АРТИСТ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ ПАМЯТИ А.К.СОВЫ

Роберт Виккерс 3 февраля 1995, 00:00

Читайте также

Судьба ведет с человеком хитрую, порой злую, игру, вроде испытывает его: покорится ли, перехитрит, восстанет? Человеку дано либо жить по ее предначертаниям, либо вступать в неравную схватку.

Андрей Сова «делал себя» вопреки судьбе.

Двадцати трех лет от роду он уверенно плыл по Дерибасовской в бескозырке набекрень, широких клешах и с мореходной книжкой в кармане. Моторист первого класса, он идет по родному городу и с удовольствием ловит завистливые взгляды пацанов, уважительные - старших и манящие - одесситок. Он успел побывать в десятке стран, повстречаться с штормами и шквалами, повидать пасти акул и кратеры вулканов. Кроме того, ему знаком хруст купюр приличной зарплаты... Куда же его влечет?

Судьба ворчит:

- Одумайся! Далось тебе это театральное училище! Сегодня ты моряк дальнего плавания, а завтра кто? Артист погеролого театра? Полный назад!

Но Андрей упрямо шагает к заветному зданию и робко отворяет двери в неведомое...

Роберт ВИККЕРС

Через два года он снимается в первом своем кинофильме «Старая крепость», а через десять его курносая остроглазая физиономия уже знакома миллионам кинозрителей по «Морскому ястребу», «Двум бойцам», «Максимке»... Он сыграл сорок пять киноролей, работал с прекрасными режиссерами: Л.Луковым, В.Брауном, А.Файнциммером. Его партнерами по экрану были А.Бучма, Б.Андреев, М.Бернес, Н.Крючков... Первым не стал, но среди вторых был в первых - это точно. Имел доброе имя в титрах и прочное место в кадре...

Мы познакомились в 1950-м в Киевской областной филармонии, куда меня, должно быть, привела судьба, его же занесло снова-таки вопреки судьбе.

- Андрюша, - удивился я, - вы ведь популярный артист кино, а тут скетчи, концерты, конферанс, куплеты по селам...

- Понимаешь, - горячо объяснил он, - в кино я от всех завишу: от сценариста, режиссера, оператора. А на сцене актер один на один со зрителем. Пан или пропал.

И в коридоре, за кулисами, на улице опрокинул водопад словечек, гримас, трючков, интонаций, подсмотренных, подслушанных, придуманных, из которых собирался лепить свой будущий эстрадный облик...

Художественные советы его не жаловали. Крупнейшим успехом в те дни стало присвоение низшей концертной ставки - 7 руб. 50 коп. с условием подготовить украинский репертуар. (Из песни слова не выкинешь - Сова был тогда русскоязычным актером).

А двадцать лет спустя отмечался юбилей: 60 лет жизни и 40 творческой деятельности народного артиста Украины Андрея Корнеевича Совы.

Нам с соавтором А.Каневским привелось участвовать в этом торжестве. Помнится, мы шутили, меняя цифры на юбилейной афише: выходило, что Сове 40 лет, а его творческой деятельности - 60. Так молодо выглядел юбиляр и столь весом был его вклад в украинскую культуру.

И правда, феерическим казался взлет Совы. Не найдя себя толком в наличных эстрадных жанрах, он сотворил свой жанр: моментальной словесно-мимической карикатуры, создаваемой на глазах зрителей. Актер довел свое мастерство в этом виде творчества до ювелирной тонкости. И свои миниатюрные изделия сумел вынести на сцены крупнейших домов культуры, дворцов спорта и стадионов.

Он выходил на эстраду уверенно, как на капитанский мостик, и уважительно объявлял своих сподвижников авторов-сатириков Степана Олейника, Владимира Ивановича, Павла Глазового... Сегодня объявить Глазового не фокус, Андрей объявлял, вернее, открывал его, еще малоизвестного, тысячам, миллионам зрителей. Павел же Прокофьевич раскрывал недюжинный потенциал артиста.

Каждое выступление - премьера. Есть артисты, умудрившиеся с десятком номеров продержаться до старости. Сова - первооткрыватель. Перечислить названия впервые исполненных им вещей - суток не хватит. А собрать все выступления - получится бесконечный сериал с сотнями персонажей. Тут и работяги и дармоеды, студенты и профессора, селяне и горожане, мужья и жены, чуваки и чувихи, первоклашки и пенсионеры, кумы и сваты, солдаты и генералы, тихони и баламуты... И большей частью, как положено в сатире, ловчат и хамят, склочничают и пускают пыль в глаза, врут и крадут, умничают и глупят, словом, ведут себя, как «совки».

Сова - враг «совков».

Создавая сатирический портрет общества, он подводил зрителя к неизбежному вопросу:

- А что же это за болото, где такие черти водятся?

Добирался до критики системы.

...За кулисами просили:

- Андрюша, изобрази «главного».

И Сова, не ломаясь, мгновенно преображался не в Брежнева или Щербицкого, а того и другого вместе, всевластного номенклатурного «хозяина», вершащего наши судьбы и судьбы нашей страны. Он пребывал в этом образе, импровизировал поведение: мыслил, указывал, слушал, решал... Этот тип не нашел сценического воплощения, но на фото он запечатлен. Что ж поаплодируем фотоснимку!

Народ не обманешь. Люди встречали артиста как друга рукоплесканиями, провожали благодарностью. Награды и звания не вскружили ему голову - он обладал талантом оставаться собой в любых ситуациях...

Но судьбу не зря зовут слепою. Она нанесла артисту жестокий и неожиданный удар, лишив его ног. Костыли перечеркнули эстрадную деятельность Корнеевича.

Ему предстояло последнее, пожалуй, самое трудное испытание. И он выдержал его с честью. Превозмогая боль, трудился в жюри конкурсов и фестивалей, режиссировал концертные программы, воспитывал учеников, писал книгу. И делал все это талантливо и основательно.

Книга «Дорога к смеху» написана ярко - читаешь, не оторвешься.

Ученики - Анатолий Литвинов, Александр Ивченко, Анатолий Демчук - сегодня заслуженные по заслугам, народные по народному признанию.

Семья - добрая и верная. Жена, сын, дочь - рядом до последнего дня...

...Именами славных современников называют звезды и улицы. Имя Андрей Сова пришлось бы впору новому украинскому теплоходу, который весело скользил бы по Днепру и Черноморью, напоминая о мужественном земляке, артисте дальнего плаванья.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89