«ПРИМИТЕ! МЭРЫ», - С ЭТИМ ОТЧАЯННЫМ ПРИЗЫВОМ ОБРАТИЛИСЬ ПРЕДСЕДАТЕЛИ ГОРОДСКИХ СОВЕТОВ К ПРЕЗИДЕНТУ. И ЛЕОНИД КУЧМА ОТКЛИКНУЛСЯ

Владимир Кацман 9 декабря 1994, 00:00

Читайте также

В дни отчаянного столкновения в Верховном Совете двух противоположных взглядов на государственное устройство Украины - взгляда спикерского (второе чтение «Закона о местных Советах) и взгляда президентского (проект конституционного «Закона о государственной власти и местном самоуправлении в Украине», который для краткости принято именовать «Законом о власти») - невиданную доселе активность начала проявлять Ассоциация Советов народных депутатов городов Украины. Для той же краткости ее иногда именуют Ассоциацией мэров, и объединяет она на сегодня более 50 глав городских Советов, причем, и городов-«миллионеров», и крохотных районных центров. Мэр Харькова Евгений Кушнарев, возглавивший Ассоциацию, всегда занимал открыто прокучмовскую позицию в вопросах регионализации политики и экономики. И выступал открыто против парламентского варианта закона о местной власти. Естественно, когда столкнулись два подхода к дальнейшей судьбе Советов, мэры не захотели оставаться в стороне. Между тем, придавая все большее значение Совету регионов (куда, как известно, вошли лишь «губернаторы» да мэры Киева и Севастополя как городов республиканского подчинения), Леонид Кучма всю «апробацию» своих законодательных инициатив проводил лишь в Кругу председателей областных Советов. А тут, как говорят в Одессе, существует две большие разницы.

Проект «Закона о власти» практически ликвидирует самоуправление на уровне областей и районов (здесь не будет Советов, а будут представители государственной исполнительной, то бишь президентской власти). Всенародно избранные председатели областных Советов получают еще одну «шапку Мономаха» и становятся полными властителями государственной собственности в регионах. У мэров таких «шапок Мономаха» сразу три - главы Советов (и исполкомов), исполнители государственной воли (Президент может делегировать им часть полномочий по управлению госсобственностью в городах, но в остальном они подчинены «губернаторам»), распорядители муниципальной собственностью. Кроме того, мэры получают некую «лазейку» (заложенную, кстати, «Европейской хартией о местном самоуправлении») самостоятельно перекраивать административное деление городов на районы вплоть до их (районов) ликвидации. Трудно поверить, но специалисты утверждают, что в свое время деление городов на районы производилось... по количеству членов компартии, состоящих на учете в партячейках.

С одной стороны, «губернаторы», конечно, в государственных делах имеют несравненно больший вес. Но и рискуют больше попасть в президентскую немилость в случае невыполнения стратегических планов на решительную капитализацию страны. С другой, мэры ближе к нуждам и чаяниям городского населения и крупных предприятий, сосредоточенных в крупных же городах; они более мобильны в вопросах собственности; кроме того, пересмотрев качественный состав контингента украинских мэров, мы убедимся, что он гораздо более готов к борьбе за победу частнособственнических интересов, чем довольно-таки консервативный (а в некоторых случаях, и откровенно одиозный) контингент «губернаторов».

Этого мелкого, на первый взгляд, просчета учредителям Совета регионов мэры не простили. И потребовали «мэрского» включения в этот орган, приобретающий, по мнению некоторых наблюдателей, значение нижней палаты нормального парламента. Заодно, в выработанных на предварительном совещании требованиях содержится призыв к Президенту создать при нем постоянно действующий Совет местного самоуправления, учесть в бюджетной политике интересы городов (вопиющий факт: сегодня в Чернигове, к примеру, остается лишь 4% от собираемых в городе налогов; кто же будет заинтересован в развитии и расширении производства при таком пайке!). Настаивают мэры на самостоятельном решении вопросов административного деления внутри своих городов, просят «зачислить» в собственность муниципалитета (коммунальную) все, находящееся на территории городов...

Президент принял членов Ассоциации мэров. Выслушал их замечания, предложения. Обещал поддержку и помощь. Высказал сожаление, что не все уже предлагаемое сможет попасть в проект конституционного закона, поскольку закон этот уже внесен в парламент (и Александр Мороз успел даже обнаружить в нем противоречия Конституции, что, впрочем, естественно, поскольку закон-то конституционный).

В кругах, близких к Президенту, теперь поговаривают: Леонид Кучма вовремя понял, что мэры как оппозиция - штука весьма опасная. А опираться на них во время, скажем, референдума по «Закону о власти» будет небесполезно...

Вдохновленная Ассоциация мэров собирается переводить свою организацию на качественно новый уровень - по образу и подобию таких же, но значительно более влиятельных объединений в США, Канаде, других странах мира...

Могущество Украины прирастать будет городами?..

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09