На пути к социальной ответственности

Марина Сапрыкина 23 мая 2008, 13:18

Читайте также

Сложно развивается концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в Украине, хотя сейчас и проводятся разнообразные конференции, круглые столы, даже была попытка создать рейтинг.

В 2008 году заметно активизировала свою работу Сеть глобального договора (СГД) ООН в Украине. Глобальный договор ООН является добровольным соглашением, подписывая которое компании берут на себя обязательства придерживаться в своих бизнес-практиках десяти принципов договора, которые состоят, в частности, в защите прав человека, предоставлении соответствующих условий труда, заботе об экологии, борьбе с коррупцией, о чем эти компании должны отчитываться. На сегодня 97 организаций (бизнес-компаний, общественных организаций, благотворительных фондов) присоединились к СГБ в Украине.

Нельзя не вспомнить Инициативу по глобальной отчетности (GRI), на основе которой более 1500 известных компаний мира выпускают нефинансовые отчеты. В скором времени и украинские компании должны предоставить такие отчеты. Некоторые, в частности компания СКМ, банк «Надра», уже их готовят.

С 2005 года разрабатывается версия нового международного стандарта социальной ответственности ІСО 26000 — последовательного руководства для организаций о том, как внедрять социальную ответственность шаг за шагом. Главной целью и задачей этого документа является внедрение единой терминологии КСО и разработка руководства по внедрению социальной ответственности для всех организаций, а не только для бизнес-компаний. К процессу разработки стандарта привлечены представители правительств, бизнес-компаний, организаций защиты прав потребителей, общественных организаций, профсоюзов, исследовательских институтов (около 400 экспертов из 80 стран мира).

Впервые к процессу разработки стандарта Международная организация стандартизации (ею разработано около 16000 стандартов) привлекла общественные структуры. На международном уровне процесс возглавляют два института стандартизации — один из развитой страны (Швеция), второй — из развивающейся (Бразилия). Официально заявлено, что стандарт будет добровольным, без сертификации третьей стороной. Украина присоединилась к этому процессу 1 ноября 2007 года. Сейчас готова четвертая версия стандарта (она будет обсуждаться в Сантьяго (Чили) 1 сентября 2008 года), в соответствии с которой социальная ответственность — это ответственность организации за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду, реализующаяся через прозрачное и этическое поведение.

Несмотря на развитие корпоративной социальной ответственности, в Украине по отношению к ней отсутствует государственная политика. Власть воспринимает социальную ответственность через несколько терминов — «социальное партнерство», «благодетельность», «социальный диалог», а следствием непонимания КСО среди государственных служащих является слабая поддержка социальных проектов компаний государственными органами и отсутствие открытого диалога по разработке стимулов для бизнеса внедрять КСО. Для сравнения: в Венгрии в 2006 году правительство через министерство труда и социальной политики обязалось направить усилия на КСО в соответствии с европейскими обязательствами. В Польше минтруда, Всемирный банк, офис по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей и минэкономики подготовили руководство для поддерж­ки правительственных институтов в подготовке основ правительственной политики с КСО. В минтруда была создана рабочая группа по КСО, в которую вошли представители многих департаментов. В Македонии в рамках программы стимулирования инвестиций на 2007–2010 годы было решено основать координирующий орган по КСО при совете по экономическим и социальным вопросам правительства Македонии. В Литве была разработана стратегия КСО на 2006–2008 гг.

В общем, КСО все больше становится частью государственной политики стран Восточной Европы — новых членов ЕС. В Украине — другая ситуация. Недавно состоялся форум «Перспектива нового международного стандарта по социальной ответственности ІСО 26000 для Восточной Европы», проведенный при поддержке Глобального договора ООН, компаний СКМ, «ТЕЛЕНОР» и «ВОЛЯ» с участием международных экспертов ІСО, представителей Беларуси и Болгарии, регионов Украины.

Относительно ситуации в Украине можно сделать несколько выводов.

Во-первых, общество еще не готово к восприятию концепции социальной ответственности для всех. КСО пока остается «ношей» бизнеса, которую он еще некоторое время будет нести самостоятельно.

Во-вторых, существует недоверие к социальным инициативам компании и низкой является роль «красивой репутации» компании при выборе потребителем продуктов или услуг. На Западе процент сознательных потребителей равен 75%. В Украине, по данным исследования, проведенного на заказ компании МТС в 2007 году, — только 21% потребителей выбирает продукты или услуги компании, обращая внимание на ее социальные проекты. У такого недоверия четкая взаимосвязь с доходами компаний и низким уровнем зарплаты и пенсий большинства населения Украины.

В-третьих, наблюдается нежелание воспринимать корпоративную социальную ответственность бизнеса через стереотипы: компании не платят налоги, компании вырабатывают некачественную продукцию и тому подобное. Но в этом случае именно и возрастает роль государства как контролирующего и регулирующего органа — компания, как и любая иная организация, должна делать все в рамках закона: платить налоги, выпускать качественную продукцию. Сегодня бизнес понимает: при условиях глобализации и открытых рынков хорошая репутация стоит больше, чем несвоевременная уплата налогов. Бизнес переходит к цивилизованным практикам ведения дел и делает даже больше — СКМ поддерживает борьбу с туберкулезом, «ТЕЛЕНОР» совмест­но с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» внедрило образовательную программу для государственных служащих «Развитие демократии и возможностей государственной службы в Украине», компания «ВОЛЯ» много внимания уделяет работе с ветеранами, компания «Тетра-ПАК» реализует программу по сохранению украинских лесов.

В-четвертых, общество еще воспринимает слова «стандарт» как то, что должно внедряться обязательно, а не как модель, к созданию которой нужно стремиться. Одним из главных рисков разработки стандарта по социальной ответственности является то, что выстроилась уже целая очередь институтов и организаций сертификации для будущей сертификации предприятий по стандарту ІСО 26000. Надо еще раз подчеркнуть — стандарт является добровольным, а институты и организации сертификации не могут быть привлечены к процессу разработки стандарта.

На все эти вопросы надо обратить внимание именно сегодня, чтобы завтра не стало поздно. Сегодня очень нужно проведение широкой образовательно-информационной кампании, особенно в регионах Украины, для того, чтобы при словах «социальная ответственность» все понимали: этот термин касается каждой организации, что невозможно требовать от бизнеса социальной ответственности, а самим вести себя безответственно в растрате денег, государственных закупок, в отсутствии подотчетности и прозрачности, в противодействии коррупции...

В офисе компании «Маркс энд Спенсер» в Лондоне, на первом этаже каждый посетитель может оценить прогресс компании по выполнению плана А. Это 100 социальных обязательств стоимостью 200 млн. фунтов, которые компания будет пытаться выполнить до 2012 года, — по изменению климата, отходов, устойчивого сырья, честного партнерства и здравоохранения. Когда у представителей компании спросили, почему этот план называется именно так, то ответ был простым: другого плана Б нет. А есть ли другой план у нас?

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60