«Топ 200 Украина» в 2009 году

Олеся Леновицкая 11 июня 2010, 14:20
802-top.jpg

Читайте также

В современном мире наблюдается тенденция к увеличению роли университетских рейтингов в системе высшего образования и в обществе. Фактически в каждой стране независимыми профессиональными организациями проводится ранжирование вузов на национальном уровне. Украина также не осталась в стороне от этих процессов. В течение последних четырех лет студенты (абитуриенты), научная и педагогическая общественность, работодатели имеют возможность ознакомиться с академическим рейтингом высших учебных заведений Украины «Топ 200 Украина». Эту работу проводит кафедра ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» на основе меморандума, подписанного с ЮНЕСКО СЕПЕС в 2005 году.

Цель данного проекта — предоставление достоверной, объективной, сравнимой информации о качестве предлагаемых образовательных услуг высшими учебными заведениями Украины на национальном уровне. Система по своим принципам близка к международным аналогам (в частности, рейтингу Шанхайского университета) и дает возможность сравнивать вузы разных профилей Украины и между собой, и с вузами других стран. Внешняя экспертиза проекта «Топ 200 Украина» осуществляется специалистами наблюдательного совета международной экспертной группы по определению рейтингов университетов (IREG Observatory) (http://www.ireg-observatory.org).

Напомним, что в методике, предложенной кафедрой ЮНЕСКО, деятельность вуза определяется при помощи интегрированного индекса рейтинговой оценки — Из. Этот индекс включает три комплексные составляющие: Из = Инп + Ио + Имп, где Инп — индекс качества научно-педагогического потенциала, Ио — индекс качества обучения, Имп — индекс международного признания. Всего для формирования указанных индексов используется 20 индикаторов прямого измерения и две экспертные оценки (таблица). Данные об этих индикаторах выбираются из нескольких независимых источников (данные вузов, данные МОН Украины, данные Комитета по государственным премиям Украины и премиям им. Т.Шевченко, данные международных ассоциаций университетов, данные других ведомств).

В прошлом году в комплексное оценивание деятельности вузов были включены два дополнительных параметра: экспертное оценивание качества научно-педагогического потенциала и качества обучения — 15%; показатель информационных ресурсов (качество и функциональная полнота веб-сайтов университетов) — 5%. Введение новых показателей привело к изменению интегрального индекса и соответственно, для ряда учебных заведений, к существенному изменению рейтинговой позиции.

В течение этого года эксперты проекта провели ряд конструктивных встреч с представителями академического сообщества и работодателями, заинтересованными в создании наиболее сбалансированной методики ранжирования. Результатом обсуждений стало сохранение существующего набора индикаторов, как отвечающего обобщенной модели функционирования украинского университета. Однако с целью создания равных условий при проведении компаративного анализа деятельности университетов были уменьшены весовые коэффициенты по таким показателям: количество академиков НАНУ, членов - корреспондентов НАНУ, масштаб вуза. Тем самым был смещен акцент в сторону признания вузов на международной арене. Корректировки привели также к небольшому общему снижению интегрального индекса, однако без значительных изменений позиций университетов.

За последние три года сложилось понимание того, что ранжирование — это не только определение позиции вуза в рейтинговой таблице. Это прежде всего показатель динамики изменений характеристик учебного заведения по сравнению с другими. Одним из вариантов укрепления позиций вуза являются публикации научных статей ученых вузов в известных мировых изданиях, а также введение учебных программ на иностранных языках. По этим показателям за последние три года университеты Украины сделали заметный шаг вперед (Национальный университет им. Т.Шевченко, Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Донецкий национальный технический университет, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» и др.).

Анализ накопленной информации по учебным заведениям выявил следующие механизмы, которые университеты используют для укрепления своей репутации на национальном уровне.

1. Гармонизация взаимодействия между четырьмя видами работы:

концентрацией талантов, эффективным управлением, научно-исследовательскими разработками, интернационализацией. Это характерно для пятерки лидеров нашего рейтинга.

2. Максимизация своих сравнительных преимуществ. Среди таких

учебных заведений можно выделить Национальный университет биоресурсов и природопользования, Национальный горный университет.

3. Проведение активной маркетинговой кампании. Механизм характерен для недавно созданных учебных заведений.

4. Проведение информационной PR-кампании о деятельности учебного заведения (чаще всего университетами используются завышенные данные, не отражающие объективной картины).

Существует также категория национальных университетов, у которых не наблюдается позитивная динамика по ряду показателей, некоторые вузы не имеют собственных веб-ресурсов, не обновляют информацию о своей деятельности.

Выполняя сравнительный анализ рейтинговых таблиц «Топ 200 Украина» с публикуемыми компанией СКМ рейтингами университетов «Компас», можно проследить, что дислокация многих вузов близка в этих двух системах, что свидетельствует об их совершенствовании.

Подводя итоги, можно констатировать, что высшие учебные заведения, стремящиеся быть лидерами на национальном и международном уровнях, должны:

1. Готовить конкурентоспособных специалистов, легко добивающихся значительных успехов после окончания вуза.

2. Выполнять актуальные научные исследования, в том числе и совместно с международными партнерами.

3. Интегрировать научно-исследовательскую и инновационную деятельность в учебный процесс.

4. Освещать свою деятельность в лучших мировых изданиях, публикуемых на английском языке.

5. Быть гибкими в управлении, идти по пути обновления и совершенствования своей работы, ориентируясь на потребности общества.

6. Активно развивать международные проекты, сориентированные не только на отток украинских студентов за границу, но и на привлечение в свои университеты талантливых иностранных исследователей, преподавателей, студентов.

Надеюсь, что проект «Топ 200 Украина» будет полезен высшим учебным заведениям нашей страны на пути их движения к университетам мирового класса.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.80
EUR 27.50