Украинских школьников будут сравнивать с ровесниками из других стран

Оксана Онищенко 16 декабря 2016, 23:01
1 сент киев_2
Facebook Виталия Кличко

Читайте также

Мы часто дискутируем о проблемах и победах нашей системы образования, о том, что в ней надо менять, а что, наоборот, сохранить. Но до сих пор нет государственной Концепции мониторинга качества образования. Конечно, проводятся определенные исследования, но системный стратегический подход не сформулирован.

Однако Украина принимает участие в международных исследованиях качества образования. Не так часто, как того хотелось бы, но все же принимает. И это, безусловно, очень для нас полезно. Участие в таких исследованиях позволяет увидеть себя на фоне других стран, обменяться с ними опытом. Так, в 2007 и 2011 гг. Украина принимала участие в Международном исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). 

Сразу после первого исследования мы начали менять школьные программы, учебники, сборники задач для контроля знаний, подходы к преподаванию. И наши результаты TIMSS-2011 улучшились. Однако после 2011-го участие в исследовании было прекращено. Сменилась власть, сменились министры и политические расклады. Для продолжения участия в исследовании TIMSS не нашлось средств. Обновленные учебные программы выбросили в мусор — они были рассчитаны на 12-летнюю школу, от которой тогда наша страна отказалась.

И вот сейчас Украина согласилась принять участие в другом, очень авторитетном, международном сравнительном исследовании качества образования — PISA (Program for International Student Assessment). Этим исследованием охвачено 80 стран мира. Участие в нем будет стоить приблизительно 50 тыс. евро в год в течение четырех лет. 

— Что даст нам участие в PISA? — расспрашивало ZN.UA Татьяну Вакуленко, национального координатора PISA 2018, начальника отдела исследований и аналитики Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО).

— Цель большинства международных исследований триедина. Первая — сравнение образовательных систем разных стран мира. Вторая — заимствование лучших практик других стран. И третья — обращение внимания общественности, работников образования на передовой опыт в образовательной сфере. Если мы говорим об исследовании PISA, то это прежде всего компетентностный подход, компетентностное оценивание и обращение к компетентностной парадигме образования. 

— В чем суть компетентностного подхода к обучению?

— Компетентностный подход ориентирован на применение знаний в реальных или близких к реальным ситуациях. Например, если мы говорим о математических задачах. Все в школе учили формулу площади квадрата или прямоугольника. Но человек, который делает ремонт в своей ванной, должен подсчитать эту площадь для того, чтобы определить количество кафеля, который надо положить на пол. Это и есть компетентностный подход. 

В исследовании PISA принимают участие только 15-летние ученики, независимо от того, в каком классе они учатся. Считается, что именно этот возраст является возрастом окончания основного базового образования и принятия сущностных решений в жизни. Буквально через год-два ребенок попадет в сложный мир профессий, сам начнет зарабатывать деньги или получать стипендию, принимать решения о своем быте (например, где жить — в съемной квартире или в общежитии). Раньше все это за него решали родители. А теперь он становится частью активного социума.

Таких международных измерений, как PISA, мы еще не проводили в Украине. Исследование ТІМSS больше ориентируется на школьные программы, то есть на то, что именно дети изучают в школах.

— Как будет проходить исследование PISA?

— Оно состоит из двух блоков: опроса и тестирования

 Опрос нужен для того, чтобы выяснить, какие именно факторы влияют на успешность ребенка в выполнении задач тестирования. Например, есть очень большой блок вопросов о background ребенка: где он родился, кто его родители и какая у них профессия, какие школьные предметы он изучал, комфортно ли чувствует себя в среде ровесников в школе, нравится ли ему учиться, любит ли он те или иные уроки. 

 Для чего нужно тестирование, понятно — чтобы ребенок показал, что он умеет делать со своими знаниями в разных жизненных ситуациях. 

В разных странах мира свои перечни школьных предметов, и очевидно, что свои специфические предметы. Но определенные учебные предметы считаются базовыми, определяющими судьбу человека в будущем. Это — чтение, математика и естественные дисциплины. Собственно, эти три области и исследует PISA.

— Будут ли принимать участие в исследовании учителя?

— Вообще в международном исследовании PISA есть такой дополнительный опционный компонент — анкетирование учителей по поводу атмосферы в классе, использования специфических практик. Но не так много стран мира принимают участие в этом дополнительном компоненте. И Украина тоже этот компонент не будет проводить. Следует заметить, что любые опции требуют дополнительных средств. Кроме этого, мы можем провести анкетирование и самостоятельно, и задавать именно те вопросы, которые касаются острых проблем образования непосредственно у нас в государстве. 

Но мы будем опрашивать в рамках PISA администраторов школ. Они будут отвечать на вопросы, которые дадут возможность посмотреть на характеристику того или иного учебного заведения: сколько учителей в школе, есть ли компьютеры и в каком количестве, есть ли ученики, которые прогуливают обучение, сколько учеников не получают аттестат о полном общем среднем образовании. На эту характеристику будут наложены результаты учеников и их ответы в анкетах.

— Кто готовит задания для тестов?

— Это делает Международный консорциум специалистов более чем из 40 стран мира. Все задания проходят серьезные этапы подготовки. Сначала исследователи предлагают определенные ситуации для рассмотрения, потом собираются, чтобы обсудить эти ситуации, разрабатывают для них задания. Каждая страна получает эти задания и дает комментарии, отвечают ли они образовательному контенту этой страны. Затем консорциум собирается снова, чтобы изменить задания по просьбе той или иной страны.

— Задания для школьников из разных стран одинаковые или отличаются?

— Абсолютно одинаковые. Это позволит сравнивать результаты и давать какие-то заключения. 

— Как идет подготовка к исследованию PISA в Украине? 

— В пределах Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) создан Центр PISA. Его специалисты получили от Международного консорциума тестовые задания, перевели их, потом собрали профессиональную комиссию, состоящую из ведущих специалистов МОН, НАПН, Института модернизации содержания образования, Украинского центра оценивания качества образования и Института образовательной аналитики. В режиме секретности мы, представители Центра, показывали задания этим специалистам, чтобы они проанализировали их и дали свои рекомендации. Прежде всего, конечно, надо было определить, отвечает ли наш перевод содержанию заданий, и сделать профессиональный анализ этого содержания. Было несколько заданий, которые вызвали у нас определенные сомнения. Мы написали об этом консорциуму, они приняли наши замечания во внимание, и таких заданий в тестировании не будет.

— Как вы считаете, с какими заданиями у наших подростков могут возникнуть трудности?

— Думаю, с чтением. Критическому чтению в наших школах уделяется недостаточно внимания, поскольку критическое мышление еще не вошло в образовательную практику в такой степени, в которой должно было бы войти. В PISA на самом деле есть очень интересные и очень важные для современного человека задания, как, например, заполнение анкеты при поиске работы, прочтение материалов дискуссии между двумя специалистами-учеными и высказывание собственных соображений об этой дискуссии (кто из них, по твоему мнению, прав и почему). Должно быть понимание, что на дискуссионные вопросы нет абсолютно правильного ответа, что не все состоит из черного и белого.

При оценивании выполнения учениками заданий PISA будут применяться три вида оценок: "правильно", "частично правильно" и "неправильно". Это очень принципиально, что есть частично правильный ответ, когда ребенок в чем-то прав, а что-то упустил.

— Какая государственная структура отвечает за проведение PISA в Украине?

— Есть постановление КМУ, которое определяет, что Украинский центр оценивания качества образования отвечает за подготовку, администрирование исследования, а Институт образовательной аналитики — за подготовку финального отчета по результатам исследования. Это один из стандартов PISA — обязательное обнародование Национального отчета. 

— Как влияет такой отчет на образовательную политику стран-участниц исследования?

— Это зависит от страны. Есть пример нашего ближайшего соседа — Польши. В первый год исследования (2000-й) у Польши были довольно низкие результаты. Но они стимулировали к серьезным изменениям в образовании — были изменены образовательные стандарты в сторону повышения компетентностной составляющей. Мы это можем увидеть по выпускным экзаменам, пособиям, учебникам. Более того, решение о децентрализации управления школами также в значительной степени было простимулировано PISA. Такой подход оказался более эффективным, чем жесткий централизованный контроль. Теперь польские школы принадлежат местным общинам и финансируются ими. 

В Аргентине по результатам исследования был принят новый закон об образовании. 

Есть очень интересный пример взаимодействия разных стран по результатам PISA. Скандинавские страны пишут один отчет на всех и решают, чей успех и опыт нужно принять во внимание. Например, они заимствовали опыт Финляндии в организации свободного обучения в классе.

Италия под влиянием отчета PISA приняла несколько решений: были изменены национальные стандарты образования и повышена зарплата лучшим учителям. А Германия параллельно с PISA проводит национальное тестирование. Это дает возможность увидеть проблемы отдельных регионов, а не только страны в целом. 

— Можно надеяться, что и у нас результаты PISA повлияют на развитие образования?

— Да. Но это исследование полезно не только полученными данным. Оно полезно и для учителей, которые увидят задания другого типа. 

— Возможно, это будет полезно и для специалистов, составляющих наши тесты ВНО, и со временем задания в тестах изменятся? 

— Я уже говорила о рабочей группе для согласования переведенных на украинский язык тестовых заданий PISA. В нее входят и методисты УЦОКО. Мы уверены, что это даст возможность повысить компетентностный характер задач внешнего независимого оценивания. Но вместе с тем нужно понимать, что тесты ВНО основываются на стандартах, и именно они должны быть компетентностными, чтобы сама система образования основывалась на компетентностном подходе, а не только система контроля. 

— Когда начнется исследование PISA? Вы сказали, что в нем будет несколько этапов.

— Пилотный этап состоится в мае 2017 года. Это первое, что мы должны сделать. Ведь такие сложные исследования не могут проходить без пилотирования тестовых заданий — мы могли допустить ошибки в переводе тестов, или наши ученики могут не понимать каких-то выражений. 

