Возможен ли украинский эквивалент PhD, или Как исключить покупку кандидатской диссертации?

Поделиться
Теме университетской автономии наш еженедельник посвятил уже немало публикаций. Как известно, во...

Теме университетской автономии наш еженедельник посвятил уже немало публикаций. Как известно, восемь украинских университетов — Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Харьковский национальный университет им. В.Каразина, Донецкий национальный университет, Днепропетровский национальный университет, Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича, университет экономики и права «Крок», Украинский католический университет — выступили с инициативой введения университетской автономии, разработали программу эксперимента и обратились к президенту страны с просьбой издать соответствующий указ. При этом они не просили у государства средств, не требовали привилегий, наоборот — предложили взять на себя ответственность за результаты этого эксперимента. И хотя подобное «вольнодумство» в научно-образовательных кругах было воспринято неоднозначно, однако у прогрессивно настроенной части общества идея университетской автономии нашла горячий отклик и понимание.

Наконец, 11 июля нынешнего года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 апреля 2006 года «О состоянии научно-технологической сферы и мерах по обеспечению инновационного развития Украины», в котором, в частности, Высшей аттестационной комиссии Украины и Министерству образования и науки поручено в трехмесячный срок решить вопрос об усовершенствовании порядка присуждения ученых степеней и присвоения научных званий, пересмотра Перечня специальностей, по которым проводится защита диссертаций, присуждение научных степеней и присвоение ученых званий, а также упорядочить деятельность специализированных ученых советов. В этом контексте особого внимания заслуживает экспериментальная программа докторантских студий по социальным и гуманитарным наукам Львовского национального университета им.Ивана Франко, обсуждение которой недавно состоялось во Львове на семинаре-совещании «Модели развития докторантских студий в Украине». Его инициаторами и организаторами стали Львовский национальный университет имени Ивана Франко и Украинский католический университет. Финансовую поддержку предоставил Международный фонд «Відродження». В семинаре приняли участие также эксперты из Франции, Венгрии, Польши, США.

Фрагменты выступлений на семинаре и впечатления его участников предлагаем нашим читателям.

Мария ЗУБРИЦКАЯ, проректор Львовского национального университета им.Ивана Франко, руководитель экспериментальной программы докторантских студий по культурологии и социологии:

— Мы преодолели долгий путь, моделируя конфигурацию самой программы, ее содержательное наполнение, ища надежных и интеллектуально заинтересованных партнеров (теперь это уже семь украинских и 11 европейских, североамериканских и австралийских университетов с солидным научно-исследовательским реноме). Теперь мы уверены, что эта программа предложит такой научный опыт и такую остро актуальную экспертизу, на которую уже есть общественный запрос, хотя ее не стоит сводить к традиционному разделению дисциплин и ВАКовскому перечню специализаций.

В течение последних пяти лет Центр гуманитарных исследований нашего университета шаг за шагом прокладывал путь к докторантской программе по гуманитарным и социальным наукам, которая могла бы стать эквивалентом PhD, то есть завершить трехуровневый цикл высшего образования. У программы высокая миссия: возродить исследовательский профиль университета, развивая интеллектуальное мастерство, социальную ответственность и профессиональную компетентность докторантов. Эта экспериментальная программа предлагает комплексный междисциплинарный подход вместо традиционного размежевания дисциплин и будет воплощать новые формы «учебы через исследования». Полное описание программы можно найти на веб-странице центра по адресу: www.cfh.lviv.ua. Остановимся только на основных аспектах структуры и содержания.

Предлагаемая структура программы: два года учебы плюс два года исследования. Требования состоят из теоретического компонента (28 кредитов за основные и выборочные курсы), исследовательского — 12 кредитов, специализации в сфере исследования — 12 кредитов и самого диссертационного исследования — 38 кредитов. Сетка кредитов отражает удельный вес каждой составляющей в индивидуальном учебном плане и в итоге равна 90 кредитам. В рамках программы будет действовать международный летний университет, где в течение семестра наши докторанты будут участвовать в авторских семинарах специально приглашенных ученых с мировым именем, среди которых Мануэль Кастэлс, Скот Лэш, Ганс Ульрих Гумбрехт, Эрик Корайн, Йорн Рюзен, Эндрю Верник, Мика Нава.

Два осенних месяца отводятся на индивидуальные стажировки и пробные исследования. Ответственность за научный рост своего докторанта, соответствующий и эффективный подбор курсов, инновационность его исследований, глубокое развитие темы будут нести два научных руководителя, один — с Украины, а второй — из зарубежья. И хотя второй руководитель будет работать с докторантом дистанционно, он компенсирует опосредованность сотрудничества глубокой осведомленностью в специфике выбранной докторантом темы, международными контактами, стажировками и публикациям. В конце второго года докторанты будут сдавать квалификационный экзамен по специализации, чтобы засвидетельствовать свою готовность начать полноформатное самостоятельное исследование.

За высокий уровень докторантской программы будут нести ответственность два постоянных комитета — комитет по присвоению степеней и совет докторантской программы. Надеемся, что после достойной публичной защиты и одобрения ученым советом университета нашим выпускникам присвоят звания PhD Львовского университета, и именно университет, а не деперсонифицированный государственный институт будет нести полную академическую ответственность за присвоенные звания.

Программа выдержала ряд украинских и зарубежных экспертиз. Все эксперты признали удачное совмещение учебного компонента с исследовательским и педагогическим. По прогнозам, около 60% наших докторантов будут завершать свою четырехлетнюю учебу защитой диссертации, что почти на порядок выше, чем результат нынешней аспирантуры. Такой показатель эффективности работы даст возможность в будущем более оптимально использовать ресурсы, которые направляются в аспирантуру/докторантуру, перемещая основную их часть из учебной составляющей в исследовательскую.

Диссертация в рамках нашей программы не должна быть самоцелью, как сейчас. Ведь диссертационное исследование — испытание на научную зрелость, основная научная работа начинается после. Современные кандидатские диссертации становятся все более похожими на магистерские работы, какими они должны были бы быть.

И, наконец, еще одна очень важная составляющая нашей программы — это тесное сотрудничество на уровне аспирантуры между университетами — членами консорциума. Уже с нынешнего учебного года программа примет первых докторантов и станет экспериментальной площадкой для всего консорциума. Надеемся, что наша инициатива станет началом хорошей традиции создания и развития научных школ, и каждый университет мы сможем идентифицировать именно через эти школы. Возможно, научная школа социологов будет самая сильная в Киеве и Харькове, экономики — в Донецке или Днепропетровске, культурологии — во Львове и т.д.

Иван ВАКАРЧУК, ректор Львовского национального университета им.Ивана Франко:

— Сегодня, наверное, ректор любого украинского университета, как, впрочем, и та часть академического сообщества, которая все еще верит в возможность заложить высокие стандарты академических ценностей, осознает ряд проблем, которые препятствуют эффективному функционированию сегодняшней аспирантуры/докторантуры. Начну с того, что средняя школа не дает достаточных знаний, с которыми молодые люди должны стартовать в университете. Все об этом знают, как знают и причины подобной ситуации. Вторая проблема заключается в самой системе высшего образования. Возможно, за редким исключением, система «4+1» (бакалавр, магистр) совершенна для достижения необходимого уровня университетского образования, чтобы создавать новые знания. Нужна система «4+2», и это тоже знают все — и те, кто учит, и те, кто учится, и те, которые нанимают на работу, а интуитивно чувствуют и все остальные.

Следующая проблема — сам процесс учебы в аспирантуре. Многолетний опыт свидетельствует, что максимум защит диссертаций приходится на первый-третий годы после окончания аспирантуры. То есть на пятом году активных занятий научной деятельностью. Из этого следует: трех лет учебы в аспирантуре недостаточно. Если принять систему «4+2», то для подготовки диссертации необходимо четыре года. Следовательно, для подготовки ученого — человека, способного создавать новые знания, — нужна система «4+2» + «4» = 10 лет. Понятно, что здесь необходимо отдельно проанализировать точные, естественные и гуманитарные науки. Отсюда вывод: затраты на подготовку ученых должны признаваться на этом уровне, а не утаиваться, поскольку эффективность действующей системы учебы в аспирантуре такова, что свыше 70% заканчивающих аспирантуру вообще не защищают диссертаций. Значит, можно уменьшить количество аспирантов, увеличить количество лет учебы и достичь большего эффекта.

Европейские устремления в Украине должны базироваться не на лозунге «мы им покажем», а на сотрудничестве и заимствовании европейского опыта в системе подготовки научных кадров. Чтобы присоединить к общеевропейскому движению и свои интеллектуальные усилия, мы должны идти по «пути экспериментальных площадок», то есть приобретения опыта в небольших масштабах и распространения положительной составляющей этого опыта на все научно-образовательные учреждения. В данном случае речь идет о внедрении в Украине через «экспериментальные площадки» PhD степеней. Для осуществления этих шагов должно быть несколько предпосылок:

— правительство должно осознать, а не только декларировать, необходимость и важность науки;

— правительство должно признать, что нынешняя система подготовки научных кадров и присвоения научных степеней и званий — не просто не эффективна, но и обанкротилась, и она действительно деморализует общество;

— высшее руководство страны должно иметь политическую волю для решительного проведения необходимых реформ в системе подготовки будущего поколения украинский ученых;

— необходимо выработать простые и понятные механизмы беспрерывного контроля и самоконтроля проведения этих реформ, а также обеспечить надлежащий, не столь уж и высокий в масштабах государства, уровень финансирования для осуществления этих реформ через «экспериментальные площадки».

Владимир МОРЕНЕЦ, вице-президент НаУКМА:

— Докторантская программа «Гуманитарные и социальные науки: социокультурный подход», представленная Львовским национальным университетом им. Ивана Франко, — чрезвычайно важный шаг в реформировании отечественной высшей школы, в частности ее так называемого третьего образовательного цикла, до сих пор ассоциируемого в Украине исключительно с действующей системой подготовки аспирантов (и докторантов). Насколько эффективна традиционная система, свидетельствуют следующие цифры: 6—8% аспирантов защищаются в пределах отведенных на учебу трех лет, 22—27% защищаются в течение двух-трех лет после завершения аспирантуры. Я уже не говорю о качестве этих диссертаций: результаты плачевные!

Разве может нас не волновать то, что три четверти бюджетного ресурса на подготовку кадров высшей квалификации расходуются напрасно?! Одна из очевидных причин подобной неэффективности и государственного расточительства — фактическая бесполезность этих наших аспирантских лет. Сегодня аспирантура — фактически пустое место (два коротеньких курса: иностранного языка и философии)! Разве выпускник-магистр не обязан сейчас владеть одним из европейских языков? Разве не должен иметь хорошие знания по философии? Иначе чем он занимался в магистратуре? Коллеги предложили хорошо продуманную, детальную и логичную программу докторантской подготовки по типу PhD, делающую невозможной «покупку» кандидатской диссертации, а предусматривающей целый ряд научно-учебных форм, которые логически подводят аспиранта/докторанта к оригинальным научным идеям и к их изложению в жанре диссертации. Без всех этих спецкурсов, спецсеминаров, коллоквиумов, тестирований и профессиональных испытаний воспитать современного научного работника и преподавателя невозможно.

Это также тот случай, когда содержание по существу опережает административную форму. Пока высоколобые мужи тщеславно дебатируют, кто выше — «наш» кандидат и доктор, или «их» доктор философии в конкретной области, предлагается такой содержательный подход, который вообще, при любых обстоятельствах, делает невозможным появление в академической среде «проффесоров» и близких им по духу «кандидатов в научные работники».

Виль БАКИРОВ, ректор Харьковского национального университета имени В.Каразина:

— Львовские коллеги выполнили важную и нужную работу. Пока продолжались и продолжаются абстрактные разговоры о том, нужна ли нам степень PhD, как согласовывать наши звания кандидатов и докторов наук с западными званиями докторов философии, сохранять ли, в свете Болонской декларации, степень доктора наук и тому подобное, львовяне разработали и представили консорциуму развернутую, детально продуманную модель докторантской программы PhD по социологии и культурологии. Можно уточнять или не воспринимать те или иные ее детали, процедурные элементы, но следует признать — сделан своевременный и необходимый шаг в освоении успешного европейского опыта подготовки ученых и педагогов высшей квалификации.

В чем основные отличия предложенной программы от нынешней практики подготовки кандидатов наук в рамках аспирантуры? В аспирантуре действуют принципы индивидуального нерегламентированного взаимодействия аспиранта и научного руководителя. А в программе используют принцип включения докторанта в систему организованной поэтапной учебной и исследовательской работы, то есть предусмотрено взаимодействие не только с руководителем, но и со всей программой, представленной курсами, мастер-классами, летними школами, серьезной педагогической практикой, комиссиями, комитетами и т.д.

Программа — не универсальная, а специализированная. Университет готов взять на себя подготовку докторов, но не на всем проблемном поле социально-гуманитарного знания, а только в довольно узко очерченной области, собственно в той, в которой указанный университет наиболее компетентен, обладает мощными интеллектуальными и исследовательскими ресурсами, соответствующими научными контактами, возможностями привлечения специалистов и экспертов из других университетов и научных центров. К слову, специалисты каразинского университета готовы принять участие в реализации этой программы.

Важная особенность программы еще и в том, что она — междисциплинарная, ориентирована на определенный круг важных и актуальных для страны и региона проблем, решение которых требует выхода за дисциплинарные рамки.

Следует подчеркнуть: предложенная модель PhD предусматривает целую систему механизмов, обеспечивающих более высокое, по сравнению с аспирантурой, качество подготовки как диссертаций, так и самих соискателей ученой степени. Качество — это ключевое слово предложенной Львовским университетом концепции. На высокое качество, по замыслу авторов программы, должны работать и жесткая процедура планирования работы докторантов, и не менее жесткие формы контроля и отчетности, система двух руководителей, анонимное рецензирование и т.д.

Конечно, возникает проблема существования в образовательном и научном пространстве трех ученых степеней: традиционных кандидатов, докторов наук и PhD (докторов философии). Можно было бы, конечно, просто переименовать кандидатов наук в докторов философии, а степень доктора наук оставить тем, кто готов подниматься на самую высокую ступеньку. Но, безусловно, целесообразнее, хотя и намного сложнее, попытаться трансформировать аспирантуру, увеличить ее срок, наполнить ее новым содержанием, существенно усложнить и повысить требования к диссертациям и к процессу их подготовки.

Вальдемар ТОМУСК, доктор социологии, Университет Турку, Финляндия, заместитель директора Программы поддержки высшего образования, Институт открытого общества (Будапешт, Венгрия):

— Проблема докторантуры и возможного ее реформирования имеет два важных аспекта. Первый — это слишком централизованная структура Высшей аттестационной комиссии (ВАК), присуждающей высшие степени (кандидата и доктора наук). Сама ВАК — не более чем монумент коммунизму и тоталитарной практике контроля за научными институтами. Другой аспект — это потребность в этих двух ученых степенях.

Кое-кто, конечно, может и дальше считать, что система ВАК необходима для преодоления коррупции в украинском высшем образовании, ведь иногда ученые степени могут присуждать за труды которые не только в отдельных сферах не приближаются к международному уровню исследований, а временами вообще не имеющие смысла. Сторонники ВАК верят, что этот институт может быть полицией, эдаким академическим ОМОНом, который борется с коррумпированными профессорами, нечестными приемными комиссиями и т.д. Даже если ВАК и предотвращает худшие злоупотребления в высшей школе, она навязывает полицейский режим всему академическому сообществу и тем самым деморализует его еще больше. Трудно развивать академический дух в научной среде, находящейся под постоянным контролем. С другой стороны, можно считать, что сама ВАК, с бюрократическими требованиями к результатам исследований, является частью проблемы, а не ее решением, поскольку не требует, чтобы наука расширяла рамки наших знаний. Превратив всю академическую сферу в поле битвы, где научные работники пытаются одолеть бюрократию, например соблюдая требования по поводу определенного количества необходимых для защиты научных статей в химерических журналах с неизвестной читательской аудиторией, высшая школа стала своеобразной игрой, где совсем мало места остается для настоящих научных открытий и новых знаний.

Проблема массовой бюрократизации связана и с другим важным аспектом, а именно — с учеными степенями. Современное общество, которое больше ценит компетентность, нежели статус, не требует двух уровней высших ученых степеней — кандидата и доктора наук. Зато для должности профессора вполне достаточно иметь степень доктора философии в отдельной области науки (западное PhD). Докторская степень в таком случае свидетельствовала бы, что человек хорошо знает свою дисциплину, соответствующую научную методологию и что он внес весомый вклад в знания в отдельной сфере исследований. Для того же, чтобы получить такую степень, как правило, нужно учиться четыре года после магистерского квалификационного уровня.

