«СПУТНИКИ-ШПИОНЫ» ВЕДУТ... ГРУЗОВИКИ

Юрий Мурашко 16 декабря 1994, 00:00

Читайте также

До перестройки радионавигационная отрасль была одной из наиболее закрытых в бывшем СССР. Все объясняют такие словосочетания, как «спутники-шпионы» и «системы самонаведения на цель». На радионавигацию работали заводы в Киеве, Хмельницком, Саранске, Кузнецке и других городах. Во главе угла, естественно, стоял Петербург как место сосредоточения мозгов, разрабатывающих сложнейшие приборы. Российский институт радионавигации и времени (РИРВ, пл.Растрелли, 2) остался единственным в стране предприятием подобного профиля. После начала перестройки элитная отрасль развалилась за считанные месяцы...

ПАРТКОМ В КАЧЕСТВЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА

СЕГОДНЯ в России чрезвычайно сложно продолжать производство цезиевых стандартов частоты на атомно-лучевой трубке для космической аппаратуры, цезиевых стандартов частоты «Сапфир» для наземной стационарной аппаратуры, аппаратуры привязки шкал времени «Черта» по сигналам системы «Глонасс» и многих других необходимых приборов. Нигде, кроме РИРВа, сумевшего сохранить не только идеи, но и два небольших цеха.

Это стало возможным только благодаря разумной экономической политике петербургского института. Два этажа, освободившиеся после упразднения парткома (!) были внесены в качестве учредительного взноса в Ганзакомбанк. Таким образом решился вопрос кредитования разработок и поддержания техники в работоспособном состоянии.

Традиционно средства радионавигации в бывшем СССР разрабатывались по оригинальным схемам, в значительной степени отличающимся от западных аналогов. И вышедший из строя отечественный прибор невозможно заменить на импортный: он окажется бесполезным. А на замену всей радионавигационной системы не хватит денег не только у нищей России, но даже у США, встань они перед подобной проблемой...

В этой ситуации РИРВ начал воссоздавать российское производство радионавигационной аппаратуры на своей территории.

ТЕХНИКА ПОКА ПОЙДЕТ НА ЗАПАД

ТЕПЕРЬ можно говорить о том, что российская радионавигация не погибла, считает директор РИРВа, профессор, доктор технических наук Ю.Г.Гужва. Следующим шагом в развитии радионавигации должна стать не замена нашей системы на западный аналог, а объединение их возможностей на существующей базе. Объединение радионавигационных систем позволит без лишних затрат повысить точность курса кораблей и самолетов, надежность определения места и т.п.

В петербургском РИРВе недавно успешно завершены испытания бортового радиоэлектронного оборудования самолета, определяющего координаты и время по российской спутниковой системе «Глонасс» и американской Navstar/GPS. Изготовлены образцы приборов, определяющих местоположение самолета или корабля по нашим системам наземного базирования «Чайка» и американским Loran-C. Отрабатывается соглашение об изготовлении квантовых стандартов частоты для Канады, совместно с немцами создается аппаратура контроля навигационного поля...

В России, к сожалению, эта сложнейшая техника пока не найдет распространения: старое бы починить. Но РИРВ создает совместные предприятия для ее производства с такими известными фирмами, как Megapulse (США) и Aerodata (Германия), проводит совместные летные испытания аппаратуры с компаниями Honeywell и Novthwest Airlines (США), Avionik Zentrum (Германия). С немецкой фирмой Deutsche Aerospace институт участвует в осуществлении проекта ISAN по созданию комплексов управления воздушным движением на основе спутниковых радионавигационных систем. Пока техника пойдет на Запад, но в институте надеются, что вскоре и у нас поймут преимущество нового поколения радионавигационной аппаратуры.

РАДИОНАВИГАЦИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ГРУЗОВИКА

В РОССИИ всегда забывали о возможностях применения военной техники для народного хозяйства. Так произошло и с радионавигацией.

Радионавигацию, скажем, могут использовать рыбаки

- для обнаружения косяков промысловых рыб, геологи

- при поиске месторождений полезных ископаемых, экологи -для контроля состояния окружающей среды... Возможности поистине безграничны.

В настоящее время институт приступил к созданию региональных информационно-управляющих систем.

Представьте, например, такую ситуацию. Грузовик выезжает на шоссе Петербург-Москва. На КП водитель получает специальный прибор и может не бояться ночью неожиданно въехать в дорожную яму, попасть в «пробку». Прибор проинформирует его и о погодных условиях, покажет, сколько осталось до места разгрузки, не высыпается ли груз из кузова.

Это только одна грань разработанной РИРВом программы «Эскорт». Подобные радионавигационные поля помогут фермерам, милиционерам, руководителям местных администраций. Они, кстати, основаны уже на объединенных возможностях российской и зарубежной радионавигационных систем. Но можно сделать и упрощенный вариант, скажем, только для Германии или только для Рязанской области.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09