В ШКОЛУ ИЛИ ПУСТЬ ЖИВЕТ?

Поделиться
…Современную жизнь формирует хищник, это он диктует методы действий. Неприкрытым враньем являются его уступки тем, кто слабее, лукавством — любовь к ребенку...

…Современную жизнь формирует хищник, это он диктует методы действий. Неприкрытым враньем являются его уступки тем, кто слабее, лукавством — любовь к ребенку. Блуждает по белому свету бездомная Золушка, олицетворяющая наши чувства. Но ведь именно дети — рыцари чувств, поэты и мыслители. Уважайте — если не хотите чтить — чистое, ясное, нетронутое, святое детство!

Януш Корчак

Печально провожаю взглядом маму с ребенком. Знаю, что ей стало немного легче на душе. Ведь на консультацию к детскому психологу она шла с тревогой, даже с какой-то боязнью, поскольку отчаяние от бессилия помочь своему сыну удручает ее не первый месяц. Помощь требуется этому ребенку, его маме, но сколько еще таких, кто остается наедине со своей болью, беззащитным и беспомощным перед обстоятельствами!

Недавно я вновь столкнулась с «живыми» результатами, если не сказать — «жертвами» нововведений в образовании, когда у детей фактически украли весь год полноценной жизни в дошкольном мире. И это при том, что чрезвычайно ценен каждый его месяц, каждый день, ведь ребенок к семи годам должен пройти сложный и полный уникальных и специфических задач путь. Самое главное — научиться быть человеком в мире людей — сопереживать, доверять миру, а еще — произвольно регулировать свое поведение, развить воображение, осознать свое собственное «Я», определить для себя внутренние этические категории, понятия добра и зла, быть открытым миру, любознательным, уметь играть (игра сюжетно-ролевая, игра с правилами, игра-драматизация и т.п.), наконец — научиться учиться. Это — далеко не полный перечень важных психологических задач, стоящих перед ребенком именно в дошкольном возрасте.

Если взглянуть на историю, то чем сложнее организовано и более развито общество, тем длительнее становится период, определяемый как детство. Поэтому особенно большое значение имеет обеспечение обществом надлежащих условий для развития личности на протяжении первых семи лет. В связи с этим непонятны постоянные попытки ускорить психическое развитие, безосновательно отождествляющееся лишь с развитием интеллекта, искусственно сократить период дошкольного детства и, как результат, внедрить в нашей стране школьное обучение с шести лет. «Второстепенность» воспитания, по сравнению с обучением, уже привела к значительным просчетам в важных сферах развития личности, в частности к разнообразным формам противодействия детей взрослым.

Полноценно же учиться в школе ребенок не сможет, пока не сформируются необходимые физиологические и психологические предпосылки. Этот процесс не ускорить искусственно, какими бы политическими или социально-экономическими мотивами ни оправдывалось раннее обучение. Так же, как нельзя заставить яблоню зацвести в январе.

Хочу особенно подчеркнуть: ссылка на международную практику раннего школьного обучения просто некорректна. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать там на уроках и увидеть, как дети учатся «играя», пишут карандашами, спокойно вытирают ошибки, составляют коллективные коллажи, лежат на коврике и поют, ходят на экскурсии в музеи, зоопарки, в концертные залы и т.п. То есть условия, формы и методы обучения детей шести-семи лет в США и странах ЕС являются значительно более мягким аналогом пребывания их украинских ровесников в детсаде. Содержание же обучения наших дошкольников приблизительно соответствует тому, что изучают дети во втором-третьем классе европейской начальной школы.

Родители и педагоги озабочены возрастанием количества мальчиков и девочек, которые не могут адаптироваться к школе, проявляют эмоциональную нечуткость, деструктивное поведение. Значит, необходимо быстро реагировать на эти процессы. Кстати, когда в России возникла проблема — садить ли за парты шестилеток — здравый смысл победил. Там на защиту физического и психического здоровья подрастающего поколения встали врачи и психологи, просвещенцы и научные работники, подписавшие открытое письмо министру образования Российской Федерации. Наверное, широкой общественности в Украине должны быть известны предостережения и факты, изложенные в этом письме. Вот небольшая цитата из него: «Так, последние медико-психологические исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство современных шестилетних детей (около 80%) оказываются не готовыми к школьным формам обучения. Причем количество шестилетних детей, не готовых к систематическому обучению, в последние годы увеличилось в 5 (!) раз. У шестилеток в школе вдвое чаще, нежели в детском садике, наблюдаются невротические реакции, нарушение зрения, разнообразные психосоматические нарушения (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания системы пищеварения и т.д.). Именно у них наблюдается наивысший уровень школьной тревожности. Все это не только приводит к трудностям в обучении шестилетних детей, но и разрушает их здоровье... мы рискуем получить больную нацию...»

Можно уверенно сказать: ситуация в Украине аналогичная, а возможно, и хуже, если принять во внимание чернобыльский фактор влияния на общее состояние здоровья детей.

Девочка ходит в школу с куклой, на перемене раскладывает ее одежду, кормит, учит. На свои шесть «с хвостиком» годков достаточно развита — много знает, самостоятельно рассуждает, живо общается. Но с началом школьного обучения перестала интересоваться книгами, старается под любым предлогом оттянуть начало выполнения домашнего задания, боится сделать ошибку, плачет или замыкается в себе. Все чаще утром хватается за животик (действительно спазмированный), просится остаться дома. Ей бы еще спокойно походить в подготовительную группу детсада, поиграть, посидеть на занятиях, окрепнуть физически и психологически. Ведь деятельность школьника и по смыслу, и по организации очень отличается от обычных форм деятельности ребенка дошкольного возраста.

«Современные дошкольные учреждения — это самое радостное, наиболее плодотворное и живое явление в системе образования. Отсюда льется свет в современной педагогике, отсюда идут ее наилучшие идеи. Перестройка всей школьной системы в духе принципов дошкольного воспитания — лучшее, к чему можно стремиться». Это слова известного знатока тонкостей детской души В.Зеньковского, психолога и педагога, философа.

С точностью до наоборот видим мы воплощение этих слов в жизнь. Недавно по детсадам Киева и области прошел приказ, согласно которому воспитатели в добровольно-принудительном порядке должны были дать согласие (письменно) работать не на полную ставку, а на 0,75%. Особенно не разъясняя, для чего это делается, «наверху» решили, что постепенное «удушение» дошкольного воспитания лучше всего провести методом «аутоудушения», то есть руками самих воспитателей.

Таким совершенно иезуитским способом решили создать базу для закладывания в бюджет на следующий год еще меньшей суммы на оплату труда воспитателей. Таким образом, им следует ожидать сокращения, количество детсадов по Украине будет уменьшаться. И все это происходит на фоне постоянных «заклинаний» с высоких трибун о постоянной заботе о детях, о нашем будущем...

Если бюджет Минобразования и науки на 2002 год составлял всего 2 млрд. 263 млн. грн., то на этот год предусмотрено еще на 50 млн. меньше. Практически «узаконивается» в корне ошибочный подход: самым маленьким детям — меньше всего внимания, на самых маленьких — наибольшая экономия бюджетных денег. Такой подход крайне опасен, он закладывает в обществе мину замедленного действия, которая рано или поздно взорвется — детство не простит надругательства над собой, когда дети будут ощущать себя чужими, ненужными взрослым, равнодушным к ним. В результате у нас будет гигантский отрыв всего взрослого сообщества от детства, проявляющийся в отсутствии психологического контакта и готовности взаимодействовать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме