Тендеры в Украине. С широко закрытыми глазами

dengi_zarplatapachki__konvert)50grivni_09.JPG
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Читайте также

Любовь правительства к собственному народу становится все более изысканной. В преддверии дня влюбленных население получило от любимой власти подарок — повязку на глаза. Чтобы не отвлекалось от процесса. И если раньше народ нервно косил в сторону гигантского распила бюджета, то уже через несколько недель это неудобство исчезнет. Отныне  250 млрд. грн. госсредств будут делить без лишних глаз. Согласно новому законодательству и новой морали.

В последние полтора года украинские чиновники пребывали в крайне неловком состоянии. Принятие в июле 2010 года нового закона о госзакупках обнажило их до самой неприличной степени. Сотни украинских граждан углубились в чтение обновленного «Вестника госзакупок», регулярно выуживая из него коррупционные деяния власти. Тендеры отменялись десятками. Так жить было нельзя.

С той поры чиновники произвели шесть попыток изменить тендерное законодательство в части закрытия его от общественности. В июне 2011-го они отпраздновали первый успех: тогда в бесконкурентную «закупку у одного участника» загнали тысячи тендеров. Но до полной победы было еще далеко. Июньский закон начал действовать в октябре, и практика показала, что закрыты далеко не все дыры. 

Так что уже в декабре Кабмин вносит новый законопроект (№9634), и 9 февраля парламент классическими 246 голосами его принимает. После принятия закона в целом «Вестник госзакупок» можно закрывать. Коррупции там не будет. Теперь там вообще ничего не будет.

Если отбросить шелуху, то главный смысл акции свелся к следующему: из-под действия закона о госзакупках выводятся  все(!) предприятия, а именно: госпредприятия, коммунальные предприятия, казенные предприятия, хозобщества с госдолей более 50%. Исключение — монополисты и закупки, которые производятся за бюджетные деньги. 

На последнем остановимся отдельно. Чтобы не попасть в плен иллюзий. Доказать, что на закупку тратились конкретные бюджетные деньги, в большинстве случаев практически невозможно. Для этого надо, чтобы существовала отдельная строка в бюджете. В остальных случаях деньги выделяются «в общем». Так что тратить можно, особо не прикрывая тыл. Пример. Если госшахта получает дотацию на уголь, то это бюджетные деньги. А вот когда она начинает их тратить, то это уже «коммерческая деятельность». И когда тендерные комитеты шахты принимают решение закупить втридорога оборудование (часто никому не нужное), то «ну, так случилось, больше на тендер никто не пришел. Так что повысьте, пожалуйста, дотацию, а то денег не хватает». 

Предприятия, у которых есть госдоля, — это вообще удивительный пласт украинской экономики. И в связи с тем, что всем им сейчас «карта и попрет», стоит их рассмотреть по группам. 

Первая. Предприятия класса «Укрнафта». У государства — чуть более 50%, остальное — в частных руках, прибыль пополам. Заинтересовано ли государство в том, чтобы тендеры проводились здесь без рваческой маржи? Вне всяких сомнений: меньше затрат — больше прибыль. Можно ли считать прибыль такого предприятия наполовину бюджетной? По логике — да, после распределения дивидендов вся она попадает в бюджет. Только вот этой логике всячески противятся сами полуприватные акционерные общества. По их мнению, все их операции являются чисто коммерческими, а потому должны быть максимально закрытыми от посторонних глаз. Другой классический аргумент: тендеры слишком отягощают процедуру закупок, что не позволяет конкурировать с частными фирмами на свободном рынке. Именно под эту логику и писался новый закон. 

В разряд обиженных сложностью госзакупок попадает целая пачка предприятий, в которых государство оставило за собой минимальный пакет акций якобы для контроля, полностью отдав денежные потоки частным собственникам. Это все облэнерго и почти все энергокомпании, производящие электричество, за которое платит население Украины, оплачивая из своего кармана и тендерные расходы частно-государственных компаний. Раньше благодаря «Вестнику госзакупок» потребители тепла и электричества могли узнать, что, к примеру, полугосударственное «Киевэнерго» за 2 млн. грн. арендовало на этот год 11 шикарных иномарок — один Mercedes-Benz S-500, одну Toyota Land Cruiser и девять Toyota Camry 2,4. После чего эксперты начинали ломать голову, насколько такие закупки отобразятся на цене электричества. Теперь ломать не будут. Все станет «коммерческой тайной».

Вторая группа «субъектов свободного рынка» — «Госпредприятия при министерствах и ведомствах». Золотое дно. Наши чиновники покупают себе предметы роскоши и необходимого быта отнюдь не прямо из бюджета, а через многочисленные «дочки», которые уполномочены собирать деньги с населения за всевозможные справки и госуслуги. И понятно, что, публикуя свои закупки в свободном доступе, эти «предприятия» чувствовали себя неуютно. Вот, скажем, в январе проект «Наші гроші» сообщил о том, что «Информационно-издательский центр ГНА Украины» приобрел бензин на 0,7 млн. грн. по цене 12 грн. за литр, а уже в феврале в интервью ZN.UA (№5, от 10 февраля 2012 года) председатель ГНС Александр Клименко с гордостью сообщил, что председатель тендерного комитета был отстранен от должности, а руководитель ГП получил взыскание. Понятно, что такие переживания никому не нужны. Ну, еще чуть-чуть осталось. «Проведи второе чтение закона — и спи спокойно».

Облегченно вздохнут и коммунальные предприятия. А в Харькове — так два раза. Ведь это именно благодаря «Вестнику госзакупок» журналисты узнали, что коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен» купило деревянные лавочки по 60 тыс. грн., то есть по цене «жигулей». После этого начались неудобные вопросы харьковскому мэру, в результате чего тот объявил, что лавочки подешевели в два раза. 

На днях «Вестник…» проинформировал, что Харьковский метрополитен в рамках перевода системы оплаты проезда на бумажные билеты купил за 12 млн. грн. программное обеспечение. И, видимо, харьковским властям придется опять отвечать на неудобные вопросы. А ведь они могли бы избежать этого геморроя с публичностью и ответственностью, прими Верховная Рада этот закон пораньше.

Ну и, безусловно, счастливыми от инициативы парламентского «конструктивного большинства» станут предприятия со стопроцентной госдолей. Две истории, которые первыми приходят на ум. Житомирский ликероводочный завод, принадлежащий Госуправлению делами президента, недавно купил тару для разлива продукции со всякими колпачками и этикетками на треть миллиарда гривен. Из этой суммы 206 млн. грн. пошло на закупку бутылок. Даже если допустить, что бутылки приобретены по 2 грн. за штуку, то купленной тары хватит для разлива половины всей производимой водки в Украине за год. «Хортица», «Немиров» и прочие должны повеситься, узнав о таких масштабах производства водки на обычном госпредприятии средней руки. Впрочем, никто из водочников не вешается, а это означает, что либо бутылки куплены не по две гривни, либо количество их намного больше. Только уже неофициально.

Благодаря «Вестнику госзакупок» также стало известно, что Запорожский титаномагниевый комбинат и «Сумыхимпром», управляемые выходцами из группы Фирташа, в прошлом году глубоко подсели на закупку ильменитовой руды у компании «Синтез-ресурс», основанной менеджерами из группы Фирташа. Именно публикации данных о тендерах позволили узнать, что руда с января по декабрь для госпредприятий подорожала с 1200 до 2160 грн./т. Также из «Вестника…» стало известно, что испытывающий проблемы с кредиторами «Сумыхимпром» заказал оценку своих активов. И уже другие источники сообщили, что некая фирма с ни о чем не говорящим названием начала процедуру банкротства сумского комбината. Поди, узнал бы, кто банкротит завод, если бы в «Вестнике госзакупок» постоянно не печатались данные о том, кто вгоняет предприятие в расходы?

Ну, и на закуску. Если кто забыл, так морская буровая установка, более известная как «вышка Бойко», была приобретена не бюджетным Минэнергоугольпромом, а предприятием со 100-процентной госдолей под названием ГАК «Черноморнефтегаз». И узнали журналисты об этой покупке исключительно благодаря «Вестнику госзакупок». 

Через месяц «Черноморнефтегаз» может покупать что угодно: хоть вышки дюжинами, хоть икру — бочками. Нигде это публиковаться не будет.

Мало того, исходя из буквы предложенного закона, предприятия не только не обязаны отчитываться относительно тендеров. Отныне тендеры можно ВООБЩЕ не проводить. Написал приказ по заводу: «Покупает Василий Иванович. Что пожелает, за любые деньги», и все — ты уже в законодательном поле. 

Ведь суть поправки, которая принята в первом чтении, — «исключить предприятия из процедуры закупки, определенной Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок». Все. Начинается жизнь вне правого поля. В лесу.

Чтобы уже добить прозрачность окончательно, в том же законопроекте решили вывести из-под тендеров отдельной строчкой еще несколько «тем». Особенно радуют «покупка недвижимости и земли, гастроли и учеба студентов за границей». Напомним, это все — за госденьги. А почему? А в связи, цитируем Кабмин, «с многочисленными обращениями органов исполнительной власти». 

Ну и верхом совершенства нового закона стала фраза о том, что все новации «согласованы с европейскими экспертами». Евроэксперты, с которыми мы пообщались, просто воют от восторга. Ведь в Европе тендеры должны проводить не только монополисты, но даже частные предприятия, предоставляющие эксклюзивные услуги. То есть даже если Ринат Ахметов приобретет все «Киевэнерго», то по еврозаконам он должен донести до киевской общины все траты предприятия. Чтобы можно было посчитать, не завышена ли цена гигакалории. Кому нужны такие сложности? 

Народ и так вместо того чтобы работать, сидит в Интернете и сличает цены госзакупок с рыночными прайсами. После чего наполняется непродуктивной ненавистью. Так что власть решила немного людей успокоить, убрав раздражающий фон. В тайной надежде, вдруг народная любовь вернется? Может, не разберется народ, с завязанными-то глазами?..

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.88
EUR 28.34