К СОЮЗУ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Людмила Латышева 23 декабря 1994, 00:00

Читайте также

Не всем известно, что К.Циолковский сожалел о том, что современники восприняли его лишь как изобретателя космической ракеты, тогда как сам он в собственном творчестве более всего ценил своеобразное учение об отношении человека со Вселенной? И современная космонавтика, хотя она возводит Циолковского в ранг своих отцов-основателей, ставит ему в заслугу лишь техническую сторону дела.

Сегодня уже опубликованы философские работы К.Циолковского, из которых следует, что этот гениальный естествоиспытатель был глубокомыслящим и верующим человеком. На уроках физики он любил рассказывать своим ученикам о том, что наступит время, когда наука и религия перестанут враждовать между собой и составят единый союз рационального и иррационального (сверхразумного) знания. Когда крамольные речи учителя физики дошли до ушей директора гимназии, он вызвал Циолковского к себе в кабинет и учинил ему разнос. «Но ведь именно так говорится в Евангелии от Иоанна», - только и мог вымолвить в свою защиту учитель.

Циолковский - философ

В 1981 году впервые были опубликованы такие его статьи-размышления, как «Космическая философия», «Монизм Вселенной», «Причина космоса», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы». В них, прежде всего, К.Циолковский говорит о «смысле Вселенной», понимая под ним бытие высокоразвитых цивилизаций влияющих на космические процессы. В океане космического блаженства под руководством президентов солнечных систем и галактик пресекаются, то есть насильственно прекращаются «муки самозарождения и полусознательной животной жизни».

В статье «Космическая философия» ученый писал, что мы должны отречься от мнения, будто наиболее совершенная жизнь принадлежит нашей планете. Циолковский приходит к выводу: во Вселенной несовершенная, неразумная и мучительная жизнь распространена в такой же степени, как и высшая - разумная, могущественная и прекрасная. И далее читаем в той же статье: «Представители сверхмощных цивилизаций, пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее, свое былое несовершенство, захотели другие планеты избавить от мук развития. Ведь на этих передовых, зрелых планетах размножение идет в миллионы раз быстрее, чем на Земле», которой, по мнению физика, было предоставлено инопланетянами самостоятельное развитие. Отсюда Циолковский делал вывод - в космосе нет несовершенной и страдальческой жизни: ее устраняет Разум и могущество не рядовых планет. А если она и есть, то на немногих планетах. В общей гармонии Вселенной она не заметна, как не заметна пылинка на белоснежном поле.

Не все умрем, но все изменимся...

И если Циолковский, как следует из его высказываний, верил в могущество Космического Разума, то он не мог не верить и в бессмертие души. В своей беседе с А.Чижевским ученый однажды заметил: «Неужели вы думаете, что я так недалек, что, допуская эволюцию человечества, оставляю его в таком виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками двумя ногами и т.д.? Нет, это было бы глупо. Эволюция есть движение вперед. Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии».

Прошло более десяти лет со дня опубликования философских работ естествоиспытателя. И приходится лишь удивляться тому рвению, с которым философы-материалисты ринулись максимально (!) «очищать» светлые идеи Циолковского от «религиозно-мистических элементов».

По этому поводу мы позволим себе напомнить два афоризма Гегеля: «Изучить - значит понять правильность того, что думали другие. Но нельзя познать вещи, если изначально исходить из их ложности». И еще: «Рецензенты - могильщики. Но когда они закапывают живое, оно все же сохраняется».

По плану сверхразума?

И если всем сказанным все же не удалось убедить ни одного атеиста, пусть они попробуют внятно объяснить, как стали возможными следующие пять суперсовпадений.

В 1848 году в отделе хроники газеты «Московские губернские новости» появилась крошечная заметка, в которой сообщалось: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в отдаленное поселение Байконур», то самое, в районе лет будет построен один из первых космодромов мира.

«Колумбиада» Жюля Верна стартовала с полуострова Флорида, откуда спустя век стартовал «Апполон-8» так же с тремя астронавтами на борту и также в сторону Луны. «Колумбиа» имела одинаковые с ним размеры и вес. А облетев в Луну, снаряд приводнился всего лишь в четырех километрах от места, где завершили свою миссию Фрэнк Борман с товарищами (последнее, разумеется, имеет отношение к роману «Вокруг Луны», вышедшему пять лет спустя)! «Здесь не может быть и речи о простых совпадениях», - заявил по этому поводу Борман. Своей жене, волновавшейся во время критического момента облета Луны, астронавт посоветовал перечитать роман Жюля Верна.

В 1865 году вышла в свет книга другого француза Ашелло Эро «Путешествие на Венеру», где автором была предложена идея движения в межпланетном пространстве при помощи многоступенчатых ракет. Идея уже реализована в мировой космонавтике, хотя в свое время на нее никто не обратил внимания, включая и Жюля Верна.

В начале XX века фантастические идеи космонавтики получают реальность в расчетах Кибальчича, которые он делает накануне казни в тюрьме, и чертежах Циолковского. Последнему принадлежат и эти пророческие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство».

И последний пример фантастического совпадения. Циолковский закончил ведение своего космического дневника, которым он занимался пять лет и который он скромно назвал «Свободное пространство»,.. 12 апреля 1883 года. Мог ли он знать тогда, что день этот назовут Днем космонавтики?

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09