Второе. PISA — это избирательное исследование, и в нем примут участие не все 15- летние школьники, а только те, кто попадет в выборку. Кстати, выборка PISA является эталоном для международных исследований. Мы должны предоставить консорциуму данные о том, сколько у нас есть школ, каких они типов (гимназии, лицеи, коллегиумы), где расположены (село, поселок, город), какой там язык обучения. Отдельно подаем полный перечень всех школ Украины. Далее международный консорциум анализирует всю эту информацию и определяет, какие школы попали в нашу выборку. Она должна быть репрезентативной. Например, процент сельских школ в нашей выборке должен быть таким же, как и во всей Украине по сравнению со всеми школами. Это такой маленький макет Украины.

Когда мы получаем от международных партнеров список школ, выбранных для участия в исследовании PISA, мы подаем списки всех 15-летних учеников этих школ. Из них случайной выборкой определяют тех, кто примет участие в тестировании. Мы к этому не имеем никакого отношения, это делают международные партнеры. Чтобы не мы выбирали лучших из лучших, а они сами сформировали выборку, которая честно будет презентовать всю популяцию 15-летних Украины. Сейчас у нас есть около 3 тысяч 300 учеников, которые примут участие в исследовании. За две недели до тестирования PISA специальная комиссия из представителей центров оценивания качества образования, которые обычно организовывают в регионах ВНО, приедет в эти школы. Школы будут заранее уведомлены. В день тестирования инструкторы проконсультируют детей об организации и этапах работы, выдадут тестовые тетради. Потом в течение двух часов с 5-минутным перерывом дети будут писать тест. После этого еще один перерыв, после которого ученики заполнят анкету. Потом все сложат в секретные пакеты и отправят в региональные центры оценивания качества образования. 

— Весной 2017-го вы проведете пилотное исследование, а дальше?

— Все результаты этого исследования передадим консорциуму. И они, и мы проведем каждый свою статистическую обработку данных и определим, нужно ли корректировать наши инструменты исследования (задания). Дальше начнется основной этап исследования, которое состоится в конце апреля — начале мая 2018 года. Именно эти результаты станут основой для сравнения результатов Украины с другими странами и для подготовки выводов. Потом будет составлен международный отчет, а затем — национальный. 

Но в 2018 году мы этих выводов еще не получим. Статистическая обработка и анализ результатов всех 80 стран будет производиться долго (это огромные массивы данных). Результаты Украины в PISA-2018 можно ожидать в декабре 2019-го. 

Кстати, 6 декабря этого года были опубликованы данные PISA-2015. Интересно, что Сингапур — абсолютный лидер исследования. В области естественных дисциплин (ведущая область 2015 г.) сразу за ним идут Япония и Эстония. У Польши результаты немного выше средних по странам ОЭСР. Россия — немного ниже средних по странам ОЭСР по естественным дисциплинам и немного выше — по чтению и математике. Интересно, что Финляндия получила результаты ниже, чем в предыдущие годы, во всех областях исследования. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
  • Elena Bobrova 12 января, 17:34 Не уверена, что всегда выезжают учиться в другие страны эрудированные - скорее обеспеченные, первое, а второе, на кого учатся за границей и работают ли по специальности затем- тоже вопрос.Стоит проанализировать. А стране нужны научные кадры, патриотично мотивированные люди. Статистика нужна по вопросу : специализации выезжающих. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Геннадий Петров 23 декабря, 23:43 Вот и надо перенимать лучшее. Эстония третья в мире и первая в Европе. Хороший пример с ванной, как результат практического применения знаний. А вот еще такое. Если ученики-внешкольники уехали в США и на основании полученных в Украине знаний стали работать, учась в американской школе, это достижение или нет тех, кто их непосредственно учил? - Нет, далее по Фонвизину: дверь прилагательна или существительна? https://www.youtube.com/watch? Больше читайте здесь: http://gazeta.zn.ua/EDUCATION/ukrainskih-shkolnikov-budut-sravnivat-s-rovesnikami-iz-drugih-stran-_.html Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Oleg Smirnov 18 декабря, 15:52 Є така пропозиція: по тестах з певних дисциплін провести тестування серед шкільних вчителів, що викладають відповідну дисципліну. Можна буде порівняти їх рівень з рівнем школярів, а також учителів між собою - наприклад, міських і сільських. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Владимир Белый 17 декабря, 17:18 Ось у цьому "Однак після 2011-го участь у дослідженні було припинено. Змінилася влада, змінилися міністри й політичні розклади. На продовження участі в дослідженні TIMSS не знайшлося коштів" причиною був не брак коштів, а повернення України, в освіті у тому числі, знову на "орбіту Кремля". Такою ж у своїй суті є і кампанія проти концептуального проекту НУШ, бо є нашою черговою спробою відірватися від прорадянської освітньої парадигми, в основі якої авторитарність влади, вчительської у тому числі. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.97
EUR 28.36