ТРАХТЕМИРОВ: БОЛЬ И СОВЕСТЬ УКРАИНЫ

Владимир Гетьман 9 января 2004, 00:00
foto-45181-7910.jpg

Читайте также

Трахтемировский пейзаж
Трахтемировский пейзаж

17 февраля 2000 года депутаты Киевского, а 26 февраля того же года — Черкасского облсоветов проголосовали за организацию регионального ландшафтного парка «Трахтемиров» на частной основе, где учредитель — АОЗТ «АЕО «Трахтемиров» из Киева. И это, следует отметить, на территории историко-культурного заповедника «Трахтемиров», созданного в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 01.07.1994 г. №446. Правда, у заповедника до сих пор нет государственного акта на право постоянного пользования землей. Как у нас часто бывает — законы не поспевают за развитием событий...

Попытаемся найти истину. Региональные ландшафтные парки (РЛП) относятся к объектам природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины с приоритетной (наравне с национальными природными парками) рекреационно-образовательной функцией. Они организовываются в живописных ландшафтных местностях для удовлетворения оздоровительных, познавательных, культурно-эстетических и прочих рекреационных потребностей посетителей. На Западе их называют природными.

Еще в 1959 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (IUCN) разработал принципы организации и размежевания функций национальных и природных парков мира, в соответствии с которыми главная задача национальных парков — охрана природы, а научно-познавательный туризм, тем более классическая (оздоровительная) рекреация в них играют второстепенную и ограниченную роль. Основная же функция природных парков состоит в организации условий для рекреации, туризма.

Разрабатывая концепцию модели как национального природного, так и регионального ландшафтного парка, следует исходить из того, что каждый гражданин государства — не просто человек, а частичка народа, украинского этноса, носитель его культуры, что, соответственно, выражается в языке, традициях, нравственности, нормах поведения.

Для исцеления тела и души, интеллектуального обогащения человек стремится к сакральным местам на земле, где бьют животворные источники. Назовем лишь некоторые из них в Украине: Святые Горы на Сиверском Донце, заповедные Шацкие озера на Волыни, каменная сказка Карадага в Крыму, историческое урочище Бугский Гард на р. Южный Буг, Зарваница на Тернопольщине...

Образцом украинской модели национального парка может стать небольшой участок среди Каневских гор — Трахтемиров. Местность там уникальная, эталонная, возможно, одна из немногих в Украине, где чувствуешь дыхание эпох и поколений, ушедших в небытие, в вечность — с одной стороны, и связь с космосом, с грядущим миром — с другой. На этом месте произошло наслоение многих «временных срезов» истории и следов многовековой человеческой деятельности.

Кроме вышеуказанных, одной из основных функциональных задач региональных ландшафтных парков автор считает формирование у населения интеллектуально-гуманистического мировоззрения. На эти парки возлагается великая миссия — воспитание патриотического отношения к национальному природному и культурному наследию, к истории «большой» и «малой» родины.

Поучителен в этом плане опыт соседней Польши, где в законе об охране природы (1991) в части, касающейся региональных ландшафтных парков, записано: «...земли и иная недвижимость, находящиеся в пределах ландшафтного парка, имеют рекреационное значение и служат для воспитания молодежи в духе уважения к родной природе, культуре и истории».

Интеллектуально-гуманистическое мировоззрение предполагает врастание и слияние жизненной судьбы каждого человека с судьбой земли, на которой он живет. По словам известного французского ученого, философа П.Тейяр де Шардена, это называется рождением Духа Земли.

К величайшему сожалению, современный вид Трахтемирова наглядно свидетельствует о духовной болезни и безнравственности сегодняшнего нашего общества... Дошло до того, что Трахтемиров стал забытым богом краем.

А был он в лучшие свои времена первой казачьей столицей (т.е. до Чигирина, Батурина, Глухова). При православном Зарубском Успенском монастыре (с конца XV в. — Трахтемировский) существовал военный госпиталь, в котором доживали свой век запорожцы. Золотой, казачий век Трахтемирова начался с 1578 г., когда польский король Стефан Баторий (несмотря на свое противоречивое отношение к казачеству) официально передал его сечевикам. Кстати, в те времена город назывался Терехтемиров, а название Трахтемиров появилось позднее, где-то во второй половине XVII в. Терехтемиров был важным тыловым военным центром (базой): здесь складировалось оружие, порох, провиант. Была Трахтемировская сотня в составе Каневского полка во времена Хмельнитчины (1648—1654 гг.). В Трахтемирове часто созывались казачьи советы (последний — 29 октября 1659 г.), избирались полковники, украинские гетманы...

На рассвете казачьей эпохи — XIV—XVI вв. — Терехтемиров (с замком) находился во владении великого литовского князя, киевского воеводы, польского короля. Во времена Русского государства на территории Каневского Поднепровья особо развились (XI—XІI вв.) феодальные замки, летописные города-крепости: Заруб на Батуриной горе, Родень на Княжеской горе, Канев, а также Терехтемиров.

На Батуриной горе, что неподалеку от исчезнувшего села Зарубинцы, археологи раскопали могильник зарубинецкой культуры. Исследованы вдоль побережья Каневского водохранилища также городища Пилипенковая гора, Монастырок, могильник Дедов Шпиль (проф. Е.Максимов). Люди этой материальной культуры жили на рубеже нашей эры (до ІІ в. от Рождества Христова) и относились к ранним славянам. Хронологически они предшествовали антам, жившим на украинских землях во ІІ—VІ вв. от Р.Х. и, по М.Грушевскому, являются нашими кровными пращурами. Даже Б.Рыбаков, известный российский ученый-историк, считал Каневщину центром владений антов-русов.

Начинался Трахтемиров — собственно заселение края — со скифского городища VІІ—VI вв. до Р.Х. (хотя, правда, первые поселения человека в этих местах относятся к эпохе мустье — средний палеолит, или средний плейстоцен — 120—130 тыс. лет назад). Трахтемировское городище (площадью 500 га) одноранговое с Мотронинским в Холодном яру. Геродотом описано Бильское городище (на Полтавщине), где по соседству со скифами-пахарями жили гелоны, а еще раньше — будины.

Трахтемиров — идеальный эталон реализации идеи о неразрывности природного и исторического ландшафта. А интегрированное понимание ландшафта как целостной природно-культурной системы и ценностной категории обретает все больше сторонников среди природоведов и гуманитариев.

Постепенно изменяя окружающую среду, человек изменялся и сам. Таким образом формировался исторический ландшафт, в котором наряду с природными компонентами сосуществуют историко-культурные элементы, включительно со следами жизнедеятельности человека (остатки старинных поселений, культовые места и сооружения, участки исторического культурного слоя и т.п.) всех предыдущих этапов его истории.

В завершение. Если судьба земли становится судьбой человека, то есть происходит идентификация этноса с природной средой, — происходит расцвет края. Иначе — потеря контроля над природной средой и исчезновение нации, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из многовековой истории целых народов и даже цивилизаций.

Поэтому к такому святому для украинцев уголку земли, каковым является Трахтемиров, следует подходить с судьбоносной нравственностью, с совестью. В основе этой нравственности должно лежать гармоничное сочетание чисто меркантильных интересов (хозяйственных потребностей) с сохранением, охраной и, в соответствии с финансово-материальными возможностями, реставрацией памятников природы и археологии, восстановлением историко-ландшафтной среды минувших эпох. Приоритетным в использовании природно-культурного наследия Трахтемирова должен стать интеллектуально-гуманистический экотуризм.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09