УКРАИНСКИЕ СТАРАТЕЛИ В МАЛАЙЗИИ

Поделиться
Абсолютно неудивительно, что это далекое островное государство в Юго-Восточной Азии сегодня привлекает как частный бизнес, так и огромное количество стран, агрессивно захватывающих новые рынки сбыта...

Абсолютно неудивительно, что это далекое островное государство в Юго-Восточной Азии сегодня привлекает как частный бизнес, так и огромное количество стран, агрессивно захватывающих новые рынки сбыта.

Действительно, чрезвычайно высокие темпы развития Малайзии не подорвал даже обвальный финансовый кризис, охвативший в 1997—98 гг. большинство стран этого региона. Эксперты говорят, что благодаря тому, что Малайзия взяла курс на более жесткий контроль над капиталом, операциями с валютой, пошла на снижение банковских ставок, а также проводила экспансионистскую бюджетную политику, она быстрее всех преодолела кризис. Свидетельством этому являются и амбициозные программы по перевооружению вооруженных сил страны.

Последнее не могли не заметить украинские поставщики вооружений. И хотя первая сотня украинских «артемовских» авиационных ракет появилась в Малайзии еще в 1995 г. — вместе с поставленными туда 18 российскими истребителями Миг-29, системно заниматься этим рынком начал «Прогресс» — дочернее предприятие госкомпании «Укрспецэкспорт». А именно, в 2000 г. представители этой фирмы неожиданно для многих в Украине появились в Куала-Лумпур на международной выставке DSA-2000 (Defence Services Asia) — причем с новым украинским танком Т-84, который и был немедленно опробован на мягких малайзийских грунтах. Ныне в перспективах Малайзии не сомневается никто — количество участников DSA-2002 выросло на 30% и составило почти 500 компаний и фирм из 40 государств. А вот в 1999 г. для выезда в малайзийскую столицу потребовалась «добро» лично Президента Украины.

Что касается Украины, то в восьмом смотре оружия, прошедшем на этой неделе, приняло участие два десятка оборонных предприятий и конструкторских бюро. Среди них уже не требующие представления на мировом рынке оружия разработчик и производитель радиолокационных станций разведки запорожская «Искра», производитель станции пассивной радиотехнической разведки донецкий «Топаз», разработчик авиаракет КБ «Луч», разработчик танков Харьковское конструкторское бюро им. Морозова, разработчик и производитель патрульных мини-РЛС холдинговая компания «Укрспецтехника». Примечательно, что если раньше финансовые структуры больше наблюдали за деятельностью «оборонки» издалека, то после утверждения правительством Концепции перестройки ОПК (предполагающей, среди прочего, появление в Украине 7—9 интегрированных промышленно-финансовых структур) некоторые банки начали ближе присматриваться к отечественным проектам по производству нового оружия. Именно так можно расценить появление в малайзийской столице представителя ВАБанка, который, как говорят в военно-промышленных кругах, может стать одним из наиболее активных кредиторов создателей оружия.

В украинском участии в международных выставках есть еще одна новинка. Так, если организатор DSA-2002 не изменился — национальную экспозицию на выставке представляет внешнеторговая фирма «Прогресс», — то главой правительственной делегации впервые назначен зампредседателя Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Владимир Чумаков. Последнее, в том числе, подтверждает прогноз «ЗН» относительно усиления роли этого органа в реализации оборонно-промышленной политики государства.

Малайзийская оружейная ретроспектива

Несмотря на недавно объявленное малайзийским премьером Мохамедом Махатхиром неофициальное решение закупить польские танки РТ-91, украинские амбиции в Малайзии отнюдь не уменьшились. Как считает директор «Прогресса» Михаил Морозов, этот заказ еще не проигран, а так и не объявленный, однако обещанный официальный тендер может начаться в ближайшее время. Кроме того, как поговаривают в кулуарах выставки, включиться в дележ малайзийского танкового пирога пожелал и Пакистан — давний и очень близкий партнер Малайзии. А раз так, не исключено, что вместо РТ-91 Куала-Лумпур приобретет новые пакистанские танки «Аль Халид». Во всяком случае, как утверждают местные источники, соответствующие малайзийско-пакистанские переговоры — уже после эпохального для Варшавы визита Мохатхира в Европу — прошли и в Исламабаде, и в Куала-Лумпур во время выставки. Такой поворот событий может оказаться неплохим выходом и для Украины — ведь для «Аль Халида», созданного Пакистаном, Китаем и Украиной, Харьков поставляет трансмиссионные отделения. Украинский вклад в эту машину, по оценкам экспертов, составляет $350—400 тыс. «Я бы сказал, что это не худший вариант для Украины. Хотя и не лучший. Потому что это может произойти не раньше, чем через год-полтора. На сегодняшний день выпущена только опытная партия из пятнадцати таких машин. С другой стороны, танки «Аль Халид» себя хорошо показали, а одна машина из этой партии уже прошла 7 тыс. км», ответил автору М.Морозов.

Ну а кроме того, Малайзия интересуется не только танками. Емкость этого рынка военной продукции эксперты считают потрясающей. Прежде всего вследствие высокой платежеспособности государства. Например, уже в 2000 г. рост ВВП Малайзии составил 8,3%, что оказалось лучшим результатом в мире по росту ВВП за 2000 г. Соответственно ВВП растут и амбиции: Малайзия уже претендует на роль регионального лидера (а значит, может стать вратами в регион и в случае необходимости реэкспортировать продукцию ОПК). Региональное лидерство требует наличия военных мускулов. Поэтому Малайзия стремится сформировать единое оборонное пространство в стране протяженностью 2 тыс. км, для чего ей необходимо как оружие дальнего действия, так и высокий уровень сухопутных сил. Особенно интересной поставщикам оружия кажется концепция «обороны на дальних подступах» — она объясняет закупки Малайзией истребителей, фрегатов, подводных лодок, оснащение самолетов системой дозаправки в воздухе. Возможные боевые действия, по мнению руководства страны, должны и будут вестись на море и в небе.

Если говорить об украинской военной продукции, то, по мнению В.Чумакова, большие перспективы у украинских средств радиолокации, систем управления и наведения высокоточного оружия, техники авиационного поражения. Одним словом, у новой наукоемкой продукции. В «Прогрессе» также считают, что Малайзия может оказаться покупателем малых десантных кораблей «Зубр» и аэродромных радаров. Наконец, продажа оружия тут не самоцель — просто появление в регионе высокотехнологической украинской продукции военного назначения могло бы подготовить почву для широкомасштабного экономического сотрудничества во многих отраслях.

К этому остается добавить, что как современный импортер Малайзия требует передачи технологий и значительной части офсета в оружейных контрактах. Как первое, так и второе в последние годы работы на оружейном рынке стало приемлемым для Украины. Что касается офсета — части встречной передаваемой экспортеру продукции — его величина зависима от объемов контактов. Есть взаимопонимание и по поводу самой продукции: в «Прогрессе» говорят, что пальмовое масло и каучук вполне могут оказаться востребованными в Украине. Кроме того, эксперты считают, что продукция электротехнической и электронной промышленности, тоже будет нелишней.

В лодке с табанящим гребцом?

Сегодня у тех, кто продает вооружения и военную технику, очень трудно найти плохое оружие. Более того, очень трудно найти структуру, которая плохо занимается маркетингом своей продукции на этом рынке. За передел оружейного рынка борются два типа экспортеров. Одни продают очень известные вооружения и военную технику с узнаваемой и проверенной маркой — за очень большие деньги. Другие экспортеры продают не менее надежное, но зато менее известное оружие (они на рынке недавно) за весьма приемлемые деньги. Современные торговцы оружием, равно как и его производители, сталкиваются на рынке только с одной проблемой: как убедить покупающую сторону в том, что Твое оружие, пусть немного, но лучше, чем оружие Конкурента? Изюминкой этой проблемы является тот факт, что оценивают оружие одни, а главное решение принимают совсем другие. Эти другие — политики. Они могут не знать, какой танк или самолет лучше, да и до этого ли им?

Для государств типа Малайзии дело усугубляется тем, что многие решения принимает лишь один человек, а влияние, и главное доступ к нему, имеет просто потрясающе ограниченный круг людей. Именно Мохатхир — премьер, министр финансов и глава правящей политической коалиции «Национальный фронт» в одном лице в 1994 г. принял неожиданное решение закупить российские Миг-29 — вопреки настойчивым рекомендациям военного ведомства страны. Нетрудно догадаться почему. Придя на малайзийский рынок, российские торговцы оружием сумели поработать «широким фронтом». Только за последние год-полтора Россия организовала: в 2000 г. — визит в Малайзию куратора российской «оборонки» — вице-премьера РФ Ильи Клебанова, визиты в Россию министра сырьевой промышленности и министра науки, технологии и окружающей среды Малайзии, а также рабочую встречу президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Малайзии Мохатхира на саммите АТЭС; а в 2001 г. прошли официальные переговоры министров иностранных дел РФ И.Иванова и Саеда Хамида Албара, визит российской делегации по высоким технологиям во главе с первым замминистра по информации и связи и, наконец, официальный визит премьер-министра Малайзии Мохатхира в РФ. Работа увенчалась еще одним приездом малайзийского лидера в Москву в 2002 г.

Любой статист может также просто подсчитать количество контактов польских первых лиц с малайзийскими лидерами — оно окажется примерно таким же, как и в российском сюжете.

Для сравнения, украинские интересы в Малайзии за этот же период на правительственном уровне продвигались следующим образом. В 2000 г. выставку оружия DSA-2000 посетил и провел соответствующие переговоры первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимир Радченко. В начале 2002 г. состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко с министром иностранных дел Малайзии Саедом Хамид Албаром, в ходе которого была достигнута договоренность о визите правительственной делегации Украины в Малайзию в ближайшее время. В феврале в Куала-Лумпур засобирался украинский вице-премьер Олег Дубина, но «состыковки» по датам так достигнуто и не было. В том же месяце малайзийскую столицу посетил украинский высокопоставленный чиновник — замминистра иностранных дел Владимир Ельченко, который, к слову, считается одним из наиболее опытных представителей дипломатического ведомства. Но, по-видимому, его малайзийский визави не услышал об украинских военно-технических интересах в этой стране. Или не захотел услышать.

Читатель может попытаться самостоятельно ответить на три вопроса. Почему малайзийский премьер, который перед оружейным форумом слетал в Москву и Варшаву, не приземлился в Киеве, хотя ему вроде бы было по пути? Каким был первый вопрос главе украинской делегации в Куала-Лумпур В.Чумакову от малайзийской журналистки. («Когда Малайзию посетит представитель Украины уровня вице-премьера и выше?» — спросила она.) Наконец, как все-таки в Варшаве из господина Мохатхира «выдавили» желание закупить польские танки? Притом, что производства танков как такового в Польше не существует. А технические характеристики украинского Т-84 и ныне называются малайзийскими военными не только лучшими, но и наиболее приемлемыми для Малайзии.

Если решение Мохатхира закупить польские танки все же будет реализовано, можно будет говорить о том, что Малайзия в лице своего корпорации MMC Engineering Service уже успела приобрести 20% акций польского завода «Bumar Labedy». Что на РТ-91, как называют поляки модернизированный советский танк Т-72, поставлен немецкий двигатель и американская автоматическая коробка передач. А также французская система управления огнем. Кстати, точно такая же, как и на украинском. Можно будет вспомнить, что Польше придется обращаться за рядом комплектующих к Украине или России. И о том, что особенно тяжело Польше придется с организацией рембазы для танков. Но это уже будет другая серия.

Главное, что мы уясним, что решения принимаются политиками. Причем даже если эти решения не самые удачные. Говоря об особенностях работы на малайзийском оружейном рынке, директор «Прогресса» заметил, что представление украинских интересов в этой стране через посольство Социалистической Республики Вьетнам «имеет отрицательный дипломатический эффект». Тем более что между Малайзией и Вьетнамом не все улажено в вопросах демаркации морской границы.

Малайзийский танковый проект еще не проигран. Его развитие пока только сигнал о том, что что-то в работе на этом рынке было не так. Украине действительно есть что предложить как Малайзии, так и другим государствам региона. Интересно, что об украинском оружии тут знают не только военные. Король Малайзии, посетив украинскую экспозицию, вспомнил, что танк Т-84 произвел на него сильное впечатление. На этой неделе малайзийские военные все больше присматривались к радарам и другим системам, позволяющим сделать маленькие подразделения как можно более мощными боевыми единицами. Надо сказать, что украинские разработчики вовремя распознали тенденции развития оружия. Только, чтобы его продать, по их же словам, им требуется помощь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме