Александр Омельченко: «Административно-территориальная реформа в условиях социальной депрессии, жесткой централизации, коррупции и миллиардных дыр в бюджете — блеф»

Инна Ведерникова 2 марта 2012, 16:38
omelchenko2.jpg
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Читайте также

Александру Омельченко сегодня, как оказалось, легче купить слона (за 90 тыс. долл. для столичного зоопарка), чем поддержать административно-территориальную реформу, которую министр региональной политики Близнюк по заданию президента намерен проводить кнутом и пряником уже в 2013 году. 

Стартовый законопроект об объединении громад — в профильном парламентском комитете Омельченко. На 12 марта намечено первое заседание. Автор документа Азаров. 

С одной стороны, власть централизована аж до скрипа, два года местное самоуправление финансируется по остаточному принципу, не досчитываясь миллиардов, а мэры, которым зачем-то установили прямую телефонную линию с президентом, теперь дружно радуются за донецкого градоначальника Лукьянченко, который (как выяснилось в ходе разговора с министром) единственный из них, кто «по ней разговаривает». 

С другой Кабмин подает в Раду закон, подразумевающий начало глубочайшей децентрализации власти. Начиная от смены формы государственного устройства (требующей последующего внесения изменений в Конституцию) и заканчивая передачей финансов и полномочий на места. 

Этот парадокс вызывает массу вопросов. Зачем Януковичу это надо? Прозрел? Очнулся? Сменил приоритеты? Или политтехнологи посоветовали таким чудным образом отвлечь внимание масс — больно нажать в неожиданном месте, чтобы не чувствовалось, как давно и нестерпимо болит в привычных? 

Об этом и многом другом мы и говорили с А.Омельченко. Порой еле различая лица друг друга за тяжелым дымом выкуренных им сигарет.

О «сбитом летчике», культе личности и разрушительной вертикали

— Александр Александрович, ваш широкий жест по отношению к фауне столицы, без сомнения, оценят родители восторженной детворы. Однако давайте о шагах в людском направлении. Старт админтерреформы — на сегодня единственной точки, где обнаружена некая преемственность власти (принципы объединения громад были сформулированы Кабмином Тимошенко и легли в основу законопроекта, разработанного кабинетом Азарова), зависит и от решения вашего комитета. На самом деле, вы, как его глава, можете стать реформатором или оказаться в списках тормозящих развитие консерваторов. 

Вообще-то последние годы я числюсь в списках сбитых летчиков. Потому как не мешаю и не помогаю ни власти, ни оппозиции. Но то, что сегодня происходит в нашей стране, заставляет периодически говорить даже таких мамонтов, как я. При этом особенно не думая о названии списков, куда меня еще могут занести. И знаете, прежде чем анализировать риски законопроекта об объединении громад и задекларированной властью административно-территориальной реформы, скажу, что у меня в голове не укладывается, почему за двадцать лет, имея такое развитое общество, четырех всенародно избранных президентов и десятки умных премьеров, мы пришли туда, где сегодня стыдно находиться цивилизованному государству?.. Социальная депрессия, давление на оппозицию, жесткая централизация власти, критичные пробоины в экономической политике, двуличие на международной арене... Это что бы вы не забывали, на какой платформе власть объявляет о начале самой сложной и болезненной реформы. Утешает только то, что моей личной вины в этом нет. Я бы ни при каких обстоятельствах подобного не допустил. На каком бы посту ни находился — мэра, спикера, президента... 

— Но пост главы парламентского комитета по вопросам местного самоуправления и государственного строительства тоже обязывает к некоторой активной позиции. Вертикаль строилась и закрепилась при вас. Конституция ломалась — тоже. Вы считаете, что в полной мере использовали возможные рычаги своего сегодняшнего статуса?

— Наш комитет все эти годы в тройке лидеров. И по количеству, и по качеству законопроектов. Что касается возвращения к Конституции 1996 года, то я был и остаюсь противником подобного шага. Комитет тогда рвало на части. Я лично не голосовал. Потому как считаю, что логическим этапом после политреформы 2005 года должен был стать переход к чистой парламентской республике. Опыт четырех президентов и борьба за это высокое кресло, которая не на жизнь, а на смерть, — наибольший негатив для Украины. Только парламентская республика может примирить региональные элиты, конфессии и общество… 

Однако решение комитета имеет силу исключительно на уровне комитета и подачи его в сессионный зал. Потом документ становится собственностью депутатов. Где решение принимает большинство. И я думаю, что не сообщу вам большую новость, если скажу, что сегодня впервые за всю историю независимой Украины президент, парламентское большинство, премьер-министр, все исполнительные органы власти на уровне страна — область — район — город (скоро мэров не регионалов можно будет по пальцам пересчитать) представляют одну партию. Такая вертикаль власти действовала, и то не все время, когда, согласно ст.6 Конституции, ведущей и направляющей силой была КПСС. Но даже тогда, если вы помните, в выборах принимал участие блок коммунистов и беспартийных. Причем последние активно и массово привлекались в исполнительную власть. 

