Украина: от "ниши выживания" до "солнечной республики"

Валентин Ткач 28 декабря 2016, 23:00
хата

Читайте также

Новогодняя сказка.

"Бог никогда не вмешивается в то, что выдумано людьми. Он может их только вразумить. Но и тогда они должны все делать сами".

Так говорил вуйко Дезьо

 

Самой большой опасностью для Украины сейчас является то, что все ее пространство бытия поглотила негативная этика. Это не просто опасно, а смертельно опасно. Ведь при такой версии развития событий нет будущего.

Основной источник этого негатива — внешняя агрессия, навязанное Украине состояние. Война разрушает смыслы всех понятий, ее основой является тотальный нигилизм.

Есть разные способы классифицировать войны. Один из них условно различает такие разновидности: "война Ареса" — противостояние ресурсов; "война Афины" — соревнование технологий; "война Христа" — "война" в кавычках, в этой старой моральной картине противопоставляются новый моральный закон, новые положительные мотивации.

Таким образом, можем говорить, что против Украины войну ведет Антихрист. Это война без кавычек, ее целью является уничтожение смыслов всех понятий. Грань между понятиями добра и зла в этой войне стирается, а сами понятия искажаются. Правда и неправда определяются мощностью информационного сигнала, а не апелляцией к моральному закону и факту. 

Напомним экзистенциальный выбор, который сформулировал Сартр: "Если Бога нет, все дозволено". Нынешняя ситуация фактически свидетельствует, что выбор агрессора — не в пользу Бога.

Такова внешняя сторона нынешнего состояния в Украине. Навязанная логика начинает усиливаться общественными спонтанными порядками возмущения, у которых уже исключительно внутренняя логика и причины. Но во внутренних процессах, насыщающих пространство негативной этикой, нужно определить особые доминирующие факторы, дабы не путать их с естественной психологической усталостью людей.

На протяжении всей новейшей истории собственность в Украине формировалась косо, начиная с "ваучерной приватизации". Так же косо она легализировалась в капитал. Это обусловило доминирующий фактор и главный побудительный мотив формирования олигархической системы — присутствие во власти. Не действие закона (универсальная система), а выборочность его применения (партикулярная система) стала залогом формирования, накопления и сохранения "капиталов".

В условиях после Революции достоинства в пространстве таких "капиталов" начинает выразительно проявляться их внелегальность. Это служит причиной олигархического кавардака. Но не следует кавардак и дезориентацию в рядах олигархических групп подавать как дезориентацию идей Революции достоинства. Кому-то это очень выгодно, но это не так.

У нас сейчас ситуация, когда старые олигархические схемы начинают давать сбой. Постепенно, со скрипом, но изменения происходят. Бывший безотказный источник формирования всех олигархических состояний — бюрократическая рента — перестает срабатывать. Где когда-то поднимали миллиарды долларов, сейчас едва выгребают миллионы гривен. "Перекрышевание" денежных потоков произошло, но оно утратило свою безоговорочную силу. Использование властных полномочий как инструмента обогащения стоит все дороже, а порой вообще теряет свою экономическую привлекательность, поскольку возросли риски раскрытия схем. Коммерческое присутствие во власти становится не только дорогим, но и опасным после введения системы е-декларирования. 

Посему в этих условиях потерю координации в олигархических клиентелах не следует интерпретировать как отказ от выбора, сделанного людьми на Майдане. Сегодня чрезвычайно важно вывести общество из заблуждения навязанных терзаний. Настоящий бизнес, генерирующий и воплощающий идеи, должен проявить опеку над настроениями общества. Именно он должен прийти на смену "бюрократическим" капиталистам, которые все предыдущие годы вырастали на бюджетной ренте. Эти "капиталисты от власти" сегодня стремительно ее теряют, а что делать — не знают, да и никогда ничего не умели, потому как лишь властный ресурс был их самой рентабельной "инновацией".

Главный вывод: будущего нет у олигархической системы, но не у Украины.

Эти внутренние возмущения вместе с навязанными внешними влияниями и формируют пространство негативной этики в стране. Чтобы понять кризис, нужно выйти из его пространства. А взгляд извне подсказывает: мир стремительно изменяется. Если несколько лет назад я отмечал, что цивилизация стоит на пороге парадигмального сдвига, то теперь могу утверждать, что мы стали его участниками.

Украина должна использовать этот шанс. И он становится абсолютно реальным, если эти мировые изменения распознать и воплощать через изменение домохозяйства украинца. Таким образом, к осуществлению неминуемых системных преобразований удастся приобщить солидарную энергию масс всего общества.

Инновации Илона Маска в области солнечной энергетики, мощных миниатюрных аккумуляторов, батарей и конденсаторов, технологическая революция в области графеновых материалов пока воспринимаются лишь как технологический прорыв, который изменит экономический мир. Я за всем этим вижу не только количественные изменения в контрольных суммах бухгалтерских отчетов.

Представим себе, что произойдет, если солнечные технологии сделают домохозяйство в энергетическом смысле абсолютно автономным и самодостаточным. Любые потребности в энергии будут определяться лишь желанием членов такого домохозяйства и удовлетворяться своими силами, а именно: домохозяйство из потребителя энергии превратится в его производителя.

Чтобы представить, какое при этом произойдет изменение, мы должны лишь понять, что такое домохозяйство становится независимым от нефти, угля и газа, которые неизвестно где добывают, и которыми сейчас спекулятивно торгуют. 

Рассмотрим эволюцию Украины как эволюцию ее домохозяйства. 

Для представления образа будущей Украины, нужно сформировать образ будущей цивилизации. Домохозяйство будем рассматривать через призму основных факторов его существования: продукты, товары, запасы, услуги, деньги, время.

 Для условно классического домохозяйства характерно то, что все товары и запасы создавались в нем непосредственно. Это обеспечивало его устойчивость. Собственно потому домохозяйство как спонтанный порядок и сохранялось во времени.

Для обеспечения своего постоянного существования и развития такое домохозяйство вступало в операции обмена с другими, когда нужно было приобрести специфические товары и услуги. С этой целью использовались деньги. Они и возникли как универсальная мера обмена, когда обычный бартер стал сдерживающим обстоятельством развития домохозяйств. Адам Смит отмечал, что деньги сами по себе не означают ничего, но они важны как мера. Это замечание касается любой меры. Скажем, время — тоже мера, которая не является сущностью, но его значение для координации солидарных действий общества трудно переоценить.

Условно классическое домохозяйство ведет диалог с властью, бизнесом и обществом. Диалог — принципиальный фактор существования общества. Хотя бы потому, что та же денежная система держится на ее легитимации, признании — а они есть суть диалога. Если диалог ведется вокруг положительных мотиваций, то доверие в обществе возрастает, а деньги — это своеобразный аккумулятор доверия. До тех пор, пока они являются носителем доверия, согласия относительно их использования, условия транзакции выполняют все стороны без дополнительных затрат. Как только в обществе вместо диалога возникает передряга, вся система обмена сворачивается только к личным взаимоотношениям, где доверие еще сохраняется.

Можем утверждать, что условно классическое домохозяйство находилось в такой конфигурации: товары и запасы хранились в нем, в нем же скапливались деньги, за которые осуществляли внешний обмен. Планирование своего будущего, а значит и времени, домохозяйство осуществляло условно суверенно, в зависимости от доходов.

Условно современное домохозяйство перестает существовать как спонтанный порядок и приобретает признаки навязанного порядка.

В этом состоянии у домохозяйства уже ничего нет. Да и о домохозяйстве в обычном для нас понимании следует говорить весьма условно, потому что из совокупности людей оно превращается в совокупность признаков. Можно утверждать, что домохозяйство перестает быть суверенным порядком — не важно, спонтанным или навязанным.

Продукты, товары и услуги — на складах и в магазинах. Деньги — в банках (платежных системах), и суверенитет над ними у человека довольно условный, так как все ограничено целевым назначением. Выдуманная работа за деньги приобретает апофеоз ее абсурдности и превращается в "работу за опцию". В таком состоянии человек находится уже не в социуме, а в регламенте. Вся политика сводится к обслуживанию функционирования такого регламента и становится политикой технических условий и инструкций.

В условно современном домохозяйстве человек становится биологическим объектом, обслуживающим экономическую формулу, которая основывается на балансе опций спроса и предложения. Если такого баланса удастся достичь, то последующая жизнь будет без кризисов. Правда, и без людей.

Это будет так, потому что человек превратится в биологический объект, увешанный ярлыками и опциями: потребностей, потребления и обеспечения этого потребления. Даже если бы человек захотел выйти из этого "навязанного ассортимента" социализации, он просто не смог бы, ибо его время будет полностью узурпировано "навязанным меню". Фактически произойдет десоциализация личности, а вместо этого внедрится ее "регламентация".

О суверенитете такого домохозяйства можно будет говорить лишь условно, поскольку оно не будет существовать в понятных для нас смыслах. Жизнь этого гибрида полностью будут определять регламент и его Администратор. Социализация личности будет замещена ее регламентацией. Поэтому общество в обычном для нас понимании не будет существовать, а значит, не будет и инструментов солидарных действий, из-за которых раньше домохозяйство влияло на внешние факторы. Возможно, инструменты обратной связи будут прописаны в регламенте. Но это сложно назвать суверенитетом домохозяйства в обычном для нас понимании: попробуйте представить себе опцию на "демонстрацию", "сопротивление", "забастовку". Общественного договора, каким мы его понимаем сейчас, тоже не будет. Его роль будет исполнять регламент.

В некоторых странах Скандинавии до 50% домохозяйств состоят только из одного человека! Что произойдет с социумом при таком распаде домохозяйства, которое становится кочующим и одномерным, можем лишь догадываться.

Диалог в таком сообществе заменит выписка из счета, если у вас будет достаточно средств для проведения транзакции. Время такого домохозяйства тоже узурпируется регламентом и наполняется содержанием согласно требованиям экономической формулы.

Таким представляется образ будущего домохозяйства нынешней цивилизации. Таким может оказаться и место домохозяйства украинца в нем. Если кому-то эта картина кажется надуманной, то пусть вспомнит субсидии. Это, собственно, деньги, которые принадлежат домохозяйству, но они обусловлены целевым назначением — коммунальные платежи. Метафорически это имеет такой вид: "Пусть ваши деньги будут у нас, так надежнее, а вы только указывайте, куда их направить (какую опцию закрыть)". А по сути дела, сам регламент будет указывать, куда их направить.

Если предположить такую версию развития цивилизации, то можем понять, как и какой образ новой Украины строить, чтобы он отличался от описанного.

Это могут быть разные образы, но принципы, на которых они должны строиться, должны быть общими: Украина — это страна диалога суверенных домохозяйств, который основывается на приоритетах положительных мотиваций: альтруизма, заботы, взаимопомощи и солидарных действий.

Если современные инновации удастся воплотить в их оптимистичной версии, то первым и самым главным их результатом станет возвращение домохозяйству суверенитета. Энергетическая независимость позволит снова приблизить домохозяйство к продуктам, товарам и запасам. Изменится ассортимент услуг, в которых будет нуждаться такое домохозяйство. Что касается трансформаций денежной системы, которые привнесет энергетическая самообеспеченность, можем пока что лишь фантазировать: скажем, она превратится в обмен "киловаттами".

Такое домохозяйство иначе будет планировать свое будущее — суверенно, а следовательно, вернет свой суверенитет над временем. Так мы получим домохозяйство будущего.

Мобильная связь, Интернет обеспечили домохозяйству неограниченный информационный доступ. Современные инновации могут обеспечить ему условно неограниченный энергетический ресурс. Эти два обстоятельства сформируют образ будущего домохозяйства. Его нужно распознать и воплотить. При этом чрезвычайно важно, чтобы этот образ не потерял человеческих черт.

В завершение я бы хотел обратиться к активной части бизнеса Украины. Создайте открытое для домохозяйств акционерное общество. Объедините в нем всех желающих. Целью общества определите получение прибыли благодаря объединению энергии солидарных масс, путем внедрения современных технологий использования дарованных и возобновляемых источников энергии с помощью современных инновационных решений. Такую задачу можно легко рассчитать для "типичного" домохозяйства, а потом мультиплицировать. 

В идеале — домохозяйство покупает то количество акций, которое отвечает его потребности: скажем, 200 акций обеспечивают домохозяйству 200 безвозмездных кВт-часов на месяц. При необходимости домохозяйство может докупить нужную ему мощность или продать, либо накопить на будущее сэкономленную энергию и т.д. Квалифицированные исполнители все это делают очень просто, если отсутствует элемент лукавства и жадности.

Само же акционерное общество закупает за привлеченные средства необходимое оборудование, размещает его в домохозяйствах, обслуживает, учит хозяев и т.д. Общество разворачивает собственные мощности для производства и аккумуляции электроэнергии, согласовывает отношения с сетью (едва ли не самый сложный момент) и т.п. 

Политики ищут варианты, как "сшить" страну — вот вам вариант: вы объедините общими интересами все домохозяйства, особенно, если в этом проекте впереди коммерческой выгоды поставить величественную социальную цель — раскрепостить домохозяйства Украины.

Мы даже не можем себе сейчас представить, какие ментальные сдвиги произойдут, когда домохозяйство начнет абсолютно иначе координировать себя с бизнесом, иначе легализировать в отношениях с государством, иначе легитимизировать свою роль в общественных и семейных стереотипах.

Попробуйте только представить себе фермерское хозяйство, которое стало энергетически автономным и не покупает энергоносители, а своими силами вырабатывает их в достаточном количестве. 

Представьте себе гектары теплиц, работу которых обеспечивает "солнечная" пленка, а не "вонючий" газ. А энергетически автономные цеха, фабрики, рестораны, туристические базы, транспортные сети и т.п.!

Домохозяйство, ставшее не потребителем, а источником энергии, — это пространство совершенно новых представлений об успехе, которые изменят семейные стереотипы. Необходимость в кооперативном существовании таких домохозяйств, общие условия, проблемы, перспективы такой жизни изменят установки общественных стереотипов. 

Это изменит смыслы большинства понятий: "государство", "республика", "элита", "нации", "народ", "семья", "успех" и т.п.

Если вспомнить, что дословно понятие "республика" означает "общее дело", то можно метафорически сказать, что в оптимистичной версии мы получим "солнечную республику".

Это даже трудно понять, поскольку коренным образом изменится логика жизни, а значит, и возникающие спонтанные порядки. Какие интерпретации людей лягут в их основу, какую форму они приобретут, сейчас сложно себе даже представить. Можно просто вспомнить, как изменило жизнь появление устройств мобильной связи и Интернета. Но это было изменение в сфере коммуникации. Мы же стоим на пороге изменений в сфере производства и децентрализации источников энергоснабжения.

Под элитой я имею в виду тех, кто "защищает других", лелеет свою настоящую социальную роль, а не нагромождает свой мнимый социальный статус. Эта "новогодняя сказка" — обращение к ним.

Мы можем расплетать сюжеты олигархической грызни еще годами, оставаясь в пространстве негативной этики и тратя на это свою жизнь. Так лучше давайте эту "новогоднюю сказку" воплотим в жизнь!

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
  • Инна Меркулова 16 февраля, 12:48 35 лет назад друг купил солнечную батарею киевского завода БСК-3. Сколько шелухи слетело в моей голове. Сколько вольности в перемещении по жизни нашего домохозяйства. Спасибо киевлянам за БСК-3. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Nicksaf 29 декабря, 19:09 Ткача завжди цікаво читати. Це не Покальчук. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.98
EUR 28.62