Зимбабве: «бумажный тигр» против диктатуры

Поделиться
Отказ лидера зимбабвийской оппозиции Моргана Тсвангираи от борьбы за президентское кресло стал закономерным следствием недопустимого давления на оппозицию и насилия в течение избирательной кампании...

Отказ лидера зимбабвийской оппозиции Моргана Тсвангираи от борьбы за президентское кресло стал закономерным следствием недопустимого давления на оппозицию и насилия в течение избирательной кампании. Это еще раз засвидетельствовало, что в таких условиях честные выборы невозможны. Пока президент Зимбабве Роберт Мугабе контролирует правительство и силовые структуры, свободные и справедливые выборы провести нереально.

Хотя, как считают зимбабвийские эксперты, проблема в Зимбабве сейчас не только в Мугабе: его звезда угасает. Проблема в том, что когда Мугабе будет отстранен от власти, очень много потеряют военные. Тсвангираи же ничего не сделал для того, чтобы привлечь их на свою сторону. Если бы оппозиционеры попробовали осмыслить опыт соседних африканских стран, например Кении, они должны были бы понять: не заручившись поддержкой высших армейских кругов, очень трудно реализовать производные демократического процесса. Впрочем, не надо забывать, что Мугабе — это политик, порожденный поддержкой Запада: в 1980-м ему предоставили помощь, поскольку он был оппонентом режима апартеида в соседней Южно-Африканской Республике.

Отказ Моргана Тсвангираи от борьбы за президентство в самом Зимбабве трактуют по-разному. Так, провластная зимбабвийская газета The Herald отмечает: «Мы уверены в том, что все прогрессивное зимбабвийское сообщество устало от детских игр Тсвангираи. Есть подозрение, что действия этой персоны вызваны не заботами о людях. Если он действительно беспокоился о соотечественниках, то почему не осудил санкции, принесшие столько страданий людям, о любви к которым он столько говорит? И если у кого-то и были законные причины бойкотировать выборы, то это президент Мугабе, который пошел на выборы, находясь в ситуации, очень взбудораженной незаконными санкциями, неистовым давлением международной прессы и активными действиями дипломатических представительств».

Таких пассажей в подконтрольной диктатору Мугабе прессе можно найти немало, поскольку в этой стране пока что не может быть и речи о свободе СМИ. Но что бы ни писали подконтрольные президенту газеты, в патовой ситуации выборов без выбора Тсвангираи сделал это для того, чтобы уберечь избирателей от еще большего насилия. Ведь, цепляясь за власть, президент Мугабе никогда не признает своего поражения, зато может подтолкнуть страну к новому, еще более сильному витку гражданского противостояния. Имея на своей стороне армию и другие силовые структуры, диктатор не остановится ни перед чем. Поэтому только скоординированные и согласованные действия мирового сообщества способны противодействовать преступлениям против человечности и нарушению прав человека в Зимбабве.

Собственно, ситуация в Зимбабве — это не деспотическое правление только в одной стране. Диктатура типа Роберта Мугабе типична для многих африканских лидеров, и потому ошибочно было бы считать, что в Африке сейчас могут существовать те типы демократии, которые образовываются и работают в других частях мира. Племенной строй, стремление к племенному обособлению, межплеменная вражда, фанатичная приверженность к своей группировке и коррупция — часть ежедневной африканской жизни, и изменить это очень трудно. Кроме того, Мугабе очень боится, что, потеряв власть, он пойдет тем же маршрутом, что и президент Либерии Чарльз Тейлор, виновный в массовых убийствах и пытках мирных жителей. Поэтому Мугабе любой ценой стремится остаться при власти.

То, что сейчас происходит в Зимбабве, назревало не один день. Коррумпированный диктаторский режим шел к этому все 28 лет. Его преступления известны и задокументированы, но еще, по-видимому, не наступило время оплачивать счета. Режим Мугабе довел страну до того, что она сейчас опустошена экономически, неплатежеспособна и полностью зависит от экономической помощи, если хочет прокормить свое население. В то время как диктатор и его приверженцы живут в роскоши и довольны своим привилегированным положением, остальная нация или вымирает от голода, или рискует жизнью за попытку установить в Зимбабве демократию.

Для зимбабвийцев большим минусом стало то, что кризис, вызванный режимом Мугабе, не оказал негативного влияния на мировую экономику и потому не гарантирует никакого вмешательства извне. При этом Запад вкладывает десятки миллионов в развитие африканских стран, но коррупционная система их перераспределения срабатывает таким образом, что они попадают в «правильные» карманы и только подпитывают недемократические режимы. Можно сказать, что африканский континент расколот коррупцией, и она делает невозможным решения безотлагательных экономических и социальных проблем.

Добыча алмазов дает приверженцам Мугабе непосредственный источник прибыли, а залежи урана служат защитой, поскольку Китай будет блокировать все усилия установления демократии в Зимбабве, чтобы гарантировать дешевое получение этого стратегического сырья. Мировое сообщество сегодня неспособно, не вмешиваясь непосредственно, ускорить падение диктатуры в Зимбабве. И, несмотря на очень почтенный возраст диктатора, отстранить от власти Мугабе и его головорезов без кооперирования военных усилий соседних государств невозможно.

Кроме этого, демократия в западной трактовке никогда не существовала на африканском континенте. Сначала здесь был племенной порядок, потом — колониализм, а сейчас — сеть диктатур. Здесь очень мало стран, в которых власть бы передавалась из рук в руки другим партиям после выборов, а не переходила бы от предыдущего президента к выбранному им преемнику. Тем не менее будет явно недостаточно отстранить Роберта Мугабе от власти. В таком случае его партия — Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) — просто выберет другого лидера, похожего на него. Необходимо демонтировать всю систему, созданную диктатором за почти три десятилетия своего правления. По многим признакам, 84-летнего лидера когда-то процветающего африканского государства можно поставить в один ряд с такими одиозными политическими фигурами, как Бенито Муссолини, Саддам Хусейн, Фидель Кастро или Уго Чавес.

Пораженный манией величия, Мугабе уже объявил, что не оставит власть ни при каких обстоятельствах. Поэтому решение Моргана Тсвангираи сойти с президентских гонок только еще раз подчеркивает невозможность свободных выборов. Поскольку даже если гипотетически представить, что свободные выборы удалось провести и диктатор потерял власть, то ставленники и приверженцы Роберта Мугабе в армии, полиции и службе безопасности объявили бы военное положение, чтобы удержать ее силой. Ситуация в стране столь критическая и абсурдная, что некоторые зимбабвийские эксперты всерьез готовы биться об заклад, что значительное большинство населения Зимбабве не было бы против вернуть колониальных администраторов обратно.

У Тсвангираи, бесспорно, были шансы выиграть у Мугабе. У него есть необходимые для политика качества, чтобы принести единство и стабильность в Зимбабве. Но при этом ему недостает эффективного стратегического планирования и решительности. Понимая, что президентские выборы в Зимбабве — это не более чем политический фарс, Тсвангираи должен был бойкотировать их с самого начала. В таком случае его отказ казался бы значительно более мотивированным. Лидер оппозиции на проверку оказался «бумажным тигром», в последнюю минуту отстранившимся от перевода противостояния с режимом в решающую стадию. Его самого могут легко эвакуировать в какую-то из западных стран. Но народ и в дальнейшем останется наедине с диктаторским режимом.

Ситуация в Зимбабве — критическая и очень похожа на военный переворот, поскольку Мугабе и его приверженцы настроены любой ценой оставаться при власти, несмотря ни на конституцию страны, ни на ее международные обязательства. Становится все понятнее, что срочно нужна определенная форма вмешательства. И если режим Мугабе не готов передать власть мирно, то, на крайний случай, необходимо вмешательство военных сил стран — членов Африканского союза?

«Отказ господина Тсвангираи, — отмечает влиятельная американская газета The Wall Street Journal, — сейчас позволяет Мугабе претендовать на победу в выборах. Сейчас важное дело — отрицать законность выборов, на которые он возлагает надежды, чтобы поддержать мужество и силу зимбабвийцев в их борьбе за лучшее будущее».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме