Побежденный повстанец вернулся в Афганистан как вероятный следующий лидер – Washington Post

Поделиться
Побежденный повстанец вернулся в Афганистан как вероятный следующий лидер – Washington Post Фото: Sefa Karacan/Анадолу
То, как Барадар может управлять страной, невозможно предсказать

Человек, который, вероятно, станет следующим лидером Афганистана, въехал во вторник в Кандагар с колонной белых внедорожников. Конвой встречали тысячи афганцев, несколько человек из которых были с гранатометами в руках. В течение многих лет политические лидеры “Талибана” были призраками, невидимыми стратегами мощного повстанческого движения, а теперь по стране открыто ехал конвой с муллой Абдулом Гани Барадаром, лидером политического крыла талибов. 

Газета The Washington Post пишет, что некоторые люди в толпе аплодировали. Многие другие просто смотрели вперед, застыв на месте.

Барадар провел более половины своей взрослой жизни в роли повстанца или пленника. Однажды он был настолько уверен в своем поражении, что подготовил официальную капитуляцию после вторжения США, последовавшего за терактами 11 сентября 2001 года. Но в этот раз он вышел из своего конвоя, как сила, победившая Соединенные Штаты и их союзников.

Никто точно не знает, сколько лет Барадару - это один из многих нерешенных вопросов о нем. Сейчас, пожалуй, самый насущный: Как будет управлять страной, где все государственные структуры испарились в один день, тот, кто провел последнее десятилетие в пакистанской тюрьме и роскошном отеле в Дохе?

Барадар был близким другом основателя “Талибана” Мохаммада Омара. Оба они боролись против советского вторжения в Афганистан и поднялись к политической власти после вывода советских войск. В конце 1990-х годов Барадар был губернатором нескольких провинций под властью талибов, одним из лидеров, возглавлявших режим, который правил с помощью репрессий и насилия.

И все же после того, как на этой неделе талибы захватили Кабул, Барадар выступил с видеообращением, сняв очки и посмотрев в камеру: "Теперь наступает испытание", - сказал он. "Теперь речь идет о том, как мы будем служить и защищать наш народ и обеспечивать его будущее".

Когда США вторглись в Афганистан в 2001 году и начали бомбить “Аль-Каиду” и “Талибан”, именно Барадар вел переговоры о капитуляции талибов с Хамидом Карзаем, который вскоре должен был стать президентом страны. Подполковник в отставке Джейсон Америн, в то время капитан спецназа США, вспоминал, как в ноябре того года сидел рядом с Карзаем в Пакистане и разговаривал с Барадаром по спутниковому телефону.

"Это был вежливый разговор. В нем не было никакого напряжения", - вспоминает Америн. "Если прислушаться к тону голоса, то казалось, что [Карзай] разговаривает с кем-то из своих знакомых. Я не знал, что он разговаривает с одним из старших лидеров Талибана".

Через пару недель Барадар отправит отряд, чтобы попытаться убить Карзая и его людей. Однако к началу декабря, под сильными американскими бомбардировками, он предложил сдаться.

В первые годы войны, когда талибы начали перегруппировываться, Барадар, как говорят, был особенно возмущен авиаударом США, в результате которого погибли десятки людей на свадьбе его родственников в 2002 году в его родной провинции Урузган, сказала газете сотрудник ООН в Афганистане.

"После этого он сбежал в Пакистан и стал жить в Карачи", - сказал этот человек.

К 2010 году, когда администрация Обамы направила в Афганистан десятки тысяч новых войск, Барадар стал военным лидером “Талибана”. Укрепленные американские, австралийские и голландские военные базы там часто подвергались обстрелам со стороны боевиков. 

Тем временем Барадар вел переговоры с правительством Карзая через племенные связи, которые он поддерживал с бывшим президентом. Когда в феврале 2010 года он был арестован в ходе совместной операции ЦРУ и пакистанских сил в Карачи, это было воспринято как попытка Пакистана сорвать мирные переговоры.

Барадар провел годы в пакистанской тюрьме до своего освобождения в 2018 году - период, который только укрепил его политическую легитимность, сказал Томас Руттиг, бывший немецкий дипломат и аналитик по Афганистану.

"Талибан" обычно называют марионетками Пакистана, но так никогда не было. “Они очень сильно зависят от него, и Пакистан имеет на них влияние, но талибы также являются самостоятельными игроками", - сказал Руттиг. "И я думаю, что опыт Барадара в пакистанских тюрьмах не сделает его человеком, который выполняет пакистанские приказы".

После того, как Барадар был освобожден из тюрьмы по просьбе американских и афганских лидеров, некоторые из его коллег по “Талибану” задавались вопросом о его психическом состоянии, учитывая условия, в которых он, вероятно, находился, сказала Бетт Дам, голландский эксперт по “Талибану”.

Когда в прошлом году он прибыл в Катар на переговоры о разделении власти в Афганистане, он был немногословен и менее заметен, чем другие члены талибского контингента. Его длинная борода начала седеть. Он носил струящийся шальвар-камиз и тюрбан, что контрастировало с туристками в бикини в отеле Дохи, где проходила встреча участников переговоров.

Он использовал язык примирения, заявив, что “Талибан” стремится к "исламской системе, в которой все люди нации могут участвовать без дискриминации и жить гармонично друг с другом в атмосфере братства".

Несмотря на то, что нападения талибов продолжались на протяжении всего переговорного процесса, американские чиновники убедились в значимости Барадара. В ноябре он позировал для фотографии с тогдашним госсекретарем Майком Помпео на фоне стульев с золотой окантовкой.

Руттиг сказал, что за эти годы Барадар оказался более влиятельным, чем некоторые ожидали, и "развил и продемонстрировал политическое понимание".

"Я бы сказал, что он является чем-то вроде противовеса более ястребиным людям в движении "Талибан". И хорошо, когда есть такой человек", - сказал он. "Похоже, что Барадар будет иметь огромное влияние в новом правительстве “Талибана”, и его роль там недооценивают".

Но то, как Барадар может управлять страной - и даже его способность консолидировать власть в Кабуле - невозможно предсказать. Несмотря на то, что в последние дни он и другие лидеры "Талибана" сформулировали более либеральное видение государства, признаки репрессивных методов "Талибана" проявились снова.

В некоторых районах страны поступают сообщения о закрытии школ для девочек. Распространяются и другие истории о том, что талибы захватывают имущество и нападают на мирных жителей.

Попытается ли Барадар остановить эти инциденты? Если да, то будет ли он успешен?

Неясно даже, где он будет жить, отмечает газета.

В Кабуле талибы захватили шикарный многомиллионный президентский дворец, восстановить который помогли американские фонды. Барадару, который когда-то олицетворял собой образ аскета-воина “Талибана”, придется решать, спать ли ему там, в бывшем доме тех, с кем он воевал два десятилетия.

Подробнее о последствиях действий Вашингтона и дестабилизации в регионе – в статье Николая Замикулы «Что останется в Афганистане после вывода американских войск?», а также в материале Алексея Ижака «Трагедия Афганистана: «Талибан» пришел» для читателей ZN.UA.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме