Паспорт преткновения

Поделиться
Во власти не хватает единства относительно биометрических паспортов и «антидискриминации».

Несмотря на настойчиво декларированную готовность власти быстро продвигаться к выполнению критериев Плана действий по визовой либерализации (ПДВЛ), прогресс Украины в последнее время затормозился из-за неготовности правящих кругов определиться с двумя важными законопроектами: относительно документов, удостоверяющих личность (более известном как «закон о биометрических паспортах») и относительно предотвращения и противодействия дискриминации.

По единодушному признанию Еврокомиссии, МИДа Украины и независимых экспертов инициативы «Европа без барьеров», осуществлявшей общественный мониторинг ПДВЛ, именно эти два направления законотворчества вместе с законом о создании единого независимого антикоррупционного органа являются сегодня основной преградой на пути ко второй (и последней) фазе Плана действий, перейти к которой планировали еще в конце прошлого года. И если вопрос борьбы с коррупцией традиционно крайне политически чувствителен, то торможение двух других вопросов, решение которых явно выигрышно для власти и ничем ей не угрожает, стало для многих сюрпризом, свидетельствуя как о недостатке дисциплины в правительстве и парламентском большинстве, так и о мощности бизнес-политических групп, заинтересованных в получении прибыли от производства идентификационных документов.

Вновь назначенный первый вице-премьер Валерий Хорошковский, которому в наследство от Андрея Клюева перешли полномочия в сфере отношений с ЕС, в частности и относительно обеспечения безвизового режима, как и его предшественник, закономерно надеется набрать политические очки, продемонстрировав успех в этом деле. Впрочем, при первой же попытке новый вождь европейского направления в правительстве столкнулся с трудностями, свидетельствующими об ограниченности его административного влияния.

Так, 15 марта первый вице-премьер провел восьмое заседание Координационного центра по выполнению Плана действий относительно либерализации ЕС визового режима для Украины, на котором дал четкую установку органам исполнительной власти обеспечить до конца апреля выполнение распоряжения президента о принятии актов, предусмотренных ПДВЛ. Особое внимание он обратил на необходимость принятия в Верховной Раде законопроекта относительно документов с биометрическими данными и законопроектов в сфере борьбы с коррупцией. «Введение биометрических документов для выезда за границу является технической задачей. По данному вопросу есть четкая политическая воля президента и доработанный с ЕС правительственный законопроект. Любые лоббистские игры по данному вопросу неуместны», - справедливо подчеркнул Хорошковский.

Но в парламенте так не считают. Уже 20 марта 2012 года на заседании Верховной Рады Украины народные депутаты не были в состоянии даже внести в повестку дня сессии законопроекты о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины (регистрационные номера 10036 и 10036-1), - «за» только 206 голосов.

Напомним, на сегодня таких законопроектов зарегистрировано два. Один из них, «О документах, удостоверяющих личность, ее специальный статус и подтверждающих гражданство Украины», внесли народные депутаты Коновалюк, Мойсик и Бережная, а второй, альтернативный, «О документах, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство Украины, дающих право на выезд из Украины и въезд в Украину», был внесен Кабмином через несколько дней после того, «вдогонку» депутатскому проекту. Это напомнило ситуацию прошлого года, когда правительственный законопроект с почти аналогичным названием также был зарегистрирован второпях, вслед за депутатским, потом его сенсационно отклонили (при наличии проправительственного большинства!), а депутатский приняли, однако в конце концов его заветировал президент.

Как и в прошлом году, депутатский законопроект предлагает более амбициозные технологические изменения: цифровые технологии, включительно с электронным чипом, должны быть внедрены во все документы, удостоверяющие личность, тогда как правительственный проект предусматривает обязательную «биометризацию» только для документов для выезда за границу.

По определению независимых экспертов, нынешний правительственный законопроект лучше, чем прошлогодний, и при условии доработки может быть принят. В частности, в выводах Центра политико-правовых реформ относительно этого законопроекта рекомендуется, по европейской практике, назвать основной общегражданский документ, который должен заменить «внутренний паспорт» «удостоверением личности», а не «удостоверением гражданина Украины», как предлагает правительство; в этом документе должна непременно быть информация о местожительстве - чтобы избежать потребности постоянно получать справки по этому вопросу. Эксперты предлагают также урегулировать в законе вопрос платы за изготовление документов и уменьшить сроки, которые отводятся на их оформление. Рекомендуется также перейти к распространенной в развитых демократических странах практике определения субъекта, который будет предоставлять гражданам услуги относительно предусмотренных законопроектом документов, передав эту функцию органам местного самоуправления (вместо милиции или подчиненной ей Миграционной службы).

Однако на это время сроки рассмотрения законопроектов о документах, удостоверяющих личность, остаются неопределенными, несмотря на четкий сигнал, поступивший от правительства. Даже тем, что не внес вопрос в повестку дня, парламент еще раз продемонстрировал недостаток поддержки правительственных инициатив, представляющих общественный интерес и даже отвечающих указаниям президента.

На этот раз, кроме традиционного несогласования позиций авторов депутатского и правительственного проектов, свою роль сыграла и позиция провластной группы «Реформы ради будущего», которая не дала голосов за внесение законопроектов о документах в повестку дня. Эта группа пытается протолкнуть свой законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», регистрационный номер 9592 от 14.12.2011. Этим проектом авторства депутатов Рыбакова, Каплиенко, Чорновила и Плюща предлагается ввести новые стандарты документов для выезда за границу в рамках действующего законодательства без принятия отдельного закона о документах, удостоверяющих личность. Такой подход не предусматривает внесения каких-либо изменений в крайне архаичную, унаследованную от СССР систему действующих документов, удостоверяющих личность в Украине (прежде всего речь идет о «внутреннем паспорте»). Авторы проекта выходят из неправильного предположения, что когда ПДВЛ прямым текстом не требует реформы внутренних документов, то можно ограничиться лишь введением нового стандарта загранпаспорта с электронным чипом. На самом же деле стандарты ЕС, которые должны быть внедрены в рамках визовой либерализации, предусматривают выпуск «машиносчитываемых биометрических загранпаспортов… на основе безопасного управления идентификацией (документы о гражданском состоянии и первичных документах, удостоверяющих личность)». Так что без реформы внутренних паспортов (пусть и растянутой во времени) пройти путь к безвизовому режиму с ЕС Украине не удастся, о чем свидетельствует опыт других стран. Прежде всего Западных Балкан, недавно завершивших этот путь.

Равнодушная реакция оппозиции, которая не дала ни одного голоса в пользу рассмотрения указанных законопроектов, - отдельный вопрос, который показывает уровень ответственности украинского политического класса вообще.

Другая тема, с которой определенности еще меньше, чем с паспортами, - вопрос противодействия дискриминации, системной проблеме, пронизывающей все отношения между государством, обществом и личностью в Украине: ее преодоление - краеугольный камень четвертого блока Плана действий по визовой либерализации. Если в вопросе с паспортами есть по крайней мере четкая правительственная позиция, поддерживаемая президентом, то здесь пока что попытки Валерия Хорошковского сдвинуть процесс с мертвой точки натолкнулись на сопротивление министра юстиции.

По нашим данным, Александр Лавринович на упомянутом заседании Координационного комитета по выполнению ПДВЛ отверг адресованное ему требование представить на рассмотрение правительства проект закона относительно предотвращения и противодействия дискриминации. Позиция Минюста состоит в том, что утверждения правительственной Стратегии борьбы с дискриминацией с соответствующим планом мероприятий будет достаточно. Однако сторона ЕС, как и независимые эксперты, недвусмысленно указывают на ошибочность этого подхода, настаивая на принятии полноценного закона, который бы не только декларировал намерения, но и устанавливал реальные механизмы предотвращения дискриминации.

Так что наличие только нескольких проблемных позиций в выполнении ПДВЛ может затормозить этот процесс на той стадии, когда переход ко второй фазе кажется таким близким.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме