РЕКА С «МУТАГЕННЫМ ЭФФЕКТОМ» ЖИВОТНЫЕ-МУТАНТЫ, ПОЯВЛЕНИЯ КОТОРЫХ ТАК ДОЛГО БОЯЛИСЬ, НАКОНЕЦ ОБНАРУЖЕНЫ

Уже несколько лет группа ученых из разных институтов Российской академии наук проводит уникальные исследования. Специалисты — биологи, генетики, экологи и компьютерщики — разработали способ, который позволяет предельно точно оценить состояние живой природы. Ничего подобного раньше не было! Несколько десятилетий советская экология измеряла каждый параметр отдельно: химический состав промышленных стоков, пробы воздуха и состояние здоровья населения. Воедино все это сводилось только на самом высшем уровне в соответствующих министерствах и комитетах.

В 1989 году доктор биологических наук, зав. лабораторией Института биологии развития им. Кольцова Владимир Захаров предложил изучать не разнородные показатели, а состояние живой среды целиком. Многие годы он исследовал животных в местах экологических катастроф и пришел к выводу: даже по их внешнему виду — по строению черепа, например, мышей и тюленей, по форме листьев, рыбьей чешуе и крови лягушек — можно точно судить об опасности для человека. Со временем были разработаны общие математические критерии такой оценки. К работе Захарова присоединились специалисты из других академических институтов. А два года назад ученые объявили о создании общественной неправительственной организации «Биотест», цель которой — изучать состояние живой природы в разных точках России.

За три года «Биотест» провел всего шесть крупных работ в «горячих экологических точках» России. Полученные данные оказались столь ошеломляющими, что две из них заказчик (организация, которая просила себя не называть) тут же запретил публиковать. Но и содержание остальных также до сих пор было достоянием довольно узкого круга специалистов: об опасных мутациях у животных и растений молчали. До последнего времени у ученых еще оставалась надежда на то, что и без лишнего ажиотажа города и регионы России начнут широкие исследования генетических процессов в природе. Увы, у городов и регионов, видимо, были другие, более важные дела.

А время идет, и, по мнению Захарова, сегодня эти изменения уже могут стать необратимыми!

Несколько месяцев назад уже на свой страх и риск «Биотест» исследовал обитателей Москвы-реки. Подтвердились самые фантастические предположения: у московских рыб также появились первые признаки мутаций, были обнаружены серьезные нарушения на клеточном уровне.

Исследования
в окрестностях Чапаевска

Принимали участие: 26 экспертов из четырех институтов Академии наук России, в том числе Института биологии развития, Института эволюционной морфологии и экологии животных им. Северцова, Института общей генетики, Института географии и других, двух институтов Академии меднаук и Московского госуниверситета им. Ломоносова.

Районы отбора проб: между заводом «Полимер» и заводом химических удобрений (в прошлом — завод по производству химоружия), на берегу реки Чапаевки, на берегу озера Ильмень, окрестности деревни Ясная Поляна, в Центре по уничтожению химического оружия (5 километров от Чапаевска).

...Изучалось строение черепа у мышей и полевок. В отдельных местах черепа наблюдаются признаки ассиметричности. В зубах некоторых особей были обнаружены узкие полоски усиленной окраски. У одной особи произошло патологическое изменение эмали зубов и их наружной поверхности. Все это говорит о стрессовом воздействии, приводящем к гормональным изменениям.

Картина изменений в иммунной системе свидетельствует: животные вблизи завода химудобрений и завода «Полимер» находятся в зонах активных воздействий, к которым предположительно можно отнести химические вещества, пестициды, тяжелые металлы, боевые отравляющие вещества...

Наибольшие изменения произошли у мышей, обитающих вблизи завода: у них появляются симптомы вторичного иммунодефицита. Мыши, обитающие вблизи озера Ильмень, подвергаются либо слабому воздействию радиации, либо токсическим воздействиям.

Для исследований рыб отобрали 42 экземпляра плотвы и 10 красноперок. Отклонения от нормы обнаружены во всех точках. У двух самцов (из трех) выявлены разрушения стенок семенных канальцев и образование полостей.

Наибольшее количество нарушений обнаружено у плотвы. Различным нарушениям наиболее подвержены половые клетки. У двух обследованных самцов плотвы (из двух) обнаружены капсулированные образования невыясненной природы.

Спектр нарушений у самок шире. Ранее была выявлена дегенерация в клетках у самок щук Новгородской области, у сибирского осетра в реке Индигирка, дегенерация зрелых половых клеток у карасей в Брянской области и колымского осетра. У самцов севрюги, белуги и русского осетра, которые нагуливаются в Каспийском море, было обнаружено аномальное строение семенных канальцев. У белого толстолобика в водоеме-охладителе Чернобыльской АЭС в послеаварийный период отмечалось зарастание семенных канальцев с образованием многочисленных полостей:

Таким образом, во всех российских местах обитания есть рыбы с аномалиями развития половых клеток и желез. У одних их больше, у других — меньше, но все эти популяции находятся в неблагополучном состоянии.

В озере Ильмень обнаружена повышенная мутагенность у рыб. Она может быть связана с длительным накоплением в озере разных загрязняющих веществ.

Исследовали кровь остромордой лягушки. В точках, расположенных выше по течению реки и в озере Ильмень, лягушка находится в зоне активных воздействий, к которым предположительно можно отнести химические препараты, в том числе тяжелые металлы, боевые отравляющие вещества и пестициды.

В опытах с дафниями (мелкие ракообразные) было установлено, что сточная вода обладает острым отравляющим действием. За 92 часа в воде погибла половина рачков.

Оказалось также, что практически все пробы воды, включая сточную и водопроводную, обладают отравляющим действием. Высокотоксичные воды, попадая в реку, представляют серьезную опасность и для города, и для других районов.

Изучение влияния электромагнитных полей в районе Обнинска

В составе экспертов были 11 человек из Института биологии развития, Института общей генетики им. Вавилова, Института вирусологии РАН, а также Центра радиобиологии неионизирующих излучений Института биофизики Минздрава и медпромышленности.

Работа проводилась на территории Жуковской опытной станции (район Обнинска) в августе 1994 года. Для исследования выбрали две поляны на краю березового леса. Одна из них облучалась радаром по десять дней в месяц. Время облучения — четыре часа в сутки.

У манжетки обыкновенной (травянистое растение) обнаружено снижение фотосинтезирующей активности.

Результаты анализа крови у мышей позволяют предположить, что на организм животных оказывается внешнее воздействие. У всех отловленных животных есть отличия по сравнению с контрольной группой. Изменения в иммунограмме говорят о приобретении симптомов вторичной иммунологической недостаточности, это снижает защитные силы организма и может вызвать необратимые последствия.

Анализ иммунограмм мышей показал, что подопытная группа находится в той стадии, когда организм приобретает симптомы болезни иммунодефицита.

Анализ иммунограмм также показал, что на подопытную группу мышей и на животных, обитающих в пригородной зоне, оказывается воздействие, которое избирательно влияет на лимфоциты (кровяные тельца) иммунной системы. Подобная картина обычно отмечается при длительном радиационном поражении либо на фоне высоких доз облучения. Животные этой группы приобрели симптомы лучевой болезни или острой лимфатической лейкемии.

Воздействие радара в апреле, во время размножения млекопитающих, привело к изменению их общего состояния. Начал действовать специальный фактор, связанный с появлением уродств.

Оценка состояния рыб в Москве-реке

Состав экспертов — шесть человек из Института биологии развития им. Кольцова, Института общей генетики, Института эволюционной морфологии и экологии животных РАН...

Для анализов была получена выборка плотвы из района сброса сточных вод ЗИЛа. Размер рыб находился в диапазоне от 160 до 200 миллиметров.

Для оценки величины асимметрии как главного показателя стабильности развития использовалась система из разных признаков. В том числе:

— число лучей в грудных и брюшных плавниках;

— общее число чешуй в боковых линиях и другие.

Частота и разнообразие этих отклонений в исследованной выборке крайне высокие. Были обнаружены нарушения плавников, тычинок, боковой линии, глаз и других органов.

У всех шести самок найдены скопления клеток, которые свидетельствуют о неблагополучном нересте предыдущего года. У одной самки половые клетки имели вид неполовозрелой особи. Обнаруженные нарушения сопоставимы с данными в районах высокого химического и радиационного загрязнения. Это выражается не только в изменении общего состояния животных, но и в проявлении явных мутагенных эффектов...