Из всех украинских арт-трендов на Западе наиболее восстребован «Донбасс...»

Поделиться
Виктор Марущенко — о тенденциях и конъюнктуре в мире фото.

«Сегодня в Украине - настоящий фотобум!» - говорит известный фотохудожник Виктор Марущенко. При этом он же не устает сетовать, мол, то не так и это не эдак, ведь «в Украине для хороших фотографов серьезной работы нет!»

Сам Марущенко - основатель школы фотографии своего имени, участник крупнейших мировых биеннале, еще язвительный арт-критик.

В интервью ZN.UA г-н Марущенко рассказал о проблемах в фотосреде, поведал также, кто нынче считается самым дорогим фотохудожником в мире.

- За последнее время в Киеве открылось большое количество негосударственных фотошкол, но они, за исключением нескольких, «неопознанные летающие объекты»: основная задача для них - только заработать деньги, - говорит Виктор Марущенко. - Людям обещают «сделать профессиональными фотографами», и люди верят.
Молодые ищут информацию о фотографии. Народ путается в определениях, в классификации, не представляет, что такое «артфотография». Используют неточные формулировки - наподобие «рекламная фотография» (сегодня в рекламе может быть использована любая фотография, а созданием рекламного продукта занимается не фотограф, а рек­ламное агентство; фотограф же только реализует чужие идеи).

- На художественную фотографию вы по-иному взглянули благодаря жизни на Западе?

- «Художественная фотография» - неточное определение. Правильнее говорить «авторская» или «творческая». Худо­жест­венная - это постановочная фотография (в отличие от репортажной).

А в Швейцарию я уехал в 1989-м. Мне было за сорок. И жизнь действительно перевернула некоторые мои представления о фото.

Я же медийный фотограф. А начинал как театральный. В 1970-1980-х в Советском Союзе «белые люди» работали в медиа, остальные - назывались «бытовиками». Элита - Градов, Давид­зон, Ирина Пап, Козловский - их еще называли «подтрибунниками». Они снимали официоз, стоя под трибунами, - трудились в журналах и в газетах. Остальных никто знать не знал.

Когда я увидел, какое место фотография занимает в выставочном пространстве на Западе… В маленькой Швейцарии, которая по количеству населения примерно равна Киевской области, было два музея, а еще десятки, сотни галерей и выставочных залов. А какое там количество фотографов! И все они существуют на гранты и стипендии.

Я вернулся в Украину, рассчитывая, что тут можно что-то изменить. А выяснилось - нельзя. Наверное, нужно только перекопать, засеять картошкой - и только затем начать все сначала…

Нынешнее поколение воспитывается уже на примере Запада. Благо, есть Интернет и возможность путешествовать.

- Известная молодая киевская фотограф Анна Войтенко сегодня успешно снимает для National Geografic…

- Наши ребята пытаются «продаваться» по всему миру. Но ситуация тупиковая. Украинцы работают как стрингеры. А в Украине для них работы нет. (Либо зарплата такая, что невозможно прокормиться.)

Говорю своим ученикам: откладывайте фотоаппараты - и создавайте пространство! Выста­вочные залы, музеи. Делайте фотографический рынок. В стране даже своего музея фотографии нет. В то время как в США после смерти более-менее известного фотографа немедленно организовывают его музей.

Конечно, у нас были люди, которые пытались что-то делать. Помню фотографа Михаила Сачко, который в конце 70-х - начале 80-х пытался открыть в Киеве музей фотографии.
Подозреваю, что вся проблема в полном отсутствии социального заказа. В том, что художники Украине в принципе не нужны. Это когда-то они обслуживали Министерство культуры. У жи­вописцев картины закупал Со­юз художников. Писатели творили для Союза писателей. В общем, сталинская система работала…

Но фотография и тогда не вписывалась в рамки.

А сегодня и системы-то нет (и, слава Богу). Ко мне в фотошколу приходят учиться богатые люди. Их жены с дорогущими фотоаппаратами часто просят о личных консультациях, приглашают в Конча-Заспу… Я им говорю: помогите открыть музей! Нет денег на это - мне в ответ.

А фотография - это ведь не только изображение, это и образование, издание фотоальбомов.

Паша Гудимов начал издавать бюджетные альбомы. Но они не пошли, оказались убыточными.

Вообще-то это - загадка. Наша школа часто проводит семинары. Лекторам нужно платить. Но даже за 20 гривен слушатели не идут! Хотя люди в стране вроде не такие бедные. А объявляем бесплатные лекции - народ ломится. Вот сейчас я читал бесплатный курс истории фотографии - записалось 700 человек, организаторам пришлось искать большой зал, чтобы все поместились.

…Впрочем, если отвлечься от денег, по всему выходит: интерес к фотографии в современной Украине огромный.

- Когда-то ваша выставка «Дон­­басс - страна мечты» (в ЦСМ при Киево-Моги­лянской академии) стала бомбой.

- Это было в 2004-м. «Дон­басс» оказался самым востребованным. На Западе вышли альбомы… А другие украинские темы там, увы, «продвинуть» не получилось.

- Почему?

- Оказались неактуальными! Кроме того, Борис Михайлов, представляя нашу «территорию», практически занял все ниши.

- Один?

- А больше и не нужно. Все советское и постсоветское прост­ранство на Западе сегодня предс­тавлено двумя фотографами: Александр Родченко (1920-е -1930-е гг.) и Борис Михайлов (советское и постсоветское время).

Почему наши фотографии «не идут» на Западе? Нужна «новая картинка»! А у нас ее пока нет.

У нас ведь такое разделение: либо снимают банально, либо чересчур подражают Западу. А там к «местной» фотографии - и к русской, и к украинской, отношение свое - этнография нужна! «Жизнь, как она есть».

- Что касается появления в Украине оригинальной «картинки»…

- Да никто ее не придумает! Потому что, по большому счету, здесь «арта» нет. В лучшем случае, есть мальчики, которые набили руку на трэше, но на Западе это уже отошло.
В России, кстати, сейчас появился молодой человек Алек­сандр Гронский (родился в Тал­линне, живет в Риге, но имеет и российское гражданство). Вот он осторожно вводит эстетизированную картинку нынешнего времени (постсоветского пространства и маленького человека): фигурки людей на фото делает очень маленькими.

Но в целом россияне тоже продолжают спекулировать на социалке. Я в Берлине в галереях видел нескольких российских фотографов - униформа, парады военные. А в Европе это уже не идет. В принципе, в постсоветской фотографии мало человеческих проблем, чувств, состояний… Все - внешнее.

- Закономерно, что постсоветские, в том числе украинские художники и фотохудожники сейчас переориентировались на Россию, вмес­то Запада.

- На Западе интерес к нам угас, как было в первое время пос­ле развала Берлинской стены. И оказалось, что «зацепился» один Михайлов - все остальные вернулись.
Однако проблема не в этом: раньше художники хотя бы тянулись на Запад, было стремление к мировому контексту, а сегодня все замкнулись на внут­реннем рынке. И многие художники «кончились». Куда ж они со своими карикатурами поедут?..

- А что, на ваш взгляд, представляет современная арт-фотография на Западе?

- XIX век - век пиктореализма в фотографии. Технические революции, появление пленки сделали XX век эпохой документалистики, а XXI можно считать веком арт-фотографии.
Сегодня, если вы посмотрите выставки в Западной Европе, то убедитесь: документальная фотография туда практически не попадает. Очень редко, в основном музейные классики.
Арт-фотография - это прост­ранство кутюрье от фото, которые все время изобретают новое. Поскольку новое изобрести сложно, то ломают старое: разрушают композицию, проникают в запретные темы, вводят порнографию и т.д.

Западное арт-пространство - пространство, где фотография востребована галереями, музеями, аукционами и частными коллекционерами. В него попадают новаторские работы.

В западных академиях и университетах студенты годами учатся генерировать новые идеи. Потом они их воплощают в фотографическое изображение. Параллельно развивается коммерческая фотография, построенная на высоких технологиях и на высоком ремесле фотографа.

Часто известные фотографы из арт-пространства внедряют свои идеи в коммерческой фотографии и дизайне, продвигая эти жанры вперед (например, Райан МакГинли).
Приведу наиболее известные примеры успешных арт-фото­графов.

Сегодня самым «дорогим» фо­тографом в мире является Андреас Гурски (Rhein II -
4,3 млн. долл.). По определению мировых арт-критиков, работы Гурского являются «наиболее точным отражением современного мира».

Райан МакГинли перенес свои авторские идеи в прост­ранст­во коммерческого видео и фотографии и много работает в фэшн-индустрии.

Борис Михайлов фактически стал родоначальником трэша и законодателем трэшевой моды. Он проникает в социальные группы, в которые никто до него не пробирался. В одной из энцик­лопедий написано, что лучше него никто советский и постсоветский период не препарировал…

Нэн Голдин лучше всех современных фотографов показала человеческие чувства, отношения, выбрав для своего исследования нью-йоркских маргиналов и сексуальные меньшинства.

Мартин Пар, одновременно являясь и репортером «Магнума» и ведущим мировым фотографом-концептуалистом, исследует в различных странах национальный китч.

- Кто определяет критерии качества арт-фото? К примеру, в журнале «5.6», который издает ваша школа, печатали подборку фото американки Сэнди Ким, снимающей, на первый взгляд, бытовые фотографии из жизни своих друзей. Поче­му именно ее снимки считают примером современной фотографии?

- В номере, который вы упоминаете, мы специально взяли фото американки Сэнди Ким и нашего Александра Гляде­лова чтобы наглядно показать, что они оба являются документальными фотографами. Различие между художниками - визуальный язык. Гляде­лов пользуется инст­рументарием ХХ века, а Сэнди Ким предпочитает «картинку» ХХI века.
На Западе форма давно отошла на второй план - им важнее содержание. Также в современной фотографии очень важно «проникнуть» куда-то, показать определенную среду, недос­тупную для большинства людей, изнутри. Стать «человеком оттуда». Обычные люди даже не могут представить, что можно жить «так»...

Иными словами, сегодня в моде - правдивая фотография. Хотя при этом - вот такой парадокс! - «постановка» побеждает документалистику.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме