Белые слоны адмирала Горшкова

Поделиться
Осень, небо голубеет, птицы кричат, на юг собираются. Вот и любимые «Белые лебеди» Пути­на, стратегические Ту-160 в Ве­несуэлу полетели из подмерзающей России...

Осень, небо голубеет, птицы кричат, на юг собираются. Вот и любимые «Белые лебеди» Пути­на, стратегические Ту-160 в Ве­несуэлу полетели из подмерзающей России. За ними и российский ракетный крейсер «Петр Ве­ликий» ушел в поход. Тоже в Ве­несуэлу. А куда еще? Кроме нее, да Сирии с Кубой, союзников больше нет. Друзей и подавно. Впрочем, это не наши проблемы, поговорим лучше о чем-то более нейтральном, например, о кораблях, таких как этот крейсер.

В английском языке выражение «белый слон» символизирует нечто далеко выходящее за рамки здравого смысла и крайне дорогостоящее. Эта кличка приклеилась к трем большим линейным крейсерам первого лорда адмиралтейства, инициатора создания «Дредноута», знаменитого Джона Фишера. Бронирование принесли в жертву сверхмощной артиллерии и потрясающей скорости, но жертва оказалась напрасной. Командующий флотом не пускал «слонов» в сражения, и правильно делал. Их пробивали насквозь снаряды пушек среднего калибра и, говорят, у матросов даже изымали консервные ножи. Но по капризу истории именно эти крейсера стали первыми авианосцами!

Адмирал флота СССР Сергей Горшков был еще гениальнее Фишера, во всяком случае, флотом он командовал куда дольше — с 1956-го по 1985 год. Тридцать лет! Автор концепции ракетно-ядерного океанского флота, он воплотил ее в жизнь с таким размахом, что к 1991 году СССР по числу и тоннажу боевых кораблей превзошел США. И… развалился. Океанский флот стал последней соломинкой, сломавшей хребет советскому верблюду. Но мы о слонах. У Горшкова их было больше, чем у Фишера, к ним можно отнести и его атомные ракетные крейсера, и странные авианосцы.

Начал он с вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», но остался недоволен, корабли были слабые и немореходные, а затем вместе с Дмитрием Устиновым, куратором военной промышленности в ЦК КПСС, адмирал построил гибриды авианосцев с ракетными кораблями: тяжелые авианесущие крейсера. Но гиган­ты в 44000 тонн могли поднять в воздух не более 12 самолетов, ибо половину палубы заняли ракетные установки. К тому же ЯК-38 вертикального взлета был откровенно плохим, в тропиках мог взлетать только с разбега, и в итоге авиагруппа не могла прикрыть даже свой корабль! Да и система обнаружения целей и наведения так и не заработала в штатном режиме. В конце концов им поменяли задачи и вместо борьбы с подлодками поручили защиту своих лодок от вражеской авианосной авиации. Яки против «Фантомов», «Хорнетов» и «Томкэтов»? Ну-ну.

Каждый следующий корабль отличался от предыдущего. В бар­даке модернизаций на невезучий «Новороссийск» даже не постави­ли ЗРК ближнего действия, а ког­да Як-38 сняли с вооружения, то ничуть не лучших Як-38М по-
строили так мало, что корабль вообще остался без самолетов! Зато на «Киеве» и «Минске» стояли тор­педные аппараты, как на царских броненосцах…

Дорогостоящий эксперимент не удался, авианосец решает свои задачи, крейсер — свои, а попытки скрестить коня и трепетную лань удаются весьма редко. Что эти корабли делали в океанах, что могли сделать? Флаг показывали да адмиралов катали. Им посвящены книги, статьи и целые сайты, сотни фотографий, но обратите внимание на количество взлетов с их палуб — в среднем один вылет в месяц на пилота. Так что нет смысла углубляться в их тактико-технические данные. Уместнее привести мартиролог.

«Москва», «Ленинград» и «Но­вороссийск» проданы на металлолом. «Киев» и «Минск» ста­ли музеями-аттракционами в Ки­тае, «Варяг» тоже там. Новейшие корабли! «Новороссийск», к примеру, не прослужил и десяти лет. Ну, хоть у «Адмирала Горшкова» остался шанс. В 2004 году он был подарен Индии в обмен на закупку палубных Мигов и стал «Викрамадитьей» — «Сильный как солнце». Так звали одного из самых могущественных правителей Индии, искусного воина. С тех пор его модернизируют. Строить уже разучились, кадры потеряли, так что процесс грозит затянуться, и уже назревает скандал. Кстати, индийцы сразу настояли убрать ракетные установки и очистить палубу для самолетов горизонтального взлета — им нужен авианосец, а не странный гибрид…

Авианосная Цусима! Причем дело не в развале Союза, корабли стали на прикол раньше. Самой большой их бедой было отсутствие оборудованных пирсов даже в родных портах. Гиганты стояли на рейдах и жгли главные энергетические установки. Горшков считал, что лучше построить еще корабль и затем уже выбивать деньги на береговую инфраструктуру. Когда же деньги давали, он строил еще один корабль!

И в 1985 году заложил авианосец под самолеты горизонтального взлета. Правда, еще Дмитрий Устинов в бытность министром обороны СССР (скончался 20 декабря 1984 г.) не верил, что промышленность — через тридцать лет после англичан! — быстро сделает паровую катапульту, поэтому адмирал согласился на корабль с носовым трамплином. «Ад­мирал Кузнецов», 56 тыс. тонн водоизмещения, 36 мощных штурмовиков Су-33. Учебные самолеты. Са­молеты дальней разведки. Вертолеты. Сила!

Но вот незадача: в состав флота корабль поступил в 1991 году, когда все рушилось; и пришлось натуральным образом угонять его в Россию. В итоге та получила 56 тыс. тонн бутафории, и лишь к 1996 году удалось наскрести не то 26, не то 15 самолетов для авиагруппы, однако в ангарах больше семи никогда не базировалось. Еще у «Кузнецова», построенного на излете перестройки, с рождения текли котлы, и он не мог дать и половины полного хода, а несколько раз вообще гас как лампочка, и чуть не вылетал на скалы. А ведь даже мощным Су трудно взлететь без катапульты, если корабль не даст полный ход. Приходится снимать подвесное вооружение, недоливать топлива, и куда уж тут штурмовать вражеские авианосцы…

Далее. Для подъема Су-33 с ангарной палубы на взлетную требуется более получаса — надо что-то отвинчивать, затем привинчивать — ну не рассчитаны подъемники на такие самолеты! Где более легкие Миги? Где, где… Они уйдут на «Викрамадитью». Если же учесть еще 14 минут на подготовку к взлету, то можно ли считать «Кузнецова» авианосцем? Редко с его палубы взлетало больше звена. Между тем время выпуска звена на американском «Нимице» — две-три минуты (самолеты взлетают парами), у него четыре катапульты, и вся многочисленная авиагруппа взлетает за 45 минут.

Кроме того, практика показала, что авианосцы не могут базироваться на севере — во всяком случае, на Русском Севере — почитайте в Сети воспоминания служивших на корабле. Картина ужасная. Тысячи тонн воды в трюме. Затопленные мазутом ЗРК и посты управления стрельбой. Корабль гниет и вымерзает. Уровень подготовки матросов и офицеров крайне низок, а летчиков, умеющих взлетать с палубы, меньше, чем космонавтов. В море корабль выходит редко, да и куда ходить? За все годы всего два дальних похода, оба в дружескую Сирию. Кстати, в первый раз, в 1996 году, по глупой браваде чуть не потеряли авиагруппу, устроив у границ Израиля высший пилотаж. Пальцы израильских летчиков уже лежали на кнопках пуска ракет! В этом году они не волновались, авианосец с пустой палубой никого не интересовал.

Голубая мечта Горшкова — атомный авианосец — начала воп­лощаться в жизнь уже после смерти адмирала, осенью 1988 года, едва лишь стапель освободился от «Варяга». Гигант, соперник «Нимица», 80 тыс. тонн! 70 самолетов и вертолетов. Две катапульты. Но страна распалась, и «Ульяновск», готовый по корпусу на 35%, порезали на металлолом. Слава Богу! Страшно подумать после «кузнецовских» котлов о качестве его реакторов, вспомните хотя бы тяжелую аварию паропровода на «Петре Вели­ком». Тем и завершилась авианосная эпопея.

Но, может быть, с крейсерами у адмирала Горшкова обстояло лучше? Да как сказать. В 1980 году в состав флота вошел корабль невероятной мощи, корабль XXI века, плавучий ракетный арсенал — большой атомный крейсер «Киров». В 1984 году адмирал получил второй такой, а в год его смерти флот принял третий. Затем началась разруха, и последний в серии — «Петр Ве­ликий» — с большим трудом ввели в строй лишь в 1998 году. С тех пор он флагман российского флота — и единственный из четверки, оставшийся в строю. Но такие корабли должны служить десятки лет. Ведь один крейсер обходился в миллиард долларов! Для справки: вчетверо больший авианосец класса «Нимиц» стоил тогда три миллиарда. Как же так?

