«Железка», которая изменила мир…

Поделиться
Зарождение и становление железных дорог в Украине.

Создание и развитие железных дорог и железнодорожного транспорта на территории современной Украины имеют более чем полуторавековую историю. Историю, неразрывно связаннyю как с поступательным движением технического прогресса, так и с летописью империй, в состав которых входили украинские земли - Российской и Австрийской (с 1867 года - Австро-Венгерской).

Первые железные дороги на территории Украины открыли новую эру в развитии промышленности и сельского хозяйства. Если говорить образно, они являлись локомотивом, неузнаваемо изменившим социально-экономическую структуру общества.

Одним из толчков к началу промышленной революции, или же промышленного переворота в странах Европы и США стало бурное развитие производственных технологий в первой трети XIX века. Что, в свою очередь, привело к усилению роли транспортной сис­темы в модернизации экономик ведущих держав мира. И если многие столетия первое место занимал водный транспорт, обеспечивающий большую часть перево­зок (как морских, так и по рекам, каналам), то с введе­нием локомотивной тяги на железнодорожном транспорте, где ранее использовались конки, ситуация кардинально изменилась. Старт индустриальной эры ознаменовался созданием нового вида транспорта.

«Поймай меня, кто сможет» и рационалист Стефенсон

Ведущие инженеры, в первую очередь британские, начали по­ис­ки решений по внедрению преимуществ паровой машины (созданной британским инженером Джеймсом Уаттом в 1784 году), позволяющей использовать энергию пара в наземных средствах передвижения. Так, Ричард Тревитик и его помощник Джон Стил в 1808 году сконструировали паровоз, названный Catch Me Who Can («Поймай меня, кто сможет»), развивающий скорость до 30 км/ч. Публика, приходившая на кольцевую дорогу-аттракцион, была в шоке. Но изобретатели, похоже, опередили время; да и рельсы не выдерживали тяжести паровоза. Тревитик разорился и умер на родине в полной нищете в 1833 году. Трудами этого английского Kулибина сполна воспользовался английский изобретатель, механик угольной шахты Джордж Стефенсон, проанализировавший и обобщивший опыт изобретателей прошлого. В 1813 году он начал работу над созданием парового локомотива. И уже в следующем году созданный им паровоз доставлял уголь на шахты. Стефенсон был куда более «приземлен», чем Тревитик, и думал о реальной, «долгоиграющей» выгоде. Он создал вместе с родным братом корпорацию «Джордж и Роберт Стефенсон», принимающую заказы по строительству локомотивов из стран Европы и Северной Америки.

Движение от Курска до Брова­ров открылось 17 декабря 1868 года. Поезда отходили от Броваров в 3 часа дня и приходили в Курск на следующий день в 10 часов утра. Цены мест в первом классе - 12 руб. 45 коп., во втором - 9 руб. 34 коп., в третьем - 5 руб. 19 коп. Гостиница «Европейская» посылала омнибусы (дилижансы) для перевозки пассажиров из Киева до Броваров и обратно.

Мост имел 12 пролетов по 89 метров каждый, общая длина составила 1068 метров. Затраты на строительство моста составили астрономическую, как на то время, сумму - 3,2 млн. рублей золотом. Впервые в империи был применен прогрессивный метод строительства - кессонный. «На месте сооружения мостовой опоры в воду опускалась деревянная, обтянутая брезентом, конструкция-кессон. С нее сжатым воздухом вытеснялась вода, и внутри камеры разрабатывался донный грунт, закладывался фундамент опоры, а затем сооружалась и сама опора», - пишет известный киевовед Владимир Олийнык.

17 февраля 1870 года первый поезд через новый мост прибыл на Киевский вокзал. За это произведение инженерного искусства инженер-капитану Струве был досрочно пожалован чин полковника и вручено солидное денежное вознаграждение.

Интересно, что пользоваться вокзалом на станции «Киев-I» (ныне - Киев-Пассажирский) уже с февраля 1870 года могли пассажиры, прибывающие с Левого берега Днепра. Могли, но, как говорят, сам не гам, другому не дам. Концессия Ван дер Мейлена, строившая Киево-Балтскую дорогу, являлась собственником главной станции города, и… просто не допускала конкурентов на свою территорию.

Вплоть до мая 1870 года пассажиры, прибывавшие из Москвы и Курска (в том числе и высокие чиновники) выходили из поездов на необорудованном полустанке в районе нынешней станции Киев-Московский. Здесь их, понятное дело, уже поджидали извозчики и фаэтоны. Цены кусались, но куда поденешься…То есть налицо была жесткая конкуренция между двумя концессиями, отражавшаяся на кошельках и нервах пассажиров.

А вот какое впечатление на журналиста произвел только что открытый вокзал столицы Юго-Западного края: «Киевский вокзал хорош и поместителен; лица, коим вверено управление, вежливы, предупредительны, жандармы бдительны. Один лишь цербер, стоящий у дверей, ведущих на платформу І и ІІ классов, не отличается особенною вежливос­тью. Вагоны довольно удобны» («КiевлянинЪ», 1870 г., № 82 от 11 июля).

К 1870 году общая протяженность железных дорог в Российс­кой империи, крупнейшей по территории стране в мире, составляла 10731 км. Лидерами железнодорожной гонки являлись США - 84675 км, Велико­британия - 24759 км, Германия - 18876 км, Франция - 15544 км и Австро-Венгрия - 9589 км.

P.S. Наступила новая эра. Во многом благодаря развитию железнодорожного транспорта повышалась мобильность населения, широко использовался потенциал земельных, зачастую пустующих, территорий. Создавались трансконтинентальные дороги, такие как магистраль, связавшая Восточное побережье США с Калифорнией (1869 г.), «Восточный экспресс» (Лондон-Париж-Вена-Константинополь/Стамбул, 1888 г.), Транссибирская магистраль (1891-1916 гг.). Крупнейшие государства постепенно увеличивали свое присутствие в акционерных обществах, занимающихся прокладкой магистралей. Пришло понимание того, что железные дороги имеют важный стратегический потенциал и являются неотъемлемой частью системы государственного управления. Развитие железнодорожного транспорта оказало громадную поддержку не только добывающим отраслям (нефть, уголь), но и машинострое­нию, строительству, банковскому делу и рынку ценных бумаг. Технический прогресс и железные дороги шли рука об руку.

Но это уже другая, не менее интересная, история…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме