Украина 2015: год без Януковича, но с коррупцией

Алексей Хмара 20 февраля 2015, 00:00
коррупция

Читайте также

 

В феврале 2014 г. Виктор Янукович быстро собрал чемоданы, прихватил все ценное из своей резиденции Межигорье и отправился подальше от Киева, столицы Украины. Он четко понимал — миллионы возмущенных украинцев, доведенных до отчаяния годами коррупционных поборов, точно не простят экс-президенту и его окружению ни смертей невинных граждан, ни попыток бросить государство в объятия путинской России.

Начав многомесячную забастовку против коррумпированной власти, которая затем станет Украинской революцией против коррупции, граждане быстро вывели для себя простую формулу жизни: 

кардинальное обновление власти 

+ реальное воплощение европейских стандартов правления

+ беспощадная борьба с коррупцией 

= успешное будущее государства и благосостояние его граждан. 

За год после бегства Виктора Януковича и его отстранения от управления страной власть Украины действительно заметно изменилась. В стране избраны новый президент и парламент, дважды переформатировано правительство, уже готовятся местные выборы на всех территориях, подконтрольных Киеву. Новая властная команда таки подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и обязалась провести ключевые реформы, связанные с евроинтеграцией.

По большому счету, на этом успехи и заканчиваются.

С беспощадной борьбой с коррупцией пока что ничего не получилось. Даже успехи парламента и президента в принятии кардинально новых антикоррупционных законов являются, скорее, первым шагом на пути больших перемен. Из принятого — создание Антикоррупционного бюро, раскрытие информации о реальных владельцах бизнеса, открытие доступа к разным типам государственных реестров, а также введение регулирования конфликта интересов и тотального декларирования расходов чиновников, в перспективе — контроль в режиме реального времени над расходованием всех публичных средств.

Все эти новации постоянно наталкиваются на неудовлетворительное соблюдение уже действующих законов украинскими судами и правоохранительными органами. Последние закрывают глаза на очевидные факты коррупции и даже в течение года, несмотря на максимальное содействие международных партнеров, не смогли привлечь к ответственности за коррупционные действия ни Виктора Януковича, ни его приспешников.

Как следствие, в конце 2014 г. 80% граждан Украины были убеждены в том, что уровень коррупции в стране со времен Евромайдана не изменился или даже вырос.

Коррупция. В чем причины?

Чтобы как следует разобраться с причинами такого положения вещей, украинское отделение Transparency International провело комплексную оценку способности властных институтов Украины эффективно противодействовать коррупции в государстве. Исследование показало, что причина текущего положения дел — не только откровенный саботаж со стороны украинских судов и правоохранителей.

Даже в условиях глубокого экономического кризиса государство до сих пор не смогло хотя бы создать благоприятные условия для развития бизнеса. А уже тот мог бы наполнять экономику Украины новыми ресурсами. Вместо этого и через год после Евромайдана законы, регулирующие ведение бизнеса, создают многочисленные препятствия для экономического роста.

Основная причина этого — отсутствие четкого, а главное согласованного видения экономических, как, в конце концов, и всех реформ, в головах топ-реформаторов. Часто их действия взаимно противоречивы и готовятся в условиях тотальной закрытости от будущих "потребителей" последствий реформирования.

Не секрет, что Виктор Янукович делал все возможное, чтобы Украина сегодня имела именно такой результат. Все годы пребывания у власти Янукович расставлял на ключевые государственные должности, на руководящие должности в правоохранительные, судебные и другие контрольные органы людей, непосредственно преданных ему и его ближайшему окружению. Поэтому контрольные органы страны постепенно деградировали и превращались в послушную обслугу прихотей властной элиты и рассадник коррупции. Например, в 2010 г., на момент вступления Виктора Януковича на должность президента, самым сильным среди украинских государственных учреждений в способности преодолевать коррупцию Transparency International считала Счетную палату Украины (высший орган финансового контроля). Однако с тех пор ситуация настолько ухудшилась, что теперь палата фактически потеряла какое-либо влияние на эффективность расходования госфинансов.

В наследство от Виктора Януковича нынешней властной команде достались коррумпированные политические партии, недееспособные правоохранительные и судебные органы и малоэффективный публичный сектор.

Единственным заметным успехом за эти годы стала активность гражданского общества. Именно общественные организации и журналисты сегодня являются самыми успешными борцами с большой политической коррупцией в Украине.

Именно они создают прецеденты и меняют устойчивые правила коррупционного поведения первых лиц государства и являются сторожевыми псами достижений Революции Достоинства. В качестве примера, можно упомянуть о большом реформаторском движении из почти 300 независимых экспертов страны под названием "Реанимационный пакет реформ", который уже заставил новую власть принять почти три десятка ключевых законов, в том числе весь антикоррупционный пакет.

Не менее мощно работает и ряд масс-медиа на национальном и местном уровнях, которые ежедневно обнажают обратную сторону жизни политической элиты Украины.

Вместе с тем следует честно признать, что общий уровень прозрачности и добропорядочности неправительственных организаций и медиа Украины, по сравнению с 2010 г., так и не изменился. Обнародование ими собственных финансовых и программных отчетов, как и реальное применение стандартов внутреннего управления, так и не стало распространенной практикой. Все это и сейчас не позволяет говорить об Украине как о государстве с развитой инфраструктурой гражданского общества.

Политические партии оказались в роли марионеток в руках своих спонсоров — олигархов и крупных промышленно-финансовых групп. Как следствие, надеяться на демократию в учреждениях, полностью зависимых от частного капитала и кучки функционеров, просто не приходится. Ни нормы прозрачности, ни нормы подотчетности политических партий так и не прописаны ни в одном законе и не обеспечены на практике.

Аналогичная ситуация в украинских медиа, которые, скорее, работают рупором интересов собственных олигархов, чем эффективными контролерами общественных процессов. Отдельные случаи существования действительно эффективных и влиятельных интернет-медиа или телеканалов, как и недавно начатая реформа по созданию общественного телевещателя, все еще не делают погоды на общем медиа-рынке страны.

Таким образом, ключевыми топ-5 причинами фактического торможения антикоррупционной реформы в Украине являются:

— политическая и ресурсная зависимость судей и прокуроров от руководства государства и его "надзирателей" на местах;

— тотальная зависимость политических партий и медиа от денег олигархов — их спонсоров, без создания реальных возможностей свободно собирать пожертвования граждан;

— отсутствие финансирования на обеспечение нормальной работы как государственных органов в целом, так и контрольных органов в частности;

— неразвитость процедур внутреннего управления и предотвращения коррупции в государственных и негосударственных организациях;

— слабая координация действий между инициаторами национальных реформ и продвижения таких реформ без должного диалога с гражданским обществом.

Что делать Украине?

Любую реформу нужно проговорить с обществом. Только тогда она заручится его поддержкой и пониманием. Даже создание десятка координирующих органов или найм лучших международных советников не способны продвинуть реформу, если граждане не понимают ее сути. Именно поэтому сегодня так важно объяснять людям на их языке и в удобных для них местах содержание начатых реформ. Не менее важно регулярно и честно отчитываться топ-реформаторам как о проведенной работе, так и об усвоенных уроках.

Стране нужна реформа политических партий, в частности введение государственного финансирования партий, введение реальных ограничений на объем частных пожертвований, соблюдение их прозрачности и эффективный мониторинг полученного госфинансирования.

Поскольку судебная власть и правоохранительные органы играют ключевую роль в привлечении к ответственности лиц за совершенные коррупционные деяния, в коренных изменениях нуждается Конституция. Она должна гарантировать независимость прокуроров и судей. Аналогично действующие законы "О судоустройстве и статусе судей", "О Счетной палате", "О государственной службе" нужно пересматривать на предмет ликвидации в них коррупционных лазеек и обрезания веревочек для дергания контрольными органами. 

Эффективная борьба с высокопоставленными коррупционерами невозможна без учреждений, обеспеченных лучшими кадрами и ресурсами. Именно поэтому нужно как можно скорее завершить все действия, связанные с запуском Национального антикоррупционного бюро (расследует высокопоставленную коррупцию) и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (концентрируется на предотвращении конфликта интересов и мониторинга стиля жизни служащих). Международные партнеры должны предоставлять этим учреждениям всестороннюю поддержку, включая обучение новых кадров.

Украина должна немедленно реализовать комплексную реформу государственной службы, направленную на четкое размежевание политических и профессиональных функций государственных служащих, усиление профессионализма и добропорядочности должностных лиц и их защиту от политического вмешательства. Нужно определить и установить четкую систему вознаграждений, адекватную объему выполняемых задач. Но не следует играть в популизм, снижая почти до нуля зарплату чиновников. Из-за таких шагов наиболее энергичные и профессиональные уже покидают государственную службу. 

Виктор Янукович даже не ставил себе цель браться за реформы. Через год после бегства топ-коррупционера из страны важно понимать, готовы ли к реформаторским действиям его преемники. А им самим нужно очень четко осознать, что "катание в мусорниках" — это наименьшая беда, которая с ними может приключиться, если они и дальше будут играть в реформы…

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
  • Lera.khoma 12 марта, 14:53 А кто будет бороться сам с собой !? Никто. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Lera.khoma 12 марта, 14:50 Кака было,така и есть! Ну разве коррупционеры будут уничтожать друг друга !? Нет не дождёмся ! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Антоний Опечаленный 25 февраля, 20:19 Переполненный желудок ведет к деградации личности... Жаль что эта горькая участь не обошла авторов З.Н. Надо же до такого додуматься... Финансировать партии с госбюджета...Ну скажите пожалуйста, зачем вам вообще нужны партии? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Liza_UA 21 февраля, 13:27 Так і бачу автора - молодого грантоїда, який не багато ні мало дає поради, "Що робити Україні", які виливаються у звичне бла-бла-бла. Стаття нагадує бізнес-пропозицію автора на освоєння бюджету гранту і не більше. Народ без довгих обговорень давно знає що він хоче і як це зробити, а от з виконавцями не складється. І не в останню чергу через армади губошлепів-політологів і аналітиків, що окупували останнім часом усі ЗМІ, які дають усім лише великорозумні поради, але не роблять особисто жодної реальної справи на користь країни. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.90
EUR 29.17