С непредвзятой позиции трудно понять, зачем высшему образованию нужна дополнительная ученая степень доктора, кроме PhD. Если для этого и есть причины, то они связаны с чьими-то личными позициями и привилегиями, полученными десятилетия назад за труды, актуальность которых весьма сомнительна, но которые гарантируют обладателю степени статус на будущее. Так что можно представить: переход от системы кандидатских и докторских степеней к одноуровневым докторам философии (PhD), как это рекомендуют некоторые университеты, участники «проекта автономии», может зацепить личные интересы профессоров, которые занимают привилегированные должности в системе украинского высшего образования и научно-исследовательских учреждениях. Однако сама система образования, безусловно, извлечет пользу из такого изменения.

Николай ПОЛЯКОВ, ректор Днепропетровского национального университета:

— Хотим мы того или нет, но должны адаптировать к нынешним реалиям и наши механизмы аттестации научно-педагогических кадров. Имеем в виду тот очевидный факт, что, наряду с существующей и в общем довольно эффективной отечественной системой в этой области (которую, кстати, никто не планирует коренным образом изменять, или, используя современную терминологию, реструктуризировать), всем нам нужно отыскать рычаги и точки соприкосновения, способные максимально приблизить нас к Европе и вместе с тем не удалить от лучших достижений национального образования, духовности и культуры.

Таким, наверное, должен быть наш фундаментальный подход к усовершенствованию и развитию инновационных форм университетской жизнедеятельности, в частности в деле существенного обновления содержания и повышения престижности научно-исследовательского труда в аспирантуре и докторантуре. Не секрет, что уровень их организационного и функционального обеспечения снизился до критического предела, не отвечает все более высоким требованиям сегодняшнего дня, особенно в сфере междисциплинарной социогуманитарной подготовки будущих кандидатов и докторов наук.

В контексте вышеизложенного считаю, что выработанная в ЛНУ им. И.Франко докторантская программа PhD — это, с одной стороны, определенный путеводитель в указанном направлении для всех нас, а с другой — ориентир на модернизационные шаги в системе высшего образования вообще.

Естественно, утверждать, что все эти моменты мы уже постигли, вышли на них, по крайней мере на уровне концептуального осознания, — означает быть не совсем искренними. Тем более что дело действительно неоднозначное, во многом противоречивое, запутанное. Сегодня к этому готовы, наверное, далеко не все вузы, а между тем именно такой критерий должен стать в перспективе ключевым в оценке профессиональной деятельности каждого вуза. Образно говоря: или тебя знают в Европе, мире, или тебя... просто не существует, поскольку ты, в сущности, никому не нужен. Вот такая довольно жесткая альтернатива.

Зато, судя по тому, что нам предложил Львовский университет им. И.Франко, мы все же имеем перспективу, причем в ближайшем временном измерении, реализовать, как минимум, в рамках нашего университетского консорциума идею докторантской программы PhD в области культурологии и социологии, аналогов которой не только в Украине, но и вообще на постсоветском пространстве нет. Безусловно, дело это далеко не простое, но вполне реальное. Тем более когда речь идет о таком мощном университетском союзе, как наш консорциум в составе восьмерки авторитетных университетов Запада, Центра и Востока Украины. Во всяком случае, мы уже продемонстрировали, что имеем твердое намерение на практике развязывать сложнейшие узлы нашей образовательной жизни, постепенно интегрируясь в европейское интеллектуальное пространство. Иного нам просто не дано.

Тарас ДОБКО, проректор Украинского католического университета:

— По моему мнению, проведенный семинар стал иллюстрацией того, для чего был создан консорциум, а именно — продуцировать предложения, выдвигать инициативы, предлагать модели. Отрадно, что консорциум возвысился над негативизмом, над критикой ради критики, предложив проект докторантской программы ЛНУ. Считаю, что именно такие конкретные проекты и предложения обеспечат консорциуму второе дыхание, поскольку переводят идейные дискуссии в плоскость реальных шагов.

Обсуждение на семинаре засвидетельствовало, насколько важен для университетов — участников консорциума вопрос солидарности между ними. И чуть ли не самое главное свидетельство этого — выработка участниками консорциума внутренних (альтернативных) критериев качества и оценки собственной академической деятельности — идея внутренней системы аккредитации проектов, инициированных участниками консорциума. Это — революционная идея и, глубоко убежден, одна из важнейших задач консорциума.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме