В ЦЕНТРЕ ГЛАВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ 1995 ГОДА - УКРАИНА

11 ноября 1994, 00:00

Читайте также

В настоящий момент Украина в качестве одного из основных действующих лиц участвует в подготовке одного из важнейших событий в мировой политике. Этого события мы не просто ждали, а 2,5 года напряженно работали, приближаясь к намеченной цели, и по истечении этого срока подошли к результату, который может стать основным событием международной жизни 1995 года. Хотя я не исключаю, что его значение может выйти и за эти пределы.

Речь идет о том, что в данный момент мы находимся на завершающем этапе очень сложных переговоров о предоставлении Украине гарантий безопасности со стороны ядерных государств. Подобное стало возможным в результате активных усилий украинской дипломатии, личного вмешательства в переговорный процесс Президента Украины Леонида Кучмы, направившего в конце сентября лидерам ядерных государств письмо с просьбой поддержать предложение Украины выработать и подписать коллективный документ о предоставлении нашему государству гарантий безопасности. Документ, о котором идет речь, должен быть подписан главами ядерных государств, а также Президентом Украины. Однако подписание его может состояться только в случае позитивного решения украинским парламентом вопроса о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Если говорить о Меморандуме (а именно такая форма избрана для документа), который сейчас находится на заключительной стадии согласования, то для неспециалиста он может показаться несколько многословным и не совсем понятным. Как профессионал я утверждаю, и притом совершенно однозначно, что это - новое слово в международных отношениях, мировой политике. На наших глазах создается прецедент - впервые ядерные государства предоставляют гарантии безопасности одному из государств, причем содержание этих гарантий имеет такие важные компоненты, как подтверждение и уважение независимости, суверенитета, территориальной целостности Украины и ее границ. В готовящемся документе есть также пункт, содержащий обязательства ядерных государств воздерживаться от применения экономического давления в отношении Украины для получения каких-либо выгод с целью ущемления суверенитета нашего государства. Страны ядерного клуба также обязуются не применять силу или угрозу силой в отношениях с Украиной. Причем речь идет как об использовании ядерного оружия, так и обычных вооружений. В текст Меморандума также включен пункт об обязательствах ядерных государств немедленно предпринимать действия в Совете Безопасности ООН в том случае, если Украина окажется объектом агрессии. В документе есть и другие чрезвычайно важные моменты и, в частности, механизм реализации предоставляемых гарантий. Однако более подробно о них можно будет рассказать после того, как текст документа будет окончательно согласован. Тем не менее, я уже сейчас могу с уверенностью сказать, что этот документ представляет собой новое слово в мировой политике.

7 ноября Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Уильям Дж. Миллер передал в МИД Украины ноту, в которой уведомил о готовности президента Соединенных Штатов поставить свою подпись под предложенным текстом «Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия». На следующий день, во вторник, такую же ноту мы получили и из посольства Великобритании. Надеемся, что до конца этой недели свое окончательное «да» скажет и Москва. Что касается оставшихся двух ядерных стран, то за прошедшие два с. половиной года напряженных переговоров мы обращались с известными предложениями и к официальному Пекину, и к официальному Парижу. Со стороны китайского правительства были даны заверения, что Китай относится к Украине так же, как и ко всем остальным неядерным государствам, по отношению к которым КНР никогда не применит первой ядерного оружия. Что касается Франции, то мы выражаем признательность французскому правительству за готовность сделать одностороннее заявление относительно гарантий безопасности Украины. Однако мы все же хотели надеяться, что эта влиятельная европейская страна присоединится к группе государств, чьи лидеры поставят подпись под этим историческим документом. И вот почему. Мы считаем, что Украина, которая находится в центре Европы и является участником СБСЕ, вправе рассчитывать на то, что государства общеевропейского процесса, которые одновременно являются ядерными державами, примут участие в обеспечении безопасности Украины. Не только потому, что наше государство принадлежит к семье европейских наций, а еще и потому, что эти государства, в том числе и Франция, активно призывали Украину избавиться от ядерного оружия. Поэтому вполне логично ожидать от Франции, как и от других ядерных государств, отклика, следующего на наши проблемы безопасности. Однако на сегодняшний день Франция, к сожалению, не готова принять участие в многостороннем документе, но правительство этой страны согласно предоставить Украине гарантии безопасности в одностороннем порядке. Безусловно, французскому правительству за этот шаг можно выразить признательность. Но, на мой взгляд, участие в многостороннем документе такого уровня и такого значеНИЯ было бы гораздо весомей с точки зрения мировой политики и, как мне кажется, это бы еще раз подчеркнуло вес и авторитет Франции в решении европейских вопросов. Тем не менее, мы воспринимаем с пониманием и уважаем позицию официального Парижа.