— И даже тогда, в классах советских школ не висели метровые портреты Брежнева, как сегодня Януковича. Знаете, я прозрела, когда зашла на днях в одно из учебных заведений пригорода столицы. Первоклассники заикаться у доски начинают от пристального взгляда с фотографии. Скоро песни начнем разучивать… Где уж тут воспитаешь незашоренного члена громады, способного по-европейски самоуправлять и брать на себя ответственность. 

— Подобные факты сегодня можно встретить в офисе, на промышленном предприятии, АЗС, не говоря уже о госучреждениях. Надеюсь, что это самодеятельность подхалимов, а не негласная команда президента. Таким образом авторитет не поднимается. Но в то же время все это — абсолютно логическое следствие сформированной вертикали подчинения во всех сферах и на всех уровнях. И президент должен был это предвидеть. Я не знаю, кто из его окружения «помог» ему совершить такую стратегическую ошибку. Или это его внутреннее мироощущение и идеология? Так или иначе, но подобная концентрация власти в одних руках говорит о риске для президента отвечать за все в этой стране. Начиная от смерти слона в киевском зоопарке и заканчивая провалом газовых переговоров. 

— Если честно, меня уже мало интересует, чем в этой истории рискует лично Янукович. Давайте о стране. 

— Весь мир видит демократию в децентрализации власти. Что включает: а) самоуправление на уровне гражданин-село-поселок-город-район-область-страна. А это сельский депутат, городской, районный, областной, депутат ВР; б) многопартийность; в) доступ к управлению государством женщин и молодежи. Царского престола, как видите, в этом перечне нет. Инициатива и демократизация не происходят по команде. Они развиваются в каждом селе, громаде, городе, столице в свободных условиях. Экономических, политических, социальных, общественных. Какими бы ни были их границы. Но об этом ниже. У нас и по Конституции — источник власти народ. И по Европейской хартии, которую мы сначала ратифицировали, а потом растоптали, — тоже. 

— Не отбирайте хлеб у АГУ.

— Я восемь лет был главой Ассоциации городов Украины (АГУ) и мэром Киева. И знаете, мы имели доступ на Банковую, в Кабмин, ВР. А как иначе? Шел диалог мэров, Ассоциации и президентов — Кравчука, Кучмы, Ющенко… Формальный, неформальный, жесткий… И вдруг лидер Партии регионов не совершенствовал и не продолжил подобную традицию, обходясь официальными декоративными слушаниями и собраниями? Сегодня АГУ и местное самоуправление не имеет никакого влияния на подготовку бюджета. В результате за два года местным бюджетам не было додано 29 (!) млрд. грн. Концы с концами сводили отдельными постановлениями Кабмина, выделяя средства на зарплату медикам и учителям. На ЖКХ искали из других статей. В 2012 году — та же история — недодали 21 млрд. На развитие — ни копейки. 

А что такое развитие? Это совсем не рост ВВП, от которого людям ни холодно ни жарко. Где ремесло? Вот передо мной десять ручек — Китай, Германия, Франция, Италия… Наше где? Все начинается с села, с городка. Сегодня же на уровне сел и районов около 70 процентов людей стоят в очереди на биржу труда. И заливают свое горе водкой. В то время как новомодные фермеры-латифундисты имеют по 100 тыс. га и мощнейшую технику. Засеяли — убрали, засеяли — убрали…Рабочие руки больше не нужны. Все централизованно и за копейки (литр жирного молока у хозяйки 3,60 грн., разведенного в супермаркете — 10 грн.) скупается на селе, а перерабатывается на заводах в областных центрах. Наши поля засеяны подсолнечником, кукурузой и рапсом. Собственные производство и потребление сокращаются, все гоним за границу. Скоро хлеб перестанем сеять и печь. Идет спланированное уничтожение целого класса населения страны. Чем мы в таком случае отличаемся от Советов, моривших голодом украинцев в 33-м? Что чувствуем, когда возглагаем цветы к возведенным памятникам?... 

О реформе, пустых обещаниях и разнице в подходах 

— Александр Александрович, я не общалась с формальным автором законопроекта об объединении громад Николаем Азаровым, однако тот же Юрий Ганущак и Анатолий Ткачук, разрабатывавшие основы этой административно-территориальной реформы, говорят именно о спасении села и сельского населения как одной из основных целей проекта. 

— Я уверен, что в ближайшие три года говорить о административно-территориальной реформе не имеет никакого смысла. 

— Но эксперты называют этот шаг первым реальным прорывом власти!

— Я вам что, зря все это время рассказывал о тех «прорывах», на основе которых собираются проводить реформу?! Для реализации реформы подобного уровня и масштаба необходимо наличие нескольких обязательных факторов.

Во-первых, требуется устойчивая экономическая основа и гарантированный бюджет. Мы же имеем 57-миллиардную дыру в 2012 г.

Во-вторых, должна быть четко сформулирована идеология реформы и налажен диалог с обществом. Люди боятся объединения, громад, старост… Безсмертный в Макаровском районе на старостах (прямая ассоциация с полицаем) и погорел в 2006-м. А, не дай бог, объединим два района, какое название останется? Потерявший свое — сразу против. 

В-третьих, а что, кто-то уже обнародовал новую карту Украины с новыми административными единицами? Прежде чем выходить с таким законом в парламент. Что, уже есть, что обсуждать? 

— Стратегия и концепция реформы была разработана еще при Тимошенко. Основное условие объединения громад — добровольность. Что, собственно, и собирается финансово поддерживать и стимулировать государство. Правда, на первом этапе. 

Потому как основной мессидж закона, который вы будете обсуждать в этом кабинете 12 марта, — норма о том, что поддерживать государство будут только те громады, которые объединились, согласно перспективному государственному плану. И такой план существует. 

В 2009 году губернаторы получили задание смоделировать процесс и новые административные единицы, согласно обозначенной Минрегионстроем методике. С чем они хоть и со скрипом, но справились. В результате могу предложить вам карты, к примеру, трех областей — Донецкой, Днепропетровской и Хмельницкой. Где видна структура будущего административно-территориального устройства: громада (несколько сел объединятся вокруг большого села или городка, средняя численность 5—15 тыс. жителей) — район (количество существенно сократится; к примеру, в Донецкой области из 19 останется — пять, в Днепропетровской из 21 — пять, в Хмельницкой из 20 — три) — область (количество и границы меняться не будут).

Основной принцип реформы — доступность жителей к месту работы и предоставлению основных видов социальных услуг. Цель — создать дееспособные, однородные громады, экономически сбалансировать территории, после чего передать на места деньги и полномочия. Если это произойдет, пальму Мерцалова можно делать символом Украины. 

— Если вы считаете, что чем-то меня удивили, то сильно ошибаетесь. Возвращаясь к истории, отмечу, что формирование ныне существующих границ областей продолжалось не один год. Ленин строил карту республик СССР по принципу американских штатов, работая с приглашенными специалистами. Области Украины формировались на протяжении 30 лет, начиная с 20-х годов. Окончательные коррекции в административную карту Украины внесла реформа 1954—60 гг. Это был трудный процесс на уровне государственного мозга. Что я хочу сказать? Главное! Делать новую карту с уровня трех-четырех мелких бедных сел — абсурд! Или вы считаете, что из четырех бедных сел может получиться богатая громада?! Из чего? Это только в математике минус на минус дает плюс. А в жизни все выглядит совсем по-другому. Вы об этом с экспертами случайно не разговаривали? 

— Хотите сказать, что вы против предложенного в законе принципа проведения реформы снизу? 

— Категорически. Рисовать карту нового административно-территориального устройства Украины нужно, начиная с областей. Ведь несбалансированность у нас именно на этом уровне. Донор — реципиент. Богатый Донецк, бедный Луганск. Развивающийся Киев и теряющие мощь города-спутники. А что если на базе Луганской и Донецкой областей сформировать одну административную единицу — регион Донбасс — на семь миллионов жителей, и реализовать пилотный проект? Более того, я лично десять лет назад предлагал объединить Киев с Киевской областью и сделать столичный регион — Киевская Русь. Предоставить статус автономии. Мы все просчитали. Нас поддержала Академия наук. Все было согласовано с президентом. И если бы не дружба четы Засух с супругой президента, которых сильно волновал вопрос сохранения своего статуса в области, мы бы уже сейчас подводили итоги эксперимента и могли говорить о других таких проектах. А что сегодня? Из девяти районов области все едут работать в Киев. И платят там налоги. А дома только спят. Скоро в Бородянке и Ворзеле не за что будет мусор вывозить. 

То есть я за пилотные экспериментальные проекты. 

— Но ваш подход — проводить реформу сверху и резать области — задевает интересы местных и региональных элит. Бизнес, избирательные округа, влияние… Это вещи, за которые товарищи будут драться. Безсмертный, кстати, погорел скорее на этом. Это обстоятельство может сразу поставить крест на самой идее. И, как мне известно, авторы реформы, отталкиваясь от уровня громады, руководствовались именно такими соображениями.

— Можно я повторю для авторов? Я не верю, что два бедняка, объединившись, вдруг станут богатыми. Более того, с тех пор как еще при Союзе нарисовали названия областей, мы так и не удосужились создать земельный кадастр, узаконить паи, определить границы сел и районов и пр. пр. А мы должны поставить точку на карте и уже знать, чья это земля. Как в любой другой европейской стране. И только потом начинать реформу. И последнее: без мнения громады никаких решений об объединении, укрупнении, изменении границ принимать нельзя. 

— Вы сами себе противоречите. Если объединять Донецкую область и Луганскую, донецкая громада никогда не проголосует за подобный эксперимент. Есть вещи, когда суверен должен брать на себя ответственность за важные государственные решения. С этой точки зрения норма о местном референдуме в законе об объединении громад также спорна. 

— А как же демократия? 

— Комитет будет блокировать законопроект, защищая демократию?

— Мнение сессионного зала может не совпасть с мнением комитета. Законопроект может быть проголосован, но так и нереализован. А может вообще не выйти из сессионного зала. 

— Ваш прогноз?

Мой прогноз указан в перечне факторов, необходимых для реализации такой реформы. Если вы помните, то первым я назвал экономическую основу. Так вот, мы можем долго спорить, сверху нам надо формировать новые регионы или стимулировать объединяться села. Но сначала скажите, что может обеспечить централизация охраны здоровья на уровне четырех сел при нынешнем состоянии дорог? Дееспособность громад? Их однородность? Многократное повышение смертности сельского населения, — вот что! «Скорая» будет два часа добираться. Господа, где дороги? Где хоть какие-то гарантии? Или уже где-то появилась новая больница с новыми услугами для спасения жизни? А может, новая школа? Да у нас еще сотни сел негазифицированы. 

— Министр Близнюк заявил, что финансово стимулировать объединение сел и формировать инфраструктуру на территории будущей громады нужно параллельно. 

Может, и нужно. Да только сами подумайте: если в 2012 году у нас нет 27 миллиардов для местного самоуправления, то где их Анатолий Михайлович возьмет в 2013-м? Кто их ему даст — президент? МВФ? Всемирный банк? Олигархи? Откуда в таком случае в селах появится зеленка и анальгин? Даже если они объединятся. То есть не надо говорить, мы вам дадим, если вы… Нужно сначала построить молочный заводик в селе и потом туда специалистов приглашать, а не наоборот. Лозунг: присылайте колхозников — создадим колхоз, провалился еще 70 лет назад. 

Согласен, давайте и такой эксперимент на базе какой-то области проведем. Но только покажем людям не обещания, а реальные поступки власти. А потом сравним успехи и решим, по какому пути нам идти. Сверху ломать или снизу объединять… Я как глава комитета вижу только такой путь. По-другому не получится в стране, где все решает политическая целесообразность. Где власть меняет Конституцию и формирует вертикаль под себя. Где Конституционный суд разрешает Кабмину не выполнять закон о социальных стандартах и прекратить выплаты некоторым категориям льготников. Где сегодня обещают, а завтра не делают. 

— Но зачем тогда, по-вашему, эта реформа Януковичу?

— Чтобы по сути ничего не менять, но отвлечь народ. Я убежден, что административно-территориальная реформа в условиях социальной и экономической депрессии, жесткой централизации власти, давлении на оппозицию, коррупции, миллиардных дыр в бюджете, целенаправленного уничтожения сельского хозяйства, сельских жителей как класса и пр. пр. — блеф. Мы, собственно, вернулись в самое начало нашего разговора. Почему Украина оказалась в этой провальной точке после 20 лет независимости? Я часто нахожу ответы в рейтингах журнала Forbes. Правда, о том, как сделать богатой страну и провести в ней админтерреформу, при постоянно растущем количестве миллиардеров, там еще ни разу не написали. 

О Киеве, смирении Попова и скромных способностях Кличко

— Кроме Forbes, интересными выглядят еще одни рейтинги — главы столичной администрации Александра Попова (29%) и Виталия Кличко (32%), на днях обнародованные группой «Социальный мониторинг». Согласитесь, разрыв между двумя претендентами на мэрский пост смешной. Особенно, если учесть, что бабушки Леонида Михайловича плавно переместились в нишу Александра Павловича. А молодежь, предпочитающая вести здоровый образ жизни, на выборы традиционно не ходит. В этой связи вопрос к бывшему городскому голове столицы: тактика власти, внедрившей в столицу своего главу КГГА ценой уничтожения местного самоуправления, таки оказалась верной?

— В этой истории меня уже мало интересует разрушительная тактика власти, Черновецкий, разъезжающий по миру с новой женой и миллиардами денег киевской громады, и даже его сомнительная подпись на решениях Киеврады и пр. пр. Для меня важно другое: как уважаемый мною Александр Павлович Попов мог пойти на нарушение Конституции и ликвидацию районных советов? Как мог смириться с лицемерием власти по отношению к Черновецкому и весь год рассказывать прессе, что Леонид Михайлович ему не мешает, и они с ним общаются по телефону? Я б себе язык откусил и ходил бы немым. Меня волнует также — это были личные решения Попова или ему дали такую команду? Зачем Попов на всю страну озвучил многомиллиардные суммы ущерба, нанесенные Киеву командой «черновецких», если до сих пор не вернул главные активы Киеву? Киевгорстрой, Киевгаз, Киевводоканал, Киевэнерго, алюминиевый завод в Броварах, земли аэропорта Жуляны, банк «Крещатик» и др. столица не получила обратно.

Команда замов недоукомплектована. Бюджет провален. Его невыполнение в 2011 году 2 млрд.700 млн. грн. Долги колоссальные. Бюджет 2012 — скромный и также очень-очень сомнительный. Единственное, что сделали, это достроили мосты, развязки, дороги и станции метро, которые начинала еще наша команда. Честь и хвала президенту и Кабмину, которые дали на это деньги. А дальше что? 

— А дальше, Александр Александрович, я ж и говорю — рейтинг растет. 

— Я третий срок проиграл с 23% рейтинга. А первый и второй выиграл с 70 (!)%. Без бабушек и без гречки. 

— Эту проблему мог бы справедливо решить второй тур. 

— Комитет за последние месяцы два раза подавал законопроекты о двухтуровых выборах мэра в столице и во всей стране. Партия власти не голосовала. По-видимому, потому что Украина сильно «хочет» в Европу и у Попова сильно «растет» рейтинг. 

— В отношении перспектив Кличко у вас такая же категорическая позиция? Есть информация, что, несмотря на стабильные заявления Виталия о намерениях баллотироваться, последняя социология дала повод его штабу серьезно обсуждать вопрос об отказе участия лидера партии «УДАР» в выборах мэра. 

— Я не хочу быть пророком. Я только хочу, чтобы в Киеве прошли честные выборы, и власть после них не меняла систему балансов в столице. И дело не только в том, что Александр Попов, заявляя, что после его победы надо снова объединить должности мэра и главы КГГА, выглядит, мягко говоря, сомнительно. А в том, что ни Попов, ни Кличко не готовы совмещать эти два поста. Вот где у Кличко команда? С кем он собирается руководить? Три фамилии знаю — Ковальчук, Новак, Коваленко. И это на весь Киев? Я бы об этом вел сегодня дискуссию. А не о том, кому и почему в июле выгодно или не выгодно проводить выборы. Надо проводить в мае — по закону. При одновременных выборах Киеврады. И без причитаний про Евро. Что теперь, детям не рождаться? Дипломы не выдавать? В случае победы Кличко, а не идти на выборы он не имеет морального права, пусть работают вместе. Кличко руководит депутатами, а Попов исполнительной властью. Может, тогда и будет толк. 

— Но вы в свое время совмещали четыре должности! А теперь снова предлагаете лепить систему власти под персоналии. На самом деле должности мэра и главы КГГА разведены абсолютно правильно. Но! Исполнительным органом должен руководить всенародно избранные совет и городской голова, а не назначенный президентом чиновник. В этом суть реформы местного самоуправления. Почему об этом не говорите?

— Я никогда и нигде против такой схемы власти в столице не возражал. 

— По списку какой партии или по какому округу будете баллотироваться в парламент? 

В конце апреля станет понятно с нарезкой округов. Потому пока не хочу зря бросать слова на ветер. К тому же свое решение на предмет возможности баллотироваться и по списку, и по округу, еще должен принять КСУ. Если норма будет отменена, то расклад сил серьезно изменится. Тогда и буду принимать решение. В отношении партийного списка, он у меня один — «Єдність». Партии 20 лет. Ни в каких грязных делах не замечена. Однако на сегодня не вижу смысла развивать ее под себя. Если бы нашелся политик средних лет с высокими способностями и моральной планкой, я бы партию искренне и безвозмездно ему передал. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.31
EUR 28.69