УМА! ПАЛАТУ! ЕСЛИ НЕ ПЕРВОЕ, ТО ВТОРОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВСКОРЕ ПОТРЕБУЕТ У ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ РЕГИОНОВ

Владимир Кацман 30 декабря 1994, 00:00

Читайте также

В политике, как известно, нет вечных друзей, а есть только вечные интересы. Вне сомнения, все четче вырисовываются они у уникальной пока что для Украины структуры - Совета регионов, созданного и возглавленного Президентом еще в первые недели вступления на высшую государственную должность. Выполняя, на первый взгляд, сугубо консультативно-совещательные функции, Совет регионов почти наверняка будет претендовать на роль одной из палат - верхней или нижней - парламента, конструируемого в недалеком будущем будущей же Конституцией.

Чем быстрее будет слабнуть и дифференцироваться Верховный Совет (а предпосылки к этому имеются - взять хотя бы его нечеткую линию поведения в игре вокруг Закона о власти), тем быстрее наберет обороты Совет регионов. Тем более, что «губернаторы» областей, объединенные в нем, почувствовали некую привинтивную суперлегитимность: на выборах каждый председатель облсовета набрал голосов столько, сколько не приснилось бы даже в самом фантастическом сне каждому депутату; с другой стороны, «губернаторам» явно благоволит исполнительная власть - Законом о власти более всего прав после Президента дается именно руководителям областного уровня. И в-третьих, часть «губернаторов» остается народными депутатами, выполняя иногда и не до конца осознанную роль разведчиков-разработчиков новых «властных месторождений».

Правда, ситуация не так проста, как кажется. У части «губернаторов» есть не до конца исчезнувшие опасения, что при статусе государственного служащего (именно таковым делает Закон о власти нынешнего председателя облсовета - будущего представителя Президента) и при наделении властными и имущественными полномочиями не раз помянется, кто и как вел себя в президентскую кампанию, какие действия и высказывания уже позднее не вызывали у нового Президента особого энтузиазма. Говорить об определенной беспочвенности таких опасений глупо, но не менее неразумно видеть в них доминанту отношений «Президент - «губернатор».

Скорее всего, Леонид Кучма чувствует: сегодняшний «губернаторский» контингент менее готов к реформированию властных структур, к серьезным рыночным шагам в экономике - ну хотя бы по сравнению с контингентом «мэров», среди которых и прокоммунистически настроенных поменьше, да и искренне поддерживающих президентские намерения предостаточно. Видимо, исходя из этих соображений, в недрах президентской команды уже несколько раз всплывал вопрос о кадровом дополнении нынешнего состава Совета регионов хотя бы «мэрами» городов-миллионеров. Нет сомнения, что такая инъекция склонит неформальный расклад внутри Совета регионов в пользу президентских сторонников.

Возьмем простой пример: у «мэров» есть и своя ассоциация, и явный лидер - харьковчанин Евгений Кушнарев, чья пропрезидентская линия известна давно. В Совете регионов же при наличии столь разных «губернаторов», как экс-космонавт Жолобов, экс-председатель колхоза Мельник, экс-секретарь обкома КПУ (и нынешний его секретарь) Купин, экс-журналист Похвальский, трудно вести речь о лидерстве и доминировании той или иной линии. Ни стопроцентных сторонников, ни явных оппозиционеров. Тем не менее, за плечами этих людей - миллионы голосов избирателей, что автоматически означает: с их мнением нельзя не считаться.

Попыток превратить Совет регионов в экономико-хозяйственную структуру пока не было, да и инициативы особой по поводу всеукраинских разборок ситуации в конкретном регионе не исходило. Посему видится принципиально иная роль этого органа, о которой я говорил уже ранее, - претензии на палату в прообразе федеративного парламента.

Историкам парламентаризма, видимо, стоит поспорить о том, верхней или нижней должна быть эта палата (опыт разных стран в этом отношении не одинаков).

Есть, однако, принципиальный момент - Совет регионов, усиленный «мэрами» и, очевидно, трансформированный в более сплоченный коллектив по части идеологии, будет проводить в законодательном органе (это может быть и не парламент; лидер ПДВУ Владимир Филенко, к примеру, видит Совет регионов как палату - опять же нижнюю или верхнюю - в Конституционной ассамблее (собрании) линию регионализации (читай - федерализации), линию большей экономической самостоятельности областей или земель. Во всяком случае - линию сопротивления центральной номенклатуре.

При этом одновременно такая структура будет серьезной опорой сильной (и возможно решительной) исполнительной вертикали, поскольку, снова повторюсь, «губернаторы» будут проводниками в жизнь президентской воли.

Следует ожидать серьезного давления региональной элиты на ход обсуждения Закона о выборах, на конституционный процесс и другие серьезнейшие государственно-политические акции. Понимая (может, пока что и не до конца), что будущее - за регионами, номенклатура с мест и влиятельные региональные лидеры не собираются отсиживаться в окопах давно ведущихся маневров различных ветвей власти; Правда, сказать решительное слово регионалам тоже еще не под силу. Но вот ведь повлияло же изменение позиции Совета регионов на проект президентского Закона о власти в части сохранения областных Советов в их почти нынешнем качестве...

Наверное, это только начало. В недрах с виду мирно заседающего Совета регионов, безусловно, идут малопредсказуемые процессы. В руках Президента может оказаться очень важный рычаг продвижения начатого процесса политического реформирования общества. Или рычаг его сворачивания...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.76
EUR 28.75