ПЛАВУЧИЕ АЭРОДРОМЫ

Поделиться
Гигантские корабли рассредоточены сегодня по акватории Персидского залива. Окруженные десятками...

Гигантские корабли рассредоточены сегодня по акватории Персидского залива. Окруженные десятками судов боевого охранения, прикрываемые с воздуха палубными истребителями и противолодочными вертолетами, они символизируют колоссальную ударную мощь. Это американские и английские авианосцы, самые крупные корабли современности, присланные сюда, чтобы парализовать угрозу, исходящую из тайных арсеналов иракского диктатора.

Первыми на планете страшную силу плавучих аэродромов ощутили обитатели основной базы американского флота на Гавайях. 7 декабря 1941 года на позиции, удаленной на 275 миль к северу от Перл-Харбора, развернулась эскадра японского адмирала Нагумо - 6 авианосцев с кораблями охранения.

Перед рассветом с их палуб, волна за волной, взлетели 360 пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей, которые обрушились на американскую эскадру. В гавани находились 94 боевых корабля, в том числе - 8 линкоров.

Японский налет продолжался в общей сложности 1 час 35 минут, но этого времени хватило, чтобы уничтожить и сильно повредить 7 линкоров и большинство остальных кораблей. По свидетельству У.Черчилля, в результате этого рейда «господство на Тихом океане перешло в руки японцев и стратегическое соотношение сил в мире на время коренным образом изменилось».

Попытки создания авианесущих кораблей были предприняты еще в ходе первой мировой войны. Но совместить высокомореходное судно и аэродром удалось лишь к концу тридцатых годов. Первенство в постройке таких гигантов в то время принадлежало Японии. Однако технологические возможности США позволили в короткий срок наладить поточное строительство авианосцев, которые по количеству и ударным возможностям превзошли японские.

Роль этих кораблей во второй мировой войне была столь значительной, что, согласно резолюции Конгресса, принятой в 1945 году, предусматривалось иметь в составе ВМС 116 авианосцев. Разгром Японии, последовавший вскоре, естественно, сильно поурезал эти планы, но и в послевоенный период значение ударных авианосных соединений не только сохранилось, но и возросло в связи с появлением атомных энергетических установок.

По оценке специалистов штаба ВМС США, 70 проц. населения земного шара живут в пределах до 330 км от океанской береговой черты, а около 80 проц. столиц расположены от нее не далее 500 км, то есть в пределах прямой досягаемости палубной авиации. Сегодня авианосцы - «становой хребет» военно-морских сил США. Они способны атаковать своими самолетами объекты противника на удалении до 2000 км, то есть в глубоком тылу. Важнейшей особенностью является возможность контроля обширных районов океанской акватории и демонстрация военной мощи государства в самых отдаленных районах планеты.

Именно поэтому, когда Советский Союз начал резать свои боевые корабли и самолеты, уповая на всесилие ракетно-ядерного оружия, Соединенные Штаты приступили к строительству современных авианосцев. В конце 50-х со стапелей сошли однотипные «Рейнджер», «Саратога», «Форрестол» и «Индепенденс» стандартным водоизмещением 60 тыс. тонн. Они могли оперировать без захода в порты на расстоянии до 12 тыс. миль.

В 60-х на воду спустили еще три однотипных авианосца с характеристиками, близкими предыдущим: «Китти Хок», «Америка» и «Констелейшн». В 1968 году построили последний дизель-электрический авианосец «Кеннеди». Все эти корабли несут мощное авиационное вооружение, но имеют сравнительно ограниченный радиус автономного плавания. Устранить этот недостаток призваны многоцелевые корабли с атомной энергетической установкой.

В настоящее время в строю 7 таких авианосцев. Они сошли со стапелей верфи Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния). Первым был «Энтерпрайз», за ним последовали корабли «президентской» серии: «Нимитц», «Эйзенхауэр», «Винсон», «Рузвельт», «Линкольн», «Вашингтон». До 2000 года должны быть спущены на воду еще два: «Джон Стеннис» и «Юнайтед Стойте».

Авианосцы этой серии - самые крупные на планете: водоизмещение 100 тысяч тонн, длина более 340 м, площадь взлетной палубы почти 2 гектара. Четыре турбины с приводом от атомных энергоустановок развивают аффективную мощность 260 тыс. лошадиных сил, позволяя со скоростью свыше 56 км/ч двигаться в автономном режиме плавания на 1,5 млн. км, то есть практически неограниченно. Экипаж - 5986 офицеров и матросов.

Основное вооружение атомных авианосцев также превосходит дизель-электрические. Они несут полное авиакрыло - по американской терминологии это соединение, равноценное российской смешанной авиадивизии, - около 100 самолетов и вертолетов. В их числе по 20 палубных штурмовиков «Интрудер», истребителей-бомбардировщиков «Хорнет», перехватчиков «Томкэт», 10 противолодочных самолетов «Викинг», самолеты разведки, управления, радиоэлектронной борьбы и вертолеты.

В одном вылете такое «крыло» способно нанести ядерный удар управляемыми авиабомбами и крылатыми ракетами почти по любому объекту на планете общей мощностью 3400 хиросимских. В неядерном снаряжении боевая нагрузка свыше 160 тонн тротила.

Атомные авианосцы не только самые мощные и крупные суда, но и самые дорогие. Стоимость постройки одного корабля превышает 5 млрд. долларов, не считая стоимости вооружения. Поэтому их число намечено к 2005 году довести до десяти и прекратить строительство. Это позволит иметь по-прежнему 12 оперативных соединений, в которых только два авианосца будут неатомными. Остальные - держать в резерве.

Именно колоссальная стоимость многоцелевых авианосцев, наряду с насущной необходимостью иметь палубную авиацию, привела к созданию класса легких и средних авианесущих кораблей в тех странах, которые не могут себе позволить такие расходы. К примеру - во Франции, где сооружен единственный атомный авианосец «Шарль де Голль», стандартным водоизмещением 40 тыс. тонн, несущий около 40 самолетов и вертолетов.

Легкие современные авианосцы имеют флоты той же Франции («Клемансо»), Англии («Инвинсибл» и «Илластриес»), Италии («Джузеппе Гарибальди»), Испании («Принц Астурийский»). Устаревшие авианесущие корабли приобрели у других держав Индия и Бразилия.

Советский Союз к строительству авианосцев приступил только в 60-х годах. Первым был противолодочный крейсер «Москва», следом вошел в строй однотипный «Ленинград» (они, в сущности, вертолетоносцы, но могли принимать и самолеты вертикального взлета Як-ЗбМ).

На основе опыта постройки этих кораблей был сооружен в 1975 году многоцелевой авианесущий крейсер «Киев», имевший в качестве основного оружия 32 самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Через три года в строй вступил однотипный «Минск». За ними последовали еще два корабля этой же серии, в 1982-м - «Новороссийск», в

1987-м - «Адмирал Горшков» (первоначальное наименование «Баку»).

Наконец, в 1990 году в строй вступил корабль, который в России называют тяжелым авианесущим крейсером, но, по сути, это многоцелевой авианосец среднего класса. При закладке он получил наименование «Рига», которое было изменено на «Леонид Брежнев». Однако в строй авианосец вступил как «Тбилиси», а с 1991 года плавает под именем «Адмирал Кузнецов». Причудливые дела творит политика даже с наименованиями боевых кораблей!

Ныне «Горшков» остается единственным авианосцем российского флота. Он первый российский корабль, на котором базируются самолеты горизонтального взлета и посадки. Водоизмещение 55 тысяч тонн, дальность плавания 8 тыс. миль, 48 палубных самолетов типа СУ-27K и МиГ-29К, а также 12 противолодочных вертолетов.

Его собратья в строю российских ВМС уже не состоят. Больше всех прослужил первый авианесущий корабль «Киев», но в 1995 году (после пожара) он был списан. Однотипные «Минск» и «Новороссийск» постепенно деградировали, чему способствовала утрата ремонтной базы в Николаеве и отсутствие береговой инфраструктуры в месте приписки. Оба авианосца проданы на металлолом Южной Корее. Но в ноябре 1996 года фирма, которая приобрела «Минск», выступила с предложением переоборудовать его в плавучий отель.

«Адмирал Горшков» не продержался в строю и четверти положенного срока службы. После аварии паровых котлов он был поставлен на ремонт в Мурманске, где нет даже минимальных средств и ресурсов для его восстановления. Сегодня наиболее реальной перспективой для этого авианосца также является продажа на разделку за рубеж.

Помимо «Адмирала Кузнецова» в Николаеве были заложены еще два самых крупных в истории российского кораблестроения авианосца: в 1985 году - «Варяг» и в 1988 году - «Ульяновск». Последний должен был оснащаться атомной энергоустановкой и нести до 80 самолетов и вертолетов. Но готовый на 17 проц. корабль в 1992 году разрезали на металлолом.

Авианосец «Варяг» в 1992 году достался Украине и, несмотря на

70-процентную готовность, постройку прекратили, хотя корабль уже был спущен на воду. На «Варяг» израсходовали более 700 млн. долларов и требовалось еще 250 млн. Сейчас решается вопрос о его продаже Индии или Китаю. И та, и другая страны хотят якобы пустить «Варяг» на металл, но, скорее всего, задумали достроить авианосец, чтобы использовать по прямому назначению.

Между тем, в США такие суда ходят на менее 25 лет. И даже после этого их списывают «на иголки». В нашей стране авианосцы-ветераны переводятся в резерв с сохранением до трети команды. Конечно, это требует немалых расходов, но они на много порядков ниже затрат на постройку таких гигантов. А необходимость в резервных кораблях может возникнуть.

Несмотря на сокращение угрозы глобального мирового конфликта, потребность в ударных оперативных соединениях сохраняется и, судя по всему, будет существовать и в XXI столетии. Только они способны обеспечить господство на море и в воздушном пространстве, содействовать морским десантным операциям, сдерживать агрессора ядерными средствами морского базирования, перебрасывать войсковые контингенты и решать другие оперативные задачи.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме