Зона самообмана

Оксана Онищенко 10 октября 2014, 19:35
образование

Читайте также

Новый закон о высшем образовании вступил в силу. Это вселяет надежду: университеты заживут по-новому. И общество наконец-то получит качественное высшее образование. Однако что мы понимаем под "качеством"? Как и чем оно измеряется? Создана ли у нас национальная система обеспечения качества, которой можно доверять? Если нет — то как ее создать?

Каким бы прогрессивным ни был новый закон, без честных ответов на эти вопросы все реформы останутся на бумаге. А мы и дальше будем обманывать себя и делать вид, что все хорошо.

На протяжении трехлет Международный консорциум университетов, в который входят вузы Украины, Финляндии, Словакии и Португалии, осуществляет проект "Национальная система качества и взаимного доверия в системе высшего образования Украины" (TRUST). Проект реализуется в рамках программы Европейского Союза по модернизации высшего образования ТЕМПУС. На итоговой конференции, посвященной анализу результатов проекта, были представлены весьма интересные взгляды на то, какая же именно система обеспечения качества образования у нас в Украине и что нам мешает создать лучшую. 

"У нас 803 учебных заведения разных уровней аккредитации. Из них 325 — ІІІ–ІV уровня. Сформированная сеть намного превышает фактические потребности нашей системы высшего образования", — подчеркивает Андрей Шевцов, начальник Управления лицензирования, аккредитации и нострификаци МОН Украины (УЛАН). — Если сравнить эту статистику со статистикой других сопоставимых по количеству населения стран Европы, ситуация следующая: в Великобритании 96 таких государственных учебных заведений, во Франции — 78, в Испании — 67, в Италии — 65, в Польше — 11. И здесь закономерно возникает вопрос о качестве. Если наш флагман образования Киевский национальный университет им. Т. Шевченко по рейтингу QS World University Rankings занял 421–430-е место (кстати, пропустив вперед много университетов нашего северного соседа), и это мы считаем большим достижением, что можно говорить о других наших национальных учебных заведениях, которые еле попадают в 700, а большинство находится в рейтинге очень-очень далеко за тысячу".

Тарас Фиников, президент Международного фонда исследований образовательной политики: "Расширение доступа и массовизация образования привели к снижению качества подготовки значительного количества абитуриентов. Невозможно нормально осуществить обучение как в смысле технологическом, так и содержательном, если есть система, которая ориентирована на 15–17% выпускников средней школы и в которой сейчас учится 74–75%. Значительная часть тех, кто сейчас учится в высшей школе, мало мотивирована, а часть — вообще не мотивирована. Я думаю, что отечественная высшая школа никогда не сталкивалась с задачей построить качественный учебный процесс для людей, которые не очень хотят учиться. Существенная зависимость наших учреждений от доходов, формирующихся за счет платного обучения, почти исключает возможность сколько-нибудь ответственного отношения к тому, чтобы избавиться от той части, которая неспособна и не хочет учиться".

Светлана Гришко, доцент Харьковского национального университета радиоэлектроники (ХНУРЭ), провела исследование — сравнила процедуры обеспечения качества высшего образования в Украине и в странах — партнерах по ТЕМПУС-Проекту. Как ни странно, но формально, по внешним признаками и алгоритмам, никакого отличия нет. На первый взгляд, мы все делаем одинаково.  Вот только результаты разные. 

В чем же секрет? Как оказалось, проблема не в самих процедурах, а в культуре их применения.

Возьмем, например, процедуру конкурса по замещению вакантной должности руководителя кафедры. Руководство и украинского, и зарубежного университета выдвигает одни и те же критерии отбора, делает одни и те же шаги (объявление конкурса — изучение предложений по кандидатам — определение, насколько они отвечают критериям конкурса — выбор лучшей кандидатуры — назначение). Только "зарубежная" администрация к процедуре отбора выдвигает и реализует требование объективности и прозрачности. Украинский вариант теоретически не отрицает этого, а на самом деле предполагает наличие других, невидимых широкой общественности критериев (преданность руководству, личные связи и т.д.). Именно они и определяют результат. "Иностранные коллеги рассказали историю: в их университете в конкурсе на одной из кафедр победил профессор, которого ректор вуза очень недолюбливал, — рассказывает исследовательница. — Но профессор был назначен на должность, потому что больше всего отвечал всем критериям". Часто ли мы видим такое в украинских вузах?

Культура — это устойчивые способы поведения в той или иной ситуации. "Уважение к закону, к общественным правилам игры должны быть внутри нас, — подчеркивает Андрей Шевцов. — Почтительно снимаю шляпу перед немцем, который в три часа ночи стоит на перекрестке и ждет, когда красный свет переключится на зеленый. Хотя никого нет вокруг. Такое вот отношение к законам". 

В европейском социуме сформировалась культура обеспечения качества образования. Украина, к сожалению, этим похвастаться не может. По мнению участников проекта TRUST, именно низкое качество академической культуры участников образовательного процесса является главной причиной низкого качества образования в Украине. 

"Любые наши поступки отвечают нашей системе ценностей. Система ценностей определяет судьбу всего. Один из первых выводов нашего проекта заключался в том, что практически никто не может сказать, что такое хорошо и что такое плохо в украинском образовании, — подчеркивает Ваган Терзиян, профессор финского Университета Ювяскюля и Харьковского национального университета радиоэлектроники (ХНУРЭ). — Система ценностей, находящаяся в основе всех образовательных процессов, — непрозрачна, искажена и местами даже безобразна. Естественно, говорить о каких-либо реформах в образовании, не выстроив систему ценностей, будет преждевременно". Ученый считает, что несколько последних лет украинская система образования и ее система ценностей сознательно уничтожались сверху и деградировали. Но вина за это лежит не только на совести  менеджеров в образовании, но и на каждом из участников образовательного процесса. Все они являются соучастниками развала системы, даже студенчество, которое на самом деле является  главным заказчиком системы образования. "Нам бы зачет, нам бы экзамен, нам бы диплом..." — говорят студенты. Дальше подтягиваются посреднички — подпишите, поставьте, сделайте. К чему нас призывают? К тому, чтобы не вникать в суть результатов, а просто подписать. И самое смешное, что нам это легче сделать. Каждый раз, приезжая в Харьков, я встречаю людей, которые, пробегая по коридору мимо меня, просят: "Подпиши отзыв на такую-то диссертацию или рецензию на статью". Я спрашиваю: "А можно почитать?" — "Да какое почитать? Вот тебе уже готовая "рыба", только подпиши". Все связаны какими-то странными коррупционными схемами — государственные чиновники, администрация вузов, преподаватели, студенты и даже работодатели, которые принимают на работу этих студентов". 

Инна Совсун, первый заместитель министра образования, считает, что только написание "правильных" рекомендаций и "правильного" закона не решит проблемы качества образования: "Путем постоянного широкого обсуждения мы должны повысить осознание преподавателями того, что именно они несут ответственность за обеспечение качества образования. Не министерство, не ректор, а каждый конкретный преподаватель в каждой конкретной аудитории, на каждом конкретном заседании кафедры. Каждый раз, когда он слушает презентацию новой программы или курса и молчит, понимая, что предлагается что-то некачественное, он берет на себя ответственность за снижение качества высшего образования. Даже если сам проводит хорошие и качественные курсы". 

Еще одна причина низкого качества образования заключается в том, что система высшего образования является закрытой. Требования к ней формулируются не заказчиками, а исполнителями образовательных услуг и не всегда отвечают настоящим потребностям рынка. "Нет механизмов общественной заинтересованности и общественного контроля. И обеспечить их простым декларированием невозможно, — подчеркивает Тарас Добко, первый проректор Украинского католического университета. — В таких условиях кардинальная ломка существующих процессов в украинском образовании может быть столь же губительной, как и бездеятельность. Нужен национальный консенсус по определению понятия качества образования и общественный запрос на него... Сегодня обеспечение качества заключается, прежде всего, в контролировании и наказании вместо помощи, необходимой в ходе разработки и реализации стратегии эволюции высшего учебного заведения". 

Вот и имеем ситуацию, когда главная цель вузов — не повышение собственной эффективности, а рапортование перед контролирующими органами. При отсутствии мотивации и серьезного общественного контроля это порождает коррупцию.

Украинская система обеспечения качества образования своими корнями уходит в советское прошлое, когда контроль качества осуществлялся административно-командными методами. Европейская система образования, наоборот, формировалась в условиях естественного выбора, когда требования к качеству образования выдвигают непосредственные потребители образовательных услуг — отрасли, работодатели, студенты. 

Теперь внешняя среда изменилась — плановая экономика отошла в прошлое. А принципы менеджмента в высшем образовании остались административными. И содержание процессов до сих пор не изменилось.

Ваган Терзиян подчеркивает: "На самом деле в украинской системе образования очень много всего хорошего — университетов, ресурсов, людей, статей, курсовых, учебных планов, интересных результатов. Если задуматься, украинские ученые сделали довольно большой вклад в весь этот уникальный интеллектуальный капитал системы образования. Во всем этом есть качество. Но проблема в том, что за беготней мы никогда к этому качеству не добираемся. Одна из причин в том, что время от времени к нам приходят разные проверяющие. И разве качество их интересует? Нет. Истинная их цель — посмотреть, что написано в бумагах. Каждый наш результат, каждое достижение должно сопровождаться огромным количеством бумажек. И если мы достигли результата, но не успели его задокументировать, для тех, кто проверяет нас, результата нет. С одной стороны, это дисциплинирует: сделал — задокументируй. Но плохо, что можно сделать и наоборот: можно не получить результата, но иметь документы на него, и при этом все будет хорошо. Не эти проверяющие завели такой порядок. Многим из нас так проще и удобнее".

Андрей Шевцов: "Это секрет Полишинеля, что у студента, кафедры, преподавателя есть тысяча и один способ замылить глаз любой экспертной комиссии, проверяющей вуз. Потому что в большинстве случаев вся наша работа основана на документальной проверке. Сделай хороший документ — и все будет о'кей. Очевидно, нужен переход от оценки качества образования к оценке способности учреждений предоставлять это образование. Самооценка учебного заведения выходит на передний план".

Тарас Добко предлагает изменить подходы к измерению качества образования. По его мнению, следует руководствоваться динамическим пониманием качества. При аккредитации нужно измерять "рост в качестве", — то есть "добавленную стоимость" повышения качества, "дельту" в развитии, а не фактические показатели, свидетельствующие не более чем о существующем положении дел в системе безотносительно к ее исходному положению". При оценивании качества должна учитываться эффективность деятельности вуза в зависимости от доступных ресурсов. Аккредитация должна свидетельствовать о преданности вуза культуре качества, а также быть инструментом повышения престижности вуза, дополнительным преимуществом в соревновании за лучшего студента и дополнительные ресурсы. 

По мнению Тараса Добко, качество должно вознаграждаться. Процедуры аккредитации вузов и другие процессы обеспечения качества будут иметь смысл только при условии их привязки к прозрачным и понятным правилам распределения материальных ресурсов. 

Нужно изменить ориентиры в работе университетов. Мария Головянко, старший преподаватель ХНУРЭ: "Ни один из наших университетов не оперирует такими понятиями, как стратегическое планирование или выстраивание плана эффективного реформирования. Кроме того, мы не доверяем тем органам, которые оценивают наше качество, не понимаем, почему получаем такие, а не другие результаты. И сбор информации для оценки нашего качества неэффективен. Индикаторы качества у нас статистические, собранные данные быстро устаревают, некоторые показатели мы не можем подтвердить. Поэтому результаты такого оценивания не могут удовлетворить ни одно учреждение".

Одним из показателей качественного образования является показатель инновационной деятельности университета. Но что на самом деле он отражает? Светлана Гришко объясняет: "Почти все показатели, которые мы считаем показателями результата инновационной деятельности университета, на самом деле таковыми не являются. Что такое инновация? В Советском Союзе так называли развитие науки. На Западе считается, что инновация — это исключительно коммерциализация знаний. То есть, когда потребитель голосует за научную разработку (конкретное изделие в магазине) своими деньгами — это и есть настоящая оценка нашей инновационной деятельности. Другое отражает все что угодно (инновационную активность, фундаментальное исследование, инновационную среду), но не инновации".

Тарас Добко считает, что каждый вуз должен иметь право разрабатывать уникальную стратегию развития и прозрачные процедуры обеспечения качества.Процедуры могут отличаться для разных вузов — в зависимости от типа, профиля, избранной стратегии развития. Аккредитационная экспертиза при осуществлении внешней экспертизы также должна учитывать особенности внутренней системы. 

Но самым важным инструментом системы обеспечения качества образования должно стать обеспечение ее прозрачности и общественного контроля

Андрей Шевцов подчеркивает, что прозрачность — это именно то, чего боятся делки от образования, ректоры-"заробитчане", бессовестные профессора, плохо читающие лекции. Глава УЛАН поделился планами: "По нашему поручению ГП "Инфоресурс" создало новый модуль в ЕГЭБО. Теперь многие документы, которые были непрозрачными, хранились где-то в архивах в папках экспертизы, будут выставлены в единой базе, и каждый сможет их посмотреть. Также будут обнародованы учредительные документы, устав, положения. Это важно и для частных заведений — чтобы мы видели, куда студент поступает, кто учредитель, какие там условия обучения (помещение, санитарно-технические характеристики и т.п.). И главное — документы, удостоверяющие уровень квалификации преподавателей. Даже не столько преподавателей, сколько ректора — кто он, каков его академический статус. Мы попросили расширить модуль и ввести регистрационные карточки преподавателей. Сейчас мы готовим письмо Минобразования с "настойчивым требованием" заполнять эти модули. Таким образом, мы будем видеть, кто что преподает, какая квалификация преподавателя. И абитуриент сможет посмотреть, кто преподает в избранном им университете".

Андрей Шевцов рассказал также о новой идее — поручить УЛАН или будущему агентству по вопросам качества образования обнародовать базу данных независимых экспертов, которые будут проверять учебные заведения: "Чтобы мы видели их квалификацию, видели их связи. Чтобы у нас были действительно независимые эксперты, чтобы они действительно пользовались уважением. Мы готовим письмо к ректорам, чтобы университеты и академические учреждения подали нам новые предложения по экспертам. Будем смотреть, какие публикации есть у человека, импакт-фактор, есть ли публикации в зарубежных изданиях, свидетельства об авторских патентах и т.п. Хочу, чтобы от репрессивной аккредитации мы перешли к аккредитации, позволяющей стимулировать внутреннюю систему оценивания качества учреждения. Здесь главное не разрешительная система, а система помощи".

Участники ТЕМПУС-проекта представили собственную разработку — Национальный портал обеспечения качества высшего образования TRUST. Он должен помогать работникам образования открыто делиться собственными достижениями в образовании и науке, а обществу — оценить их по избранной самим пользователем шкале ценностей. Портал построен по принципу социальной сети. На нем общественность будет размещать информацию о системе образования — учебных заведениях, преподавателях, учреждениях, административных решениях в системе образования. Таким образом, каждый может зарегистрироваться на портале и получить любую полезную информацию, чтобы на ее основе выбрать университет своей мечты или распределить премию между преподавателями определенного вуза согласно эффективности работы. 

Сами разработчики называют TRUST "оружием правды". Но на самом деле главная задача портала — не война чиновников и работников образования с обществом, а доверие между всеми участниками учебного процесса. Именно доверие, а не контроль и мониторинг, должно стать основным фактором, влияющим на качество образования. Путь к улучшению качества образования — это существенные структурные изменения с целью расширить участие общества в обеспечении качества образования. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
32 комментария
  • dozent75 16 октября, 21:30 А кто серьезно занимался исследованием мотивации студентов? Как она влияет на качество образования? И как быть с тем что государство ни копейки за 23 года ни затратило на социальные программы рекламы труда? Есть только реклама коррупции и безысходного рабского социального положения молодого специалиста без волохатой лапы. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VChVCh 15 октября, 21:12 Как известно, у каждого своя правда. Особенно, это характерно, когда речь заходит о таком «рудименте», как «качество образования». Оно самое настолько извращено, что диву даешься, что еще не грохнул, упаси Бог, второй Чернобыль. Самое печальное, что этот вопрос как-то выпадает из поля зрения все новых и новых «камикадзе». Помнится, на памятном шоу у Шустера «розчулилась» Инна Германовна и в слезах предложила Савику вместо грызни организовать передачу о проблемах образования. Последовал мгновенный отказ. Мотивировка – нулевой рейтинг. И, действительно, этот вопрос почти никого не интересует. Три года наши доблестные правоохранительные органы (Господи, слово то какое?!) в поте лица пытаются установить истину в отношении уже упоминаемой мной особы, которая более десяти лет проживала на берегах Туманного Альбиона, и в то же время годами проводила по плотному расписанию занятия в одном из черкасских вузов. Но не это самое интересное. Кроме этого наделенного талантами телепортации человека на уникальной кафедре менеджмента, руководимой ректором вуза, трудилось еще с десяток аналогичных персон. Среди которых: экс-губернатор, его сын, зам начальника областной налоговой инспекции, ряд нужных иногородних профессоров и доцентов. В этих сплоченных рядах пребывал и сын главбуха. А как же без этого?! У коллег возникли сомнения, поскольку названных лиц никогда не видели. Обратились за разъяснением. После долгих и изнурительных проволочек было открыто уголовное «провадження» и по этому феномену. Настырные правдоискатели добиваются аудиенции в самом высоком милицейском местном кабинете. В процессе поиска истины ставится вопрос в отношении судовой перспективы обозначенных «чудес» и забивается по самую шляпку огромный гвоздь: «Яка шкода заподіяна державі?». Пусть вместо отсутствующих профессоров лекции читали лаборанты, а то и студенты, но ведь занятия не срывались… Все. Нокаут. Что бы мы, уважаемые джентльмены, тут не говорили, но, безусловно, права Лариса Ковалева: «Реформы не делаются снизу». Нужен «стержень», непоколебимая политическая воля Первого Лица Государства. Давно-давно сказано: «Сильный тот, кто может, может тот, кто знает». Невольно набегают грешные мысли о проявлениях «импотенции» в среде тех, кто отвечает (если таковые есть) за измученное «качество». Пока царствует - практически во всем – абсурд, о содержательном образовании не может быть и речи. Странные гуру науки управления сегодня с жаром утверждают: «Знания – это все!». Увы, но это не для нас. Кумовство - вот это сила!!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Petrovich 15 октября, 15:17
    Лариса Ковалева Сегодня, 10:00 Уважаемый господин Бочкарев! Реформы не делаются снизу. Это популизм. В Украине многие люди знают , как зарабатываются деньги, потому что они(люди) научились выживать без помощи государства. И я не исключение. Медицина и образование должны быть бесплатными, иначе это против самого А.Смита. А здесь- на дне можно только пар выпускать,чтобы крышу не сорвало.
    Правильно, уважаемая Лариса! Реформы надо делать сверху и чтобы ими "руководили" баальшиее знатоки науки из эпохи Лени Космоса, то бишь бывшие начальники Головного управління освіти і науки Київської міської державної адміністрації. 9 жовтня 2006 — 7 серпня 2009. О других умалчиваю, чтобы не обвинили в подрыве академической науки. Очередной кадр дамы с косой.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Petrovich 15 октября, 11:22 Комітет ВР з питань науки і освіти розробив нову редакцію закону «Про наукову і науково-технічну діяльність» (законопроект 5093). Ці зміни спрямовані на стимулювання розвитку науки і мотивування українських науковців, але до законопроекту є багато питань. 24 жовтня (п'ятниця) о 19.00 ми проводимо вебінар по обговоренню даного законопроекту із його співавторами, головою комітету ВР з питань науки та освіти Лілією Гриневич, та заступником міністра освіти і науки Максимом Стріхою. Запрошуємо Вас, Владимир, взяти участь у вебінарі та обговоренні! -- Заповнити форму для участі у вебінарі -- Що корисного Ви отримаєте від участі у вебінарі? Ви почуєте із перших вуст про те, як прийняття даного законопроекту змінить наукову роботу Вас та Ваших колег Ви зможете внести конструктивну критику, та допомогти авторам покращити законопроект згідно із Вашим досвідом дізнаєтесь, як новий законопроект дозволить створювати приватні підприємства для комерціалізації ваших наукових розробок та інтелектуальної власності та дізнаєтесь, як законопроект спростить доступ до передових закордонних технологій і знань Чекаємо Вас на вебінарі! -- РЕЄСТРАЦІЯ НА ВЕБІНАР -- http://www.science-community.org/uk/node/121992 Желательно делать достоянием вопросы и ответы на них будущего академика академии пед наук и будущего пока члена-корреспондента НАНУ. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Petrovich 14 октября, 22:57 Володимир Бахрушин. д.ф.-м.н., профессор. Чи є майбутнє у фізичної освіти в Україні? http://education-ua.org/ua/articles/313-chi-e-majbutne-u-fizichnoji-osviti-v-ukrajini-deyaki-rezultati-vstupnoji-kampaniji-2014-r А это ведь только локальное исследование!!! И только абитуриентов! Хотя и учителей получается проверили. Профессура ведь должна оцениваться по несколько другим критериям, не так ли господа? Или у нас все так хорошо и с университетами и с НАНУ? Да, судя по их отчетам. Финансирования только не хватает. Как в реальности, думаю, никто не знает, а большинство причастных и знать не хочет. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Лариса Ковалева 14 октября, 18:12 Сколько бы трастов ни придумывали - оружия правды не получится. Вузы загибаются от контрактной зависимости и засилья пенсионеров, которые получая пенсию и зарплату, будут сидеть там до гроба. Студента -контрактника невозможно отчислить, скорее отчислят преподавателя, даже профессора, если он не поставит или не подпишет. От преподавателя ничего не зависит, а студент настолько не хочет ничего и не только потому, что не видит перспектив, сколько потому , что он такой уже пришел из средней школы. Там он так и не научился нормально читать и писать, но без проблем стал студентом, причем часто очень даже хороших вузов. Статья ругает иерархию. Но в СССР образование было очень даже высокого качества, особенно техническое. Хотя и гуманитарное было тоже неплохим, но из-за железного занавеса, так и осталось сугубо советским. Теперь что? При зарплате в 2500 гривен для ст.препода - какие перспективы? Сколько ни придумывай различных систем аккредитации - все будет заканчиваться окозамыливанием. Выход есть и он очень простой. Образование(высшее) должно быть бесплатным - нужно вернуть соревновательность в учебный процесс. Пропорция платного должна быть не больше 15% - и оно должно быть очень дорогим. За студента должны платить крупные компании - тогда будет обратная связь.Если контракт будет стоить 15000 гр. - качества ждать не приходится. Будут брать всех подряд и выдавать дипломы -пока у родителей будут деньги. Чтобы улучшить качество, надо закрыть 80% бурситетов. Тогда надо создавать рабочие места для молодежи, которая не хочет и не может учиться. Государство Украина к этому не готово - это очевидно. А замыливать глаза новыми системами оценки - это оттягивать агонию как высшего так и среднего образования.
    Sergey Bochkarev 15 октября, 09:07
    Глубокоуважаемая Лариса. Насколько я понимаю, вы нигде помимо преподавательской деятельности не работали. Поэтому все ваши благие намерения заканчиваются словом "должны". "Высшее образование должно стать бесплатным", "платить должны крупные компании"... Желаю вам поработать в какой-нибудь производственной деятельности, чтобы ощутить каким образом зарабатываются деньги. Особенно в украинской действительности. Перед тем как расписывать, кто и каким образом должен финансировать свободное времяпрепровождение молодежи в ВУЗах. А пока попробуйте разобраться хотя бы со своими преподавательскими пенсионерами. С которыми вы можете разобраться. Но не хотите ссориться.
    Лариса Ковалева 15 октября, 10:00
    Уважаемый господин Бочкарев! Реформы не делаются снизу. Это популизм. В Украине многие люди знают , как зарабатываются деньги, потому что они(люди) научились выживать без помощи государства. И я не исключение. Медицина и образование должны быть бесплатными, иначе это против самого А.Смита. А здесь- на дне можно только пар выпускать,чтобы крышу не сорвало.
    Do_Cent 15 октября, 13:11
    Да уж, бесплатность образования, особенно высшего - это вот самый что ни на есть махровый популизм. Особенно в нынешних условиях. Как и воспоминания о супер-пупер образовании при СССР (было лучше, чем сейчас, но так вообще посредственно). А так вообще намерения благие... И про то, что никакие новые системы оценок не помогут - верно.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Petrovich 12 октября, 22:06
    prepod Сегодня, 20:32 Уважаемый Петрович! Оба Ваши вопроса - это те вопросы, которые в первую очередь должно решить впервые создаваемое в Украине Национальное агентство обеспечения качества образования (надеюсь, что назвал эту структуру правильно).
    Уважаемый Prepod! Мой вопрос был вызван Вашим утверждением, что "именно профессора университетов должны привлекаться к лицензированию". Насколько я знаю русский язык, слово "именно" в данном контексте означает, что Вам известны критерии, на основании которых нужно привлекать этот контингент к лицензированию. Но из Вашего ответа следует, что эти критерии должны быть разработаны еще одной бюрократической надстройкой типа Рады президентов госакадемий. То есть критериев нет. Тогда на чем основано Ваше утверждение? Чтобы не было кривотолков, скажу, что я профессор с 1991 года, хотя и работаю в НАНУ. Опыт преподавания в двух не самых плохих столичных университетах, незаинтересованное знакомство с информацией о процессах и процедурах лицензирования, длительные зарубежные стажировки по западным грантам, знакомство с данными Web of Science, имеющими отношения к украинским профессорам, свидетельствует в пользу тезиса г-на Шияна о том, что наш и западный университет/профессор это две "большие разницы". И истинность его тезиса не зависит от должностного статуса уважаемого г-на Шияна. Может лучше обратить внимание на то, почему украинские профессора так заинтересованы в своем участии в лицензировании. Создана и процветает система взаимных услуг, в рамках которой ни о каком повышении качества образования не может идти речь. Какой выход? 1) Изучить реальное состояние дел. 2) Пересмотреть существующую нормативно-правовую систему, которая и привела к создавшемуся состоянию. 3) На деле, а не на словах использовать для оценки преподавателей и студентов критерии качества преподавания и критерии качества усвоенных студентами знаний. 4) Учить только тех, кто может и хочет учиться. Но кто ж это делать будет? Ситуация такая же как и с армией. Генералов много, а толку от них мало. Все имеют свой гешефт, а ситуация в образовании и науке еще не стала такой критической, как в зоне АТО.
    prepod 12 октября, 23:29
    Уважаемый Петрович! Я не такой знаток русского языка как Вы, но привожу Вам толкование слова "именно" из С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка (онлайн версия), где написано: И́МЕННО это 1. частица. Выражает идентификацию: это и ничего другое (этот и никто другой). И. его жду. И. эту книгу ищу. 2. частица. Выражает уверенное подтверждение, истинность. Он верный друг. И. (и так). 3. союз. Открывает полное перечисление. Явились все, и.: Петров, Иванов и Сидоров. Поэтому я еще раз Вам повторяю, что именно (они и никто другой) профессора должны привлекаться к лицензированию, потому что проводить лицензирование должны специалисты и только специалисты, а не общественные организации. Ничего удивительно, что вопрос как привлекать к этой работе профессоров должно решить Национальное агентство обеспечения ..., потому что оно будет отвечать за качество, его для этого создают. Если оно подключит структуры МОН, типа института инновационных технологий и содержания образования с крупными спецами в методике и дидактике, то идея мониторинга качества будет умерщвлена, так и не народившись. Ваши предложения выглядят наивно и непонятно. Что значит изучить реальное состояние дел? Провести научные изыскания или как? Вы предлагаете "пересмотреть существующую нормативно-правовую базу, которая привела к создавшемуся состоянию." Как пересмотреть то, чего никогда не было? Никогда ни в Украине, ни в Совке качество образования не мониторили и положения об таком мониторинге не содержались в нормативных документах. Однако этим своим утверждением Вы как бы заявляете, что раньше качество образования было выше. Я понимаю, что раньше все было "лучше", особенно когда Вы были молодым, но только это не относится к системе образования с так называемой "красной профессурой". И потом, что значит "на деле, а не на словах использовать критерии качества"? Как использовать то, чего еще нет и никогда до сих пор в наших университетах не было и не применялось? Утверждение "Учить только тех, кто может учиться и хочет учиться." говорит о том, что Вы, наверное, большой ученый и не очень то преподаватель, так как профессиональный преподаватель всегда с особым уважением относится к студенту, независимо от его академических успехов, и если выпускник школы пришел в университет, то наверное он хочет учиться, а Ваша задача (Вам за это деньги платят и Вы с этого живете) его учить. Если же студент ошибся с выбором, то ему надо подсказать и помочь. Так будет честнее.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Stefix 12 октября, 18:41 Конечно, можно долго обсуждать очевидные проблемы. И даже монографии писать, привлекая теорию игр. Но решение ведь очевидно (или см.п.6). 1. Выпускникам вузов надо платить достойную зарплату, начальный уровень которой зависит от академической успеваемости. Пусть при этом трудоустраиваются не все - а процентов 20. Для этого народное хозяйство должно нуждаться в передовых технологиях. Сейчас ряд студентов уже трудоустраивается на 4-5 курсах. Но работодателю требуется объем знаний на уровне техникума советской эпохи (я говорю об инженерах). Да и оплата труда не соответствующая... Значит потребитель не нуждается в высокой квалификации. Решите задачу - и лет через 10 уровень образования повысится. Но не приказом и не завтра. Не решите - ничего делать не надо. 2. Преподавателям надо платить достойную зарплату. В несколько раз большую, чем у выпускников. Иначе нельзя привлечь достойных выпускников и качество вы не повысите. Сейчас идет стремительная феминизация высшего образования, которая при союзе произошла в школах. Не решите проблему - больше ничего делать не надо. 3. Хотите науку - за нее надо платить отдельно. Нужна подписка на журналы (хотя бы электронные версии), поездки на престижные конференции (оплата). Опять же п.1 - заинтересованность промышленности. Хотите Скопус на шару - верю, получите, со временем. Но к науке это не будет иметь отношения. Свободного времени - недостаточно. Лишь при решении задачи о серьезных результатах можно будет говорить со временем (лет через 5-10, не раньше). 4. Подписали Болонский процесс - профанируете его много лет. Где массовые поездки преподавателей по стране и за границу? Где массовые поездки студентов? 5. Вуз, как правильно построенную иерархическую систему, надо создавать снизу вверх. Наибольшее количество прав должны иметь преподаватели, а не ректора... Иначе система эффективно работать не будет. И вопрос не в ценностях, а в правильно прописанной нормативной базе. В ней не должно быть так любезных сердцу наших руководителей фигур умолчания, которые можно свободно трактовать. 6. Но, вообще, по Земле распространяется теория постмодерна, которая гласит, что идет всеобщее оглупение населения - и депутатов, и министров, и всех остальных. Возможно это так - тогда ничего нам не поможет... 7. Я понимаю - есть целое МОН, которому денег на решение задач не дают, а работу спрашивают. Отсюда и рождаются всякие придумки. Выход - сократить МОН в 10 раз, а не вузы. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Petrovich 12 октября, 17:27
    prepod Сегодня, 13:37 Извините, но Вы написали глупость. Именно профессора университетов должны привлекаться к лицензированию. Это подтверждает, например, опыт Франции, где экспертами в области образования являются именно профессора. Только специалисты высшего уровня (понятно, что не чиновники) имеют право выносить вердикт, а не общественные организации, которые могут лишь иметь право инициировать рассмотрение вопроса соответствия университета его статусу.
    Пани та панове, дамы и господа! Давайте придерживаться норм научной этики. Не могли бы Вы, уважаемый Prepod, уточнить, все ли профессора должны привлекаться или только часть? на основе каких критериев?
    prepod 12 октября, 20:32
    Уважаемый Петрович! Оба Ваши вопроса - это те вопросы, которые в первую очередь должно решить впервые создаваемое в Украине Национальное агентство обеспечения качества образования (надеюсь, что назвал эту структуру правильно).
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • prepod 12 октября, 13:22 Я спробував знайти всі статті нового Закону про вищу освіту де вживається слово "якість". Ось, що з вийшло. Стаття 1.Основні терміни та їх визначення ….. 23) якість вищої освіти - рівень здобутих особою знань, умінь, навичок, інших компетентностей, що відображає її компетентність відповідно до стандартів вищої освіти; 24) якість освітньої діяльності - рівень організації освітнього процесу у вищому навчальному закладі, що відповідає стандартам вищої освіти, забезпечує здобуття особами якісної вищої освіти та сприяє створенню нових знань. Стаття 13. Повноваження центрального органу виконавчої влади у сфері освіти і науки, інших органів, до сфери управління яких належать вищі навчальні заклади ….. 2. Державні органи, до сфери управління яких належать вищі навчальні заклади: …… 5) аналізують якість освітньої діяльності вищих навчальних закладів, що належать до сфери їх управління; Стаття 18. Повноваження Національного агентства із забезпечення якості вищої освіти ….. 2) аналізує якість освітньої діяльності вищих навчальних закладів; 2. Національне агентство із забезпечення якості вищої освіти щороку готує та оприлюднює доповідь про якість вищої освіти в Україні, її відповідність завданням сталого інноваційного розвитку суспільства, звіт про власну діяльність, формує пропозиції щодо законодавчого забезпечення якості вищої освіти та направляє зазначені документи Верховній Раді України, Президентові України, Кабінетові Міністрів України та вищим навчальним закладам для їх обговорення та належного реагування. Стаття 19. Склад Національного агентства із забезпечення якості вищої освіти ….. 4. Національне агентство із забезпечення якості вищої освіти запрошує до участі у своїй діяльності міжнародних експертів - професорів провідних іноземних вищих навчальних закладів та/або експертів інституцій, які забезпечують якість вищої освіти в інших країнах. Стаття 34. Керівник вищого навчального закладу ….. 14) здійснює контроль за якістю роботи педагогічних, науково-педагогічних, наукових та інших працівників; Стаття 35. Керівник факультету, навчально-наукового інституту, кафедри ….. 7. Керівник кафедри забезпечує організацію освітнього процесу, виконання навчальних планів і програм навчальних дисциплін, здійснює контроль за якістю викладання навчальних дисциплін, навчально-методичною та науковою діяльністю викладачів. Стаття 57. Права науково-педагогічних, наукових і педагогічних працівників ….. 5) обирати методи та засоби навчання, що забезпечують високу якість навчального процесу; З приведеного вище маємо, що за якість викладання дисциплін відповідає завідувач кафедри, а викладач має право вибирати методи, щоб якісно вчити. Всі інші лише контролюють, і тільки Агенство із забезпечення якості має право робити пропозиції. Таким чином, Закон про вищу освіту лише вводить поняття якості освітньої діяльності, але ніяк його не регулює. Це недолік Закону. Цей недолік можна усунути нормативними документами МОН та Національного агенства забезпечення якості, якщо, звісно, у керівників цих органів буде таке бажання. Іншими словами, чекаємо на накази МОН, в яких було б виписано дії, які мають забезпечити якість освітньої діяльності, а саме зміни в організації, структурі та управлінні університетом, зміни в організації навчального процесу в університеті, зміни в організації підготовки викладачів та нових правил їх відбору, де були б чітко виписані їх права та обов'язки, особливо це стосується доцентів та професорів і т.д., бо тут роботи не початий край. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.81
EUR 27.33