АЛЕКСЕЙ КУЧЕРЕНКО: «Я БЫ НЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЛ ПОНЯТИЯ «ГУБЕРНАТОР» И «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР»

Поделиться
В своей книге «Записки губернатора» (увидевшей свет незадолго до увольнения с поста главы Запорож...
Алексей Кучеренко

В своей книге «Записки губернатора» (увидевшей свет незадолго до увольнения с поста главы Запорожской государственной областной администрации) Алексей Кучеренко вспоминал, что о самом громком в своей карьере назначении он узнал из прессы. Таким же образом Алексея Юрьевича «проинформировали» и о снятии… О традициях запорожской политической жизни экс-губернатор решил рассказать читателям «ЗН».

— Алексей Юрьевич, как вы восприняли известие о вашей отставке с поста губернатора Запорожской области? Это было для вас неожиданностью или давно ожидаемым событием?

— Я воспринял это известие достаточно спокойно. Сегодня согласно Конституции Президент и назначает, и увольняет губернаторов. Это его право. Да и с формальной причиной моей отставки трудно не согласиться — я не сложил свои депутатские полномочия. Поэтому ни о каких обидах с моей стороны не может быть и речи. Конечно же, я понимаю, что в какой-то степени решение о моей отставке было обусловлено и другими обстоятельствами. Обстановка в стране такова, что Президент должен прислушиваться к мнению различных политических сил и учитывать их пожелания. Накал страстей, который существует сегодня в центре, необходимо гасить. И если мое увольнение внесет хоть какую-то лепту в успех переговорного процесса, начавшегося в центре, я буду вполне удовлетворен. При этом хотел бы отметить: экономические и социальные показатели в области, как и динамика их развития, на момент моей отставки были положительными.

Что касается вашего второго вопроса, на него мне трудно ответить однозначно. С одной стороны, о моей отставке я узнал после сообщения о ней в информационном выпуске новостей, это было для меня неожиданностью. С другой стороны, внутренне я к этому был готов. Всем известно, что в Запорожской области расположено много экономически привлекательных объектов и вокруг каждого из них сосредоточены интересы определенных политических групп, многие из которых существенно влияют на ситуацию в центре. Причем, в отличие от наших соседей, Донецкой и Днепропетровской областей, в Запорожской интересы этих групп не консолидированы. Угодить всем чрезвычайно сложно. Это не удалось не только мне, в области за последние три года назначен уже шестой губернатор. В связи именно с этими обстоятельствами я не торопился отказываться от депутатского мандата.

— Не считаете и вы, что побудительным мотивом для вашего увольнения послужил конфликт между губернатором Кучеренко и группой Виктора Пинчука? По крайней мере, такая версия наиболее часто высказывается независимыми наблюдателями.

— Я бы не упрощал ситуацию и не сводил все исключительно к вопросу о ЗАлКе. За время моего губернаторства было сделано многое, что вызывало недовольство у определенных политических и экономических групп.

Прежде всего, это жесткая и принципиальная позиция облгосадминистрации по отношению к организации энергообеспечения области. Когда я возглавил область, то с удивлением обнаружил, что наблюдательный совет «Запорожьеоблэнерго» преимущественно состоит из представителей оффшорных компаний, несмотря на то, что 60% акций этого предприятия принадлежит государству. Думаю, что именно этим обстоятельством и был обусловлен крайне низкий уровень денежных расчетов на то время. За время моего пребывания на посту губернатора нам все же удалось значительно улучшить ситуацию и с платежами, и с лимитами на электроэнергию. Но по многим принципиальным вопросам нам так и не удалось найти общий язык с тогдашним руководством Минтопэнерго. Одним из результатов этого явилось то, что «Запорожьеоблэнерго» как было, так и осталось той лазейкой, через которую избранные предприятия благополучно осуществляли зачеты, избегая реальной оплаты за потребленную электроэнергию.

С большим сопротивлением столкнулись мы и в вопросах ужесточения требований к предприятиям по охране окружающей среды. Многие, даже прибыльно работающие предприятия, не считали нужным выделять средства на экологические программы. Развернулась борьба за право работать на свалке «Балка средняя», расположенной практически на территории города. Но ни один из «борцов» не думал о том, что сделать для того, чтобы минимизировать вредное воздействие свалки на жителей города. Хотя финансовые возможности у них для этого есть. Не удивительно, что стремление обладминистрации взять эти процессы под контроль не могло понравиться собственникам целого ряда предприятий, т.к. это потребовало от них отвлечения денежных средств на нужды города и области. Начиная компанию по борьбе за чистоту окружающей среды, мы прекрасно осознавали, на что идем, но понимали и то, что если оставить все как есть, скоро в этом городе нельзя будет жить.

Не всем понравилась и совместная инициатива облгосадминистрации и профсоюзов области по увеличению заработной платы на предприятиях области. И хотя Запорожская область по уровню заработной платы и так находится на одном из первых мест в Украине, мы все-таки считаем, что предприятия должны полнее использовать свои возможности по повышению заработной платы. Это не только поднимет уровень жизни и, конечно же, платежеспособность населения, но и даст возможность значительно повысить уровень социального обеспечения в области. Ведь львиная доля областного бюджета состоит из налога на доход граждан. Должен сказать, что по этому вопросу нам удалось достигнуть значительных успехов, в заключенных предприятиями области коллективных договорах было предусмотрено повышение заработной платы от 5 до 30%.

Что касается ЗАлКа, то тут и так всем все известно, этот процесс хоть и односторонне, но очень подробно освещался в средствах массовой информации. Хочу подчеркнуть, что и сегодня я не отказываюсь ни от одного своего слова и поступка по этому вопросу. Поскольку никто никогда не сможет убедить меня, что 69 миллионов больше, чем 101 миллион. Столь же сложно поверить в то, что фирма, которую в итоге признали победителем конкурса, более соответствует понятию «промышленный инвестор», чем компании, которые были исключены из числа участников конкурса на его первом этапе. Объясните мне, может ли считаться таковым структура, утвержденная двумя физическими лицами? Структура, уставной капитал которой составляет не то 3, не то 4 тысячи долларов? К сожалению, тут регион проиграл, силы оказались неравными. Но даже сегодня, понимая, что моя «неблагоразумная» позиция по этому и другим вопросам во многом стоила мне места губернатора, я ни о чем не жалею.

Хотел бы отметить, что история с ЗАлКом стала для меня показательной не только тем, что она обнажила проблемы, существующие в приватизационной сфере. Этот конкурс показал, насколько у нас сегодня монополизированы средства массовой информации. Ведь ни я, ни другие представители региона не имели возможности высказать свою позицию ни на телевидении, ни в прессе (за исключением нескольких печатных изданий, в том числе — «Зеркала недели»). Этот конкурс стал также наглядным примером того, насколько беззащитна местная власть, когда ей приходится отстаивать региональные интересы перед властью центральной.

— Насколько я знаю, до назначения на пост губернатора вы имели самое непосредственное отношение к региональной политике, являлись одним из основателей депутатской группы «Возрождение регионов», сопредседателем общественного объединения «Межрегиональный союз». Что изменилось в ваших позициях после того, как вы побывали той самой «региональной властью», интересы которой всегда защищали? Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы интересы регионов были представлены в центре, уже исходя из вашего сегодняшнего опыта?

— Должен сказать, что мои позиции относительно необходимости усовершенствования отношений «центр—регионы» не только не изменились, но и еще более укрепились. Я убежден, что без концептуального изменения модели власти мы будем обречены на постоянные противоречия между парламентом и правительством, между центром и регионами. Проблема взаимоотношений «центр—регионы» еще не приобрела такой остроты, как те, которые сегодня будоражат центр. Но если мы не будем уделять ей достаточного внимания и не упредим нарастающие негативные явления в этой сфере, то придем к гораздо более сложной ситуации. Не касаясь всей проблемы в целом — это тема отдельного большого разговора — хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые в моем случае проявились очень отчетливо. Прежде всего это касается тех функций, которые сегодня возложены на губернатора. С одной стороны, он должен проводить политику центра в регионе, а с другой — защищать интересы региона в центре. Эти функции противоречивы и конфликтны по своей сути. При такой постановке вопроса защита интересов региона возможна лишь в определенных строго ограниченных рамках. На мой взгляд, так быть не должно. Более эффективной была бы схема, при которой в регионе существовали бы две, примерно равные по политическому весу фигуры. Один региональный лидер должен избираться жителями региона и защищать интересы региона в центре, другой — назначаться сверху и реализовывать в регионе интересы центра, интересы государства. При этом обязательно следует четко разделить полномочия и детально выписать права и обязанности каждого.

— Жалеете ли вы о том, что ушли с поста губернатора? Ведь сегодня в весомости роли административного ресурса на выборах мало кто сомневается. Насколько велико влияние на этот ресурс главы облгосадминистрации? В силах ли он направить его в то или иное русло?

— Насчет того, жалею ли о том, что я уже не губернатор. В какой-то степени да, поскольку не удалось реализовать все задуманное и начатое в области: информатизацию обладминистрации, усовершенствование системы подготовки кадров, развитие инвестиционных процессов, экологическую и энергосберегающую программы и т.д. Но, с другой стороны, взвешенно оценивая ситуацию, должен сказать, что даже с точки зрения региона сегодня я буду более востребован и более полезен в парламенте. Я активно защищал интересы области, находясь на посту губернатора, возможно даже более активно, чем это позволяли обстоятельства. Но если посмотреть на то, многого ли я добился для региона в результате такого противостояния, то должен честно сказать, что нет. Более полугода мы предлагали обсудить и формализовать отношения обладминистрации и Минтопэнерго, месяца четыре воевали за применение прозрачных и объективных процедур при приватизации ЗАлКа, пытались навести порядок в сфере экологии. Каков результат? Разве что моя отставка. К сожалению, проблема лежит значительно глубже, чем наличие экономических и политических противоречий между группами интересов. Проблема, как я уже говорил, заложена в действующей модели власти. И именно задача усовершенствования модели власти, на мой взгляд, имеет сегодня наивысший приоритет. Что касается весомости роли админресурса на выборах, то я бы его не переоценивал. Более того, в сложившихся политических и экономических условиях админресурс, при неосторожном его использовании, может привести не к победе на выборах, а к противоположным результатам.

— Как вы относитесь к идее создания «партии губернаторов»? Способны ли региональные лидеры объединиться?

— Во-первых, я бы не отождествлял понятия «губернатор» и «региональный лидер». Второе понятие значительно шире. Должен сказать, что идея о консолидации усилий регионов возникла давно. Как мне показалось, в последнее время губернаторы начали осознавать реальную потребность в таком объединении. Прежде всего это необходимо для того, чтобы совместно решать проблемы в плоскости «центр—регионы». И мне кажется, что реализация подобного политического проекта могла бы способствовать консолидации общества. Только я бы не называл это объединение «партией губернаторов», поскольку губернатор на сегодня является фигурой, которая ограничена в своих действиях определенными рамками, поэтому не может возглавлять такое движение. Хотя, конечно же, поддержка губернаторов во многом может усилить позицию региональных лидеров.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме