НЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, А КРАЖА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Татьяна Матвеева 23 декабря 1994, 00:00

Читайте также

В последние годы наметилась угрожающая тенденция неправомерного («пиратского») заимствования наиболее конкурентоспособных разработок университетов, академических НИИ и вузов иностранными и отечественными предприятиями и фирмами, которые паразитируют за их счет на фоне регрессирующей науки. Причем без каких-либо ухищрений из области промышленного шпионажа...

Группа экспертов ООН, обследовав более 20 институтов в четырех бывших советских республиках, назвала такое «заимствование» более определенно - «кражей интеллектуальной собственности». Слишком часто этой собственностью завладевают иностранные конкуренты, поскольку институты не заключают необходимых, препятствующих краже, правовых соглашений и не обеспечивают патентной защиты, да и немногие могут это себе позволить. Эксперты ООН приводят пример, когда ученые одной известной российской лаборатории, сами того не сознавая, выдавали одной западноевропейской компании информацию, содержащую коммерческую тайну, по двум своим изделиям, не обеспечив из патентную и договорную защиту. Эта компания пыталась воспользоваться полученной в лаборатории информацией для получения своих патентов...

В качестве других примеров приводятся и невыгодные лицензионные контракты, по которым западные фирмы получали до 50% прибыли только за услуги по патентованию и заключению контрактов с иностранными компаниями, в то время как в международной практике принято отчислять за эти услуги 10 - 20%. В течение срока службы изделия эти потери могут составлять в общей сложности десятки миллионов долларов.

Конечно, проблема коммерческой тайны в ее современном понимании - новая проблема, так как замкнутость внутреннего рынка, отсутствие конкуренции, ограниченность международных связей и относительная закрытость информации в советское время не требовали качественного подхода к ее решению.

Типичными источниками утечки сведений, содержащих коммерческую тайну учреждения или предприятия, являются: любые формы публикаций в отечественных и иностранных изданиях; любые договоры о выполнении НИР, включая хоздоговорные работы, договоры подряда и т.п.; деятельность совместных и малых предприятий, акционерных обществ и кооперативов, центров и иных форм предпринимательской деятельности, любые формы международного сотрудничества; экспонирование на отечественных и иностранных выставках и иные формы рекламы; пребывание в лабораториях университетов специалистов иностранных фирм и сторонних отечественных организаций, в том числе командированных, стажеров, аспирантов и студентов; деятельность сотрудников университетов в качестве работников или консультантов иностранных и отечественных исследовательских центров, фирм, предприятий и т.п.

Справка. В большинстве стран (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Швейцария) отношения в области коммерческой тайны, которая в целом определяется как «ноу-хау» (секреты производства), «трейд-сикрет» (торговые секреты), «деловые секреты» или «конфиденциальная информация», регулируются трудовым, гражданским, патентным, торговым, уголовный законодательством и законодательствами о недобросовестной конкуренции; в США действует закон о деловых секретах от 1974 г. с изменениями в 1984 г.

Как правило, мировая практика относит к конфиденциальной следующую информацию: любая информация, имеющая действительную или потенциальную ценность для фирм и научных организаций, утечка которой может нанести им материальный или моральный ущерб; информация которая в соответствии с национальным законодательством не может быть общеизвестной или общедоступной; информация, которая в установленном порядке квалифицирована фирмой как информация «для служебного пользования», «конфиденциальная» и т.п. и в отношении которой оно должно осуществить надлежащие меры по сохранению ее конфиденциальности; коммерчески значимая информация, которая не является патентоспособной или патентная охрана которой нецелесообразна и т.п. состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну фирмы и порядок их защиты, определяется руководством конкретной фирмы.

Мировая литература выделяет четыре основных принципа организации защиты коммерческой тайны в научных учреждениях.

Первый - это принцип, экономической целесообразности организации защиты коммерческой тайны. В его основе лежит инвентаризация фонда интеллектуальной собственности и ее экономический анализ с целью определения коммерческой значимости объектов интеллектуальной собственности применительно к конкретным рынкам и формам использования.

Второй - принцип законности защиты коммерческой тайны предприятия. Он предполагает издание на основе действующего законодательства и подзаконных актов РФ, регламентирующих отношения в области коммерческой тайны, интеллектуальной собственности, научных исследований, экспорта и импорта, трудовых отношений, предпринимательской деятельности и т.п. комплекса нормативно-распорядительных документов (приказы, инструкции и т. п.) и методических материалов предприятия, которые должны обеспечивать правомерность создания и деятельности единой для данного предприятия системы защиты коммерческой тайны, формы ответственности за нарушение установленного порядка, правила его изменения.

Третий - принципа комплексной защиты коммерческой тайны. Суть данного принципа в гибком и гармоническом сочетании правовой охраны интеллектуальной собственности (патентование и другие формы охраны), засекречивания (государственная тайна) и сохранения в тайне коммерчески значимой информации (собственно коммерческая тайна).

Четвертый - принцип систематического контроля и анализа состояния коммерческой тайны.

Перечисление потенциальных каналов утечки коммерческой информации, сделанных выше, конечно, не является предложением к прекращению публикаций или свертыванию отечественного и международного сотрудничества, а лишь настоятельно требует своевременной разработки системы защиты коммерческой тайны конкретного предприятия с учетом специфических особенностей его деятельности. Научные Учреждения и промышленные предприятия, которые располагают достаточным интеллектуальным потенциалом и рассчитывают на коммерческий успех в реальных условиях конкуренции, должны осознать необходимость оперативного создания эффективной системы сохранения коммерческой тайны на основе гибкого сочетания организационных мер и ответственности (административной и имущественной) должностных лиц и каждого из работников.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.63
EUR 29.00