Учебник по истории — главное оружие России

Олег Охредько 18 марта, 00:00
история

Читайте также

 

Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым.

Джордж Оруэлл. 1984

 

 

Прошло два года с тех пор, как Россия оккупировала Крым, и теперь уже можем посмотреть, как говорится, в корень проблемы.

Каждый полководец или правитель перед началом наступления прежде всего смотрит… назад. Насколько крепок тыл, насколько хватит оружия и припасов, насколько можно рассчитывать на поддержку населения. Недаром советский полководец Михаил Фрунзе любил повторять: "Жизнь и работа фронта в каждый данный момент определяется работой и состоянием тыла".

Вот тут  и возникает вопрос подготовки населения, особенно если это "победоносная" война. И что мы имеем? Оккупацию Крыма поддержало большинство населения Российской Федерации. И это не только патриотический угар, вызванный победными действиями, но и многолетняя подготовка на государственном уровне.

А все начинается… в школе. И как тут не вспомнить фразу, приписываемую немецкому политику — канцлеру Бисмарку: "Битву под Садовой выиграл прусский школьный учитель".

Итак, какую же роль сыграла российская школа в подготовке оккупации? На это даст ответ обычный школьный учебник по истории России для 6 класса.

Большая часть представлений о мире, определенные стереотипы и предубеждения формируются у человека еще в детстве, особенно в школьные годы. У учеников есть несколько путей получения информации — родители и друзья, телевидение и Интернет и, конечно же, — школа. Транслятором информации в школе выступает учитель. А основным инструментом учителя является учебник.

Учебник по истории — наверное, главный в осуществлении государственной политики. И это характерно для многих стран. Так, в Китае на картах в учебнике истории для старших классов часть территории России обозначена как бывшая китайская земля. А что же в Российской Федерации?

Рассмотрим учебники по истории России для 6 класса. Двенадцатилетние школьники еще только начинают формироваться как самостоятельные личности. Это период начала интеллектуализации познавательных процессов и самостоятельности. Именно в 6 классе закладываются основы собственного представления о мире.

Российская Федерация, как и многие другие государства, жестко контролирует образовательные процессы и особенно систему обеспечения учебниками образовательных заведений, а больше всего — их содержание. Каждый год министерство образования и науки РФ публикует списки учебников, которые "допускаются" в школы.

Рассмотрим их.

"История России. С древнейших времен до конца XVI века: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина — М.: Просвещение, 2012. — 272 с.: ил., карт." — учебник получил благоприятные отзывы Российской академии наук (№10106-5215 от 14.10.2011) и Российской академии образования (№01-57д-353 от 17.10.2011 г., (далее будем именовать этот учебник УДК).

"История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [П.А.Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М.Лебедева и др.]; под общей редакцией чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. — М.: Вентана-Граф, 2009. — 288 с." — (далее УБЕЛ).

"История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. — М.: ООО "Русское слово — учебник", 2012. — 272 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа). (Экспертное заключение РАН №10106-5215/551 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО №01-5/7д-606 от 24.10.2011 г.)" — (далее УП).

"История России с древнейших времен до XVI века: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.В.Черникова; под ред. А.Н. Сахарова. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 240, [2] с.: ил., карт." — (далее УЧ).

"История России. С древнейших времен до XVI века: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселев, В.П.Попов. — М.: Дрофа, 2012. — 254, [2] с.: ил., карт." — (далее УКП).

"История России с древнейших времен по ХVI век: 6 класс: учеб. для образоват. учреждений / И.Н.Данилевский, И.Л.Андреев. — 5-е изд., испр. и доп. —
М.: Мнемозина, 2012. — 239 с.: ил." — (далее УДА).

На основе этих учебников и программ ("Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2010, — 94 с. — Стандарты второго поколения".-  Здесь и далее информацию о российских учебниках и цитаты будем приводить на языке оригинала. — О.О.) учителя и готовят собственные рабочие программы (для примера рассмотрим "Рабочую программу по истории (ОШ №64 г. Иркутск").

В России, как и в большинстве постсоветских государств, преподавание родной истории имеет две основные черты — линейность (преподавание исторических процессов в хронологической последовательности) и территориальность (рассматриваются события и процессы, происходившие на территориях, находившихся в составе государства на момент изучения, хотя бывают и исключения). Также в Российской Федерации изучение истории России происходит с помощью двух концентров. Учеников знакомят с историей России в 6–9 классах (с древних времен до современности), а потом, в 10–11 классах, снова изучают историю с древнейших времен, но уже углубленно и согласно профилю обучения.

Обратим внимание на период до ІХ в., время возникновения, расцвета и упадка Древнерусского государства (которое часто называют Киевской Русью).

Первая тема (раздел) Программы называется "Древнейшие народы на территории России". Преимущественно такое же название используется и в учебниках: "§1. Древнейшие народы на территории России" (УДК, с. 7), "Глава 1. Народы и государства на территории России" (УБЕЛ), "Раздел 1. Древние жители нашей Родины" (УЧ, с. 8), "Предыстория народов России" (УДА, с. 9) и прочие. Почему же так важны эти названия? Потому что они предлагают рассмотреть древнюю историю на территории России, современной России, Российской Федерации в современных границах.

Так, на карте "Древнейшие поселения человека на территории Восточной Европы и Сибири" (УБЕЛ, с. 7), кроме поселений, разбросанных по территории современной России, обозначены еще две стоянки — Киик-Коба и Мезинская, расположенные на территории Украины. В другом учебнике в большом перечне территорий "появляется" Крым, на момент издания не имевший никакого отношения к территории России: "Древнейшие поселения каменного века… обнаружили во многих частях Евразии: в Крыму и на Северном Кавказе, в бассейнах рек Днепра и Северного Донца… в Карелии и на берегу Белого моря, на Урале… Сибири, на Дальнем Востоке" (УКП, с. 11). Опять же — это территория Украины ("Примером археологической культуры земледельцев являются остатки больших поселенный 4–3 тыс. до н.э. в среднем течении Днепра и Буга" (УБ, с. 17). И в конце концов рассказывается о древней культуре между Карпатами и Днепром на территориях современных Украины, Молдовы и Румынии общей площадью более 350 тыс. км: "…культуры, названной Трипольской, в честь села Триполье, где был обнаружен первый ее памятник…" (УБ, с. 18). Еще один пример "распространения" территории России: "Получением бронзы занимались в Прикарпатье, на Северном Кавказ и Урале" (УКП, с. 12). Оказывается, Прикарпатье тоже является территорией России.

Дальше авторы учебников рассматривают материал, который касается греческих городов-колоний. Так, ученикам предлагается прочитать о греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Скифском царстве (УДК, с. 9). Текст так и начинается: "Первые государства возникли на юге нашей страны… греческие мореплаватели основали города-государства — Ольвию, Пантикапей, Херсонес и др.". Помня, что одним из основных принципов преподавания российской истории является территориальность, попытаемся проанализировать это утверждение. Югом России в Европе является Ростовская область и кавказское побережье Черного моря, а город Ольвия существовал на берегу Днепро-Бугского лимана неподалеку города Николаева (на расстоянии более 600 км от российско-украинской границы). Древнегреческий город Пантикапей располагался на месте современной Керчи, а Херсонес — на месте Севастополя. То есть двенадцатилетним ученикам российских школ рассказывают, что территория другого государства, а именно территория Украины, — это юг их страны.

 В других учебниках видим аналогичные утверждения: "Один за другим появлялись города на крымском и кавказском берегах Понта Эвксинского. Среди них наиболее известными были Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Фанагория (недалеко от Тамани) и др." (УЧ, с. 15); "В… Причерноморье и Приазовье появились древнегреческие города-государства: Ольвия, Горгиппия (совр. Анапа), Херсонес (совр. Севастополь), Танаис и др." (УЧ, с. 6); "В Северном Причерноморье сложилось три крупных центра античной цивилизации… Ольвия… на берегах Днепро-Бугского лимана… Боспорское царство… основанное на берегах Керченского пролива… Херсонес — возник на юго-западе Крыма, недалеко от современного Крыма" (УКП, с. 18); "…город Пантикапей (современная Керчь)" (УКП, с. 19); карта, на которой обозначены города, располагавшиеся как на территории России — Танаис, Фанагория, так и на территориях Украины — Ольвия, Пантикапей, Херсонес, Кафа (УДА,
с. 20). И только в одном учебнике упоминается, что часть греческих городов-колоний была на территории Украины: "На территории современной России археологи изучают останки городов Фанагории, Танаиса и Горгиппии, в нынешней Украине — Ольвии, Пантикапея, Херсонеса и др." (УБЕЛ, с. 21).

 Как утверждается в большинстве учебников по истории России, скифы тоже жили на российских землях: "…в Северном Причерноморье появилось еще одно государство — Скифское царство… оно занимало значительную территорию: от Дуная до степной части Крыма" (УДК, с. 10); "…скифы создали свое государство — Великую Скифию. Она занимала большую территорию от Дуная на западе до Дона на востоке" (УЧ, с. 16); "…на среднем течении Борисфена (древнее название реки Днепр) жили и скифы-пахари" (УЧ,
с. 6); "Карта Скифского царства" (УБЕЛ, с. 21) — Скифское же царство занимало полностью территорию Украины; на карте "Северное Причерноморье…" (УКП, с. 19) показаны земли расселения скифов, занимающие в основном территорию Украины, и указано даже Каменское городище на берегах Днепра.

 У российских школьников уже сложилось представление о том, что Крым и Северное Причерноморье — это территория России. Кроме того, и Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском в Крыму тоже не забыли вспомнить в учебниках по истории России: "Скифы перебрались в Крым и сделали
своей столицей крепость Неаполь Скифский, находившуюся недалеко от современного Симферополя" (УЧ, с. 17); "Со временем скифы создали государство, которое объединяло их владения от Азовского моря до Дуная. Столицей Скифского государства был Неаполь Скифский в Крыму" (УЧ, с. 6); "В ХІ веке до н.э. столица скифов располагалась в Крыму, около нынешнего Симферополя" (УДА, с. 21). И опять же только в одном учебнике подчеркивается, что скифы жили на территории современной Украины: "Скифия была расположена на территории современной Украины" (УДА, с. 20).

 В некоторых учебниках упомянуты и готы, отнюдь не жившие на территориях современной России: "…часть готов… атаковала антов, живущих на обширных землях от Днепра до Дуная" (УБЕЛ, с. 27); "…в Северное Причерноморье пришли племена готов и создали здесь свое государство" (УП, с. 19); "…с готами (германским народом, расселившимся в Причерноморье") (УЧ, с. 7).

Завершает раздел о древнейших народах на территории России информация о восточных славянах. Однако опять-таки, авторы учебников рассматривают все племена восточных славян, хотя только некоторые жили на территориях, входящих в состав Российской Федерации: "Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра" (УДК, с. 15); "…поселения превращались в города: Киев — у полян, Чернигов — у северян…" (УДК, с. 25); "Самое раннее сказание о восточных славянах повествует о вожде или князе Кие. Он с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали на Днепре город Киев" (УБЕЛ, с. 32); "Самым большим славянским племенем было племя полян… Они жили на берегах Днепра. Их главным городом был Киев…" (УП, с. 26); "Возле Киева издавна жили поляне" (УКП, с. 30).

А дальше уже начинаются семантические игры. В следующих разделах авторы российских учебников очень свободно ведут себя со словом "русский". Сначала в учебниках появляется понятие "Древнерусское государство": "Древнерусское государство, или Киевская Русь" (УДК, с. 29); "§6. Основание Древнерусского государства" (УБЕЛ, с. 45); "Древнерусское государство" (УП, с. 36);
"§3. Создание Древнерусского государства" (УЧ, с. 15); "Глава 2. Древняя Русь. §6–7. Древнерусское государство при первых князьях" (УКП, с. 40); "§6. Рождение древнерусского государства" (УДА, с. 38). И одновременно вводится слово "русский" как синоним понятия "древнерусский", как признак принадлежности или самоназвания Руси. Часто даже определение "русский" и "древнерусский" меняют друг друга: "После того как князь Владимир сам принял в 988 году христианство, началось его распространение на всей территории Древнерусского государства… Во главе русской церкви стоял митрополит" (УДА, с. 44); "Древнерусское государство", "русские летописи", (УКП, с. 53); "Русская земля" (УКП, с. 56); "Русская земля" "Древнерусские княжества" (УЧ, с. 72); Древнерусское государство", "Русское государство" (УП, с. 38); "Древнерусское государство", "Русская земля" (УБЕЛ, с. 80).

Авторы российских учебников для шестиклассников очень свободно обращаются с терминологией: например, в учебнике Чернишева на с. 20 есть название "русские" и одновременно пишется, что "к концу ХІХ в., как писал известный русский исследователь В.О.Ключевский…", объединяя определение принадлежности к Древнерусскому государству и ученого Российской империи. В учебнике Баранова и др. прямо сказано, что Древнерусское государство является "русским": "Ученые дали старинной Руси название "Древняя Русь", или "древнерусское государство", подчеркивая этим, что речь идет о самом древнем из известных нам русских государств" (с. 44). В учебнике Пчелова просто объединяется "древнерусское" и "русское": "В результате вместо разных племен… образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Жители Древней Руси теперь осознавали себя прежде всего русскими людьми…" (с. 70–71).

 Очень интересное отношение в российских учебниках к временам раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Эти времена авторы рассматривают как обособление "русских земель". Например, в учебнике Пчелова даже в названиях параграфов проведена определенная параллель: "§14. Южная Русь" (параграф о Киевском княжестве, с. 98); "§15. Юго-Западная Русь" (материал о Галицком и Волынском княжествах, с. 103); "§16. Новгородское государство" (с. 106); "§17. Владимиро-Суздальская Русь" (с. 114). В других учебниках похожая ситуация: "Древнерусские юго-западные земли" (материал о Галицко-Волынском княжестве) (УЧ, с. 74).

Наверное, не следует удивляться и отношению в учебниках к христианской церкви, возникшей в период Древнерусского государства. В учебнике Пчелова рассказывается, что княгиню Ольгу, которую называют первой русской княгиней-христианкой, имея в виду, что она была княгиней Древнерусского государства и христианкой древнерусской церкви, Русская православная церковь, то есть церковь уже Российского государства, причислила к святым: "Русская православная церковь причислила первую русскую княгиню-христианку к святым" (с. 48). Все другие рассказы о христианской церкви времен Древнерусского государства определяют только понятием "русская церковь": "Один из первых русских монастырей был основан… на берегу Днепра, неподалеку от Киева" (УП, с. 79); "русская церковь", "Илларион прославился как автор первого оригинального русского сочинения — "Слова о законе и благодати" (УЧ, с. 38); "Антоний и Феодосий, положившие начало русскому монашеству…" (УП, с. 79); "Русская церковь", "русские летописцы" (УКП, с. 67); "Русская православная церковь" (УДК, с. 45); "Во главе русской церкви стоял митрополит" (УДА, с. 44); "Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили… подвижники Русской земли — первый русский летописец Нестор… первый русский иконописец Алимпий" (УП, с. 80).

И в завершение еще "перлы" из российских учебников. Учебник Пчелова: "В России книгопечатание началось около 1553 г... книгу напечатал дьякон московской церкви Иван Федоров… выпустил в свет еще несколько книг, в том числе и первый русский букварь" (с. 244). Известно, что в 1566 г. Иван Федоров (Федорович) бежал из Москвы после того, как была сожжена его типография. Свой "Букварь" он напечатал в 1574 г. во Львове.

И, как говорится, без комментариев: "…завоевательные походы Ивана IV положили начало присоединения к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы, освоению русскими людьми Поволжья и Сибири…" (УДА, с. 223); "Россия всегда была многонациональным государством. Славянские, финно-угорские, тюркские и многие другие народы создавали наше Отечество. В их взаимодействии рождалось неповторимое своеобразие России. Она объединяла их, принимала в свой Дом, расширяя свою территорию. Далеко не всегда этот процесс был лёгким и безболезненным. Какие-то народы присоединялись военным путём, другие — мирным. Но, самое главное, каждый сохранял свою самобытность, свою культуру, свой язык, свой неповторимый и потому бесценный облик. Новые народы не истреблялись, не уничтожались, а органично входили в российскую цивилизацию" (УП, с. 254).

Суммируя изложенное, можно сделать следующие выводы: Российская Федерация рассматривает территорию современного Украинского государства как собственно исторические российские земли и формирует такие взгляды у российских граждан с детства. Основным источником формирования взглядов на украинские (и не только) земли как российские является обычный школьный учебник по истории.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
21 комментарий
  • 4466888@list.ru 25 марта, 15:18 И как бы не извращались нынешние "историки Украины" - доказательств существования ГОСУДАРСТВА УКРАИНЫ, до провозглашения 4-го Универсала, нет. А уж то факт, что именно Советская власть, и её лидеры, Ленин, Сталин, Хрущёв, создали Украину в её нынешних границах, это факт. И то что Украина создана этой властью, за счёт других, "железом и кровью", так же находит освещение в учебниках по истории. И сейчас, пусть не официально, доводится до юного поколения. И ещё приговаривается что, без дальнейшей поддержки Власти Советов (пусть теперь она называется по другому), это созданное по произволу руководителей Советской Власти государство - Украина - рухнет. Нынешние "историки" Украины - разделяя Русь на кусочки, или хуже того, не признавая Русью, все те территории, которые входят в состав РФ, воруют у нынешних и будущих украинцев её историю. А значит и будущее. И дети государства Украины идут в взрослую жизнь уже обворованными. И будут такими до конца жизни. Жаль. Ответить Цитировать
  • 4466888@list.ru 25 марта, 14:57 Автор статьи прав. Сознание детей о происхождении народа к которому они принадлежат и местах его проживания, закладываются в раннем возрасте. А в 12 лет детям, не зависимо от нации и страны проживания, дают первый "урок". "Урок"- в старом русском смысле- это то что должно запомниться навсегда. И это если запомнится, то НАВСЕГДА. И что бы потом кто-либо не говорил иное, это иное будет конфликтовать с "Уроком". И не всегда в пользу иного. То что нынешних россиян, граждан РФ, учат осознавать себя русскими - наследниками всей Древней Руси (Киевской, Владимирской, Белой, Червоной (Красной), Южной - даст им в будущем осознание себя более "великими"(продвинутыми и т.п.) людьми, думать более обширно, оперировать в мыслях и действиях более масштабно. Нынешних украинцев, т.е. тех русских, кто принял чужое имя и чужую "историю", вгоняют в конфликт с самим собою. В почти неразрешимый конфликт. Заявление о том что, Суздаль, Новгород Великий, не являются Русью, это плевок в самих себя. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • formalin 24 марта, 08:39 На жаль, ця свідомо викривлена історіографічна схема вже давно вкарбована у свідомість не лише москвинів, але й цивілізованого світу. Для прикладу: відкриваємо автентичне видання 1845 р. відомої праці Е.Гібона і читаємо, що Russians, виявляється, брали участь у аварському нашесті на Візантію (!!!). При цьому під Russians автор, звичайно ж, розуміє слов'ян Придніпров'я. Але подібних перлів там безліч! Звідки це пішло? Та, мабуть, від тих німців, які у 18 ст. за дорученням імператорської влади почали придумувати (і поширювати) історію Расеї. Але ж цього так просто не витравити! Воно вже давно і глибоко вмуровано у свідомість поколінь. Слід ставити питання, щоби у нових підручниках європейських країн такі дурниці не тиражувалися! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VViktor 23 марта, 12:50 30 років наші пожежники Герої Чорнобильці лежать поховані і забуті на брудному Митінському цвинтарі Москви. А влада ж волала і продовжує волати: ніхто не забутий (лише один раз на рік). Вимагаю повернути прах наших Героїв, що врятували Світ додому, на Україну! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VViktor 23 марта, 12:44 Никак не могу понять всю нашу историческую (руководитель Литвин В.М.) и чиновьичу ...... Как до сих пор не ответить на исторически бесстыжие рашистские РФ посягательства на историю, государственность и суверенность Украины? Неужели сложно вписать в Конституцию название нашего государства "Украина - Киевская Русь". И все!!!! Ніяк не можу зрозуміти всю нашу історичну (керівник Литвин В.М.) і чиновницьку ...... Як дотепер не відповісти історично безсоромній рашистській РФ посягання на історію, державність і суверенність України? Невже складно вписати в Конституцію назву нашої держави "Україна - Київська Русь". І все!!!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • jabberwocky 23 марта, 00:29 "... Нестор - "русский летописец", "жители Древней Руси осознавали себя прежде всего русскими людьми…", ... пітекантропи - наіярчайшиє прєдставітєлі "руSSкаґо міра", папуаси, ваашче, родом із Задріщенска і без "руцкаґо язИка" померли б з голоду, ну, а Нотр Дам де Парі побудувано за проектом "ізвєстнава руSSкаґо зодчеґо" Фількі Шкворня :) :) :). Одним словом, "прієхалі - слазьтє"... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Андрій Польщенко 21 марта, 12:09 вот вот!! Конотрахалка Вторая (немка ставшая императрицей от Госпеерворота) уничтожала и Сечь и память о ней, и уже тогда проводили тотальную россификацию.. а Ющу даже ума не хватило за свою каденцию вывести в/ч с Крымнашинска, что б мат.база не досталась врагу. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • DimaZolochevsky 20 марта, 18:00 Количество повторений «Россия» и «Федерация» здесь изрядно и не оставляет сомнений в незыблемости истинных понятий. Однако же еще совсем недавно такими же расхожими были аббревиатура СССР, паспорт и целая система мифов, наделявших его и «советский народ» не только плохо определенным иностранным патриотизмом, но и родиной и отечеством. Последнее исходило своими корнями не к родоначальнику Руси Рюрику, а к большевистским вождям Ульянову и Джугашвили, которых современная кремлевская лжеистория салила в одну кучу и нарекла «Россией». Ответить Цитировать Пожаловаться
  • DimaZolochevsky 20 марта, 17:26 Кремлевская придворная историография характеризуется засильем мракобесов известной идеологии и особыми выходками в период возникновения кинематографа, электронных СМИ и информационных технологий, что прежде всего касается новейших разделов современной истории, где еще живы очевидцы и многие знают о событиях не по наслышке. Это обусловлено традиционным самодурством, авторитаризмом и дефицитом свободы слова, без которых трудно ожидать позитивных объективных результатов. Разве что таскать технологии на Западе да злоупотреблять авторским правом. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • O_SH 20 марта, 11:28 Вспоминаю себя в 6-м классе советской киевской школы и могу точно сказать, мне было безразлично, что Ольвия, что Херсонес, и в каких местах они находятся. Российским школьникам точно так же ВСЕ РАВНО! По этому поводу я бы не переживала. Никто из них историю не учит, а если выучил, то забыл и тем более, никто из них не покажет эти города и территории на карте. Вспомните себя у доски с картой! Историю читают в сознательном возрасте и те, кто интересуется прошлым или просто элементарно грамотен. Думаю, что главное для Украины привести свои учебники по истории в соответствие с действительностью, а что там у соседей... пусть пыжатся. Учебники переписываются десятки лет, со времен СССР, под разными фамилиями. Никто не думает, что он переписал. Нужные люди получают за учебники деньги, делятся, тратятся гос. деньги на хозрасчетные темы. Интересно, сколько авторы НАШИХ учебников освоили денег из бюджета? А клеркам-бюрократам из минобразования все равно. Им укажут, что согласовать, а что нет.
    Tetrisum Vermontum 20 марта, 22:35
    Может быть, и даже наверное, этим школьникам все равно где была Ольвия и Херсонес, но детям свойственно взрослеть. А на корочку, то, уже отложилось из школьной программы... И вот уже сегодня вчерашние школьники с перекошенными мордами бегут защищать "свой, русский" Крым и Донбасс. И с невиданным упорством будут утверждать, что это исконно русская земля, хотя понятия не имеют откуда такая уверенность появилась в их сознании. Такая, вроде бы, мелочь, а какой эффект...
    Андрій Польщенко 21 марта, 12:12
    эээээ неть!!! им ВДАЛБЛИВАЮТ воровскую (российскую) суть - "Было ваше стало наше"!! причем по фашистски-нацистки. с ОТРИЦАНИЕМ права других народов(этносов) и наций (государствообразующих групп)
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.29
EUR 28.59