А вот как — не забывайте, они же атомные! Российский военный флот и атомные реакторы — это жуткое сочетание, почитайте список аварий на подлодках. Это непрерывное предчувствие Чернобыля. Во-первых (опять же спасибо Горшкову), технологическая операция перезарядки реакторов крейсеров вообще не была разработана. Эту мелочь оставили на более светлое будущее, как и пирсы для авианосцев, но оно так и не наступило. Во-вторых, уровень подготовки военных специалистов-атомщиков резко уступал уровню гражданских специалистов даже в Советском Союзе, а уж с его распадом империи дела пошли и вовсе плохо.

Это и объясняет быстрый выход кораблей из строя. На «Адмирале Ушакове» (бывший «Киров»), например, в контур кормового реактора пустили соленую забортную воду! В результате — выброс радиоактивных продуктов, часть экипажа получила статус чернобыльцев, а корабль стал на долгий ремонт в Северодвинске. Из него он уже не вернется, недавно корабль даже имени лишили и передали другому кораблю. «Адмирал Лазарев» гниет на Тихом океане, «Адмирал Нахимов» много лет ждет решения своей судьбы на стапелях «Севмаша».

Грустно? Кому как. Вот все говорят — флот, флот! А что — флот? У американцев он самый большой — и чего они добились? Южную Корею едва отстояли, Вьетнам проиграли, из Сомали эвакуировались, Ирак, правда, разбомбили, а толку? Какой же это инструмент геополитики, если в Венесуэле — Ча­вес, на Кубе — Фидель, в Иране — Ахмади­неджад? Так стоит ли лить крокодиловы слезы о советском океанском флоте?

Да и мощь атомных гигантов оспаривается — ракет много, а брони-то нет! Неда­ром снова идут разговоры о возрождении линкоров — на новом, разумеется, уровне. Все знают, что творит с современным картонным кораблем даже не противокорабельная ракета (та вспарывает его как жестянку и выворачивает наизнанку), а близкий взрыв небольшой зенитной, даже собственной. Осколки перебивают многочисленные в наше электронное время кабели — и на месте грозного боевого корабля болтается беззащитная баржа. С реакторами. Американцам довелось это испытать на одном из своих фрегатов. Так не лучше ли было вместо четырех гигантов построить штук двенадцать дешевых ракетных крейсеров, как ян­ки и сделали? В общем, и ракетные слоны проследовали путем авианосных.

Но самым большим стал «Урал», крупнейший атомный корабль СССР — 35 тысяч тонн! Заложили его в 1985 г., начинили под завязку антеннами и электроникой и ввели в строй в 1989-м. Удивительно быстро, но было уже поздно. И на позицию в район Маршалловых островов — отслеживать испытательные пуски американских ракет — корабль так и не вышел. А ведь даже из Владивостока он мог прослушивать радиосообщения всех самолетов и кораблей в северной части Тихого океана и снимать телеметрию ракет и спутников!

Сергей Горшков ценил разведку и требовал, чтобы ему ежедневно давали сводку по американским авианосным соединениям вплоть до фрегатов сопровождения. И «Урал», в отличие от его странных авианосцев и недолговечных крейсеров, действительно хороший корабль. Он вполне мог бы заменить разведбазу в Лурдесе, на Кубе, но пропал на Дальнем Востоке. Читал, хотели приспособить под энергетическую станцию для Находки. Что ж, американские авианосцы тоже порой перевозили автомобили. Но это были старые авианосцы, у новых хватало иных дел…

Подведем итоги. Конечно, Фишеру далеко до Горшкова. Но даже его ошибка привела к рождению нового и самого перспективного класса кораблей — авианосцев. А вот век русских слонов оказался удивительно короток и ни к чему не привел. Если не считать развала Союза. Из всего стада в строю остался один «Петр», инвалида «Кузю» считать не стоит. Да и «Петр» может сражаться только с морским противником. Цели в глубине территории он поражать практически не способен. Так что его поход чисто демонстративный — лишь бы плюнуть в американский борщ!

И последнее замечание. В поход идут четыре корабля: «Петр», БПК «Чабаненко», танкер и …океанский буксир. И это правильно! О том, что на «Петре» случались аварии, в том числе и тяжелые, я уже упоминал. Несколько лет назад вокруг него вообще разгорелся скандал. «Корабль находится в таком состоянии, что может в любой момент взлететь на воздух. Это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой!» Это сказал не кто-нибудь, а главком ВМФ Владимир Куроедов. И потерял должность, не все можно говорить даже главкому. С тех пор крейсер не стал новее. Что ж, каждый пусть сам делает выводы из этой истории. По мне, пока русские слоны паслись дома, в мире было спокойнее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме