Кто победит: кризис или протесты?

Поделиться
В Греции и Испании люди вышли на улицы осознанно и организованно — сказать свое протестное слово. И сказать его так, чтобы услышали правители.

Во вторник в Мадриде мирная протестная манифестация переросла в массовые беспорядки, в результате которых 60 человек получили травмы, половина из них - полицейские, разгонявшие радикальных демонстрантов. В среду в Греции началась 24-часовая всеобщая забастовка и демонстрация против ожидаемых мер жесткой экономии. Таким образом, Европа прервала монополию на стихийные уличные выступления, захлестнувшие мусульманский мир как эмоциональная реакция на никчемный кинопродукт. В Греции и Испании люди вышли на улицы осознанно и организованно - сказать свое протестное слово. И сказать его так, чтобы услышали правители.

Испания протестует, но верит в евро

На акцию протеста в Мадрид съехались представители практически всех регионов Испании - выразить свое несогласие с политикой жесткой экономии, которую правительство во главе с премьер-министром Мариано Рахоем пытается воплотить в жизнь. Однако девять месяцев, прошедшие со дня его избрания, ощутимых результатов в деле упорядочения государственных финансов пока не принесли. За последние три года (с 2010-го) Испанию второй раз накрывает мощная волна кризиса. По данным августа 2012 г., безработица составила почти 25% (иными словами, четверть работоспособного населения не работает), а дефицит госбюджета - 50,1 млрд. евро. Что касается экономического роста, то кредитное агентство Standard & Poor’s прогнозирует экономике Испании падение в 1,4% против предполагавшихся 0,6%.

При этом сказать, что правительство консерваторов бездействует, будет неверно. Премьер-министр Мариано Рахой, пришедший к власти на волне все того же народного недовольства правительством (тогда - социалистов), старается изо всех сил реализовать амбиции своей партии, да и свои личные. (Он дважды - в 2004-м и 2008-м - проигрывал выборы социалисту Хосе Луису Родригесу Сапатеро, и в Народной партии уже поговаривали о смене лидера. Но в ноябре 2011-го подоспели досрочные выборы, и усталость от социалистов вынесла либералов во власть.) А ведь Рахой понимал, что ему придется применять все те антикризисные меры, за которые испанцы невзлюбили Сапатеро.

Испания нуждается в европейской финансовой помощи. Для получения кредитов Евросоюза официальный Мадрид обещал провести масштабные структурные реформы. Однако обещания пока не выполнены. В первую очередь, это касается административной реформы, сокращения раздутого бюрократического аппарата. Поскольку каждый из 17 регионов фактически дублирует функции центральной власти. В Испании, в отличие от других крупных экономик ЕС, региональные правительства и муниципалитеты имеют гораздо большую финансовую автономию, распоряжаются своими бюджетами вплоть до заимствований. Такая ситуация лишь увеличивает общий долг государства, который во втором квартале 2012 г. достиг рекордного уровня - 808,3 млрд. евро, т.е. почти 76% ВВП. Правда, величина госдолга Испании по отношению к ВВП не так высока, как у других больших экономик - Японии, США или Великобритании, не говоря уже о Греции. Проблема Испании в бюджетном дефиците. И если его не ликвидировать в ближайшие два-три года (что практически невозможно), то госдолг будет расти.

Если Испания попросит помощи в Европейском стабилизационном фонде (а это, по мнению большинства аналитиков, всего лишь вопрос времени), она будет вынуждена поставить свою внутреннюю финансовую кухню под жесткий контроль ЕС. Таковы условия. И с ними в свое время пришлось смириться предыдущим заемщикам - Греции, Ирландии, Португалии. Однако премьер-министр Мариано Рахой слишком болезненно относится к таким перспективам и, чего греха таить, оттягивает момент. Он даже подумывает о пенсионной реформе, хотя в предвыборных обещаниях заверял избирателей не трогать пенсии.

Сентябрьский социологический опрос в Испании выявил интересную взаимозависимость величин: 73% потеряли доверие к правительству и считают, что премьер Рахой не справляется со своими обязанностями; 72% убеждены, что Испании следует обратиться за внешней финансовой помощью, но те же 70% доверяют единой европейской валюте и лишь 20% желают вернуться к испанской песете.

Следует заметить, что антикризисные меры испанского правительства, а это в первую очередь бюджетная экономия, возбудили сепаратистский нерв в Каталонии, Стране Басков, Галиции, Андалузии, на Канарах. Окраинные регионы требуют независимости, полагая, что она защитит их не только от несправедливого правительства Рахоя, но и от экономического кризиса. Правда, сепаратистские потуги серьезно не воспринимает ни правящая народная партия, ни оппозиционная социалистическая. Вопрос этот не обсуждается еще и потому, что конституция Испании не предполагает данного сценария. Да и поражено сепаратизмом в масштабах страны, можно сказать, меньшинство.

Греческий парадокс

Летнее затишье в Греции завершилось. В среду 26 сентября началась всеобщая суточная забастовка, первая со времени прихода к власти в июне нового правительства во главе с премьер-министром Антонисом Самарасом. На работу не вышли госслужащие, в их числе врачи, учителя, музейщики, транспортники, авиадиспетчеры. Страна опять окунулась в привычную за последние три года обстановку. Причем профсоюзы вывели людей на улицы не только в знак протеста против политики правительства, но и приурочили массовые митинги и демонстрации к очередному приезду в страну представителей «тройки» кредиторов.

Грецию, как известно, с весны 2011 года спасают от дефолта международные кредиторы - Еврокомиссия, Европейский центробанк и МВФ (прозванные «тройкой»), выделяя наиболее пострадавшей от кризиса стране деньги из Европейского стабилизационного фонда. Греция уже получила 240 млрд. евро. На очереди новый транш кредита в 31,5 млрд. евро, причем задержанный к выплате с июня. Для его получения страна должна предоставить доказательства выполнения возложенных на нее условий. На данном этапе это согласованный новый пакет мер экономии на 2013-2014 гг. на сумму 11,5 млрд. евро, главным образом за счет сокращения зарплат и пенсий. Инспекторы «тройки», наезжая в страну ежемесячно, никак не могут получить внятный результат ни от нового правительства, ни от парламентской коалиции.

Кроме того, в СМИ просочились сведения из документов «тройки», что ситуация с дефицитом греческого бюджета более чем плачевна: он оказался вдвое больше, чем ожидалось, и составил почти 20 млрд. евро. По некоторым же сведениям, его реальный размер доходит до 30 млрд. евро. Если кабинет Самараса не справится с дырой в бюджете, нового кредита Греции не видать. К тому же согласованный с кредиторами еще в феврале график структурных реформ и приватизации госсобственности безнадежно сорван, разумеется, греческой стороной. Словом, по состоянию на сентябрь 2012-го Греция, как оказалось, не выполнила большую половину своих обязательств.

Главный барьер, который тормозит какое-либо продвижение Греции в разрешении кризиса, традиционно банален - «в товарищах согласья нет» ни во власти, ни в обществе. 90% греков считают, что программа мер жесткой экономии госресурсов социально несправедлива. И опасаются, что очередное планируемое сокращение пенсий и зарплат может достичь рекордных 20%, ударив опять по наиболее незащищенным слоям населения. Поэтому и начался сезон забастовок и демонстраций, первый день которого завершился «коктейлями Молотова» и слезоточивым газом.

Согласия нет и в правящей парламентской коалиции, довольно пестрой по политическому составу. Рожденная в тяжелых муках она объединила правоцентристскую партию «Новая демократия» во главе с премьер-министром Самарасом, Всегреческое социалистическое движение ПАСОК, которое возглавляет предыдущий премьер Эвангелос Венизелос, и «Демократическую партию левых» с лидером Фотисом Кувелисом. Если ранее участники коалиции не могли согласовать размер сокращений по пенсиям и пособиям по безработице, то сегодня они не могут договориться о сроках внедрения реформ. Причем Венизелос, который последний год сам находился на линии премьерского огня, сегодня заявляет, что «нельзя испытывать терпение народа». Без популизма, как видим, никак. При этом все три участника коалиции категорически отрицают возможность ее развала. Ибо цель у них высокая - спасение страны. Вот только знают ли об этом сами греки, за счет которых спасение планируется?

При всем этом последние опросы общественного мнения в Греции зафиксировали неожиданный парадокс - 67% греков хотят остаться в еврозоне. Самое удивительное, что этого хотят и правители Евросоюза. Канцлер Германии Ангела Меркель, как пишут немецкие обозреватели, будет стоять до последнего на страже единства еврозоны. Того же, как оказалось, хочет новый французский президент Франсуа Олланд. Категорически против выхода Греции из еврозоны и глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер. Значит ли это, что лидеры ЕС уже смирились с новым траншем для Греции, не дожидаясь выводов экспертов «тройки»?

На 8 октября запланирована встреча министров финансов стран еврозоны. На ней, как ожидается, и будет рассмотрен отчет инспекторов «тройки» по ситуации в Греции. Если очередной транш из стабфонда будет одобрен, страна продолжит балансировать над пропастью дефолта. Если же кредиторы будут строги и непреклонны, Греция сорвется в эту самую пропасть. Хуже, чем ей самой, от этого никому уже не будет. Угрозой же для еврозоны может оказаться эффект домино. Правда, к тому времени предполагается ввести в действие новый стабфонд ESM и другие меры защиты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме