Таможня станет клубом. Таможенный кодекс — абонемент?

Поделиться
Очевидно, в этом кодексе прописано нечто настолько важное и ценное для власти, что она добивается его вступления в силу обязательно до начала парламентских выборов в октябре 2012-го.

Вступление в силу с 1 июня нового Таможенного кодекса стало не только новым этапом в импортно-экспортном бизнесе, но и беспрецедентным политическим шоу.

30 мая для презентации нового кодекса руководство Государственной таможенной службы собрало более 400 человек - крупный бизнес, лоббистские отраслевые ассоциации, торговых атташе посольств, руководителей центрального аппарата таможни и первых заместителей руководителей таможен всех областей Украины.

Как известно, в 2010-2011 годах разрабатывались и обсуждались два конкурирующих проекта ТК. Один - плод творчества самой таможни И.Калетника, и второй - вице-премьер-министра С.Тигипко и его команды. Кодексы были диаметрально противоположны по своей концепции. Не один месяц шли жаркие дискуссии с привлечением бизнеса и общественности, экспертов… Кодекс Калетника был проголосован, но… заветирован президентом. И на голосование 13 марта в парламент был неожиданно вынесен и принят подготовленный где-то в недрах АП и Министерства финансов третий вариант. Его никто не обсуждал, но за него смиренно нажали кнопки. Обращает внимание не только скорость принятия огромного, на сотни статей, всеобъемлющего документа, но и быстрота его внедрения на практике. Если обычно для вступления закона в силу законодатели оставляют время на изучение и ознакомление - как правило до конца года, чтобы годовой цикл работы ведомства не нарушался изменением правовой базы, не ломался установленный порядок, то в данном случае прошло всего два с половиной месяца. Подавляющее большинство самих таможенников с новым кодексом ознакомлены, мягко говоря, поверхностно. Бизнесмены просто в ступоре. Очевидно, в этом кодексе прописано нечто настолько важное и ценное для власти, что она добивается его вступления в силу обязательно до начала парламентских выборов в октябре 2012-го. И, анализируя нововведения кодекса, истинные причины этой спешки можно установить.

Но вначале коснемся того, как именно кодекс был презентован. Если ты не можешь управлять процессом, то процесс надо возглавить. Вступление в силу кодекса Гостаможня превратила в настоящий личный триумф. Стоило лишь только президенту Януковичу на Совете регионов дать поручение всем органам власти пресечь произвол контролирующих органов, как таможня уже рапортует - прощай, коррупция, даешь с 1 июня сотрудничество и взаимопонимание с бизнесом!

Процитируем для наглядности самые яркие тезисы выступления руководства ГТСУ, которые достойны быть прямо-таки отпечатанными на лбу каждого инспектора. Первый зампред Александр Дороховский:

«С первого июня таможенный контроль и таможенное оформление получат новый импульс. С полной ответственностью заявляю: с первого июня начинается «новая история» взаимоотношений бизнеса и таможни».

«Мы создадим, скажем так, клуб крупных налогоплательщиков. Ни один волосок с головы крупных налогоплательщиков не должен упасть!».

«За каждым крупным налогоплательщиком в каждой таможне должен быть закреплен сотрудник, который в любое время дня и ночи должен отвечать на звонки».

«Руководители таможен - если есть жалоба со стороны бизнеса - значит, это вы недорабатываете. По каждой жалобе будет проводиться проверка главы ГТСУ».

«От тотального контроля мы переходим к контролю акцентированному. Это позволяет осуществить система постаудита внешнеэкономической деятельности».

«Мы отходим от ручного управления».

«Диалог с бизнесом должен быть постоянным. Нам нужны не только жалобы, но и предложения».

Цитируемым было также и выступление Сергея Семки - директора департамента организации таможенного контроля.

«Новый кодекс вводит понятие «письменного разъяснения», которое имеет характер индивидуального правового акта, за который несет ответственность исключительно выдавший его государственный служащий, а не предприниматель».

«Руководители таможен! Ответственность за непринятие декларации и срыв сроков оформления предполагает возмещение ущерба со стороны таможни. Предупреждаю вас - это возмещение будет осуществляться не из бюджета! А из зарплат ответственных сотрудников и их руководителей!»

Директор департамента таможенной стоимости Виталий Зварич: «Кодекс предусматривает всего четыре основания для корректировки таможенной стоимости: 1. Неверный расчет стоимости. 2. Неподача соответствующих документов. 3. Противоречие предоставленных документов требованиям таможенного кодекса.
4. Поступление информации от контролирующих служб».

В президиуме находились также исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко и президент Американской торговой палаты Хорхе Зукоски, которые также принимали участие в разработке кодекса и поддержали его внедрение. Однако на правильные и прогрессивные лозунги таможенников зал реагировал весьма сдержанно и без восторга на лицах. Это совсем не походило на День взятия Бастилии. Скорее, на монолог Семена Альтова «Волки и овцы». Доверие бизнеса к государству словами уже не вернуть - этот кредит власть давно исчерпала. Пережили кампанию «достоверного декларирования», пережили «прямые контракты», переживем и «доверительные отношения с бизнесом»… Бизнес ждет дела, и диалог возможен только после принятия решений. Главная надежда бизнеса связана не с тем, что государство в очередной раз вводит новые правила игры. Главная надежда - что государство наконец-то само начнет следовать тем правилам, которые выписывает. Если ручное управление наконец-то перестанет быть главным методом решения всех вопросов на таможне - значит, за обязательствами перед бизнесом стоит реальная политическая воля.

А теперь вкратце отметим основные стратегические цели и задачи власти по принятию нового кодекса - политические, технологические и экономические.

Главная политическая задача - продемонстрировать накануне выборов системные реформы, которые смогут продемонстрировать, как говорится в официальных поручениях, «доверительные отношения» с бизнесом. На Совете регионов президент Янукович, по данным ZN.UA, продемонстрировал неутешительную социологию - 76% украинцев считают, что власть - главный фактор, который затрудняет предпринимательскую деятельность в стране. За пять месяцев до дня голосования руководство страны внезапно заметило, что электорат как-то, мягко говоря, недоволен. Что ж, будем надеяться, что на волне внезапно вспыхнувшей в душе госчиновников любви и доверительного отношения к бизнесу предприниматели действительно смогут получить передышку от беспредельного внимания украинских силовиков всех мастей и видов. Новый таможенный кодекс в юридическом плане действительно можно рассматривать как серьезный шаг вперед навстречу бизнесу. Упрощение ряда процедур импорта поможет Януковичу предпринять накануне выборов важную политическую кампанию, которую на прошлых выборах осуществляла и Тимошенко - стимулировать импорт продуктов питания и сбить цены на рынке. Такие планы в коридорах власти уже подготовлены. Вряд ли это обрадует отечественных производителей, например, мяса, которые благодаря действующему протекционизму в последние два года сумели серьезно нарастить экспорт. Но, пожалуй, другого стоп-крана остановить резкий рост цен на продукты питания у власти сейчас нет.

Очевидно, что главная технологическая задача нового кодекса для руководства страны - формальное подчинение Гостаможслужбы министерству финансов. Все приказы нормативного характера по таможне теперь будет подписывать министр Юрий Колобов. Это означает, что политическая группа, напрямую замкнутая на Виктора Януковича, Александра Януковича и главу Нацбанка Сергея Арбузова, сделала еще один шаг для достижения максимального контроля за всеми ведомствами, контролирующими формирование и распределение основных финансовых потоков в государстве. Новый кодекс - это и намек на то, что после выборов у таможни может появиться новый начальник. Хотя считать уход Калетника делом решенным пока преждевременно. Не исключено, что после выборов у Партии регионов нужда в политических союзниках возрастет настолько, что Компартия сохранит свою ценность как участник парламентской коалиции. Очевидно, что лидер КПУ Петр Симоненко, его начальник штаба и правая рука по всем финансово-организационным вопросам Игорь Алексеев, и все руководство КПУ обязаны Калетнику настолько, что скорее сдадут все до единого посты в коалиционном правительстве, чем позволят снять Игоря Григорьевича со стражи внешнеэкономических рубежей родины. Важно отметить, что издание приказов подчиняет таможню Колобову только опосредованно. И от принятия кодекса глава таможни получает все-таки куда больше преимуществ, чем проблем. Калетнику гораздо важнее предоставление таможне права на ведение оперативно-разыскной деятельности. Возможности влияния на бизнес и уровень защиты своих интересов при наличии собственной прослушки, наружки и возможности заведения оперативно-разыскных дел у руководства ГТСУ и его союзников возрастут на порядок.

Главная экономическая задача кодекса - защита интересов большого бизнеса. Клуб почему-то создается только для больших налогоплательщиков. Цена входного билета почему-то не озвучивается. Вводится институт так называемых уполномоченных экономических операторов. Операторы будут иметь возможность пользоваться специальными упрощениями, которые дадут серьезные преимущества в логистике - например, снятие таможенного обеспечения без разрешения таможни, временное хранение товаров на своем складе и выпуск товаров со своего склада без предъявления его таможенному органу, мгновенное таможенное оформление. Выглядит на словах очень красиво. Более того, сразу заявляется, что все крупнейшие международные корпорации в этот список попадают. Можно порадоваться за большой бизнес - наверное, правильно, что они получают дополнительное внимание. Но очевидно, что требования, предъявляемые к касте уполномоченных операторов, слишком высоки, чтобы на этот статус могло претендовать большинство участников внешнеэкономической деятельности. Статус операторов было бы логичней предоставлять любому предприятию с безупречной таможенной историей на протяжении длительного периода. Зря, что ли, все эти годы существуют на таможне «белые» и «зеленые» списки? Статус уполномоченного оператора может получить предприятие, которое на протяжении трех лет является субъектом ВЭД, имеет соответствующую систему учета, при отсутствии задолженностей и фактов нарушения таможенных правил готово пройти тщательные проверки таможенными органами и анкетирование. Кроме того, оказывается, налогоплательщик должен быть обязательно «большим». Все предприниматели якобы равны, но некоторые - равнее. Если у тебя много денег, говорит таможня, за тобой будет присматривать особый чиновник, и тебе будет работаться проще и дешевле. Крупные налогоплательщики, за которыми стоят лоббисты из иностранных посольств и фракций парламента, смогут вступить в этот клуб для избранных, но большинству такой клуб вряд ли светит. В том-то и смысл любой привилегии. Получается та же ситуация, как и с возмещением НДС Налоговой службой. Условия автоматического возмещения НДС прописаны таким образом, что вступить в этот элитный клуб совсем непросто. Кодекс закрепляет экономическую стратегию власти по укрупнению и концентрации всех финансовых потоков и всех видов бизнеса в стране. Управлять тысячами мелких компаний невозможно. Но вряд ли эта стратегия вызовет энтузиазм у бизнеса. Привилегии для большого бизнеса подрывают саму логику свободной рыночной экономики и равной конкуренции. Кроме того, бизнес видит, как работают последние два года самозваные «уполномоченные операторы». Только в феврале из Одесского порта выгнали «ботающих по фене» «операторов» Юры Енакиевского, как сегодня там растаможкой рулят другие - называют, например, некую «вектру», которая получила статус «модной» якобы благодаря авторитетной поддержке некоего г-на В.Альперина...

Классовые различия в отношениях с налогоплательщиками очень ярко проявились в самом популистском вопросе, урегулированном кодексом. Ветированный кодекс Калетника устанавливал стоимость беспошлинного завоза товаров гражданами на территорию Украины в 1000 евро на одного человека. Новая редакция кодекса сократила эту цифру до 500 евро. Но не для всех. Джентльмены, путешествующие самолетом, получили право ввозить товары на 1000 евро, а вот те, кто пересекает морскую или сухопутную границу, могут беспошлинно завозить товар только на 500 евро. Хотя трудно понять, кому и зачем пришло в голову проводить такие нелепые различия между пассажирами в разных видах транспорта.

Впрочем, было бы несправедливо обращать внимание только на подводные камни кодекса. По заключениям авторитетных бизнес-ассоциаций, кодекс по-настоящему прогрессивен.

Важное значение имеет обязанность таможенных органов принимать предварительные решения. Это решение действительно на порядок должно ускорить время пребывания товара на границе и удешевить логистику. Теперь классификация товаров, определение страны происхождения, помещение товаров и некоторые таможенные режимы осуществляются заблаговременно. Товар еще в пути, а значительная часть решений по нему уже оформлена - трудно переоценить значение этой нормы прямого действия в условиях постоянных стоп-сигналов и очередей в украинских портах. В том случае, если таможня видит какие-либо трудности в оформлении, опять-таки она должна заранее выдать в письменном виде свое решение - и его можно учесть либо оспорить.

Кодекс также гарантирует право декларанта на таможенное оформление в любом таможенном органе. Это важное новшество, поскольку предыдущие два года направления импорта заводились на специализированные таможни в разных концах страны. Чтобы растаможить, например, цветы в Черновцах, надо было гнать фуру с цветами в Киев, а затем обратно!

При этом кодекс гарантирует, что таможня не имеет права задерживать товар более чем на 4 часа с момента подачи декларации. Too good to be truth. То есть, закон, по сути, определяет, что задержка товара без письменного обоснования является прямым нарушением.

Самая главная и самая таинственная часть таможенного кодекса выглядит и его самым уязвимым местом. Постаудит. Ключевое слово, которое с радостными лицами сейчас на все лады повторяют таможенники, не вызывает энтузиазма у предпринимателей. Понятно, что обязательным условием ускоренной проверки и растаможки товара является возможность последующего контроля - в течение трех лет. Как это будет происходить? Никто не знает. Но известно, что в нашей стране право на ОРД подобно указу об опричнине Ивана Грозного. Ясно одно - закрыть оперативно-разыскное дело стоит гораздо дороже, чем протокол о нарушении таможенных правил, которые ранее тысячами штамповали отделы по борьбе с контрабандой.

Наиболее слабым местом широко разрекламированного кодекса станет правоприменительная практика. Отношения бизнеса и таможни могут выйти на новый виток. Но выйдет ли на него большинство таможенников? Смогут ли они с 1 июня вдруг перестать вымогать деньги за любые операции с таможенной документацией? Станут ли они выполнять временные нормативы об оформлении за два часа, которые они постоянно и повсеместно нарушали вопреки приказам Гостаможни? Станут ли они вдруг умней, чтобы быстро и корректно помогать бизнесу в таможенном оформлении, а не тупо волынить и волокитить, с намеком, что альтруистов тут не держат? Станет ли система прозрачней, или просто очереди взяткодателей плавно переместятся из отделов определения таможенной стоимости в отделы по пост-аудиту?

Взятки вымогать не перестанут, потому что новый кодекс добавляет обязанностей, а вот зарплаты - ни копейки. Будут ли выполняться временные нормативы - вряд ли, потому что существует множество законных оснований - например, недостаточный штат или отсутствие технических средств. Таможенники не станут умнее, и помогать бизнесу они не будут - их по-другому воспитывали.

Законы есть - но работа таможни, как и всего госаппарата, не регламентирована, электронный документооборот, как это сделано в европейских странах, не внедрен. Сказать о прозрачности и доверии легко - а выполнить… В феврале 2012-го было торжественно и «доверительно» заявлено, что теперь среднерасчетная стоимость импорта будет регулярно размещаться на сайте Гостаможни, чтобы все видели действующие тарифы. 7 февраля таблица была размещена на сайте ГТСУ. И с тех пор не обновлялась ни разу!

Реформы в государстве будут эффективны, когда они станут затрагивать не только законы, не только покупку новых компьютеров, а систему управления в комплексе - вместе с ротацией и подготовкой новых кадров. Спасибо за новый таможенный кодекс, но порядок в стране - это не порядок для миллиардеров. Это порядок для всех. Пока власть не начнет реформы с кадров, с принятия интеллектуальных решений, с подготовки профессиональных людей под новые задачи - любые фолианты любых кодексов не изменят отношения общества и власти, политиков и избирателей, бандитов с монакской пропиской и тех, кто хочет жить на этой земле…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме