Северская земля — первая жертва "Русского мира"

Василий Балушок 5 ноября 2016, 00:00
сев
«Смутное время. Войско Самозванца». Художник С.Иванов, 1908 г.

Читайте также

Как известно, российские "собиратели земель" заявляют об "исконной" принадлежности территорий на Востоке Украины Российскому государству. Даже заселение их украинцами подается как присвоение ими земель, изначально принадлежащих России, — Слобожанщина, дескать, возникла на собственно российских землях, а уж о Донбассе и подавно говорить нечего...

При этом "за кадром" остается интересный факт: как свидетельствуют исторические источники, земли не только почти всего современного украинского Левобережья, но и сопредельные области России, где сейчас расположены города Брянск, Стародуб, Трубчевск, Рыльск, Орел, Курск, Воронеж, стали принадлежать российской короне не так уж и давно. Это территория бывшей Северской земли, которая до начала XVI ст. входила вместе с остальными украинскими территориями в состав Великого княжества Литовского, и только в 1500–1503 гг. была захвачена Московией. Но спустя некоторое время, в начале XVII в., юго-западная половина ее на полстолетия (до начала Хмельнитчины) отошла к Речи Посполитой, будучи в ее составе вновь объединенной с остальными украинскими землями. Само же население тогдашней Северщины вовсе не было этнически русским.

Ведь там проживали севрюки (севруки) — самостоятельное, хотя и близкое к остальным восточным славянам, этническое сообщество. Севрюки были потомками летописных северян, но в отличие от них расселились из лесной зоны в лесостепь и даже в степные края, где все равно жили преимущественно около речных долин вблизи лесов. Соответственно и хозяйство, и бытовая культура севрюков были уже адаптированы к проживанию не только в лесах, но также в лесостепи и степи. Севрюки заселяли почти все украинское Левобережье, за исключением южных сугубо степных районов, а также близлежащие области современной России. Их территория включала земли в верховьях Северского Донца и даже верхнего Дона и реки Хопёр, доходя на северо-востоке до междуречья верхней Оки и Десны.

Севрюки занимались полеводством и животноводством, развивали ремесла, славились своими плотниками-"добродеревцами", но особенно распространены у них были различные промыслы — охота, рыболовство и, больше всего, бортничество, т.е. пчеловодство. Севрюки постепенно сближались с украинцами (которые тогда назывались русинами), поскольку продолжительное время находились вместе с ними в составе сначала объединения княжеств Южной Руси, а с середины XIV ст. — Великого княжества Литовского. Династия чернигово-северских князей Ольговичей на завершающем этапе истории Киевской Руси, включительно с послемонгольскими временами, вела борьбу с галицко-волынскими Романовичами за владение южнорусскими землями, периодически правила в Киеве. В результате сближения севрюков с этнически и культурно близкими русинами-украинцами, они постепенно превращались в субэтнос последних. Но эта спокойная эволюция в начале XVI ст. былапрервана захватом Северщины Московским государством.

В конце XV в. Московия завершила объединение российских земель в единомгосударстве и перешла к внешнеполитической экспансии, первой жертвой которой и стала Северщина. Действенным помощником Московии выступил один из северских князей — Василий Шемячич, отец которого Иван Дмитриевич в 1454 г. перешел из Московии в подданство Литвы, за что получил Рыльское и Новгород-Северское княжества. Его сын, которого подстрекали московиты, решил вернуться в московское подданство, да еще и прихватил при этом все владения и побудил к такому же шагу соседних князей — Семена Ивановича Бельского и Семена Ивановича Стародубского.

Их переход в московское подданство послужил причиной Московско-литовской войны и потери в 1500–1503 гг. Великим княжеством Литовским Северщины. Мотивировалась московская экспансия, как и измена упомянутых князей, будто бы гонениями на православную веру в Литве. Хотя в действительности это была полнейшая выдумка пропаганды московского князя Ивана ІІІ, который искал повод для начала войны и отторжения литовских территорий. Кстати, финал этой истории был для Василия Шемячича неожиданным, но в какой-то степени типичным: "благодарные" московиты обвинили его в измене и бросили в тюрьму, где он в 1529 г. умер.

После включения в состав Московии Северскую землю начали целеустремленно заселять этническими русскими — служилыми людьми разных категорий (детьми боярскими, донскими казаками) и крестьянами из внутренних районов страны. Целью переселения было создать на местах опору для московской власти. Новопоселенцев наделяли землей, ранее принадлежавшей севрюкам. Из севрюков лишь незначительная часть попала в состав служилого сословия, большинство же оттеснили на социальную периферию, причислив к категории государственных крестьян. Началось их закрепощение. У самих севрюков такое развитие событий вызвало активное сопротивление, первым проявлением которого стала эмиграция едва ли не большинства северского боярства на территорию Литвы (в Украину и Беларусь), что проследила украинская исследовательница Елена Русина. В этих и дальнейших событиях проявилось неприятие севрюками россиян как людей с непривычными традициями и культурой, а также враждебность к чужому Московскому государству. Ведь это государство силой оружия захватило их страну, а пришельцы-россияне отбирали при поддержке власти севрюкские земли.

Поэтому во время вторжения в начале XVI ст. в Московию войск Лжедмитрия І севрюки проявили своеобразный сепаратизм, присоединившись к ним. Об этом, например, московские послы в Польше в 1606–1607 гг. (князь Григорий Волконский и дьяк Андрей Иванов) сообщали в Москву: "I в Северских i украинных городех севрюки люди простые, i в Московском государстве мало бывают… учали прельщатись, к тому вору, к богоотступнику приставати, и городы тому вору розстриге здались и в полкехъ". На нелояльное к Московскому государству поведение севрюков в годы Смутного времени обращали внимание и поляки — участники событий. Так, в дневнике одного из них рассказывается о поддержке Лжедмитрия боярством Северщины и участии последнего в восстании Ивана Болотникова 1606–1607 гг. (ведь и бояре-севрюки, которые не эмигрировали в Литву, в большинстве своем не нашли счастья в Московии).

После разгрома отрядов самозванцев и других повстанцев, а также польско-шведских интервентов Смутного времени в 1613–1617 гг., московская власть развернула репрессии против свободолюбивых севрюков. Российский историк Антон Ракитин в связи с этим отмечает: "В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия І, на что московская власть отвечала карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. (...) Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, потому войну эту довольно часто называют "севрюковской". Исследователь подчеркивает: "Москва, дорожившая крепостным правом, ни в коем случае не принимала свободолюбивого духа Севрюков, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при каждом удобном случае всячески пыталась снизить их численность". Теперь и переселение россиян, и наделение их землей за счет севрюков стали массовыми.

Так что не случайно севрюки и в дальнейшем продолжали видеть в поселенцах-россиянах "чужих". В российских документах севрюки обвиняются в недобросовестном несении сторожевой службы на степном пограничье, к которой их, как знатоков края, привлекала власть. А церковный историк архиепископ Филарет (Дмитрий Гумилевский) в своем "Историко-статистическом описании Харьковской епархии" приводит интересный документ о том, как севрюки в 1643 г. выступили проводниками татар во время их нападения на пригород заселенного в то время россиянами Чугуева: "А подвели, Государь, под Чугуев тех Татар Севрюки, которые были на своих промыслах, Чугуевские да Белгородские гулящие люди, Афонька Батов да Васька Хватов".

Севрюки нападали на русских-переселенцев, не давали им обрабатывать землю, которой тех наделили, отобрав у местного люда. Например, в 1663 г. зафиксированы нападения севрюков на детей боярских, поселенных в Хотмизком уезде (современная Белгородская область). В частности, их, как сказано в одной из челобитных, "путивльскiе севрюки, Андрей Уколовъ да Дмитрей Татаринъ съ товарищи, съ поместья сгоняютъ и всякiя налоги чинятъ, по полямъ сохи секутъ". Но все было напрасным, сопротивление свободолюбивых севрюков было сломано, и на начало XVIIІ ст. упоминания о них в документах исчезают. Среди россиян же современных Курской и Воронежской областей Владимир Даль в ХІХ в. зафиксировал представление о севрюках как о понурых, суровых людях, ворчунах. Именно такими, судя по всему, запомнились переселенцам из России эти местные жители, которые враждебно относились к непрошеным пришельцам. (На территории Слобожанщины и других украинских территориях довольно немногочисленные здесь севрюки были ассимилированы превосходящей массой переселенцев из Правобережья, которых сорвали со своих мест Хмельнитчина и Руина. И хотя между украинцами-русинами и севрюками тоже иногда фиксировались недоразумения и спорные ситуации, таких острых столкновений, как с россиянами, у них здесь не возникало).

Так формировалась "исконная русскость" современных Брянщины, Курщины,Орловщины, Воронежчины, которые сначала ни политически, ни этнически русскими вовсе не были. Как видим, сценарий захвата соседних земель и преобразования их в "исконно русские" Москва начала отрабатывать давно. И первой жертвой российской экспансии стала близкая этнически и географически к Украине Северская земля и ее автохтонное население — севрюки. Позднее этот сценарий российская власть применяла много раз и во многих землях и странах в процессе их захвата и увеличения территории Русской империи. И он, как видим, практически не отличается от того, который сейчас видим в Крыму и Донбассе.

 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Генадь Побережний 18 ноября, 06:01 «Після розгрому загонів самозванців та інших повстанців, а також польсько-шведських інтервентів Смутного часу в 1613–1617 рр...» - навіщо послуговуватись московськими штампами щодо оцінок історичних подій, коли в українців є власний погляд на ті справи? Й досить називати царів Дмитрів (як Першого, так і Другого) Лжедмитрами, знов на московський копил, бо ким би вони не були за походженням, володарювали вони на Москві під іменами Дмитрій (Дмитро) І та Дмитрій (Дмитро) ІІ. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 27.44
EUR 29.28