до неконтролируемого распада армии «рукой подать».

Что будет дальше, зависит от поля боя. Взрыв на Керченском мосту стал еще одним ударом. Путин утверждает, что Украина не смогла добиться ни одного прогресса в своем контрнаступлении. Российское командование вступило в бой, пытаясь остановить украинское контрнаступление вместо того, чтобы отступить на оборонные позиции, созданные генералом Суровикиным. Это стоило российской армии больших потерь. Продвижение вперед армии Украины замедлилось.

«Но если украинским силам удастся прорваться, это может оказать большее влияние на политическую власть Кремля. Как сказал один иностранный военный чиновник: «Это как бить кувалдой по кирпичной стене. Если она развалится, за ней может не остаться ничего»», – говорится в статье.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме