Рафаэль Бирман: "Украинским университетам нужна автономия"

Оксана Онищенко 21 июня 2013, 19:40
Рафаэль Бирман

Читайте также

Споря о том, какие реформы нужны украинскому высшему образованию, мы часто ссылаемся на опыт Европы. А как на самом деле развивается европейское высшее образование? Как мы со своими проблемами и реформами выглядим на его фоне? 

Своим взглядом на эти вопросы поделился в интервью ZN.UA профессор Рафаэль Бирман, руководитель проекта "Немецкие европейские студии", осу-ществляемого университетом
им. Ф.Шиллера (г. Йена, Германия) совместно с Национальным университетом "Киево-Могилянская академия". 

В Украине довольно много молодых людей получают высшее образование. Это считается едва ли не обязательным. А как в Германии?

— В Германии значительно меньше молодых людей учатся в университетах. И я не уверен, что распространенность высшего образования свидетельствует о его качестве. Здесь многое зависит и от качества школьного образования. Последнее у нас очень развито. Те, кто хочет поступить в университет, учатся 12–13 лет. Есть дифференциация между разными типами школ. Обеспечивается профильность обучения. Качество выпускных экзаменов в школах (а следовательно, и знаний выпускников) очень высокое.

— Как происходит отбор абитуриентов в университет?

— Этим наши страны очень отличаются. Высшие учебные заведения Германии автономны, поэтому они полностью контролируют ситуацию с набором студентов: сами решают, сколько мест выделить на обучение по определенным программам и каких студентов взять. У нас нет единых правил поступления.

Единственное исключение — образование для будущих учителей. В каждой земле Германии есть свои правила поступления на это направление. Поскольку педагоги — государственные служащие в специальной сфере, к отбору студентов и организации обучения по этому направлению предъявляются дополнительные требования.

Как происходит отбор? Каждый университет решает сам. Есть программы, на которые спрос низок. Поэтому на них берут всех, кто желает учиться. Там, где спрос выше, смотрят на выпускные школьные оценки и принимают только самых лучших выпускников. Некоторые вузы отбирают студентов по вступительным экзаменам. Таких программ очень мало — это преимущественно творческие специальности. Но иногда, хотя и очень редко, это практикуется и на других программах.

— Вы не боитесь, что такая свобода в отборе студентов открывает возможности для коррупции в университетах?

— Проблема коррупции при поступлении связана с общей проблемой коррупции во всей стране. Нельзя сказать, что в Германии такой проблемы вообще нет, но она намного меньше, чем в Украине. Каждый университет создает прозрачную процедуру поступления по четким, всем известным правилам. В случае их нарушения абитуриент может обратиться к руководству университета или в гражданский суд. И у него будут большие шансы быть зачисленным на обучение по решению суда. Независимость юридической системы и судов — эффективный способ решения проблемы коррупции при поступлении.

Второе важное условие борьбы с коррупцией — финансовая независимость университетов. Им должно быть по силам создать такие условия, чтобы их преподаватели организовали по-настоящему честный процесс отбора студентов. 

Если же у преподавателей низкая зарплата и еще три-четыре места работы кроме университета— они не сосредоточены на учебном процессе (а следовательно, и на качестве отбора студентов ). И потребность взять что-нибудь от абитуриентов на вступительных экзаменах у них намного больше. Наши преподаватели получают значительно большую зарплату, чем их украинские коллеги. 

— Для того, чтобы предотвратить коррупцию во время поступления, в Украине ввели единый независимый вступительный экзамен — внешнее тестирование. Задумывался он сначала как выпускной и одновременно как вступительный экзамен. Теперь это только процедура поступления. Есть ли в Германии такая практика? 

— Вопрос образования — дело каждой земли. В школах некоторых земель введен единый центральный выпускной экзамен. И теперь мы можем получить информацию о качестве работы школ. 

Но использовать для поступления только результаты центрального экзамена — не очень хорошая идея. Нет смысла все унифицировать. Надо дать возможность университетам самим определиться в этом вопросе и сделать свой акцент в процедуре поступления. Это плюрализм и база для демократии.

Но если в стране все коррумпировано, нет независимой судебной системы, нет автономии вузов, тогда такие реформы не имеют смысла. И введение единого вступительного экзамена вполне оправдано.

— Кто в Германии обычно оплачивает обучение студентов?

— Обучение в университетах почти полностью оплачивает государство. Мы осознаем: Германия не богата природными ресурсами. Наш единственный ресурс — образованные люди. И потому инвестируем в образование.

— Существуют ли в вашей стране стандарты высшего образования, общие для всех университетов? Кто их разрабатывает? 

— В Германии вообще очень высокое доверие к университетам. Поэтому и государство, и общество делегируют функции контроля над вузами им самим. В Европе и США популярно мнение, что университеты сами лучше знают, какими должны быть стандарты. Чиновники, сидящие в министерстве, зачастую не имеют достаточно знаний для того, чтобы создать качественные стандарты: не знают реалий жизни вузов, особенностей развития образования и науки. Лучше в этом осведомлены сами университеты. Именно они совместно решают, как разрабатывать стандарты высшего образования. С этой целью в Германии создана межуниверситетская организация — Конференция президентов университетов. Она разрабатывает рекомендации относительно стандартов высшего образования и присуждения научных степеней. Но вузы не обязаны выполнять ее решения. Каждый сам решает, что преподавать и как.

Более того, когда высшее учебное заведение принимает на работу ученого-преподавателя, только с ним оно согласовывает и фиксирует в контракте, на чем этот преподаватель будет концентрировать свою работу и в каких направлениях будет работать. Такой подход — проявление принципа свободы в науке и образовании. 

Но, конечно, чтобы внедрить какую-то новую учебную программу, надо ее аккредитировать. Этим занимаются частные аккредитационные агентства, работающие от лица государства. У них высокий авторитет. Хотя, конечно же, всегда находятся критики, считающие, что принятое агентством решение неправильное. 

— А чем занимается министерство образования Германии? Контролирует ли оно деятельность университетов?

— Для меня ваш вопрос непривычен. Складывается впечатление, будто в Украине существует какое-то недоверие к университетам. Почему министерство должно что-либо контролировать?

У нас есть министерство культуры, курирующее также и образование. Поскольку Германия — страна федеративная, кроме общегосударственного министерства есть министерства в каждой земле. Но наше министерство не контролирует. Оно координирует работу учебных заведений. Выступает с определенными инициативами (необязательными для выполнения), финансирует программы, дает гранты. 

Министерства культуры каждой земли создали Конференцию министерств. На этих постоянных встречах они решают между собой вопрос развития отрасли.

Проблемы недоверия к качеству деятельности университета решаются через независимую судебную систему. У нас бывают случаи, когда студенты подают иск в суд на свой университет и выигрывают дело. 

— Имеет ли право высшее учебное заведение, кроме дипломов государственного образца, выдавать собственные дипломы об образовании? 

— У нас нет дипломов государственного образца. Каждый университет выдает свой собственный. За качество образования, о котором свидетельствует этот диплом, университет отвечает своей репутацией. Есть рейтинги, составленные средствами массовой информации и общественными организациями, из которых видно, какое учебное заведение дает более качественное образование. Работодатели тоже знают, чего стоит тот или иной диплом. Существует большая конкуренция между университетами, и потому они сами заинтересованы повышать свои стандарты. 

— Какие статусы имеют университеты Германии? Есть ли среди них "национальные" и "исследовательские"?

— Такого распределения нет. Однако у нас есть высшие учебные заведения, готовящие специалистов по техническим специальностям, и университеты. И те, и другие занимаются наукой и дают высшее образование. Однако только университеты имеют право присуждать ученые степени. И это их единственная преференция. 

Несколько лет назад федеральное министерство культуры выступило с инициативой создать немецкий Гарвард. Государство согласилось поддержать университеты, которые могут выйти на мировой уровень. Был объявлен конкурс на получение гранта. По его условиям каждый университет представил свою концепцию развития и научных исследований. 

Но я неоднозначно отношусь к этому. Поскольку университеты, получившие гранты, будут больше концентрироваться на научных исследованиях и меньше тратить средств на образование. А остальные университеты должны будут выпускать больше студентов и меньше заниматься исследованиями. Мне кажется, что лучше было бы поддерживать отдельные исследовательские программы или исследования отдельных ученых, чем целые университеты. 

Вообще немецкие высшие учебные заведения много и серьезно занимаются исследованиями. У наших преподавателей небольшая нагрузка — около девяти часов в неделю. У некоторых — даже меньше. И это создает условия для научной деятельности. Коллеги из Украины рассказывали мне, что здесь педагогическая нагрузка втрое больше — иногда до 30 часов в неделю. С таким режимом работы научные исследования невозможны.

— Используются ли на практике результаты университетских научных исследований?

— Да, используются. Особенно разработки по естественным и техническим наукам. Существует тесное сотрудничество между предприятиями и университетами, создаются совместные предприятия. На практике это происходит так: университет выполняет исследовательский проект, после его окончания создается предприятие, на котором внедряется разработанная технология. Это же предприятие принимает на работу выпускников университета.

Университет города Йены, в котором я работаю, — хороший пример для ответа на ваш вопрос. Во всем мире сегодня известна йенская оптика. Ее разработка — наше университетское исследование. Для воплощения идеи на практике вокруг университета были созданы предприятия, успешно работающие и сегодня. Для города Йены это имело ощутимый экономический эффект. Более того, в нем постоянно растет количество населения. Тогда как в других городах этой земли численность населения падает. 

— Почему важна интернационализация (международное сотрудничество) университетов? 

— Под интернационализацией мы понимаем не только академическую мобильность между университетами разных стран, но и сотрудничество с зарубежными предприятиями, организациями. Именно сейчас Конференция президентов университетов проводит оценку интернационализации немецких университетов. Будет составлен отчет, который поможет вузам понять, что они уже сделали и что еще могут сделать в этом направлении.

Важный аспект интернационализации — внедрение культуры радушия к иностранным студентам. Поскольку для наших университетов важно, чтобы именно к ним приезжали лучшие студенты, лучшие преподаватели из других стран. 

И мы обращаем внимание на такие важные вопросы: если человек с другой страны хочет учиться в Германии — помогают ли ему в этом университет и местная власть? Или наоборот — усложняют поступление бюрократическими процедурами? Как направлены учебные программы, какой язык преподавания? Или преподавание ведется только на немецком? Достаточно ли преподавателей, владеющих английским? Какие темы обсуждаются — только лишь какие-то локальные немецкие проблемы или те, которыми интересуются люди из других стран? 

Пока самые благоприятные условия для обучения иностранцев созданы в США. В американском университете, где я преподавал, на каждом курсе были представители приблизительно восьми разных национальностей. Мы хотим, чтобы и в Германию приезжали учиться люди со всего мира.

— В Украине для иностранных студентов созданы отдельные программы, курсы. А в ваших университетах иностранные студенты учатся вместе с немецкими или отдельно? 

— В наших университетах все студенты сидят в одной аудитории. Благодаря этому они могут общаться, обмениваться идеями. Большинство предметов, которые они изучают, читаются на английском языке. Хотя, конечно, есть и такие, которые преподаются на немецком. 

Мы обсуждали эту проблему с украинскими коллегами. И я посоветовал, чтобы они не создавали отдельных курсов для иностранцев. 

— Кроме организации обучения иностранцев, что еще усложняет интернационализацию украинских университетов?

— Нужно, чтобы ваши профессора сами интернационализировались. Т.е. принимали участие в международных дискуссиях, конференциях в своей области науки, публиковались в международных изданиях и сами читали международную литературу. И побуждали к этому своих аспирантов. Я, например, — профессор кафедры международных отношений. Поэтому 80% профессиональных статей, которые читаю каждую неделю, написаны не в Германии. 

Необходимо, чтобы университеты приглашали преподавателей из других стран и отправляли за границу своих. Чтобы они там имели возможность не только преподавать, но и обмениваться опытом, дискутировать с коллегами. 

Кроме того, в университете должен царить климат открытости: все документы, объявления, веб-сайт вуза должны публиковаться и на английском, и на местном языках. Это позволит иностранным преподавателям и студентам лучше ориентироваться в жизни университета.

— Украина уже давно присоединилась к Болонскому процессу. Но мы не можем похвастаться большими успехами. Что сдерживает утверждение европейских принципов в нашем образовании? 

— В Украине начался процесс интернационализации. И, поскольку нет университетской автономии, он неразвит. Характерная особенность всех постсоветских стран — патерналистское мышление. Все ждут, чтобы им кто-то сказал, что они должны делать. И очень мало собственной инициативы начать процесс реформирования. 

Еще одна большая проблема — это, конечно, коррупция. Так же, как в экономике европейские компании не хотят сотрудничать с Украиной из-за коррупции, так и в образовательной сфере украинские вузы не являются привлекательными.

Очень тормозят вхождение Украины в единое образовательное пространство и правила, которые устанавливает министерство образования для университетов. Они не могут сами организовать обучение. И это очень мешает им сотрудничать с зарубежными партнерами. К примеру, наш общий проект с Киево-Могилянской академией "Немецкие европейские студии" очень сложно реализовывается именно по этой причине. Мы делаем намного меньше, чем могли бы и хотели.

Например, сейчас наша самая большая проблема — запрет перекрестного поступления в магистратуру. Пока в этом направлении министерство образования Украины ничего не сделало. Поэтому наш проект ограничивается только студентами одного факультета. Тогда как мы стремимся привлечь как можно больше студентов из разных факультетов. Поскольку мы не можем объявить открытый конкурс для всех желающих, наш выбор очень ограничен. А от этого страдает преподавание.

Из-за большой нагрузки украинских преподавателей мы не можем найти достаточно хороших специалистов для преподавания в наших студиях. У них просто нет времени.

— Какие пути развития украинской системы образования кажутся вам приоритетными?

— Университетам нужна финансовая и академическая автономия. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
237 комментариев
  • tty 27 июня, 19:59 Каким образом осуществлять реформы, если тут же подзуживаются студенты, вываливают на демонстрации против объединений, а если это происходит на западе Украины, то ещё и политическую подоплёку приплетут. Процесс объединения вузов должен происходить вне зависимости от того, в какой части Украины это происходит. Но препам это невыгодно, особенно тем, кто на пенсии, или без степеней, вот и подзуживают студентов на митинги. Хотя большая часть этих студентов не будет работать по специальности, им нужно лишь наличие диплома. Но сокращать вузы надо. Замкнутый круг. Остаются только жёсткие административные меры. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • tty 27 июня, 19:23 Вот пожалуйста, реформа, объединяют одесский пищевой с сельхозом, это, кстати, разумно и близко по профилю. Но недовольные уже взвыли про бедных студентов, бедных преподавателей и вообще, студентам, оказывается, по их же комментариям, всё равно какой диплом получать, они потом "пристраиваются" не по специальности. Но учиться-то они хотят за гос. счёт, хотя государству они в таком количестве не нужны. И сколько таким студентам и препам не говори, что "В Германии значительно меньше молодых людей учатся в университетах. И я не уверен, что распространенность высшего образования свидетельствует о его качестве.", их это не волнует. Им, с одной стороны, нужен диплом, желательно за гос.счёт и совершенно не важно по какой специальности. А, с другой стороны, изрядное количество препов низкой квалификации боится не найти другое тёпленькое местечко. А при этом автономию хотят все. Но так не бывает, выбирайте, или туча вузов без автономии, или небольшое количество вузов, как в Германии, с автономией. Потому что автономия, например, предполагает, что вуз без ВАКа будет выдавать PhD своего вуза. Естественно, что куча мелких отраслевых вузов не должна обладать такими полномочиями. Поэтому, прежде чем раздавать автономии, сокращайте (объединяйте) вузы, и одновременно сокращайте количество мест, 90% выпускников не должны получать дипломы о ВО. Надеюсь, что объединения и дальше будут продолжаться.
    tty 27 июня, 19:29
    "90% выпускников..." я имею ввиду, что это нонсенс, когда практически все выпускники становятся обладателями дипломов. Лет 25 назад половина после 8 класса уходила в техникумы и ПТУ, а из оставшейся половины не более 70% поступала в вузы, а, может, и менее.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Роман-Брасиду 26 июня, 19:22 +1000. Но, все-таки, "пациент скорее жив, чем мертв", несмотря на все усилия тролликов, проплаченных "журналюг" и шариковых
    Брасид 26 июня, 19:42
    Да конечно, никто не спорит. Но все же интересно, кто стоит за этими троликами?
    Роман 26 июня, 19:52
    Переадресуем этот вопрос журналистам "Зеркала Недели". Можно проявить свой профессионализм. Вот только за это никто не заплатит, а "по голове" получить можно легко...
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Брасид 26 июня, 16:19
    Guestnew Сегодня, 13:45 Ментов-садистов готовят к "подвигам" преподаватели-взяточники университетов внутренних дел !!! Так что, ничем они не лучше, много хуже, раз выдают таким дипломы !!!
    Да, эти конторы нужно ликвидировать в первую очередь. Университеты МВД, школы милиции и т.п. как изжившие себя и полностью дискредитированные.
    И академию СБУ тоже 26 июня, 18:45
    http://politrada.com/dossier/persone/id/7098 http://ord-ua.com/2005/03/30/pismo-kursantov-sbu/
    Брасид 26 июня, 19:01
    А гражданских преподавателей хвалят за высокий профессионализм, что интересно. В отличие от своих, в погонах.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • очередной проффесор 26 июня, 12:37 http://oleg-peretyaka.livejournal.com/
    CS 26 июня, 15:00
    Мы эту стенограмму уже неоднократно видели. Ефремову не стоит удивляться, даже как-то искреннего негодования не получается - купил пацан диссер, как раньше покупал прочие цацки. А вот кто ему ЭТО продал, участвовал в публичной продаже, никого и ничего не стесняясь - это другой вопрос, заслуживающий внимания и оценки "целевой аудитории". Декоративный спецсовет с прикормленными профессорами, ярмарочный оппонент - академик НАНУ, с позитивным отзывом и полностью удовлетворённый тем бредом, который услышал в ответ от соискателя. Так что, друзья коллеги, следует признать, что безответственность и коррупция цветут в самой научно-образовательной среде, причём чем выше (ближе к НАНУ, МОНУ, НААНУ, АПНУ и пр.) тем она просто беззастенчивей и масштабней - всем по чину. Не стоит кивать на политиков, ментов и пр. Когда речь идёт о НАШЕЙ профессиональной среде, они (все эти пацаны и менты) - потребители продукта, если так можно выразиться, а производители - они свои, внутри. Пацан купил, а доктора с академиками продали(сь) с потрохами и безо всякого стыда и / или страха. И продадут(ся) ещё не раз. Что в этой гнилой системе организации и управления, подготовки и аттестации можно модернизировать?
    Брасид 26 июня, 15:13
    Так и воинские звания продают и покупают. В этой стране все поражено коррупцией. И купить тут можно любого, что нам и в демонстрируют в т.ч. тролики своей деятельностью. Заплатят им за другое - будут подвывать на другую тему. Впрочем, любая модернизация приведет только к ухудшению - даже секретарши таких проффесоров тоже станут докторами наук.
    CS 26 июня, 19:33
    Модернизация - безусловно, только к ухудшению. Изменить прочные связи, которые наладились между, условно говоря, между пацанами и академиками, а также ментальность не выйдет. Модернизация загонит болезнь в хроническую стадию (хотя оно уже так). Необходима реформа всей системы, которая, среди всего прочего, сделает нерентабельными подобные продажи - покупки. Уже писали, что не надо изобретать "украинский велосипед" и предлагали (не я, другие) в качестве организационной и структурной основы взять американскую или канадскую модель. И не надо поднимать крик: этот аспект напрямую связан и с автономией вузов, и с мобильностью студентов и специалистов, и с распределением финансирования и со многими др. важнейшими вещами.
    Брасид 26 июня, 19:41
    Может быть так и надо, но только после наведения порядка в органах, коренной их реформы и смены всего личного состава
    Роман 26 июня, 19:25
    Вы абсолютно правы, но все равно на ум приходят слова незабвенного Козьмы Пруткова: "Зри в корень!"
    VCh 26 июня, 21:42
    Так уж и быть, осмелюсь - на общественных началах – взять на себя адвокатские функции в отношении того аспекта, что пан Ефремов купил «дисер». Скорее всего, с радостью и угодливым подобострастием оказывали ему незначительные консультационные услуги некоторые ученые товарищи на совершенно бескорыстной основе. Стенограмма ошеломляет самые пристрастные умы глубинными познаниями автора в вопросах теории и практики многострадальной экономической науки. С чувством глубокого удовлетворения можно заявить, что в самое ближайшее время повсеместно будут взяты на вооружение идеи автора, и мы все увидим чуть задержавшееся покращення во всей его красе. Можно также смело надеяться и на подвижки в законотворчестве. В новой редакции «Закону про освіту» - при активном участии соискателя – вскоре будут представлены четкие и однозначные статьи, гарантирующие открытость и объективность в этом нелегком деле присвоения ученых степеней и званий.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • снс 26 июня, 10:38
    препод Сегодня, 08:11 Да никакие они не дураки. Они защищают свое сытое существование. Имея научную пенсию + зарплату они живут не хуже тех, кто уезжает на заработки за кордон. Этот ихний словесный треп - это они так пытаются себя защитить, какие они мол герои. Абсолютное большинство научных пенсионеров, работающих у университетах, никуда не выезжало, разве что в Крым и возможно в Турцию, а в основном они на дачах.
    Патон цілком правильно вимагає від директорів інститутів НАНУ, щоби в НАН України заробітна плата наукових пенсіонерів була не за рахунок базового бюджетного фінансування, а з коштів спецфонду http://www.nbuv.gov.ua/portal/All/herald/2008-06/a2-n6.pdf .
    да, правильно 26 июня, 10:47
    но из каких средств платить пенсии работающим политикам? не из бюджета же. может из партийных фондов, раз им эти пенсионеры так дороги. Пусть Азарову, к примеру, пенсию ПР платит из своей кассы
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Мудрый ворон 26 июня, 10:25 Полностью согласен с утверждением "Читателя" что 1) С точки зрения ПР, т.е. нынешней власти - самое ценное в ВУЗах - это земля и здания. 2) Преподаватели однозначно профессиональней чем менты и проблем в образовании куда меньше чем в милиции и других службах Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Читатель 26 июня, 10:22
    Брасидке Сегодня, 09:08 Вы уже неоднократно писали и все хорошо поняли вашу идею или основную мысль о том, что пенсионеры-преподаватели лучше воров, и т.д....
    Полностью согласен с утверждением Брасида, что : 1) преподаватели-взяточники лучше ментов-садистов, 2) самое ценное в ВУЗАх - здания и земля.
    Guestnew 26 июня, 13:39
    Ментов-садистов готовят к "подвигам" преподаватели университетов внутренних дел !!! Так что, ничем они не лучше, много хуже, раз выдают таким дипломы !!!
    да, правильно 26 июня, 18:12
    в школе милиции просто звери, разогнать их надо
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Роман 26 июня, 03:38
    Anonymous Вчора, 12:20 "У молодых преподавателей и аспирантов масса возможностей получить зарубежные стипендии и гранты. Надо не лениться, а работать с энергией соответственной юному возрасту!" -- Для аспиранта с такой жизненной энергией не должно составить труда сдать TOEFL, укатить в европейский вуз и посвещать себя непосредственно аспирантским занятиям. Впрочем, судя по количеству выходцев из Украины даже на небольших конференциях, они так и поступают.
    Ну так вперед и флаг вам в руки! Вы думаете, что умнее нас, 40-50-летних, которые все это уже прошли? Во-первых, засуньте ваш тоефл глубоко в ... Во-вторых, "попробуйте укатить в европейский вуз" если вас не знают. А знать вас могут только (делаем здесь каузальный ряд): если а + б+ с = Ж!!! В-третьих, если вы уникум (бывают в природе и уроды, конечно) то вы на запад попадете точно. В четвертых, если вы очень хотите туда уехать - то уедете безусловно, при этом будете бегать с проекта на проект каждых 2-3 года и давать интервью в Украинской Правде как хорошо жить ученым на Западе (а к 50 годам у вас силенок хватит? Аборигены и те не выдерживают - знаете, плачут в жилетку, нет постоянного профессорства, ездим каждый год из ун-та в ун-т). Нет, ну вы, конечно, "вчёный" мирового уровня, не чета этим бездарным прфессоришкам-аборигенам и такого с вами не произойдет никогда. Вперед за нобелевскими миллионами! В пятых, что-то припоминается мне в пору моих "стипендиальных" поездок во всех этих "буржуазных" фондах было золотое правило - "пошлялся" по заграницам, научили тебя уму-разуму и возвращайся домой, чтобы нести "умную" буржуазную науку в свои ун-ты и акад. ин-ты (были, правда, и "невозвращенцы", как при Петре І - хитрые гаденыши, теперь нас поучают). Вот мы и возвращались домой к женам, детям, студентам, профессорам-пердунам. Нет, но вы же нас, дураков уже старых, продвинутее, креативнее, айфонутее и айпаднетее и нахрена (сорри!) вам связывать себя с какими-то моральными (придумали же долбанные философы) обязательствами. Вперед, воспитанники диснеевских мультиков!
    Роману 26 июня, 07:59
    Нужно определяться: ты или "40-50-летний", или "дурак уже старый"? Коридорный Голофастов еще и мораль "разводит"!
    препод 26 июня, 08:11
    Да никакие они не дураки. Они защищают свое сытое существование. Имея научную пенсию + зарплату они живут не хуже тех, кто уезжает на заработки за кордон. Этот ихний словесный треп - это они так пытаются себя защитить, какие они мол герои. Абсолютное большинство научных пенсионеров, работающих у университетах, никуда не выезжало, разве что в Крым и возможно в Турцию, а в основном они на дачах.
    Доцент 26 июня, 08:37
    никакой ты не препод, ты нанятая промокашка, бандитский пособник
    Брасид 26 июня, 08:36
    да, тролики - продажные журналюги, холуи бандитов или не менее продажные менты (воры, садисты и убийцы) говорят о морали, просто омерзительно. Абсолютное большинство преподавателей рады бы были выехать на конференции, только МОН не оплачивает их. А за свой счет ездить - весьма накладно, хотя приходиться. Мы же не вы, менты, Нифинти не имеем, нажитые на крови и страданиях людей. Так что не вам тут указывать. Мне вот интересно другое - почему ЗН не удаляет явное вранье от троликов? Неужели в деле?
    Брасидке 26 июня, 09:08
    Вы уже неоднократно писали и все хорошо поняли вашу идею или основную мысль о том, что пенсионеры-преподаватели лучше воров, и т.д....
    Брасид-шарикову 26 июня, 09:24
    так и ты уже неоднократно писал что все беды страны от пенсионеров... мы все хорошо поняли вашу основную идею
    Роман 26 июня, 16:11
    А что новый ник себе так и не придумал. Ну да, мозги то ведь как у Шарикова вот и трудно разобраться гду "я" и "мы"
    CS 26 июня, 09:03
    От Вашего "напора" и богатой лексики кто угодно потеряет дар речи:)) Сидите и до первых петухов как два истеричных тинейджера строчите всякую ерунду друг другу. Вы об этике что-нибудь слышали, господа, договорившиеся причислять себя к интеллектуальной элите? Как же Вы со студентами общаетесь? Маменьки абитуриентов почитают всё это и не пустят своих чад в лучшие ВУЗы страны. Марку необходимо держать даже при анонимном общении, коллеги!
    Брасид 26 июня, 09:13
    Сидим и днями и ночами за компом так как работаем. Пока программа считает - заняться нечем. Ну а к стилю общения цепляться не надо, шлепперами или козлами мы оппонентов не называем. В отличие от куда более элитарных особ и национальных лидеров :))
    CS 26 июня, 09:26
    Брасид 26 июня, 09:32
    Нет, не хлеб, а научная работа - основная и единственная :))
    Брасидка 26 июня, 13:59
    А ты еще и фантазер. Раньше писал, что в математику в лицее преподаешь и еще теор. мех. в авиационном. Поэтому, как я полагаю, никакой ты не программист и на компе ничего не считаешь. А теперь выясняется, что ты еще и ученый.
    Брасид-шарикову 26 июня, 15:07
    такие смешные фантазии :)) ой убогие тролики, ой убогие... где ж вас нашли то таких дурачков?
    Роман 26 июня, 16:08
    Лексика как раз под стать общения с троллями, продажными журналюгами и ментами.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Брасид 26 июня, 01:08 Кто есть кто мы уже определились :)) С одной стороны - представители профессорско-преподавательского состава ВУЗов, а с другой - тролики, цель которых - обгадить высшее образование и науку. Ну а поскольку реально предъявить им нечего, им остается только лгать, оскорблять и писать глупости про пенсии, зарплаты, бутылки газировки и т.п. Цель их лично мне понятна - готовят почву под закрытие ВУЗов и разгон НАНУ (для последующего присвоения недвижимости сами знаем кем). Есть другие версии? Можно сказать что действия этих подонков провалились - бредовость их заявлений очевидна всем, кто в теме, а наглость и хамство вызывают только отвращение. С чем я их и поздравляю. Результат их действия прямо противоположный.
    Роман 26 июня, 01:19
    Щас, размечтался (извините, что на ты) - будут гадить, пока не добьют окончательно.
    Брасид 26 июня, 01:27
    Не добьют :)) пусть гадят, чтоб все видели что это за фрукты
    Прохожий 26 июня, 01:20
    С одной стороны - представители профессорско-преподавательского состава ВУЗов - взяточники, которые избирают и поддерживают ректоров-ворюг. Представители профессорско-преподавательского состава ВУЗов у которых, как у Романа, выпускники работают кассирами в супермаркетах. Вот она профессорско-преподавательская профессура советско-шариковского происхождения.
    Брасид 26 июня, 01:36
    А кто с другой стороны? Менты, которые крышуют наркобизнес, похищают и избивают людей, безнаказанно убивают, занимаются пытками, вымогательством, взятками (гаишники :)) ), которые катаются пьяными по городам, сбивая насмерть людей и т.п. Или же журналисты без совести и чести, холуи бандитов, которые за 30 серебренников готовы оболгать любого и свою страну? Кто с другой стороны, раскрой тайну.
    Роман 26 июня, 01:38
    Вот он, типичный троллик. Я НИКОГДА И НИГДЕ НЕ ПИСАЛ, что мои бывшие выпускники работают кассирами в супермаркетах!!! ЛОЖЬ, ЧТОБЫ ОБГАДИТЬ ЛУЧШИЙ ВУЗ СТРАНЫ!! Студенты - да, могут работать где угодно, но выпускники КНУ..? МУЖИИИКИ!!! ГАДЯТ НА НАШУ ALMA MATER! ЗАБАНЬТЕ ЕГО, НО ТОЛЬКО МОРДУ НЕ БЕЙТЕ!
    Брасид 26 июня, 01:44
    А что плохого в работе кассиром в супермаркете? Кто-то работает там, другие - в других местах работают. Все ж лучше чем интернет-троллем работать :))
    Роман 26 июня, 02:21
    Нет, ну обидно, все-таки! Так брехать и перекручивать мои слова. 37-й год и вправду! Люди ж не все читают, а только последнее. Глядишь, и впрямь подумают, что выпускники КНУ только и годны, чтобы кассирами работать. А откуда депутаты, судьи, чиновники, академики с профессорами, министры, милиционеры и СБУшники (которые, конечно, не ездят на "инфинитях" и прочей нечести), Итишники (которые работают на всякие там Самсунги, ибм, нр и другие непонятные человечеству в родной отчизне абревиатуре (во закрутил?)), физики, химики, математики, биологи, лирики и долбанные всеми лирики, философы и историки, нищие учителя школ и такие же нищие библиотекари (Поплавок нынче крутой стал - все студенточки на Первом национальном вместе с ректором попкой крутят, чтобы культуру в селах поднимать)..? Ну да, это не они, конечно, за 180 лет создали это общество с его "бездарным", по мнению троллей, бывших комсомольских номунклатурщиков и бандитов. Нет уж, дулю вам, фак вам, шайзе вам и все нехорошие слова. Пусть неакадемические, но правильные.
    Брасидке и Романчику 26 июня, 08:04
    Коридарным Голофастовым обижаться не пристало. Судя по вашим комментариям нам всем уже понятно с кем имеем дело.
    Брасид 26 июня, 08:31
    Нам тоже понятно с кем имеем дело - либо продажные журналисты, холуи бандитов, либо менты - взяточники, садисты и убийцы. Так что не вам тут оскорблять ученых, тем более что вы полностью некомпетентны в теме.
    Брасид-Роману 26 июня, 08:44
    Как мы видим, идет кампания по дискредитации ВУЗов и НАНУ, значит нужно принимать меры, иначе эти шариковы все разрушат что еще осталось в стране.
    Брасидке 26 июня, 09:04
    Караул! На пенсионеров-преподавателей "наезжают", ой не, университеты хотят развалить! Никак нельзя трогать пенсионеров-преподавателей - это же покушение на основы украинского высшего образования. От таких основ грустно становится.
    Брасид 26 июня, 09:16
    Ну если уж говорить о пенсионерах, так надо быть последовательным, и не делать исключений. Надо отправить на пенсию Азарова для начала. Или "все животные равны, но некоторые более равны чем другие"?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 20 °C
Курс валют
USD 25.14
EUR 28.07