Если говорить о ценности самого документа о предоставлении Украине гарантий безопасности, то скептик может заметить: «Какая же здесь ценность? Ведь документ не является юридически обязательным, тогда как истории известны примеры, когда даже юридические документы цинично нарушались...» Конечно, подобную логику и печальный мировой опыт нельзя сбрасывать со счетов, но мы не должны забывать и о том, что Меморандум, включающий обязательства стран-участников, подписывается на самом высоком государственном уровне, что уже само по себе является гарантом политического веса документа. Подписанный Меморандум будет зиждиться на авторитете лидеров ядерных государств и Украины. Далее. Этот документ основывается на уже принятых государствами обязательствах, записанных в Хельсинкском заключительном акте, в других документах СБСЕ и ООН. То есть, если говорить о ситуации, при которой в мире царило бы бесправие, пренебрежение международными нормами, то это было бы одним делом. Но в мире, где укрепляется тенденция к уважению международного права, выработке и расширению зоны применения цивилизованных норм в практике межгосударственных отношений, ценность такого документа возрастает и приближает его к статусу обязательного. Пример действенности такого документа - Трехстороннее заявление, которое не является обязательным документом в правовом смысле этого слова, но согласно которому Украина все же вывозит ядерные боеголовки, Америка перечисляет деньги на демонтаж, а Россия ввозит в Украину компенсационное топливо для АЭС. Поэтому я уверен, что с подписанием документа о предоставлении Украине гарантий безопасности некоторые политические силы, подогревающие сепаратистские настроения и занимающиеся нечистоплотной политической деятельностью, подразумевающей размывание суверенитета и территориальной целостности Украины, подумают, прежде чем заниматься этим и дальше. От этого в целом выиграет система международных отношений, поскольку она поднимется на новый, более качественный уровень уважения к цивилизованным нормам поведения. С другой стороны, документ даст понять некоторым нашим соседям, что территориальная целостность Украины, уважение ее границ - это предмет бережного отношения и, в определенной степени, опеки со стороны ядерных государств. Именно в связи со всем вышеизложенным я хочу отметить: вполне возможно, что встреча глав государств-членов СБСЕ, которая состоится 5 - 6 декабря в Будапеште, сможет ознаменоваться очень серьезными действиями со стороны ядерных государств и Украины. Речь даже идет о том, что их совместные действия, не исключено, смогут затмить собой результаты будапештского саммита. В случае, если украинский парламент примет ожидаемое мировой общественностью решение, то именно в Будапеште Украина получит гарантии безопасности. Кроме того, государства-участники Лиссабонского протокола, а это - Украина, Россия, Беларусь, Казахстан и США, обменяются грамотами о ратификации договора «СНВ-1». Таким образом, впервые в мировой истории государства начнут юридически подтвержденный процесс сокращения ядерных вооружений. Известно, что Украина фактически этот процесс начала раньше. Одновременно этим путем, не дожидаясь формального вступления в силу договора, идут США и Россия. Обмен ратификационными грамотами по договору «СНВ-1» можно без преувеличения назвать историческим событием, поскольку впервые начнет действовать правовой механизм в вопросе сдерживания и сокращения ядерных вооружений. Кроме того, не исключено, что лидеры государств, подписавших 14 января 1994 года Трехстороннее заявление в Москве, встретятся в Будапеште и обсудят ход выполнения трехсторонних договоренностей. Кстати говоря, такое обсуждение представляет чрезвычайный интерес с точки зрения обеспечения интересов национальной безопасности Украины.

Я думаю, что если все это произойдет, то это без преувеличений можно будет назвать событием года. И, конечно, нельзя не вспомнить о том, что будапештскому саммиту будут предшествовать две очень важные встречи в верхах: Президента Украины Л.Кучмы сначала с президентом США, а затем с президентом Российской Федерации. Не исключено, что в ходе этих встреч будут достигнуты договоренности, которые помогут создать больший комфорт для уверенности Украины в верности взятого ею курса на достижение безъядерного статуса. Хотелось бы надеяться на то, что эти две встречи на высшем уровне ознаменуют собой новый поворот в отношениях между тремя странами. Почему между тремя? Очевидно, потому, что США, Россия и Украина уже связаны между собой трехсторонними обязательствами, и не исключено, что этот процессов взаимодействия пойдет и дальше, не замыкаясь на ядерной сфере, захватит и другие сферы мировой политики. Я думаю, что и Соединенные Штаты, и Россия, и Украина сегодня по праву играют заметную роль в европейской политике. Возможно, кому-то может показаться странным зачисление в этот ряд Украины, особенно, если брать во внимание экономические реалии. Но с точки зрения вопроса геополитики, Украина, если бы она даже не предпринимала никаких шагов, все равно играла бы очень большую роль и имела бы самое серьезное значение в европейской и мировой политике. А учитывая тот факт, что Президент, правительство, МИД и Министерство обороны Украины предпринимают целенаправленные шаги в этом направлении, то я могу с уверенностью сказать о том, что Украина, наряду с США и Россией предложит новые подходы, касающиеся укрепления европейской безопасности. Если это произойдет, то будет весьма логичным, поскольку мы и объективно и субъективно «выбороли» это право. Право своего голоса в мировом сообществе.

Заместитель министра иностранных дел Украины Борис ТАРАСЮК

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.04
EUR 29.06