Староверы

Поделиться
Чер­новицкая область возлагает на Белую Кри­ни­цу особые надежды: центр старообрядчест­ва претендует на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дорога из райцентра Глубокая до Белой Криницы - будто проверка для алергиков: пылища в автобусе столбом стоит. И когда на горизонте возникает величественный собор, похожий на грандиозный храм Василия Блаженного в Москве, хочется себя ущипнуть: а вдруг это глюки, и медицина уже бессильна?! Откуда такое архитектурное чудо в Богом забытой буковинской глубинке?

Откуда-откуда - от веры, ясное дело. От той, которую ее сторонники называют единственно истинной - потому что она властвовала в Московском царстве вплоть до середины ХVІІ века. А когда царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, а потом их преемники, чтобы поставить православие на службу государству, отдали предпочтение вере новогреческой, защитников старой подвергли гонениям и преследованиям. Не отрекшись от веры, они покинули родной край и подались в мир искать новую землю обетованную - как обещали им древние легенды, на Беловодье - там, где источник с белой водой.

Нашли ее в Австрийской империи, в урочище Варница на Буковине. Известняковые воды и дали название здешнему поселению русских староверов, возникшему в 1784 году, - Белая Криница. С 1846 года оно стало центром старообрядческой митрополии. Именно поэтому здесь в 1908 году вырос главный храм старообрядцев - собор Успения Пресвятой Богородицы. Постро­ен­ный по проекту архитектора В.Клика на средства московских купцов Овсянниковых, этот памятник русского церковного зодчества поражал совершенством форм и богатым внутренним убранством: глазированный кирпич, вырезанный из дерева иконостас, иконы в золотых и сереб­ряных окладах, созданные по древневизантийским образцам паникадила - словом, роскошное воплощение неорусского стиля модерн.

Даже у советской власти, беспощадно сметавшей с лица земли материализованные оплоты религиозного «опиума для народа», за полстолетия владычества не поднялась рука на эту, по общему признанию, «каменную сказку Буковины» - хотя в 1944 году Успенский собор, как и другие местные храмы, закрыли. Более того, в конце 80-х годов прошлого века собор вернули старообрядцам, а Всесоюзный фонд культуры под руководством академика Д.Лихачева и опекой Р.Горбачевой взялся его реставрировать. Реставрация закончилась тем, чем по обыкновению заканчивались все научные экспедиции сюда. Вывезли все, что могли: раньше - в Ленинградский филиал Библиотеки Академии наук СССР (более 200 бесценных книг), а теперь - в Москву, якобы на выставку, а на самом деле на вечную отдачу (86 старинных икон работы палехских мастеров).

- При Советском Союзе, - говорит сельский голова Петр Остафийчук, - село принадлежало колхозу «Путь к коммунизму», который потом назвали честнее - «Дружба народов», потому что входили в него украинский Ста­рый Вовчинец с двумя тысячами крестьян, полуторатысячная румынская Багриновка и русская Белая Криница с сотней жителей. А за румынской границей - рукой подать - Климауц, также село русских староверов.

Сегодня, к сожалению, в Бе­лой Кринице даже начальной школы нет: мало детей. Не спаса­ет демографическую ситуацию и семидетная семья священника. Но вот Оксана Дядюшка из Ена­киево вышла замуж за местного пограничника. Попробовала молодая семья пожить на Донбассе - грудной ребенок из бронхитов не вылезал. Так что вернулась назад, в этот чудо-край: дитя через две недели забыло о болезнях, а Оксана стала староверкой Ксе­нией, получила ответственную должность заведующей музеем.

С музеем связывают надежды на оживление туристической привлекательности села, а затем и на создание соответствующей инфраструктуры. Возможно, это заставит кого-нибудь из предприимчивых земляков вернуться домой. Ведь, несмотря на пустые улицы, в Белой Кринице нет ни одной покинутой усадьбы: даже выехав в город, здешние жители присматривают за родительскими усадьбами. Еще бы: здесь растут самая сладкая на Буковине ранняя клубника и самые вкусные сливы и яблоки. Что, между прочим, тоже ценная информация для туристов. Хотя для них, наверное, важнее другое: увидеть, как в инородном окружении веками может существовать, практически не ассимилируясь, небольшая религиозно-этническая группа.

Впрочем, это для нас - экзотика. А для людей из Белой Кри­ницы - просто вера, с которой они преодолевают пространство и идут сквозь время.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме